Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер111.15 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
И.С.Бурлакова,

МОУ СОШ № 15, г. Иваново
Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
Конспект урока с компьютерной поддержкой. 10-й класс
На уроке ученики, работая на компьютере, проводят эксперимент, выполняют тестовые задания. Некоторые задания при объяснении и закреплении проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора.

Компьютерная поддержка позволяет повысить активность работы учащихся: вместо пассивного усвоения информации они начинают добывать её самостоятельно; получать более точные и наглядные результаты опыта, повышает интерес к изучению физических явлений.

Задачи урока: получить формулу для расчёта сопротивления, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, самостоятельно проводить эксперимент и делать выводы по его результатам, повысить интерес к изучению физических явлений.

Цели урока: выяснить, от каких параметров зависит сопротивление проводника; вывести формулу для расчёта сопротивления и научиться использовать её при решении задач; развивать память, умение сравнивать, обобщать, анализировать, выполнять эксперимент и делать выводы по его результатам; воспитывать информационную культуру и умение работать в группе.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, слайды; программа «Конструктор» для выполнения фронтального эксперимента - на CD-ROM - приложении к методическому пособию «Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» (Н.Д.Угринович, В.В.Морозов, В.М.Нечаев – М., БИНОМ, лаборатория Знаний, 2002).
Место проведения: кабинет информатики.

Подготовка к уроку: класс заранее разбивается на группы.
Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся по теме «Закон Ома для участка цепи» (20 мин)

Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Законы постоянного тока».
На экране появляется слайд № 1 с эпиграфом урока

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг...

А.С.Пушкин.
Вы прочитали эпиграф урока Он неслучаен. Вам известно, что учёные-физики все теоретические гипотезы проверяют многочисленными опытами. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу. Вот и вы сегодня выступите в роли физиков-экспериментаторов. Но прежде вы должны подтвердить свою теоретическую подготовку, ответив на вопросы теста.
Ученики занимают места у компьютеров и отвечают на вопросы теста 1. Компьютер выдаёт оценку.
Слайд № 2: Тест 1

1. Электрическим током называется:

а) движение электронов по проводнику:

б) упорядоченное движение электронов по проводнику;

в) движение электрических зарядов по проводнику;

г) упорядоченное движение электрических зарядов по проводнику.
2. В каких единицах выражается сила тока?

а) В амперах;

б) в вольтах;

в) в джоулях;

г) в ваттах.
3. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какой будет сила тока при напряжении 12 В?

а) 1 А;

б) 2 А;

в) 3 А;

г) 9 А.
4. По данным, приведённым на рисунке (рисунок не приведен. - Ред.), вычислите показания вольтметра.

а) 0,5 В, б) 110 В, в) 440 В, в) 1100 В.
5. Что такое сопротивление?

а) Это собственное свойство проводника;

б) это величина, которая зависит от силы тока и напряжения;

в) это величина, которая определяется по формуле = U/I;

г) это собственное свойство проводника, которое не зависит ни от силы тока, ни от напряжения.
Учитель. Сопротивление проводника представляет собой как бы меру противодействия проводника электрическому току. С помощью закона Ома сопротивление можно определить по формуле R = U/I. Но ни от силы тока, ни от напряжения оно не зависит. Ваша задача сейчас будет одни гипотезы подтвердить, другие отклонить. Займите место у компьютеров и откройте программу «Электронный конструктор».
2. Основной этап. Выполнение фронтального эксперимента (20 мин)

Задание. Собрав цепь по рисунку, приступайте к выполнению своего задания.
На экране поочерёдно появляются слайды 3–5 с заданиями для групп.
Слайд № 3. Задание 1 группе

Проверьте зависимость сопротивления от длины проводника. Результаты занесите в таблицу.




S, мм2

L, м

I, А

U, В

R, Ом

1

0,1

10










2




20










3




30










4




40










5




50











Вещество медь



Слайд № 4. Задание 2 группе

Проверьте зависимость сопротивления от площади поперечного сечения.

Результаты занесите в таблицу:




S, мм2

L, м

I, А

U, В

R, Ом

1

10

0,1










2




0,3










3




0,5










4




0,7










5




1











Вещество медь



Слайд № 5. Задание 3 группе

Проверьте зависимость сопротивления проводника от рода вещества.

Результаты занесите в таблицу:


Вещество

I, А

U, В

R, Ом

Медь










Никель










Нихром










Серебро










Цинк











L = 10 м, S = 0,1 мм2


Учитель (после завершения фронтального эксперимента). Прошу завершить работу и доложить о полученных результатах (20 мин)

Ученик (представитель 1 группы). Мы исследовали зависимость сопротивления медного провода сечением 0,1 мм2 от длины проводника, меняя длину проводника с шагом 10 м.
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают этот вывод: R ~ L.
Учитель. А теперь слово представителю 2 группы.

