№ урокап/п
| № урока по теме
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Д/з
| Дата по плану
|
Глава I: «Человек и его мир».
|
1
| 1
| Введение. Тайна природы человека.
| комбинированный
| Вечная загадка-человек. Древние предания о сотворении человека. Индивидуальность, индивид, личность. Мировоззрение: научное, паранаучное, религиозное, гуманистическое, человеконенавистническое, революционное, консервативное, обыденное, самопознание. Народная мудрость. Деятельность человека. Виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Творчество. Структура деятельности.
| Знать понятия: толерантность, эмпатийность, индивидуальность, индивид, личность, мировоззрение: научное, паранаучное, религиозное, гуманистическое, человеконенавистническое, революционное, консервативное, обыденное, самопознание. народная мудрость, деятельность.
Уметь: характеризовать понятия, объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений; аргументировать ответ.
Называть признаки, показывающие различие понятий индивидуальность, индивид, личность.
| §1, термины
| сентябрь
|
2
| 2
| Мир эмоций и чувств. Темперамент и характер.
| комбинированный
| Чувства и эмоции человека. Дружба, любовь. Чувство страха. Мысль-проявление сущности человека. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Характер. Осознанное и бессознательное в человеке.
| Знать понятия: инстинкты, мысль, темперамент, характер, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Уметь определять тип темперамента; раскрывать социальные свойства человека; смысл понятий дружба и любовь; аргументировать ответ.
| §2, термины
|
|
3
| 3
| Потребности и способности.
| комбинированный
| Классификация потребностей. Потребности и выбор профессии. Способности и таланты. Человек в общении с другими людьми.
| Знать понятия: потребности, способности и таланты, гений, альтруизм, эгоцентризм.
Уметь: классифицировать потребности человека;
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §3, термины
|
|
4
| 4
| Мужское и женское начало. Возрастные этапы жизни.
| комбинированный
| Мужское и женское начало. Отношения между мужчиной и женщиной. Женщины и мужчины в современном обществе и их роли. Возрастные этапы жизни.
| Знать что представляет мужское и женское начало, возрастные этапы жизни.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §4, термины
|
|
5
| 5
| Здоровье-достояние человека и общества.
| комбинированный
| Ответственность человека за собственное здоровье. Слагаемые здорового образа жизни. Вредные привычки и их последствия. Наркомания.
| Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §5
|
|
6
| 6
| Смысл жизни человека.
| комбинированный
| Цели человеческой жизни. Воззрения на смысл жизни в истории человечества. Жизненная позиция.
| Знать понятия: фатализм, пессимизм, скептицизм, цинизм, оптимизм, конформизм, нонконформизм, компромисс.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §6
|
|
7
| 7
| Человек познает мир и себя.
| комбинированный
| Внутренний мир и мир вокруг человека. Мышление и речь. Задачи познания. Познание и его виды: чувственное и рациональное. Стадии чувственного и рационального познания. Границы человеческого познания.
| Знать понятия: мышление, речь, познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Уметь : называть отличия человека от других живых существ; разъяснять в чём состоит биосоциальное единство человека ; объяснять в чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §7
|
|
8
| 8
| Человек во времени и пространстве.
| комбинированный
| Человек и время. Календари и часы. Человек и пространство.
| Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §8
|
|
9
| 9
| Смысл свободы человека, ее границы. Единство свободы и ответственности.
| комбинированный
| Свобода и ее понимание людьми. Обязанности человека и гражданина. Любовь к Родине. Патриотизм. Выбор жизненного пути.
| Знать понятия: свобода, ответственность, патриотизм.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §9
|
|
10
| 10
| Человек и природа.
| комбинированный
| Окружающая среда. Место человека в окружающем мире. Взаимосвязь человека и природы. Природные факторы развития Российской цивилизации.
| Знать понятия: окружающая среда.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §10
|
|
11
| 11
| Повторительно-обобщающий урок по главе I: «Человек и его мир».
| комбинированный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал.
|
|
Глава II. Человек в мире людей.
|
12
| 1
| Общество – продукт и среда жизнедеятельности человека.
| изучение нового материала
| Общество и общение. Сферы общества. Способы взаимодействия людей в обществе. Общение.
| Знать понятия: общество, сферы общества, общение, коммуникабельность.
