Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано»
Руководитель ПО
_________ Г.В. Жукова Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.
| «Согласовано»
Методический совет
_____________ С.А. Телятникова. «____»____________2011 г.
| «Утверждено»
Директор школы
_____________О.Б. Титова Приказ № ___ от «__»_____2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Информатика и ИКТ»
на 2011-2012 годы
для 11 класса
Составитель:
Тютерев Сергей Александрович.
учитель информатики 1
квалификационной категории
с. Светлое 2011год
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ,
Пояснительная записка Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 75℅ часов остальные 25℅ на школьном уровне .
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11. Учебник для 11 классов. – М.: БИНОМ, 2011;
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2010;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2004, 2005;
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004, 2005.
Практические работы могут быть выполнены в различных операционных системах (Windows, Linux и Mac OS). Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-CD.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.
Возможно выполнение практических работ на факультативах по информатике.
. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Основные цели курса:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Освоение системы знаний составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Выработка навыков применения средствами ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в чебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
> определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
> объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
> решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
> применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
> умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
> поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;
> выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
> участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
> использование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
> владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Компьютерный практикум входит в состав учебного и программно-методического комплекса по информатике и информационным технологиям:
Практикум ориентирован на работу в среде операционной системы Windows и Linux. Примеры пошагового выполнения практических заданий и разработки проектов обозначаются значком : и указаны в учебниках в каждой теме.
Практикум по информатике и информационным технологиям, программная и методическая поддержка курса. Электронный учебник на CD;
Планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне – 11 класс 35 часов.
Раздел, количество часов
| Тема и номер урока
| Цель урока
| Способы
Деятельности самостоятельная (практическая) работа учащихся на уроке
| Требования
к уровню подготовки (учащийся должен знать, уметь)
| Домашнее
задание
| дата
| Глава 1 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (10 часов)
| Урок 1 История развития вычислительной техники
| Иметь представление о истории развития вычислительной техники
| Компьютерная презентация, : плакаты, Практическая работа №1.1 Виртуальные компьютерные музеи
| Знать историю развития вычислительной технике.
| §1.1
|
| Урок 2 Архитектура персонального компьютера
| Знать, что понимается под архитектурой компьютерной системы, состав типовой структуры компьютера
| Компьютерная презентация, : плакаты, компьютер Практическая работа № 1.2 Сведения об архитектуре компьютера
| Знать, что понимается под архитектурой компьютерной системы. Знать основные принципы построения ЭВМ по фон Нейману. Знать структуру компьютера
| §1.2
|
| Тема: Операционные системы. Урок 3 Основные характеристики операционных систем
| Знать классификацию операционных систем. Основные виды и особенности операционных систем
| Компьютерная презентация, : компьютер ОС, Практическая работа № 1.3 сведения о логических разделах дисков
| Знать классификацию операционных систем.
| §1.3. 1.3.1-
|
| Урок 4 операционная система Windows
| Знать особенности операционной системы Windows Уметь оперировать с файлами и папками с графическим интерфейсом
| Компьютерная презентация, : плакаты, компьютер ОС, практическая работа № 1.4 Значки, ярлыки на рабочем столе
| Знать особенности операционной системы Windows. Уметь оперировать с файлами и каталогами в MS DOS
| §1.3.2
|
| Урок 5 операционная система Linux
| Знать особенности операционной системы Linux. Иметь представление о системном администрировании
| Компьютерная презентация, : компьютер ОС, Практическая работа №1.5-1.6.Настройка графического интерфейса, установка пакетов
| Знать особенности и назначение операционной системы для серверов
| §1.3.3
|
| Тема: Защита от несанкционированного доступа к информации Урок 6 Защита с использованием паролей
| Знать способы защиты информации от несанкционированного доступа. С использованием паролей,
| Компьютерная презентация, : компьютер практическая работа № 1.7 биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
| Уметь защищать информации от несанкционированного доступа. С использованием паролей,
| §1.4.1
|
| Урок 7 Биометрические системы защиты
| Знать способы защиты информации от несанкционированного доступа. С использованием биометрической системы защиты
| Компьютерная презентация, : компьютер ОС, практическая работа № 1.7 биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
| Уметь защищать информации от несанкционированного доступа. С использованием биометрической системы защиты
| §1.4.2
|
| Урок 8 Физическая защита данных на дисках
| Знать способы защиты информации на съемных носителях
| Компьютерная презентация, : компьютер
| Уметь защищать информации на съемных носителях
| §1.5
|
| Тема: Защита от вредоносных программ. Урок 9 Вредоносные и антивирусные программы
| Уметь осуществлять защиту информации в компьютерных сетях
| Компьютерная презентация, : плакаты, компьютер практическая работа № 1.8 Защита от компьютерных вирусов
| Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов, классификацию компьютерных вирусов и принципы их распространения
| §1.6-1.6.1
|
| Урок 10 Компьютерные вирусы и защита от них.
| Виды антивирусных программ и принципы их работы Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщения
| Компьютерная презентация, : компьютер практическая работа № 1.8 Защита от компьютерных вирусов
| Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщения
| §1.6.2
|
|
| Урок 11 Сетевые черви и защита от них
| Принципы работы сетевых червей и защита от них
| компьютер практическая работа № 1.9 Защита от сетевых червей
| Уметь осуществлять защиту информации от сетевых червей
| 1.6.3
|
|
| Урок 12 Троянские программы и защита от них
| История создания троянских программ, принципы их работы и защита от них
| : компьютер практическая работа № 1.10 Защита от троянских программ
| Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов, классификацию компьютерных вирусов и принципы их распространения и способы защиты
| 1.6.4
|
|
| Урок 13 Хакерские утилиты и защита от них
| Знать принципы работы хакерских утилит и защиту от них
| : компьютер практическая работа № 1.11 Защита от хакерских атак
| Уметь защищаться от хакерских утилит
| 1.6.5
|
|
|
Раздел, количество часов
| Тема и номер урока
| Цель урока
| Способы
Деятельности самостоятельная (практическая) работа учащихся на уроке
| Требования
к уровню подготовки (учащийся должен знать, уметь)
| Домашнее
задание
| дата
| Глава 2 Моделирование и формалищзация
| Урок14 Моделирование как метод познания
| Иметь представление о моделировании, прогнозировании, проектировании в человеческой деятельности
| Компьютерная презентация, : плакаты
| Уметь представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей
| §2.1
|
| Урок 15 Системный подход к моделированию
| Иметь представление о моделировании, прогнозировании, проектировании в человеческой деятельности
| Компьютерная презентация, : плакаты
| Знать при наличии технического задания использовать среду имитационного моделирования для проведения компьютерного эксперимента
| §2.2
|
| Урок 16 Формы представления моделей
| Знать модели информационных процессов в технических, биологических и социальных системах
| Компьютерная презентация, : практическая работа Построение блок схем алгоритмических структур
| Уметь составлять логические формулы для организации поиска в базе данных
| §2.3
|
| Урок17 Формализация
| Знать и описывать объект с целью построения схемы управления
| Компьютерная презентация, : плакаты,
| Уметь приводить примеры систем Различных алфавитов, Уметь описывать объект с целью построения схемы управления
| §2.4
|
| Урок18 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
| Построение и использование информационных моделей реальных процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа
| Уметь строить и использовать информационные модели реальных процессов (физических, химических, Биологических, экономическтх)
| §2.5
|
|
| Тема: Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Урок 19 Исследование физических моделей
| Знать сущностные характеристики компьютерных моделей
Иметь представление о создании и физических моделей, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа № 2.1 Провести компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью, размещенной в сети Интернет
| Уметь исследовать модели, их использование описания в процессах: общения, практической деятельности, исследовании
| §2.6.1
|
| Урок20 Исследование астрономических моделей
| Уметь создавать и исследовать модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа № 2.2 Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет
| Построение и использование .астрономических моделей
| §2.6.2
|
|
| Урок 21 Исследование алгебраических моделей
| Уметь создавать и исследовать математические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа № 2.3Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет
| Уметь создавать и исследовать математические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| §2.6.3
|
| Урок 22 Исследование геометрических моделей (планиметрия)
| Уметь создавать и исследовать геометрические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа № 2.4Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет
| Построение и использование моделей.
