Скачать 106.78 Kb.
|
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» Учебный предмет – история России 9 класс. Данные урок разработан для учащихся 9 класса с опорой на учебник АА Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. Тема, рассматриваемая на уроке является одной из важных для успешной сдачи ГИА в новой форме для 9 класса и является одной из составляющих раздела»СССР на пути строительства нового общества». На данном уроке обучающиеся закрепят навыки работы с текстом учебника, дополнительными источниками (документами, таблицей), навык работы в группе . Тип урока: урок изучение нового материала Целеполагание: - дать представление учащимся о причинах и сущности индустриализации В результате урока учащиеся смогут: - назвать основные причины индустриализации - дать определения понятиям: стахановское движение, ГУЛАГ, пятилетка - перечислить источники индустриализации - сформулировать основные итоги первых пятилеток - продолжить формирование умений работать в группе , закрепить навыки работы с текстом и документами Основные понятия: пятилетка, ГУЛАГ, стахановское движение Ресурсы: рабочие листы с текстами и заданиями к ним ( см. приложение ), этикетки с названиями предприятий первых пятилеток, датами и лозунгами периода индустриализации, флажки для работы с картой, лист ватмана для группы № 1, ножницы, скотч. Ход урока
Рабочий лист № 1 Группа № 1 Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» Задание для группы Прочтите текст учебника (пункт 1) и документ 2 в рабочем листе № 1 и выполните следующие задания 1. На основе прочитанного составьте схему «Источники индустриализации» Источники индустриализации 2. Заполните в схеме 4 положения из 6, которые вы увидели в тексте. Документ 2. О хозяйственном положении страны и задачах партии. Из резолюции XVконференции ВКП (б) 1926 г. 1. Период перестройки хозяйства на новой технической базе и темп индустриализации (…) 2. Источники накопления Темп расширения основного капитала будет зависеть: а) от размеров накопления обобществленной промышленности; б) использования через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства; в) использования сбережений населения путем вовлечения их в кооперацию, в сберегательный кассы, внутренние государственные займы, кредитную систему и т.п. (…) Интересы индустриализации должны быть учтены в первую очередь и при составлении экспортно-импортного плана ( увеличение импорта средств производства с сокращением импорта средств потребления) 3. Режим экономии и новые задачи в области управления … При осуществлении режима экономии должны быть достигнуты решительные успехи в сокращении штатов как хозрасчетных, так и госбюджетных органов, максимальное сокращение чрезвычайно высоких в настоящее время накладных расходов, рационализации всей системы управления и в решительной борьбе с бюрократизмом Рабочий лист № 1 Группа № 2 Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» Задание для группы Прочтите текст учебника ( пункт 2 и 1ый, 2ой абзацы пункта 3) и выполните следующие задание: 1.Выберите из предложенного перечня даты, предприятия и лозунги, относящиеся к периоду первой пятилетки, и разместите их на доске в следующем порядке: - дата - предприятия - лозунги 2.Найдите предприятия на карте и обозначьте их флажками Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат Сталинградский и Харьковский тракторный завод Московский и Грьковский автомобильные заводы 3. Какие итоги индустриализации вы можете назвать, исходя из прочитанного текста? Рабочий лист № 1 Группа №3 Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» Задание для группы Прочтите текст учебника ( пункт 4 и 1ый абзац пункта 5) и выполните следующие задание: 1.Выберите из предложенного перечня даты, предприятия и лозунги, относящиеся к периоду второй пятилетки, и разместите их на доске в следующем порядке: - дата - предприятия - лозунги 2.Найдите предприятия на карте и обозначьте их флажками - Краматорский завод тяжелого машиностроения - Челябинский тракторный завод - авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве 3. Какие итоги индустриализации вы можете назвать исходя из прочитанного текста? Рабочий лист № 1 Группа № 4 Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» Задание для группы Прочтите текст учебника ( пункт 5 с 4го абзаца и до конца пункта), информацию и документ2 в рабочем листе № 1 и выполните следующие задания 1. Разместите этикетку «Стахановское движение» на доске в разделе той пятилетки, к которой оно относится 2. Ответьте на вопросы: - Как вы поняли, что такое стахановское движение? Почему оно так названо? Кого еще из участников стахановского движения вы можете привести? - Что больше всего вас поразило в условиях работы и отношению к труду в прочитанном документе? - Можно ли такое отношение к труду назвать трудовым героизмом и энтузиазмом ? - Можно ли его считать еще одним источником индустриализации? Информация Алексе́й Григо́рьевич Стаха́нов - родился 21 декабря 1905 , деревня Луговая Ливенского уезда Орловской губернии , — новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). Документ 2 Из воспоминаний бригадира-каменщика Кузнецкстроя В. Шидека: «В октябре 1929 г. мы – артель каменщиков из 6 человек – прибыли на площадку Кузнецкстроя… Когда пришли на Верхнюю колонию, увидели здесь несколько земляных бараков и временно поместились в душной маленькой комнатушке. Дня через два нас поселили в лучший барак… Жили мы на Нижней колонии в бараке № 14, вся артель в одной комнате. В колонии была одна-разъединственная столовка, да и та в земляном бараке. Порядка в ней не было, ложек не давали. И каждый столующийся приходил со своей ложкой, а нет – так хлебал через край, а кашу корочкой выгребает. Скажу теперь, как мы работали. Начали мы со здания заводоуправления. Тут мы впервые ввели подогрев гравия. Бетон приходилось лить на морозе. А так как печей не было, мы обливали гравий кипятком… Тут нам задавали норму в 500 кирпичей, но мы сами повысили до 1000 кирпичей. В мае 1931 г. нас перебросили на кладку коксовых печей. Кладка была сложная, - из наших каменщиков никто такой работал. Здесь работали французы, и они дали норму 0,5 тонны. Когда я подсчитал, то понял, что какая бы не была сложная работа, а тонну-то уж сделать можно. Мы выдвинули тонну. Французы косились на нас, считали чудаками и сердились, особенно когда мы еще новый встречный выдвинули – 2,2 тонны. Потом мы и эту цифру перекрыли, давая до 3,8 тонны… В конце концов французы удрали, уехали совсем, и цех мы построили без них. Когда мы кончили первую батарею в подарок XVI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой мне служила рельса, а чтобы было помягче, подкладывал брезентовые рукавицы.» Рабочий лист № 1 Группа № 5 Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» Задание для группы Прочтите текст учебника ( пункт 6 и последний абзац 3 пункта), рассмотрите таблицу в рабочем листе № 1 и ответьте на вопросы к ней. Выполните следующее задание: 1. Сформулируйте на основе текста и информации, полученной из таблицы итоги индустриализации 2. Можно ли считать труд заключенных ГУЛАГА еще одним источником индустриализации? Почему вы так считаете? Что такое ГУЛАГ. Промышленное производство в годы первой пятилетки
Задание к таблице. Проанализируйте успехи страны в годы первой пятилетки ( несмотря на невыполнение плановых показателей) |
Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | Урок Тема: Индустриализация в СССР и итоги «большого скачка» Узнать: каковы были причины и цели индустриализации, какие подходы к ее осуществлению наметились в среде большевистских лидеров,... | ||
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит... Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | ||
Литература. 18 Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7 | 1. 1 Мир и Россия в начале ХХ в Индустриализация и технический прогресс в к. XIX н. XX вв. Монополистический капитализм | ||
Урок по теме Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме) | Урок по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок... | ||
Урок в 9-м классе по теме: "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Урока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных» Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А | ||
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения» Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... | ||
Урок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,... Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Урок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка» Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового... |