Скачать 103.65 Kb.
|
Тема урока: Соединения железа. Продолжительность – 45 минут, класс 9. Цель урока: создание условий для развития критического мышления, познавательного интереса, продуктивной деятельности обучающихся при изучении основных вопросов темы урока. Задачи урока: создать условия для восприятия материала темы урока, конкретизации теоретических и практических знаний о соединениях железа, выявления пробелов в ранее изученном материале; продолжить формировать исследовательские навыки работы с различными информационными источниками, совершенствовать технику осуществления химического эксперимента, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственную связь строения и свойств веществ; обеспечить формирование коммуникативных способностей учащихся через инициативное сотрудничество. Тип урока: изучение и закрепление знаний, осмысление связей и отношений в объектах изучения Форма организации учебной деятельности: развивающий урок с организацией беседы, самостоятельной, фронтальной и групповой работы, с элементами лабораторного практикума Методы обучения: частично- поискового, репродуктивно – исследовательского, проблемного характера. Дидактическое и техническое обеспечение к уроку: учебник «химия-9» О.С.Габриелян, инструкции по выполнению опытов, компьютерная презентация, карточки для рефлексии, карточки – задания для групп, тестовые листы, химическое оборудование и реактивы для работы групп. Структура урока. 1.Вступительное слово учителя. Работа по повышению мотивации изучения темы. Актуализация знаний и их совершенствование в ходе фронтальной работы под руководством учителя. 2.Изучение основного содержания темы через организацию продуктивной деятельности учащихся с поэтапным закреплением. Исследовательская работа в группах и обсуждение результатов. 3.Первичное выявление усвоения знаний в форме тестирования. 4.Домашнее задание. 5.Рефлексия. Содержание компьютерной презентации. 1.Вводный слайд «Соединения железа» 2.Кластер по теме «Железо» 3..Продолжи выражение. 3.Укажи конфигурацию атома железа. 4.Соотнеси конфигурацию с ионом железа. 5.Проверь себя. 6.Соли железа. 7.Качественная реакция на ионы железа. 8.Оксиды и гидроксиды железа. 9.Назови соединения железа. 10.Генетическая связь железа и его соединений. 11.Узнали на уроке. Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Приложение. Кластер. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Работа в парах по осуществлению лабораторного эксперимента. Лабораторные опыты по выполнению качественных реакций на ионы железа. I. Качественная реакция на ионы железа(+II). Взаимодействие гидроксида железа (II)с растворами кислот. 1) Выполните опыт: в пробирку прилейте 1мл раствора сульфата железа(II) и 1-2 мл раствора гидроксида натрия до выпадение осадка. Отметь цвет осадка. Сделайте вывод о способности растворимых солей железа (II), реагировать с щелочами. 2)Проверьте, растворяется ли осадок гидроксида железа (II) в растворе серной кислоты, прилив к осадку раствор серной кислоты. 3)Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и в ионном виде. II.Качественная реакция на ионы железа (III). Взаимодействие гидроксида железа (III)с растворами кислот. 1)Выполните опыт: в пробирку прилейте 1мл раствора хлорида железа (III) и 2-3 мл раствора гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте цвет осадка. Сделайте вывод о способности растворимых солей железа (III), реагировать с щелочами. 2)Проверьте, растворяется ли осадок гидроксида железа (III) в растворе соляной кислоты, прилив к осадку указанный раствор кислоты. 3)Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и в ионном виде. Демонстрационные опыты. I. Соли железа. 1. Демонстрация образцов солей железа: железного купороса, хлорида железа(III). Учащиеся отмечают А) агрегатное состояние; Б) цвет; В) растворимость солей в воде (сопоставляют данные с таблицей растворимости). II. Получение гидроксида железа (II) и изучение его свойств с точки зрения окислительно – восстановительных реакций. 1. Свежеполученный осадок гидроксида железа (II) разделим на две части. Одну оставим на воздухе, а к другой прильём раствор перекиси водорода – окислителя. Отметим происходящие явления. 2.Охарактеризуем устойчивость гидроксид железа (II). Составим уравнения реакции перехода гидроксида железа (II) в гидроксид железа (III) под действием: А) кислорода растворённого в воде; Б) пероксида водорода; III.Исследование способности взаимодействия свежеполученных осадков гидроксидов железа с щелочами. Установление характера гидроксидов. Формулирование выводов. Составление уравнений происходящих реакций. IV.Изучение способности гидроксидов железа разлагаться при нагревании. Формулирование выводов. Составление уравнений происходящих реакций. V. Исследование отношения оксидов железа к кислотам и щелочам. Установление характера оксидов. Формулирование выводов. Составление уравнений происходящих реакций. Тестовый лист по теме: “Железо и его соединения”. 1ВАРИАНТ. 1. Вещество, название которого сульфат железа(III), имеет формулу: а)FeS ; б) FeSO4; в)Fe2(SO3)3 ; г)Fe2(SO4)3; 2. В растворе одновременно не могут присутствовать ионы: а)Fe2+; б)Fe3+ и OH-; в)Fe3+ и Cl-; г)Fe2+ и NO3-; 3. При одинаковых условиях с большей скоростью произойдёт химическая реакция между раствором соляной кислоты и металлом: а) оловом; б) магнием; в) цинком; г) железом; 4. Во влажном воздухе железные предметы быстро покрываются ржавчиной, потому что железо: а) вступает в реакцию с углекислым газом; б) постепенно окисляется кислородом воздуха в присутствии воды; в) реагирует с азотом воздуха; г) покрывается твердой и плотной плёнкой оксида; 5. Простое вещество железо имеет кристаллическую решетку: а) атомную; б) молекулярную; в) металлическую; г) ионную. 2 ВАРИАНТ. 1. Вещество, название которого нитрат железа(III), имеет формулу: а) Fe(NO3)2; б) Fe(NO2)3; в) Fe3N2; г)Fe(NO3)3; 2. В растворе одновременно не могут присутствовать ионы: а)Fe2+ и NO3-; б)Fe2+и OH-; в)Fe2+ и Cl -; г)Fe2+ и SO4-2-; 3. При одинаковых условиях с большей скоростью произойдет химическая реакция между раствором серной кислоты и металлом: а) медью; б) железом; в) никелем; г) оловом . 4. Процессу ржавления железа на воздухе соответствует уравнение: а) 2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O б) 3Fe + 2O2 = Fe3O4 в) Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 +3H2O г) 4Fe + 3O2 + 6H2O = 4Fe(OH)3 5.В реакции взаимодействия железа с раствором сульфата меди(II) железо является: а) окислителем; б) восстановителем; в) окислителем и восстановителем? 3 ВАРИАНТ.
А) 1s22s22p63s2 Б) 1s22s22p63s23p63d64s2 В) 1s22s22p63s23p64S2 Г) 1s22s22p63s23p63d54s2
А) AL2О3 Б) Na2O В) p-рH2SO4 Г) СО2
А) Н2О Б) HCI В) Na2O Г) SiO2
А) Fe(NO2)3 Б) Fe(NO3)2 В) FeO Г) Fe(NO3)3 5. В чем растворяется Fe2O3? А) Н2О Б) p-р CuCl2 В) p-рHCI Г) p-рNaCI 4 ВАРИАНТ.
А) СI2 Б) S В) p-рHCI Г) HNO3 2. С какими из веществ прореагирует Fe(OH)2? А) О2 + Н2О Б) p-р NaCI В) p-р HCI Г) p-р NaOH
А) Fe2(SO3)3 Б) FeSO4 В) Fe2(SO4)3 Г) FeS
А) Н2О Б) p-рHCI В) p-рKNO3 Г) p-р KOH
А) CaCl2 В) ZnCl2 Б) СuCl2 Г) AlCl3 |