Использование коллективного способа обучения





Скачать 45.62 Kb.
НазваниеИспользование коллективного способа обучения
Дата публикации19.07.2014
Размер45.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Использование коллективного способа обучения

Т.Б. Румянцева,

учитель МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А. Яковлева,

руководитель РМО учителей технологии
Обучение — это общение человека с человечеством.

А. Петровский

Ривин Александр Григорьевич — русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.

Коллективным способом обучения является такая его организация, которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различия наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — динамических диалогических пар.

Принципы:

  • завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты;

  • непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;

  • сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

  • разнообразия тем и заданий (разделения труда);

  • разноуровневости (разновозрастное™) участников педагогического процесса;

  • обучения по способностям индивида;

  • педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса;

  • интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе

Организационно-методические особенности:

Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Вместо старого педагогического процесса с тремя традиционными формами (групповой, парной и индивидуальной) устанавливается исторически новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой — коллективной, которая к тому же является в новом процессе системообразующим фактором.

Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику (школьнику, студенту) обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом энной ему статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы.

Работа, организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Домашних заданий в технологии КСО нет.

Особенности методики

и функций КСО в сравнении с ТО (по В.К. Дьяченко)

Традиционное обучение

КСО

организационные

четкость, упорядоченность _ говорит

один _ обшение учащихся отсутствует _

молчание . - постоянное рабочее место

— отсутствует — говорят все - все общаются – рабочий шум - смена

дидактические

обучает профессиональный педагог -

весь материал — сразу и для всех мало

самостоятельности - сотрудничество

учащихся минимально - усвоение и

применение — разнесены

— обучают ученики -— разные темпы и материал - полная

самостоятельность - сотрудничество — основа обучения -

максимально приближены

развивающие

- ученик — объект - уравниловка,

усреднение способностей детей -

систематический характер обучения – не учатся выступать - не умеют объяснять

— ученик-субъект + объект - в соответствии с индивидуальными особенностями - спонтанный характер -

учатся выступать, рассуждают, доказывают – развитие педагогических способностей

воспитательные

- каждый работает на себя и группу -

отношения детей — на уровне номинального коллектива

— на себя и другого - отношения ответственной зависимости: коллективистские



Данную методику я применяю на своих уроках уже не первый год. На уроках учащиеся выступают в роли, как учителя, так и ученика. Тем более ученики лучше понимают объяснения друг друга. Перед таким занятием учащимся раздаётся материал для изучения каждому участнику группы свой. Учащиеся изучают материал, если что-то им не понятно, то они обращаются за помощью к учителю. Материал на уроке в динамических парах объясняют своими словами, а не заучивают наизусть. Далее учащиеся работают в подгруппах ( в четвёрках) и в группах. Это может быть разбор и анализ каких – либо ситуаций, расстановка действий в определённом порядке.

Последним заданием на моих занятиях является практическая работа. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы теста, тем самым проверяют себя, как они усвоили новый материал.

Обязательным этапом таких уроков является самооценка: листы самооценки я разрабатываю на изучение нового материала и выполнение практической работы отдельно. (Показываю разработки уроков с раздаточным материалом, в том числе и листами самооценки). В листах самооценки учащиеся выставляют баллы по всем этапам урока, в итоге находят среднее арифметическое – это и есть оценка за урок. Как правило, на таких уроках все учащиеся получают положительные оценки, так как у каждого учащегося есть возможность раскрыть свои способности на различных этапах урока. Коллективный способ обучения я использую не только на уроках, но и на кружке «Хозяюшка».

Предлагаю посмотреть видеоролик с таким занятием.

Данный видеоролик можно найти и посмотреть в моём блоге «Хозяюшка» http://hozyauscka.blogspot.ru/
Используемая литература:

Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» том 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование коллективного способа обучения iconОпыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования...
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара
Использование коллективного способа обучения iconГ. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках...
Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт сост. Г. В. Жадейко – Дятлово, 2009. 47с
Использование коллективного способа обучения iconРабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному...
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,...
Использование коллективного способа обучения icon«По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель»
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения
Использование коллективного способа обучения iconДиплом Введение
Использование обучения как способа мотивирования сотрудников
Использование коллективного способа обучения iconОргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов...
Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных...
Использование коллективного способа обучения iconКонкурс математических и компьютерных работ школьников
«Использование электронных таблиц Microsoft Excel для ведения коллективного фермерского хозяйства»
Использование коллективного способа обучения iconИнформационное обеспечение и сопровождение модульно-рейтинговой системы обучения
Центр дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами тгту, г. Тверь
Использование коллективного способа обучения iconПричина одна, последствий – множество…
Все это известно человечеству как носителю коллективного разума и коллективного опыта. Однако несмотря на это его отдельные члены...
Использование коллективного способа обучения iconКурсов
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами Способа диалектического обучения
Использование коллективного способа обучения iconКоллективного пользования российской академии наук
Центры коллективного пользования Российской академии наук. – М.: Наука, 2004. – 193 с. Isbn
Использование коллективного способа обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением...
Использование коллективного способа обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением...
Использование коллективного способа обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением...
Использование коллективного способа обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шаталов Виктор Федорович народный учитель ссср, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию...
Использование коллективного способа обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«знания» и «понимания». Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В прежние годы использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск