Скачать 65.79 Kb.
|
МОУ «Вишняковская основная общеобразовательная школа» Тема: "От родословной своей семьи - к родословной государства и края". Автор: Тажитдинова Алена Жамильевна, ученица 9 класса. Руководитель: Гадельшина Ф.Н. с.Вишняково.2007г Содержание: Введение
1.1 Источники генеалогического исследования. 1.2 Методика генеалогического исследования. 1.3. Как составить родословную.
Введение Приобщение к истокам мужества и героизма старших поколений, возмужание и взросление патриотов происходит в походах по фронтовым дорогам, партизанским тропам, в изучение родословной городов и поселков, сел и деревень, своей родословной. Это дает возможность через малое открыть большое – приобщиться и изучить родословную своей страны. Говорят, новое – хорошо забытое старое. Если это верно, то надо признать, что изучение генеалогического древа семьи не так уж ново, как кажется некоторым. Другое дело, что изучение родословной в прежние времена было известной привилегией власть имущих и диктовалось корыстными, престижными, династическими соображениями. Знатность происхождения способствовала выгодному устройству на службу и быстрому продвижению по ней, выгодному вступлению в брак и т. д. В наши дни обращение к генеалогии семьи во многом качественное явление. Ведь речь идет о родословной семьи тружеников, рабочих, крестьян, интеллигенции. Очевидно, что изучение родословной семьи – это, по сути дела, начало начал краеведческой работы, в которой заключен животворный родник патриотизма. Многие ли из нас знают генеалогию своих семей? А если знают, то до какого колена? Между тем жизнь нескольких поколений одной семьи – это и есть история государства. Чем крепче семьи, тем крепче государство. В большинстве российских семей представители разных поколений были участниками знаменательных событий – становления советской власти, индустриализации и коллективизации, Великой отечественной Войны и т.д. Таким образом, постижение истории семьи способствует постижению истории государства, формированию уважения к труду и людям труда, гордости за старшее поколение. Изучение родословной семьи призвано заложить основы патриотизма, развивать которые можно в процессе изучения истории дома, в котором живете, улицы, школы, поселка, города, района и т.д. Тема моей исследовательской работы "От родословной своей семьи - к родословной государства и края" Работая над этой, темой я определила следующие цели:
Задачи:
В процессе работы над этой темой я изучала литературные источники, словари, записывала со слов бабушки историю своей семьи, систематизировала материал. Большую помощь мне оказала книга Юрченко А.М."Методы генеалогического исследования", в которой я нашла теорию вопроса. Хочется подчеркнуть особую актуальность темы. Действительно, сохранить для грядущих поколений память о прошлом и настоящем семьи, донести до потомков традиции и устои семьи – дело государственной важности. 1. Генеалогия как наука. Мы сегодня совершим путешествие в прошлое человека. Но любой человек это не только отдельная личность, но и его семья. По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи. Изучением истории семей и родов занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как "родословная", т. е. слово о роде. Генеалогия – историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей, лиц, и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лил. В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее. В восходящем – объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам – к его отцу, деду, прадеду и т. д. В нисходящем – объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам. 1.1 Источники генеалогического исследования. В качестве источников в генеалогическом исследовании могут выступать практически любые вещественные и духовные памятники, содержащие в себе сведения об отдельном лице или роде. В этом смысле их число не ограничено. Существуют устные источники – это родословные легенды. Они характерны как для дворянских, так и для крестьянских родов. Причем дворянские родословные фиксировались с 16 века, была даже целая палата родословных дел, которая занималась сбором и проверкой родословных документов – результатом явилась Бархатная книга. Родовые предания рабочих и крестьянских семей начали фиксироваться только с 19 века. Это делали священники, они публиковали материалы в "Епархиальных ведомостях". Вообще же источниками для сбора сведений о своей семье могут служить все виды письменных источников: государственные акты, периодическая печать, переписка, делопроизводственная документация, брачные контракты, завещания и т. д. Но наиболее подробный материал по исследованию крестьянских семей дают ревизские книги, - т.е. переписи населения с 1719 по 1857гг. Особо ценны ревизские сказки, составлявшиеся на отдельное лицо или семью. Эти документы находятся в Центральном архиве г. Саранска и при желании вы можете открыть для себя подробности жизни ваших предков.
Предположим, вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать? Во – первых, надо составить генеалогическое досье. Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи и ваших родственников, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви. Во – вторых, составить генеалогическую карточку, т.е занести данные по одному человеку на отдельную карточку. Следующим этапом вашей работы будет составление генеалогического древа. Они бывают разных видов: Кругообразные В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу – по материнской. Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвертого колена. Горизонтальные В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения. Здесь каждое лицо получает номер, в зависимости от естественного порядка в семье. Вертикальные Это конечно самая впечатляющая таблица, составленная в виде дерева. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков. Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указывается подробности его жизни. Итак, теперь вы знаете, как заглянуть в прошлое своей семьи и соответственно себя, с чего начать и чем кончить ваше исследование. Заключение Таким образом, в ходе моего исследования я выяснила, что изучением рода занимается наука генеалогия, изучила методы генеалогического исследования, составила свою родословную. Результатом исследования стало создание генеалогического древа своей семьи (Приложение). В заключении хочу сказать, что такая исследовательская работа, помогает поднять уважение к своим предкам, семейным традициям и реликвиям. Сохранить для будущих детей память о своей семье. Я, думаю, что необходимо привести людей к выводу о том, что человек без знания своей родословной подобен месту, которое несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять. Литература. 1. А.А.Аронов "Воспитывать патриотов", М "Просвещение" 1989 г. 2. А.Корнев "Мать - героиня"- статья в газете "Трибуна" 2006 г. 3. А.М.Юрченков "Методы генеалогического исследования" Саранск 1999 г. 4. Большая советская энциклопедия. |
Исследовательская работа на тему «Родословная моей семьи» Я решила заняться изучением родословной своей семьи, ведь многие известные люди интересовались историей своего рода. А. С. Пушкин,... | Как же привить человеку любовь и уважение к своей семье? Только через традиции, через знание родословной генеалогии. Порой изучение истории своей семьи подталкивает нас к изучению истории... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: провести исследование родословной А. С. Пушкина; составить родословную своей семьи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель занятия: развивать у школьников интерес к родословной своей семьи, стремление искать свои корни на основе архивных материалов,... | ||
Методические рекомендации по составлению родословной Результаты исследования... Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса | ||
Только по воспоминаниям нашей с Катей бабушки Пятовой Натальи Петровны,... Воспоминания бабушки о родных не оставляют меня равнодушной и я решила поделиться с вами историей нашей семьи, семьи моей бабушки,... | Пусть всегда будет мама Мой дом – моя крепость конкурсные работы могут содержать информацию о родословной семьи, национальностях, составляющих данную родословную,... | ||
«Семья и семейные ценности» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обобщить знания детей о семье, помочь детям понять значимость семьи, показать её ценность для каждого человека, воспитывать... | ||
Темы вашего учебного проекта Целью работы является изучение истории своей семьи, семейного древа, обычаев и традиций семьи, воспитание уважения и гордости за... | Тема урока Цели и задачи Что мы знаем о своей деревне, о своей стране и своей планете? Я – пешеход. Безопасное поведение на дорогах | ||
Рабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика» Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное... | Тема. История семьи в истории страны. Моё общество Систематизировать знания по истории семьи, познакомить с методикой составления родословий | ||
Тема учебной программы Количество уроков Форма Понятие семья. Функции семьи. Понятие семейной экономики. Потребность семьи. Основные правила покупок | Программа Спартакиады «Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,... |