Скачать 0.63 Mb.
|
Отдел образования Дятловского райисполкома ГУО «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Дятлово» Г.В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах Дятлово 2009 Рецензент методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага Автор-составитель учительница начальных классов ГУО «СОШ №3 г.Дятлово» Г.В.Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт.-сост. Г.В.Жадейко – Дятлово, 2009.- 47с. В издании представлен материал научно-популярного характера, направленный на организацию коллективной формы обучения на уроках в начальных классах. Адресуется руководителям методических объединений, учителям начальных классов. Жадейко Г.В., учительница начальных классов ГУО «СОШ №3 г.Дятлово», ул. Октябрьская, 13. 21199 Содержание Введение……………………………………………………………………..………….3 1. Проблема педагогической технологии КСО в исторической ретроспективе………………………………………………….………………………..5 2. Специфика коллективных способов обучения…………………………….........…6 3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения…………………………………………………………………………...……8 4.1 Применение коллективного способа обучения на уроках литературного и внеклассного чтения, курса « Человек и мир», “Мая Радзіма – Беларусь”……………………………………………………………………................10 4.2 Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка.. .12 4.3 Применение коллективного способа обучения на уроках математики... ......17 4.4 Применение коллективного способа обучения на уроках коррекции............... 21 Заключение.................................................................................................................... 24 Литература.....................................................................................................................25 Приложение 1.................................................................................................................26 Приложение 2.................................................................................................................29 Приложение 3.................................................................................................................34 Приложение 4.................................................................................................................39 Приложение 5.................................................................................................................43 Введение На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу. Актуальность коллективного способа обучения определяется еще и тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:
Таким образом, коллективный способ обучения способствует формированию умения учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Надеюсь, что собранный и систематизированный материал и практические разработки по современной педагогической технологии КСО окажутся необходимыми и полезными для педагогов.
в исторической ретроспективе Коллективные способы обучения появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин провел под Киевом на хуторе Корнин необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Недоразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогические открытия:
К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный партийно-государственными постановлениями.
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)
КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар. В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1) Рисунок 1 – Технологические схемы КСО 1 1 2 1 2 3 3 4 3 4 2 5 6 5 6 4 6 5 4 3 2 1 6 5 4 3 2 1 3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности. Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью стараюсь организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры провожу часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку». Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры. А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика. Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!» С этой же целью организую такие игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры; а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота. б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений. В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого. Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе использую такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик. Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей: -Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах? Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
говорящего (согласен(+), не согласен(-), не понял(?). Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки: 1.Работай дружно и не спеша. 2.Уважай соседа. 3.Помогай ему. 4.Не кричи и не шуми. 5.Говори спокойно, внятно. Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в малых группах ( по 4 человека ). Эту работу провожу с первых дней пребывания детей – первоклашек в школе в ходе курса “ Введение в школьную жизнь”.( смотри приложение 1) Здесь очень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений. Таким образом, подготовительный этап длится месяц, и охватывает курс “Введение в школьную жизнь” , а иногда и больше. Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава. |
Утверждено Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений... | Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине... «Преподавание в начальных классах» заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму... | ||
Тестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1 | Рабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному... Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,... | ||
Использование коллективного способа обучения Ривин Александр Григорьевич — русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических... | На уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе | ||
«По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель» Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения | Опыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования... Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара | ||
На уроках русского языка в начальных классах Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Одним из приоритетов современного... | Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо... Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних... | ||
Курсов Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами Способа диалектического обучения | Икт в контроле и оценке качества знаний в начальных классах Демонстрационный вариант теста в 2009-2010 учебном году, предлагаемый для прохождения аттестации учителей начальных классов на вторую,... | ||
Словарная работа на уроках русского языка Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по... | Оргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов... Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных... | ||
Информационные технологии в обществе Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом | Логопед домашова р. А Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений в начальных классах коррекционной школы 8 |