Уметь: приводить примеры различных видов деятельности человека; сравнивать такие виды, как игра, труд, познавательная деятельность. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §11, термины
|
|
13
| 2
| Структура общества, социальные роли человека.
| комбинированный
| Структура общества. Маргиналы и их место в обществе. Молодежь как современная группа. Особенности современного общества. Социальные роли, статус, мобильность, их виды.
| Знать понятия: социальная группа, социальное неравенство, сословие, класс, маргиналы, социальная роль, статус, мобильность.
Уметь: объяснять и характеризовать сущность социальной структуры;
– называть основные социальные нормы;
– сравнивать пути решения социальных конфликтов;
Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения; основные сферы общества;
уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;
– знать, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей;
– пояснять, каким образом принадлежность к классу оказывает влияние на жизнь людей;
– уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий
– выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.
| §12, схемы, таблицы
|
|
14
| 3
| Формирование лидерских качеств. Роль лидера в группе.
| комбинированный
| Природа лидерства. Престиж и его проявления. Лидерские качества. Стиль поведения лидера.
| Знать понятия: Лидер, престиж .
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §13. термины
|
|
15
| 4
| Конфликты и пути их разрешения.
| изучение нового материала
| Возникновение конфликтов. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Влияние конфликтов на жизнь людей.
| Знать понятия: конфликт.
Уметь: называть различные виды социальных конфликтов; Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §14, термины
|
|
16
| 5
| Этнос, народ, нация. Межнациональные отношения.
| изучение нового материала
| Понятие этнос, этнические группы. Народности и нации. Межнациональные отношения. Опасность национализма. Современные тенденции в развитии национальных отношений. История и традиции межнационального взаимодействия народов России. Национальная культура. Национальное самосознание.
| Знать понятия: этнос, народность, нации, национализм, апартеид, дискриминация, национальная культура, национальное самосознание.
Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения
о национальных проблемах.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §15, термины
|
|
17
| 6
| Роль семьи в жизни человека. Проблемы и перспективы развития семьи.
| комбинированный
| Истоки семьи и отношения в ней в разные эпохи. Семья и ее разновидности: нуклеарная, поколенная, патриархальная, партнерская. Значение и роль семьи в обществе. Проблемы развития семейных отношений. Семейные конфликты и пути их преодоления. Особенности семьи в современном обществе. Семья и государство. Отношения родителей и детей.
| Знать понятия: семья, брак.
Уметь: объяснять проблемы неполных семей –анализировать современную демографическую ситуацию в Российской Федерации. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §16, термины, схемы и таблицы
|
|
18
| 7
| Образование и наука в современном мире.
| изучение нового материала
| Школа. Развитие образования в России. Профильное обучение, ЕГЭ и ГИА. Наука и ее роль в современном обществе.
| Знать понятия: образование, наука.
Уметь: объяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; особенности правового статуса ученика современной школы;
- объяснять роль науки в современном обществе.
Уметь: называть тенденции в современном образовании; раскрывать функции образования; показать личностную и социальную значимость образования. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §17, схемы
|
|
19
| 8
| Искусство- важнейший элемент духовной культуры общества.
| комбинированный
| Назначение искусства. Виды искусства. Искусство и человек. Универсальное и уникальное в произведениях искусства.
| Знать понятия: искусство, художественный образ.
Уметь: анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §18, термины
|
|
20
| 9
| Религия в мире людей.
| изучение нового материала
| Религия и ее роль в жизни людей. Задачи религии в обществе. Ранние религиозные представления. Мировые религии. Национальные религии. Конфессиальный мир России.
| Знать понятия: религия, конфессии, христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Уметь: объяснять роль морали в жизни человека и общества; определять становление нравственного в человеке; знать особенности мировых религий, объяснять роль религий в современном мире. Понимать поликультурный современный мир, значимость и ценность диалога культур. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §19. Термины, схемы и таблицы
|
|
21
| 10
| Моральные нормы и их влияние на жизнь людей.
| изучение нового материала
| Правила и нормы поведения в обществе. Совесть и долг-внутренние регуляторы поведения. Добро и зло в жизни человека. «Золотое правило» в жизни людей.
| Знать понятия: мораль, совесть, долг, зло и добро.
Уметь: объяснять значение моральных норм в жизни людей; раскрывать различные значения понятия «добро»; характеризовать критерии морального поведения; соотносить понятия «добро» и «зло».
Уметь: оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения; аргументировать ответ.
| §20, термины, таблицы
|
|
22
| 11
| Повторительно-обобщающий урок по главе II «Человек в мире людей».
| комбинированный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал.
|
|
Глава III. Человек в потоке истории.
|
23
| 1
| История, ее смысл и цель.
| комбинированный
| История-знание о людях и времени. Осмысление учеными истории. Единое и многообразное в историческом процессе. Пути и формы общественного развития. Прогресс и регресс в истории человечества. Поиск смысла и цели истории.
| Знать понятия: исторический процесс, прогресс, регресс.
Уметь: называть в чём выражается эволюционный характер развития общества; объяснять какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция; сравнивать понятия революция и реформа; называть последствия глобализации. Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §21, термины, таблицы
|
|
24
| 2
| Человек-творец культуры и цивилизации.
| изучение нового материала
| Культура и цивилизация. Культура и ее составные элементы. Виды культуры: элитарная, народная, массовая. Цивилизация и история.
| Знать понятия: культура, цивилизация.
Уметь: называть виды культуры, приводить примеры духовной и материальной культуры;
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §22 термины, таблицы
|
|
25
| 3
| Россия на стыке эпох и цивилизаций.
| изучение нового материала
| Начала западные и восточные. Россия и Европа. Споры западников и славянофилов. Россия и мир в представлении современных ученых. Загадка русской души.
| Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §23 термины, таблицы
|
|
26
| 4
| Рождение современной цивилизации.
| комбинированный
| Что такое современная цивилизация? Компьютер-символ современной цивилизации. Черты информационного общества.
| Знать понятия: информационное общество, «всемирная паутина», клонирование.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| §24
|
|
27
| 5
| Повторительно-обобщающий урок по главе III «Человек в потоке истории».
| контрольный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал
|
|
Глава IV. Человек в глобальном мире.
|
28
| 1
| Глобальный мир и проблемы его развития.
| комбинированный
| Глобальные проблемы. Виды глобальных проблем. Опасности для окружающей среды. Демографические проблемы. Кризис культуры как глобальная проблема.
| Знать понятия: глобальные проблемы, экология, парниковый эффект, озоновые дыры, демография.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| § 25 термины, таблицы
|
|
29
| 2
| Войны в прошлом и настоящем.
| изучение нового материала
| Войны в истории человечества и России. Мыслители прошлого о войне и ее месте в человеческой жизни. Проблема войны и мира на современном этапе. Угроза современных войн.
| Знать понятия: война, пацифизм.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| § 26 термины, таблицы
|
|
30
| 3
| Пути решения общечеловеческих проблем.
| изучение нового материала
| Роль человека в мире. Преодоление экологического кризиса. Противодействие военной угрозе. Наука и ученые в борьбе за мир. «Римский клуб».
| Знать понятия: глобальные проблемы.
Уметь: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения.
| § 27 термины, таблицы
|
|
31
| 4
| Повторительно-обобщающий урок по главе IV «Человек в глобальном мире».
| контрольный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить термины, таблицы
|
|
32
| 5
| Итоговая контрольная работа. Тестирование.
| контрольный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал
|
|
33
| 6
| Работа над ошибками.
| комбинированный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал
|
|
34
| 7
| Итоговый урок.
| комбинированный
| Основные термины и положения раздела.
| Знать: Основные термины и положения раздела;
уметь анализировать;
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
| Повторить изученный материал
|
|