«Моя родословная»





Скачать 92.71 Kb.
Название«Моя родословная»
Дата публикации03.07.2014
Размер92.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №2 города Асино в Томской области

«Моя родословная»

Внеклассное занятие

Выполнила:

Учитель начальных классов

Куколь Олеся Сергеевна


Асино 2012

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть………………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………………….10


Введение
« Человеку важно знать свои корни —отдельному человеку,

семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет

целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче

будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни".

Василий Песков
На уроках окружающего мира я столкнулась с проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

В результате изучения генеалогического древа семьи у детей и родителей установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Выявление представлений одноклассников о родословной путём анкетирования поможет развитию интереса к истории своей семьи.

Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает свою родословную. А ведь может так оказаться, что он тот самый потомок древнерусского князя, которому завещали 50 Га или сундук с золотом.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Тема: «Моя родословная. Моё имя»


Цели:

  • воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к своим родителям;




  • развитие интереса к истории своей семьи, своего имени и фамилии;




  • знакомство с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Оборудование: 1. Выставка генеалогических древ «Кто мы? Откуда мы?»

2. Выставка фотографий из семейных альбомов учащихся.

3. Оформленное на листе ватмана генеалогическое древо семьи одного из учащихся.

4. У каждого ученика папка с файлами «Моя родословная» с разделами:

а) «Это я!» (фотография, возраст, дата рождения);

б) генеалогическое древо семьи;

в) рассказ о своей семье;

г) «Моё имя» (происхождение и значение имени);
д) «Моя фамилия» (происхождение и значение фамилии).

5. Красочно оформленный ребус: 7я.

Ход урока.
I. Оргмомент, сообщение темы урока.
- Ребята! На сегодняшнем внеклассном занятии мы продолжим разговор на тему «Моя родословная», а также узнаем, откуда берутся имена и фамилии людей. Мы с вами тщательно и серьёзно готовились к этому уроку и хорошо поработали. Кем только нам ни довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков; были журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного. думаю, что вам есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.

II. Работа над темой урока.
1. Моя родословная.


- Если вам плохо, если вам трудно, если вас обидели – кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие люди, одним словом, - ваша

Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей.) Они все разные, они отличаются обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5 тыс. исторических имён, как у А.С.Пушкина. у кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе. И это мы сейчас увидим на примере одной семьи. (На доске одно генеалогическое древо, о нём рассказывает ученик.)
- По этому принципу построены все ваши генеалогические древа. А вы заметили, выясняется интересная вещь. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков!

Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, положите их в папочки, которые мы с вами завели, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь своими мыслями. (Рассказывают 2 учащихся о своих родных.)

- С 1839 года, когда впервые был разработан способ фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые оставляют память о дорогих людях. Фотографии хранят лица людей даже тех, которых мы не знали лично. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. На переменке вы можете подойти и рассмотреть их.

2. Физминутка.

Мы немножко отдохнём:

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Нас работа ещё ждёт

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.
3. Моё имя.
- Человек рождается, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребёнок. Сейчас родители чаще дают такое имя, какое им нравится (модное в данный момент или же в честь кого-нибудь из членов семьи). Поднимите руки, кого назвали в честь родственников. (Спрашиваю, в чью честь назвали.)

Ученик 1: Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.
Ученик 2: И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале нового века:

Не человек находит себе имя.

А имя выбирает человека.

- Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Ответы детей.)

- Я приготовила вам небольшой сюрприз: сама отыскала значения ваших имён, откуда пришли они, и красиво оформила на листочках, чтобы вы вложили их в свою папочку. (Зачитываю значения имён.)
- У вас прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.
Ученик 1: Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…
Ученик 2: Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…
Ученик 3: Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…
Ученик 4: Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Ученик 5: Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.
- Видите, оказывается, не так просто подобрать ребёнку имя. Поэтому очень неприятно бывает слышать, когда вы придумываете обидные прозвища и обзываете ими друг друга.
4. Фамилии.
а) - Итак, что же у нас получается? Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка и дословно означает «наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». Значит, к вашему отцу фамилия перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый так назывался и почему?

