Урок по теме «Социалистическая индустриализация»





Скачать 106.78 Kb.
НазваниеУрок по теме «Социалистическая индустриализация»
Дата публикации05.07.2014
Размер106.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по теме «Социалистическая индустриализация»

Учебный предмет – история России

9 класс.

Данные урок разработан для учащихся 9 класса с опорой на учебник АА Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. Тема, рассматриваемая на уроке является одной из важных для успешной сдачи ГИА в новой форме для 9 класса и является одной из составляющих раздела»СССР на пути строительства нового общества». На данном уроке обучающиеся закрепят навыки работы с текстом учебника, дополнительными источниками (документами, таблицей), навык работы в группе .

Тип урока: урок изучение нового материала

Целеполагание:

- дать представление учащимся о причинах и сущности индустриализации

В результате урока учащиеся смогут:

- назвать основные причины индустриализации

- дать определения понятиям: стахановское движение, ГУЛАГ, пятилетка

- перечислить источники индустриализации

- сформулировать основные итоги первых пятилеток

- продолжить формирование умений работать в группе , закрепить навыки работы с текстом и документами

Основные понятия: пятилетка, ГУЛАГ, стахановское движение

Ресурсы: рабочие листы с текстами и заданиями к ним ( см. приложение ), этикетки с названиями предприятий первых пятилеток, датами и лозунгами периода индустриализации, флажки для работы с картой, лист ватмана для группы № 1, ножницы, скотч.

Ход урока

Методика

Вопросы, ссылки

Время

Организационный момент,

приветствие








Мотивация, постановка цели


Учащимся предлагается отрывок из выступления И.В. Сталина (рабочий лист №1) и вопросы к нему

1)Какую проблему поднимает в своем выступлении Сталин?

2) О какой отсталости он говорит?

3) Что нужно было развивать в первую очередь, чтобы догнать европейские страны?

4) Как называется процесс создания крупного машинного производства в промышленности?

Об этом процессе и пойдет речь сегодня на уроке

5)Говоря об индустриализации как об историческом процессе сформулируйте задачи сегодняшнего урока




3 мин

Основная часть

1) определение причин индустриализации


2) Организация работы по группам
А) источники индустриализации

Б) Первая пятилетка

В) Вторая пятилетка

Г) Стахановское движение

Д) Итоги индустриализации
3) Отчет работы групп


4)Оценка индустриализации



1) Вопрос: - можно ли сформулировать одну из причин, исходя из заявления Сталина?

2) прочтите 1ый абзац 1 пункта параграфа 23 и назовите другие причины индустриализации
Что нужно в первую очередь, чтобы развивать

промышленность?

Правительством были разработаны планы для организации этого развития, которые были рассчитаны на 5 лет, поэтому получили название пятилетки (пятилетний план экономического и социального развития СССР)

Каждая группа работает со своим рабочим листом по своей теме ( см. приложение)

Каждая группа дает краткий отчет по вопросам, содержащимся в их рабочем листе, во время которого остальные группы фиксируют в тетрадях основные даты, понятия, сведения и дополняют при необходимости предоставляемую информацию ( источники индустриализации и итоги индустриализации)
Учащиеся дают оценку индустриализации в СССР на основе полученной информации


3 мин
2 мин


8 мин

20 мин

4 мин

Рефлексия

1) Можете ли вы определить в какой период было сделано заявление Сталина, прозвучавшее в начале урока?

2) Проверьте свои знания, полученные на уроке, выполнив тест в рабочем листе №2

5 мин

Домашнее задание

Параграф 23, дополнительный материал по краеведению (стахановское движение, Н.Н. Поликарпов)





Рабочий лист № 1
Группа № 1

Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Задание для группы
Прочтите текст учебника (пункт 1) и документ 2 в рабочем листе № 1 и выполните следующие задания

1. На основе прочитанного составьте схему «Источники индустриализации»

Источники индустриализации

2. Заполните в схеме 4 положения из 6, которые вы увидели в тексте.

Документ 2. О хозяйственном положении страны и задачах партии.

Из резолюции XVконференции ВКП (б) 1926 г.

1. Период перестройки хозяйства на новой технической базе и темп индустриализации (…)

2. Источники накопления

Темп расширения основного капитала будет зависеть:

а) от размеров накопления обобществленной промышленности;

б) использования через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства;

в) использования сбережений населения путем вовлечения их в кооперацию, в сберегательный кассы, внутренние государственные займы, кредитную систему и т.п.

(…)

Интересы индустриализации должны быть учтены в первую очередь и при составлении экспортно-импортного плана ( увеличение импорта средств производства с сокращением импорта средств потребления)

3. Режим экономии и новые задачи в области управления

… При осуществлении режима экономии должны быть достигнуты решительные успехи в сокращении штатов как хозрасчетных, так и госбюджетных органов, максимальное сокращение чрезвычайно высоких в настоящее время накладных расходов, рационализации всей системы управления и в решительной борьбе с бюрократизмом

Рабочий лист № 1

Группа № 2
Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Задание для группы
Прочтите текст учебника ( пункт 2 и 1ый, 2ой абзацы пункта 3) и выполните следующие задание:

1.Выберите из предложенного перечня даты, предприятия и лозунги, относящиеся к периоду первой пятилетки, и разместите их на доске в следующем порядке:

- дата

- предприятия

- лозунги

2.Найдите предприятия на карте и обозначьте их флажками

Днепрогэс,

Магнитогорский металлургический комбинат

Сталинградский и Харьковский тракторный завод

Московский и Грьковский автомобильные заводы
3. Какие итоги индустриализации вы можете назвать, исходя из прочитанного текста?

Рабочий лист № 1
Группа №3

Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Задание для группы
Прочтите текст учебника ( пункт 4 и 1ый абзац пункта 5) и выполните следующие задание:

1.Выберите из предложенного перечня даты, предприятия и лозунги, относящиеся к периоду второй пятилетки, и разместите их на доске в следующем порядке:

- дата

- предприятия

- лозунги

2.Найдите предприятия на карте и обозначьте их флажками

- Краматорский завод тяжелого машиностроения

- Челябинский тракторный завод

- авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве
3. Какие итоги индустриализации вы можете назвать исходя из прочитанного текста?


Рабочий лист № 1

Группа № 4

Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Задание для группы

Прочтите текст учебника ( пункт 5 с 4го абзаца и до конца пункта), информацию и документ2 в рабочем листе № 1 и выполните следующие задания
1. Разместите этикетку «Стахановское движение» на доске в разделе той пятилетки, к которой оно относится
2. Ответьте на вопросы:

- Как вы поняли, что такое стахановское движение? Почему оно так названо? Кого еще из участников стахановского движения вы можете привести?

- Что больше всего вас поразило в условиях работы и отношению к труду в прочитанном документе?

- Можно ли такое отношение к труду назвать трудовым героизмом и энтузиазмом ?

- Можно ли его считать еще одним источником индустриализации?

Информация Алексе́й Григо́рьевич Стаха́нов - родился 21 декабря 1905 , деревня Луговая Ливенского уезда Орловской губернии ,    — новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970).

Документ 2

Из воспоминаний бригадира-каменщика Кузнецкстроя В. Шидека:

«В октябре 1929 г. мы – артель каменщиков из 6 человек – прибыли на площадку Кузнецкстроя… Когда пришли на Верхнюю колонию, увидели здесь несколько земляных бараков и временно поместились в душной маленькой комнатушке. Дня через два нас поселили в лучший барак… Жили мы на Нижней колонии в бараке № 14, вся артель в одной комнате.

В колонии была одна-разъединственная столовка, да и та в земляном бараке. Порядка в ней не было, ложек не давали. И каждый столующийся приходил со своей ложкой, а нет – так хлебал через край, а кашу корочкой выгребает.

Скажу теперь, как мы работали.

Начали мы со здания заводоуправления. Тут мы впервые ввели подогрев гравия. Бетон приходилось лить на морозе. А так как печей не было, мы обливали гравий кипятком… Тут нам задавали норму в 500 кирпичей, но мы сами повысили до 1000 кирпичей.

В мае 1931 г. нас перебросили на кладку коксовых печей. Кладка была сложная, - из наших каменщиков никто такой работал. Здесь работали французы, и они дали норму 0,5 тонны. Когда я подсчитал, то понял, что какая бы не была сложная работа, а тонну-то уж сделать можно. Мы выдвинули тонну.

Французы косились на нас, считали чудаками и сердились, особенно когда мы еще новый встречный выдвинули – 2,2 тонны. Потом мы и эту цифру перекрыли, давая до 3,8 тонны… В конце концов французы удрали, уехали совсем, и цех мы построили без них.

Когда мы кончили первую батарею в подарок XVI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой мне служила рельса, а чтобы было помягче, подкладывал брезентовые рукавицы.»
Рабочий лист № 1

Группа № 5

Документ 1. И.В. Сталин : «Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
Задание для группы

Прочтите текст учебника ( пункт 6 и последний абзац 3 пункта), рассмотрите таблицу в рабочем листе № 1 и ответьте на вопросы к ней.

Выполните следующее задание:
1. Сформулируйте на основе текста и информации, полученной из таблицы итоги индустриализации
2. Можно ли считать труд заключенных ГУЛАГА еще одним источником индустриализации? Почему вы так считаете? Что такое ГУЛАГ.

Промышленное производство в годы первой пятилетки


Вид продукции

Произведено

в 1928 г.

План

на 1932 г.

Произведено

В 1932 г

Электроэнергия, (млрд квт ч)

5

22

13,5

Уголь (млн т)

35,5

75

64,4

Нефть (млн т)

11,6

22 (будет добыто в 1934

21,4

Чугун, (млн т)

3,3

10 ( будет выплавлено в 1934 г.)

6,2

Сталь (млн т)

4,3

10,4

5,9

Трактора (шт)

1300

53 000 (будет произведено

В 1933 г)

48 900

Автомобили (шт)

840

100 000 (будет произведено в 1935 г.)

23 900


Задание к таблице.

Проанализируйте успехи страны в годы первой пятилетки ( несмотря на невыполнение плановых показателей)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок Тема: Индустриализация в СССР и итоги «большого скачка»
Узнать: каковы были причины и цели индустриализации, какие подходы к ее осуществлению наметились в среде большевистских лидеров,...
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconЛитература. 18
Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» icon1. 1 Мир и Россия в начале ХХ в
Индустриализация и технический прогресс в к. XIX н. XX вв. Монополистический капитализм
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе,...
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Социалистическая индустриализация» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск