Скачать 139.54 Kb.
|
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянское, Томской области Урок – проект по литературному чтению разработала учитель начальных классов МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Мельникова Оксана Витальевна, высшая квалификационная категория. 2012 Зырянское «КАК ЗАГАДКУ СОЧИНИТЬ?» Урок литературного чтения. 2 класс, программа «Перспективная начальная школа». Тип урока – урок-проект. Тип проекта: По деятельности учащихся - творческий проект; По комплексности - монопроект; По характеру контактов - внутриклассный; По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся; По доминирующей деятельности уч-ся - практико-ориентированный проект; По продолжительности - краткосрочный. Образовательные цели: помочь учащимся в определении понятия “загадка”, закрепить умение выделять у объекта состав и признаки; закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки; формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности. Развивающие цели: развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции. Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь. Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; Ход урока Организационный момент и тема урока. (столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 5 человек, дети рассаживаются по желанию) У нас с вами сегодня будет немного необычный урок чтения – я предлагаю вам на уроке поиграть. Кто из вас любит играть?( поднимают руки) А играть мы с вами будем в загадки. I. На прошлом уроке вы учились составлять загадки. Давайте напомним себе, что для этого надо знать? КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ? СОСТАВ – НА ЧТО ПОХОЖЕ. ДЕЙСТВИЯ – КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ А зачем нужны загадки? И нужны ли? (ответы детей) У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу. Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам? II. РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ. Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы.
Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей). СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ. Какие роли непонятны? (редактор). РЕДАКТОР — ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ. Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор — человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики. То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их. Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта) ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА - ПОМОГАЕТ РЕДАКТОРУ И ОФОРМИТЕЛЯМ, ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ. Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел) Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ. Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка. Что станет продуктом вашего проекта? (загадки) (УЧАЩИЕСЯ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ В ГРУППЕ) Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.
ЭСКИЗ — БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА. Теперь давайте распределим темы загадок. (ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.) 1)- школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.) 2)- растения (фрукты, овощи, цветы, деревья) 3)-домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай) 4)-мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло) Повторение алгоритма работы. 1. Поиск информации. 2. Продукт 3. Защита проекта. ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.
Учащиеся в группах приступают к работе над своими проектами. Каждая группа, после разработки и оформление своей загадки по очереди защищает свой проект. Вот какие загадки получились у детей: 1 группа: загадка о пенале. Это домик для школьных вещей – маленький, в портфеле. 2 группа: загадка о лиственнице. Имеет иголки, а на Новый год не зовут. 3 группа: загадка о кошке. Мягкая пушистая, с ушками. с усами, с хвостом.- как подушка. 4 группа: загадка о столе. С ногами, а не ходит. Не ест, а других кормит. Все загадки были освещены защитниками групп. Учащиеся с интересом отгадывали загадки своих одноклассников. Жюри оценивало работу групп. III. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту). По окончании защиты проектов. дети проанализировали свою работу по оценочной шкале: Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они подчёркивают то, что считают нужным): Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным Оценка жюри по оценочным листам проекта. Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта: Оценочный лист проекта: Группа №__ Тема проекта “Загадка о …”
После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы: Достигли цели? Что нового узнали? Чему мы научились? Понравился проект? Что получилось лучше всего? Что бы сделали по - другому? Хотели бы участвовать ещё в проектах? Ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов! РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ. СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ. Памятка для работы над проектом.
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2.Прочитай загадку. 3.Вам понравилось работать? 4.Что было трудным. 5.Чья это была идея (кто был самый активный) 6.Кому бы вы хотели показать ваш продукт. ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2.Прочитай загадку. 3.Вам понравилось работать? 4.Что было трудным. 5.Чья это была идея (кто был самый активный) 6.Кому бы вы хотели показать ваш продукт. ________________________________________________________________________ ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2.Прочитай загадку. 3.Вам понравилось работать? 4.Что было трудным. 5.Чья это была идея (кто был самый активный) 6.Кому бы вы хотели показать ваш продукт. ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2.Прочитай загадку. 3.Вам понравилось работать? 4.Что было трудным. 5.Чья это была идея (кто был самый активный) 6.Кому бы вы хотели показать ваш продукт. Оценочный лист проекта: Группа №__ Тема проекта “Загадка о …”
Группа №__ Тема проекта “Загадка о …”
Группа №__ Тема проекта “Загадка о …”
Группа №__ Тема проекта “Загадка о …”
|