У большинства семей в нашей стране фамилии появились в последние 150-200 лет. А родоначальниками нынешних фамилий были прозвища, которые давались по какому-то особому признаку.
Ученик 1: В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…
Ученик 2: Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

III. Домашнее задание: узнать значение своей фамилии, сделать запись на альбомных листах и вложить в свою папку «Моя родословная».

- На следующем уроке вы поделитесь с нами своими открытиями. Рекомендую воспользоваться книгой «Словарь русских фамилий», которую можно найти в школьной библиотеке.
IV. Итог урока.
- А наш урок подходит к концу. О чём мы успели поговорить на уроке? Что узнали нового? Понравился ли урок?
- Так как в течение недели вы все хорошо потрудились, готовясь к сегодняшнему занятию, выполнили много различных видов работы, я считаю, что каждый из вас достоин высшей оценки. Поэтому все дети получают за урок 5 баллов.

Заключение
Изучением истории семей занимается специальная наука – генеалогия. Её название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как родословная. Во все времена людей интересовала история их семьи. Вспомним стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная».

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.


С какой гордостью он говорит о своих предках.
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости за свой род.

В заключение хотелось бы сказать, что пока мы чтим историю, она чтит нас. Пока мы помним ошибки наших предков, они не повторяются. Пока мы живем, живут и они.

Список использованной литературы:
1. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
2. В.К.Самсонов. Твоя родословная – М.: Салон-Пресс, 2008
3. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
4. Интернет
5. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. – М.: Просвещение, 1999
6. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
7. Учебник.» Окружающий мир» Поглазова О.Т., Шилин В.Д., 2004, 2010. Издательство «Ассоциация XXl век», Смоленск.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Моя родословная» iconКонкурс «Минем ШӘҖӘРӘ» ("Моя родословная")
Республики Татарстан проводит Открытый конкурс сочинений и рефератов "Моя родословная" («Минем ШӘҖӘРӘ»). В конкурсе могут участвовать...
«Моя родословная» iconИтоговый протокол подведения итогов рассмотрения работ Всероссийского...
Признать лауреатами и призерами участников Всероссийского конкурса генеалогических исследований «Моя родословная» согласно приложению....
«Моя родословная» iconПрезентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо»
Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2)
«Моя родословная» iconУрок кубановедения тема: «Моя родословная»
Познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имен учащихся...
«Моя родословная» iconИтоги проведения Всероссийского конкурса генеалогических исследований...
Итоги проведения Всероссийского конкурса генеалогических исследований «Моя родословная»
«Моя родословная» iconИтоговый протокол подведения итогов рассмотрения работ Всероссийского...

«Моя родословная» iconКлассный час «Моя родословная» Цели
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
«Моя родословная» iconРеферат по истории Моя родословная
Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области
«Моя родословная» iconПроект этнопедагогического воспитания «Моя родословная» («Торуччу»)
Данная программа представляет собой комплекс практических и теоретических работ воспитателя с учащимися и их родителями
«Моя родословная» iconВнеклассное мероприятие по истории «Моя родословная»
Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма
«Моя родословная» iconТема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
«Моя родословная» iconКлассный час на тему: «Моя родословная»
Каждый ученик оформляет рисунок, на котором изображает древо своего рода, готовит рассказ о самом дорогом ему человеке, сопровождая...
«Моя родословная» iconПроектная работа по теме «Моя родословная» 3 класс
«Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109....
«Моя родословная» iconУрок-проект «Моя родословная»
Фгос». На занятии рмо присутствовали: директор моу сош №24 Давыдов Н. В., заместитель директора по увр илюхина Л. Н., методист мку...
«Моя родословная» iconПрограмма дополнительного образования детей «Моя родословная» Вознесенская...
Воспитать достойного гражданина своей страны совсем не просто и осознание преемственности поколений, чувство духовной близости с...
«Моя родословная» iconСочинение «Моя семья»
Я родился в многодетной семье. Моя мама молодая. Ей всего 35 лет. Её зовут Зинаида Васильевна. Мы живём в п. Путь Ленина. Моя семья...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск