Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009





НазваниеГ. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009
страница1/6
Дата публикации26.10.2015
Размер0.63 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6


Отдел образования Дятловского райисполкома

ГУО «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Дятлово»

Г.В. Жадейко

Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах

Дятлово

2009

Рецензент

методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага
Автор-составитель

учительница начальных классов ГУО «СОШ №3 г.Дятлово» Г.В.Жадейко
Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт.-сост. Г.В.Жадейко – Дятлово, 2009.- 47с.

В издании представлен материал научно-популярного характера, направленный на организацию коллективной формы обучения на уроках в начальных классах.

Адресуется руководителям методических объединений, учителям начальных классов.

Жадейко Г.В., учительница начальных классов ГУО «СОШ №3 г.Дятлово», ул. Октябрьская, 13. 21199


Содержание

Введение……………………………………………………………………..………….3

1. Проблема педагогической технологии КСО в исторической

ретроспективе………………………………………………….………………………..5 2. Специфика коллективных способов обучения…………………………….........…6

3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения…………………………………………………………………………...……8

4.1 Применение коллективного способа обучения на уроках литературного и внеклассного чтения, курса « Человек и мир», “Мая Радзіма – Беларусь”……………………………………………………………………................10

4.2 Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка.. .12

4.3 Применение коллективного способа обучения на уроках математики... ......17

4.4 Применение коллективного способа обучения на уроках коррекции............... 21

Заключение.................................................................................................................... 24

Литература.....................................................................................................................25

Приложение 1.................................................................................................................26

Приложение 2.................................................................................................................29

Приложение 3.................................................................................................................34

Приложение 4.................................................................................................................39

Приложение 5.................................................................................................................43

Введение

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.

Актуальность коллективного способа обучения определяется еще и тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

  • Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

  • Между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

  • Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;

  • Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пересекается учителем («Не разговаривайте!»), («Не подсказывайте!»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

  • Между индивидуальным развитием и стандартами обучения: 1 сентября в класс пришли 30 человек, и все они к 1 июня должны перейти в следующий класс. А. Г. Ривин называл это «стандартным обучением». При коллективном обучении ученик может прийти в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной дисциплине в любое время;

  • Между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Таким образом, коллективный способ обучения способствует формированию умения учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни.

Надеюсь, что собранный и систематизированный материал и практические разработки по современной педагогической технологии КСО окажутся необходимыми и полезными для педагогов.


  1. Проблема педагогической технологии КСО

в исторической ретроспективе

Коллективные способы обучения появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин провел под Киевом на хуторе Корнин необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было.

Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Недоразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности.

В Корнине были сделаны три педагогические открытия:

  • Впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах;

  • Была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы;

  • Впервые был создан разновозрастной самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это – при лидирующей роли учителя.

К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный партийно-государственными постановлениями.

  1. Специфика коллективных способов обучения


Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

  • Наличие сменных пар учащихся;

  • Их взаимообучение;

  • взаимоконтроль;

  • взаимоуправление.

В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)

ГСО

КСО

Организационные

  • четкость, упорядоченность

  • говорит один

  • общение учащихся отсутствует

  • молчание

  • постоянное рабочее место

  • отсутствует

  • говорят все

  • все общаются

  • рабочий шум

  • смена рабочего места

Дидактические

  • обучает профессиональный педагог

  • весь материал – сразу и для всех

  • мало самостоятельности

  • сотрудничество отсутствует

  • усвоение и применение - разнесены

  • обучают ученики

  • разные темпы и материалы

  • полная самостоятельность

  • сотрудничество – основа обучения

  • максимально приближены

Развивающие

  • ученик-объект

  • уравниловка, усреднение способностей детей

  • систематический характер обучения

  • не учатся выступать

  • не умеют объяснять

  • ученик-субъект+объект

  • в соответствии с индивидуальными особенностями

  • учатся выступать, рассуждают, доказывают

  • развитие педагогических способностей

Воспитательные

  • каждый работает на себя

  • на себя и на других

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

  • интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

  • дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;

  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

  • разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

  • разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

  • непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;

  • взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий) ;

  • решение задач и примеров по учебнику;

  • взаимные диктанты;

  • разучивание стихотворений в сменных парах;

  • выполнение упражнений в парах;

  • работа по вопросникам;

  • изучение иностранного языка.

Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1)

Рисунок 1 – Технологические схемы КСО




1 1 2 1 2

3 3 4 3 4


2


5 6 5 6

4



6 5 4 3 2 1

6 5 4 3 2 1

3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.

Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью стараюсь организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры провожу часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».

Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.

А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.

Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»

С этой же целью организую такие игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры;

а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота.

б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.

В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.

Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе использую такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.

Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:

-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?

Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:

  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;

  • стараться понять друг друга;

  • всем смотреть на говорящею (учителя или ученика)

  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику

говорящего (согласен(+), не согласен(-), не понял(?).

Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:

1.Работай дружно и не спеша.

2.Уважай соседа.

3.Помогай ему.

4.Не кричи и не шуми.

5.Говори спокойно, внятно.

Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в

малых группах ( по 4 человека ).

Эту работу провожу с первых дней пребывания детей – первоклашек в школе

в ходе курса “ Введение в школьную жизнь”.( смотри приложение 1)

Здесь очень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет

командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется

ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.

Таким образом, подготовительный этап длится месяц, и охватывает курс

“Введение в школьную жизнь” , а иногда и больше. Когда дети научатся работать

в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах

сменного состава.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconУтверждено
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине...
«Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconТестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах
Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconРабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному...
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconИспользование коллективного способа обучения
Ривин Александр Григорьевич — русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 icon«По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель»
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconОпыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования...
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconНа уроках русского языка в начальных классах
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Одним из приоритетов современного...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconМетодическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо...
Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconКурсов
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами Способа диалектического обучения
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconИкт в контроле и оценке качества знаний в начальных классах
Демонстрационный вариант теста в 2009-2010 учебном году, предлагаемый для прохождения аттестации учителей начальных классов на вторую,...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconОргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов...
Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных...
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconИнформационные технологии в обществе
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом
Г. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 iconЛогопед домашова р. А
Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений в начальных классах коррекционной школы 8


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск