Скачать 236.06 Kb.
|
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе. Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ. * Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. * Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе. * Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований. * Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса. * Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу. * Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Литература Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с Элементы инновационных технологий на уроках и во внеклассной деятельности В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача учителя состоит в изменении условий обучения таким образом, чтобы большинство школьников учились на основе усиливающихся познавательных интересов, и лишь по отношению к меньшей части из них, и то как исключение, требовались бы меры побуждения. Повышение качества образования напрямую зависит от того, какие педагогические технологии в своей работе использует учитель. Технологии личностно ориентированного обучения, на мой взгляд, в полной мере соответствуют современным требованиям. Профессиональная позиция учителя состоит в том, чтобы уважительно относиться к любому осмысленному высказыванию ученика по обсуждаемой теме. Нужно продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала уже имеется в субъективном опыте учащихся. При этом обсуждать версии детей необходимо в равноправном диалоге. Выделять и поддерживать те из них, которые соответствуют теме урока, задачам и целям обучения. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываться по обсуждаемой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты. При проведении урока необходимо учитывать не только личностные особенности, но и особенности межгруппового взаимодействия, предвосхищать возможные изменения в организации коллективной работы класса, корректировать их по ходу урока. К личностно ориентированным технологиям относят технологии разноуровневого обучения, модульного обучения, коллективного взаимообучения (например, коллективные способы обучения), интегральные технологии (например, проектное обучение), новые информационные технологии. В своей практике я широко использую технологию разноуровневого обучения. Авторы этой технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. В связи с этим были изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. В результате выделены следующие категории обучаемых: • малоспособные (5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; • талантливые (5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; • учащиеся, составляющие большинство (90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Совершенствование образования в традиционной школе понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. В 1950–1960 гг. в учебном плане было 14 учебных дисциплин, сейчас их более 20. Усложняются программы. Ученики сориентированы на максимальный уровень усвоения содержания предметов без учета их индивидуальности. Но ведь еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. В качестве основных принципов педагогической технологии разноуровневого обучения были выбраны следующие: • всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятие не своим делом; • взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это «лучше» нужно искать; • неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Образовательная интегральная технология сочетает личностно деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Примером интегральных технологий является проектное обучение. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть независимыми при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи" (8-й класс) Круглова Ольга Михайловна, учитель Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Цели урока:
Оборудование к уроку:
Ход урока 1.Вступительное слово учителя. 2. Повторение пройденного материала. 3. Изучение нового материала:
1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! На этом уроке вы должны показать мне, а себе доказать, что вы готовы к покорению вершин огромного мира электрических явлений. У меня в руках телеграмма. От кого? Неизвестно. Читаю её содержимое “О почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Я попал в беду! Помогите мне. А я помогу вам постичь тайну, которая откроет дверь в чудесный электрических явлений”. Ну что, ребята, вы готовы идти на помощь пострадавшему? Тогда вперед! Но путь поиска подскажет вам ряд заданий, которые вы должны выполнить. Перед вами оценочный лист учащегося. В него вы будете вносить баллы за выполненные задания. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ Фамилия: Имя:
Итак, первое задание- творческое. I ряд. Перед вами карточка с рисунками: два из них относятся к роду электрических явлений, а один из них третий лишний. Вы должны выбрать, какой из них третий лишний. Почему? Но в одном из оставшемся рисунке есть ошибки, исправьте их.< Рисунок 1 > Рисунок 1 . II ряд. Из кубиков соберите формулы физических величин, характеризующих любую физическую цепь и дайте им определение.(Сила тока, сопротивление, напряжение). III ряд. Перед вами физическое лото. На маленьких карточках написаны определения. Если они соответствуют рисунку, изображенному на большой карточке, то вы их на неё накладываете. Рисунок 2. Затем проводится проверка и выставление баллов в оценочный лист. Итак, ребята, с первым задание справились. Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить тестовое задание. Перед вами тесты разного уровня сложности. Каждый из вас выберет тест своего уровня. Приложение А теперь давайте проверим правильность выполнения задания. (Открываю ключевые слова. Оценка “3”- ЗВОНОК, Оценка “4” -ПРОТОН, оценка “5” - ВОЛЬТА. Далее провожу работу со словами дешифрантами, т.е спрашиваю, что означает каждое слово). Молодцы справились и с этим заданием. Теперь выставьте баллы в свой оценочный лист. Ребята, кто же послал сигналы SOS в нашей телеграмме? Кому мы должны помочь? Здесь вам поможет загадка-шутка. Перед вами портреты трёх ученых физиков. Один из них закрыт. Вы по двум другим должны отгадать, чей же этот портрет. Именно о нем, о его труде и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Но в этой загадке есть небольшая неточность. Найдите её.(Ом = Вольта: Ампер.) Открываю портрет Ома. Именно он и откроет нам тайну в мир электрических явлений. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Закон Ома для участка цепи”. Вы наверное обратили внимание, что портреты ученых соответствуют единицам измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления. Вот мы и должны выяснить с вами, а как же связаны между собой эти величины, какое практическое значение имеет закон Ома. Но сначала давайте узнаем, а как же Ом открыл свой закон? (рассказываю об истории открытия закона). Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, нужно обратиться к опыту. Запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными. Сначала рассмотрим как зависит сила тока от сопротивления. Перед вами собрана электрическая цепь, в которую включены приборы (я показываю им прибор, а они мне называют его). Напряжение на концах проводника всегда поддерживается постоянным. Для этого следим за показанием вольтметра. (Демонстрирую опыт, показания приборов фиксирую в таблице). Ребята, обратите внимание на значения величин, изображенных в таблице.
Какой отсюда следует вывод? А теперь посмотрите на график. Какую зависимость он показывает? Рисунок 3. Итак, ребята, обобщая результаты опытов, приходим к выводу: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника. А теперь давайте проверим как связаны между собой сила тока и напряжение. Снова обратимся к опыту. Чтобы установить зависимость этих величин, сопротивление должно оставаться неизменным. (Демонстрирую опыт). Давай посмотрим, как изменяется сила тока при изменение напряжения.(Работа с таблицей и графиком).
Рисунок 4. Какой отсюда следует вывод? Обобщая результаты этого опыта, приходим к выводу: сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи называется законом Ома по имени немецкого ученого Ома, открывшего это закон. А читается он так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: Взаимосвязь величин в законе Ома вложена в смысл стихотворения, которое я сочинила для вас: Ом Георг зовут меня Я физик без сомнения Я открыл закон, друзья, Всемирного значения. Если хочешь на участке Напряженье знать, Должен силу тока ты Умело измерять. Если ток в нем возрастает То тотчас без сомнения, Вверх пойдет расти, друзья, Тоже напряжение. Ну а если сила тока Начинает падать вниз Это значит, что сопротивленье Показало свой каприз. Если сила стала меньше То сопротивленье вдруг Резко буде повышаться Ты запомни это, друг. Ребята, а сейчас давайте попытаемся применить знания этого закона на практике. Практические задания
Затем провожу проверку задания и ребята выставляют баллы в оценочный лист. Подведение итогов Ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока. Какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными? А сейчас поставьте итоговое количество баллов в свой оценочный лист. Согласно него я выставлю оценку за этот урок . А теперь запишите домашнее задание ( задание дифференцированное). Урок окончен. Всем спасибо. |