Скачать 140.41 Kb.
|
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся на уроках и во внеурочное времяПояснительная записка. Основная задача нашей школы - подготовка молодого человека к самостоятельной жизни. При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие достижения намеченных образовательных целей, реализации духовных ценностей и профессиональных приоритетов и при этом быть здоровым. Программа развития школы предполагает, что наиболее эффективным инструментом в решении поставленных задач является развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Для этого при обучении обучающихся я опираюсь на универсальные культуро - сообразные умения, которые можно разделить на познавательные, деятельные и коммуникативные. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Специфика расположения поселка Светлый такова, что территориально он находится недалеко от таких предприятий, как СКХ, ТНХК, ООО «Межениновская птицефабрика», ЗАО «Сибирская аграрная группа», Копыловский керамический завод, ж/д станции «Копылово». Соседство с этими предприятиями отрицательно влияет на экологическую обстановку, неблагоприятно сказывается на здоровье жителей поселка (заболевания органов дыхания, глаз, эндокринной системы, аллергические заболевания). 55% семей наших обучающихся являются малоимущими, 20% - социально незащищенными. Много семей не имеют постоянной прописки, снимают жилье. В некоторых семьях дети не получают полноценное питание, что приводит к заболеваниям органов пищеварения, зрения. Эти причины социального характера негативно влияют как на физическое, так и на психическое здоровье обучающихся. В связи с развитием информационных технологий значительно возросла компьютерная нагрузка. Дети часами сидят за компьютером дома, много времени проводят возле телевизора. Ухудшается зрение, дети жалуются на головные боли, усталость. Статичность позы приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Многие дети увлечены компьютерными играми, пропагандирующими насилие, жестокость. Эти игры травмируют психику ребенка. Большой процент заболеваний приходится на дошкольный возраст. В 2005-2006 учебном году 58% детей пришли в 1 класс с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, 48% детей имеют заболевания верхних дыхательных путей, 16% - заболевания органов зрения. На первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, кифозы, плоскостопия). Рекомендации: 1. На уроках физкультуры использовать комплекс лечебной физкультуры для укрепления мышечного корсета. 2. Следить за осанкой обучающихся во время уроков. 3. Проводить физминутки. На втором месте – заболевания органов дыхания (хронический тонзиллит, бронхиальная астма) Рекомендации: 1. Обучение техники самомассажа. 2. Закаливание. 3. Витаминотерапия. 4. Физиолечение. На третьем месте – заболевания органов зрения (миопия, косоглазие) Рекомендации: 1. Ежедневный комплекс гимнастики для глаз. 2. Консультации окулиста. 3. Соблюдение норм и правил работы за компьютером. Я выбрал для мониторинга те заболевания, на динамику показателей, здоровья которых могут влиять, педагогическая, психологическая, социальная и медицинская служба школы. Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата:
Причины заболеваний органов дыхания:
Причины заболеваний глаз:
Причины заболеваний нервной системы:
Причины заболеваний органов пищеварения:
Таблица 1. Мониторинг состояния здоровья обучающихся
Данные мониторинга состояния здоровья позволили выявить основные группы заболеваний обучающихся, установить причины этих заболеваний, отследить динамику показателей здоровья обучающихся во время пребывания в школе. Динамика распределения обучающихся школы по группам здоровья. Оценка состояния здоровья делается на момент осмотра. В зависимости от состояния здоровья, ставится «Группа здоровья». Все обучающиеся школы распределены на 4 группы. Группы здоровья формируются следующим образом: I – здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, II – дети, имеющие одно или несколько хронических заболеваний в стадии компенсации (вне обострения), III– дети, состоящие на диспансерном учете с какой-либо хронической патологией, протекающей с частыми обострениями, IV– дети-инвалиды. Оценку состояния здоровья на основании заключений врачей-специалистов, даёт педиатр. Динамика распределения обучающихся школы по группам здоровья (в % от общего количества обучающихся в школе)
За 2008-2009 год отмечен рост (на 1,2%) детей здоровых, не имеющих отклонений в соматике, физическом и психическом здоровье. IV группу здоровья имеют 6 человек (1.1%). Для детей и подростков основными составляющими элементами ЗОЖ (здорового образа жизни) являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение обучающимися образования происходит без ущерба для здоровья. Для того, чтобы достичь определённых целей, необходимо формирование здоровьесберегающей культуры педагогов Работа с педагогическим коллективом:
Эту программу я апробировал на 5 «Б» классе. Динамика распределения обучающихся 5 «Б» класса по группам здоровья. 2005-2006учебный год
Мною разработана система формирования здорового образа жизни В Воспитание культуры ЗОЖ Лечебно- профилактические мероприятия оспитание к ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ультуры ЖИЗНИ Оздоровительные мероприятия Работа с родителями Учебно- воспитательная работа Работа с педагогами Воспитание культуры ЗОЖ Передо мной стоят задачи воспитания культуры здорового образа жизни, в неё входят:
Для того, чтобы воплотить в жизнь эти задачи мне необходимы помощники. Работа с родителями Во - первых, я собрал родителей и объяснил полезность здоровьесберегающих технологий проводимых на уроках и во внеурочное время. После одобрения, я предоставил план работы с родителями на период проведения эксперимента. Мы провели:
«Проведение вечерних прогулок», «Как правильно проводить закаливание» Родителям выдана полная информация о развитии ребёнка. Организовал консультационную службу «Семья». Выдал комплект лечебно – профилактических и оздоровительных мероприятий:
Реабилитационные мероприятия;
ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Обучение детей 1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
3. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей:
для лечения простудных заболеваний:
при желудочно – кишечных заболеваниях:
для снятия нервного напряжения усталости:
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Внедрение новых технологий При построении уроков учитываю такие требования: Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать нормам: а) виды учебной деятельности на уровне -4-7. Однообразность урока способствует утомлению школьников; б) средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности-7-10 минут; в) количество видов преподавания - не менее трёх. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут; г) на урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; д) на уроке должна присутствовать смена тела учащихся, которые соответствовали бы видам работы; е) должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторения каждого; ё) в урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; ж) наличие мотивации учебной деятельности: Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод; Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Помнить, что на состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. На своих уроках использую следующее:
первоклассников;
|