| §2.6.4
|
| Урок 23 Исследование геометрическихмоделей (стереометрия)
| Уметь создавать и исследовать геометрические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа №2.5 Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет
| Уметь создавать и использовать модели для описания объектов, строить и исследовать модели
| §2.6.5
|
| Урок 24 Исследование химических моделей
| Уметь создавать и исследовать химические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа № 2.6 Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет ая работа
| Уметь создавать и использовать модели для описания объектов, строить и исследовать модели
| §2.6.6
|
|
| Урок 25 Исследование биологических моделей
| Уметь создавать и исследовать биологические модели, использовать их для описания объектов и процессов
| Компьютерная презентация, : практическая работа №2.7 Провести компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в сети Интернет
| Уметь создавать и использовать модели для описания объектов, строить и исследовать модели
| §2.6.7
|
|
|
Раздел, количество часов
| Тема и номер урока
| Цель урока
| Способы
Деятельности самостоятельная (практическая) работа учащихся на уроке
| Требования
к уровню подготовки (учащийся должен знать, уметь)
| Домашнее
задание
| дата
|
| Глава 3. База данных. СУБД
| Урок 26
Табличные базы данных
| Понятие и типы информационных систем баз данных
| Компьютерная презентация, :
| Уметь организовывать базы данных разных видов
| § 3.1
|
| Тема: Система управления базами данных Урок 27 Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты
| Знакомство с СУБД Access
Создание структуры баз данных
| : компьютер практическая работа № 3.1 Создание табличных базы данных
| Иметь представление о системах управления базами данных. Уметь создавать структуру баз данных
| § 3.2-3.2.1
|
| Урок 28 Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных
| Организация баз данных в табличной базе данных
| : компьютер практическая работа № 3.2 Создание формы в табличной базе данных
| Уметь организовывать базы данных разных видов и их редактирование
| § 3.2.2
|
| Урок 29 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
| Примеры баз данных. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами электронными каталогами
| : компьютер практическая работа № 3.3 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
| Уметь формировать запросы для разных видов баз данных
| § 3.2.3
|
| Урок 30 Сортировка записей в табличной базе данных
| Организация сортировки записей баз данных
| : компьютер практическая работа № 3.4 Сортировка записей в табличной базе данных
| Знать технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных
| § 3.2.4
|
| Урок 31 Печать данных с помощью отчетов
| Организация и печать данных
| : компьютер практическая работа № 3.5 Создание отчета в табличной базе данных
| Уметь реализовывать основные процедуры создания , введения и использования баз данных при решении учебных и практических задач
| § 3.2.5
|
| Урок 32 Иерархические базы данных
| Уметь связывать таблицы в многотабличных базах данных
| : компьютер практическая работа № 3.5 Создание табличных базы данных
| Знать технологические приемы и способы связи таблиц
| § 3.3
|
| Урок 33 Сетевая модель данных
| Формирование запросов на поиск данных
| : компьютер практическая работа № 3.6 создание генеалогического древа семьи
| Уметь формировать запросы на поиск данных в среде системы УБД
| § 3.4
|
|
Раздел, количество часов
| Тема и номер урока
| Цель урока
| Способы
Деятельности самостоятельная (практическая) работа учащихся на уроке
| Требования
к уровню подготовки (учащийся должен знать, уметь)
| Домашнее
задание
| дата
| Глава 4 Информационное общество
| Урок 34 Право в Интернете. Этика в Интернете
| Знать правовые нормы в сфере работы с информацией.
| : компьютер практическая
| Соблюдать правовые нормы, относящиеся к информации. Иметь представлен6ие о правонарушениях в информационной сфере
| § 4.1-4.2
|
| Урок 35
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
| Роль средств массовой информации
| : компьютер практическая
| Иметь представление о роли средств массовой информации в сфере информации и информационном обществе
| § 4.3
|
| Информатика и ИКТ -11 класс Базовый уровень
Содержание пособия
1. Преподавание базового курса "Информатика и ИКТ" в основной школе
1.1. Место базового курса "Информатика и ИКТ" в Федеральном базисном учебном плане
1.2. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям
1.3. Примерная программа базового курса "Информатика и ИКТ" в основной школе
1.4. Тематическое планирование базового курса "Информатика и ИКТ" в основной школе
2.2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)
2.3. Примерная программа профильного курса "Информатика и ИКТ" на базовом уровне
2.4. Тематическое планирование профильного курса "Информатика и ИКТ" на базовом уровне
Материалы для итоговой аттестации учащихся по курсу "Информатика и ИКТ"
3.1. Билеты выпускного экзамена по курсу "Информатика и ИКТ" для средней (полной) общеобразовательной школы (XI класс)
3.1.1. Билеты выпускного экзамена по курсу "Информатика и ИКТ" для профильного курса базового уровня (Уровень А)
3 3.2. Итоговый контроль знаний с помощью тестовых заданий
3.2.1.Итоговое тестирования по курсу "Информатика и ИКТ" для учащихся 11 класса
3.2.2. Вариант 1
3.2.3. Вариант 2
3.2.4. Вариант 3
3.2.5. Вариант 4
3.2.6. Ответы к тестам
4. Программное обеспечение по курсу "Информатика и ИКТ" на диске Windows-CD
5. Операционная система ALT Linux и прикладные программы на диске Linux-CD
5.1. Установка операционной системы ALT Linux и приложений
5.2. Загрузка операционной системы ALT Linux
5.3. Работа с файловыми системами
5.4. Установка и удаление приложений (пакетов) |