Ученик. А мы исследовали зависимость медного проводника длиной 10 м от площади поперечного сечения и заметили, что при увеличении площади сечения сопротивление, наоборот, уменьшается.
На доске и в тетрадях учеников появляется запись: R ~ L/S.
Ученик 3 группы. Мы не меняли геометрические размеры проводников, а исследовали проводники из разных материалов – медь, никель, нихром, серебро и цинк. Результат такой: несмотря на одинаковые геометрические размеры, сопротивление всех проводников оказалось различным. Таким образом, мы сделали вывод, что сопротивление проводника зависит от рода материала, из которого он изготовлен.
Учитель и ученики записывают: «зависит от рода вещества».
Учитель. А теперь подведём общий итог: Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и рода вещества можно записать в виде формулы R = L/S, где L – длина проводника, S – площадь поперечного сечения,  – величина, зависящая от рода вещества его состояния (от температуры, в первую очередь).

Величину  называют удельным сопротивлением проводника. Удельное сопротивление численно равно сопротивлению проводника, имеющего форму куба с ребром 1 м, если ток направлен вдоль нормали к двум противоположным граням куба. Единицей удельного сопротивления является 1 Ом • м. Она устанавливается на основании формулы R = L/S. Дава йте докажем это (к доске выходит желающий).
 = R • S/L; [] = Ом • м2/м = Ом • м.
Диэлектрики обладают очень большим сопротивлением. В справочных таблицах приводятся значения некоторых веществ.
3. Закрепление.
Слайд № 6.

А) Проанализируйте формулу для расчёта сопротивления проводника.

Б) Что такое удельное сопротивление проводника?

В) В каких единицах выражается удельное сопротивление?

Г) Найдите в таблице удельное сопротивление меди, цинка, серебра, алюминия и никелина. Какой из этих материалов, по-вашему, целесообразно использовать для линий электропередач? Почему?
Слайд № 7: задачи

1. Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 15 м и сечением 1 мм2. Определите сопротивление реостата.

2. Реостат изготовлен из нихромовой проволоки длиной 10 м и сечением 0,55 мм2. Если через полностью введённый реостат идёт ток силой 0,6 А, чему равно напряжение на его зажимах?

3. Какого сечения нужно взять алюминиевую проволоку, чтобы сопротивление её было такое же, как у медной проволоки с площадью сечения 2 мм2? Длины обеих проволок одинаковые.
Проверочное тестирование по материалу урока (10 мин)

Ученики занимают место у компьютеров.
Слайд № 8. Тест № 2

1. От чего зависит сопротивление проводника?

а) от длины и площади сечения проводника;

б) от рода вещества;

в) от силы тока и напряжения;

г) от длины, площади сечения и рода вещества.
2. Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом • мм2/м. Это значит, что никелиновый проводник длиной:

а) 0,4 м и площадью свечения 1 мм2 имеет сопротивление 1 Ом;

б) 1 м и площадью сечения 0,4 мм2 имеет сопротивление 1 Ом.
3. Формула для расчёта сопротивления имеет вид:

а)  • S/L;

б)  •  L;

в)  • L/S;

г S/.
4. Имеется проводник сопротивлением 10 Ом. Как из него сделать проводник сопротивлением 5 Ом?

а) отрезать половину;

б) сложить вдвое;

в) сложить вчетверо;

г) отрезать четверть проводника.
5. Площадь сечения одного из проводников 2,5 мм2, а другого 10 мм2. Они сделаны из одинакового материала и имеют одинаковую длину. У какого из них сопротивление меньше и во сколько раз?

а) у второго, меньше в 4 раза;

б) у второго, меньше в 2 раза;

в) у второго, меньше в 25 раз;

г) у второго, больше в 4 раза.
6. Для изготовления спиралей для электроплиток используют проводники с большим удельным сопротивлением. Какой проводник пригоден для этого?

а) медный;

б) алюминиевый;

в) никелиновый;

г) стальной.
7. Как изменится сопротивление проводника, если напряжение на его концах увеличить в 2 раза?

а) увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) никак не изменится;

г) в задаче недостаточно данных, чтобы ответить на вопрос.
Компьютер ставит оценку. Учитель проводит повторное тестирование с комментированием на экране.
4. Комментированное домашнее задание. Ф-10 106, упр. 19 (2). Ст. № 962. (Учебник не указан. – Ред.)

Учитель благодарит учеников за работу на уроке 5 мин.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск