Конспект открытого урока-праздника в 5 классе
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»). Урок №18 Учитель: Прозорова Г. Н. Тема урока: Семья. Родословная. Цели и задачи урока:
Знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков;
Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;
Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;
Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
Развитие умения анализировать и сравнивать выступления своих одноклассников, оценивать работы.
Оборудование урока: Родословные учеников (проекты).
Стенд «Семья глазами детей» (семейные фотографии учащихся класса).
Запись песни В. Шаинского на слова М Рябинина «Родительский дом».
Задание по созданию генеалогического древа было выдано детям за две недели до урока.
Все изготовленные схемы родословной перед уроком вывешены для того, чтобы дети в течение учебного дня могли рассмотреть работы и поделиться впечатлениями от работы по поиску своих «корней». На уроке присутствуют учителя школы, родители учеников, ученики 4 класса, т. к. со второго полугодия они будут изучать «Основы светской этики». План урока. - Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Ученики 4 класса тоже будут изучать основы светской этики и им интересно узнать, что это за предмет. Поэтому они приглашены на наш урок и могут тоже участвовать на уроке.
Наш урок основы светской этики посвящен вашей домашней творческой работе. Прежде, чем вы представите свою работу, ответьте на вопрос:
- Что же такое семья? (Ответы детей)
- Семья – это не только мама и папа. Это дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это маленький осколок большого рода. Ребятам 5 класса захотелось узнать об этих членах семьи как можно больше. Они долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Выступали в роли
историков, когда составляли свои родословные,
были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи,
журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках,
писателями, когда писали сочинения о семье.
В своих сочинения вы написали, что узнали много нового и интересного. - Ребята! А без какого чувства семья не может родиться? (Без любви.) Семья – это слово родное! Лида
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают, Даша
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи! - А знаете ли вы, как и когда появилось слово «СЕМЬЯ»? Об этом вам поведают наши ребята. (Инсценируют дети).
Как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда–то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева тихонько ответила: «Я!»
- Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я, я, я, - Ева молвила. – Я!»
«Я» сказала она знаменитых семь Я.
И так на Земле появилась СЕМЬЯ! - Зачем человеку семья? (Я спросила своих родителей, и они ответили мне, что семья нужна для воспитания детей, для поддержки). - О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, такая книга есть у нас. Называется она «7 + Я = СЕМЬЯ». В ней семь страниц. Ведь семья - это семь Я, и наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая его страницы.
На 1 странице нашей книги ученики расскажут о своей семье в стихах.
Праздника такого нет в календаре, Вова
Но для нас он важный в жизни и судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья, Эдик
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечал мне папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня,
Родилась такая дружная счастливая семья?
Я так люблю, когда луна глядит в окошко, Лида
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.
У меня такая мама- Катя
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости…
Мама нынче выходная…
Позовёт к столу нас мама,
Скажет нам: «Садитесь, дети!»
Вот тогда-то мы увидим,
Что вкуснее всех на свете!
Там пирог разлёгся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Над изюмными глазами!
Мы запьём пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто-чисто!
Как мне хочется на маму
Быть во всём, во всём похожей,
И моя подружка шепчет:
«И мне тоже! И мне тоже!»
Сегодня в доме выходной, Алена
Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
Для мамы печем печенье.
Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладем на блюдо.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.
Мой папа любит в дневнике Эдик
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
Сегодня праздник у меня, Алеша
Сегодня день рождения!
Придет поздравить вся семья,
Готовим угощение!
Придет тётя, бабушка, сестра
С племянницей – малышкой,
И с важным видом буду ей
Показывать ей книжки.
Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья! Вторая страница. И называется она – ИМЯНАРЕЧЕНИЕ. Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна. - У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.
Алена проделала большую работу. Она изучила имена всех учеников нашего класса. И вот результат её труда. (Выступает Алена). Следующая страница нашей книги «Родословная». - Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Ребята класса попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 16 -20 листочков, у кого- то больше.
(Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные учащимися).
- Я думаю, что до этого времени ни у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть будет хорошей традицией в вашей семье – пополнять ваше дерево.
- Кто уже сейчас может похвастаться пополнением еще одного листочка на своем дереве? (Эдик прикрепляет листок, т. к. в их семье родилась дочка).
Выполнив работу над проектами, ребята писали сочинения «След войны в моей семье». Послушаем их.
(Ребята читают сочинения) Следующая страничка «По страницам семейного альбома».
- В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. И мы сейчас попутешествуем по семейным альбомам. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?
(Знакомство с выставкой «Семья глазами детей», «По страницам семейного альбома»).
Рассказы о фотографиях. На фото дети с мамами и бабушками. Ведущий : Дорогие наши бабушки, мы очень рады, что вы пришли к нам на урок. Вам посвящены эти стихи.
Моя бабушка.
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Алена Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней, А бабушкины руки Люблю всего сильней. А у бабушки моей - волосы седые, Даша
А у бабушки моей - руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей. Стих. «О бабушках» по ролям прочитали две бабушки
Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
1 - У нас одни пятерки!
Пять – по математике!
И пять – по языку!
Но правила грамматики
Я плохо волоку! 2 - А я учу историю
И вроде получается.
Лишь даты эти всякие
Мне не запоминаются.
Сидели, обсуждали,
Друг другу жали руки,
Хоть отметки получали
Не бабушки, а внуки.
- Вот какие наши бабушки! И прядки у них седые, и здоровье не очень хорошее, а внукам помогать – всегда пожалуйста. Дорогие бабушки!
Вы немало потрудились,
Чтоб детей своих поднять,
Дети выросли, окрепли
Вы могли бы отдыхать.
Но в сердцах открытых ваших
Место занято опять
У кого-то внук иль внучка,
У кого-то их аж пять
Вновь опять всё повторится
Так как много лет назад
ВЫ с коляской, ВЫ на горке Внуков ВЫ ведёте в сад.
Пусть любовь Вас согревает,
Бог здоровья даст и сил!
Дети Вас не забывают И чтоб каждый день недели
Для Вас счастливым был! Следующая страничка «Семейные увлечения.»
- Каждая семья по - своему уникальна, самобытна. Есть в семье и свои увлечения. Чтобы рассказать о них, ребятам не пришлось спрашивать. Они видят, чем любит заниматься их мама в свободное время, и, подражая мамам, имеют тоже свои увлечения.
(Ребята рассказывают о семейных увлечениях).
Замечательные слова одного поэта средневековья:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему.» Следующая страница нашей книги «СЕМЬ НОТ».
- Как не исполнить песню о своей семье, где тепло, уютно, где вас любят.
(Дети исполняют песню о семье) Последняя страничка нашей книги называется «Пирамида любви». - Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по- разному это выражаем. Я люблю свою родню, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. Расскажите и вы кого и что любите (рассказывает каждый).
А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук.
(Участники игры стоят в круг). Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.
…Я люблю вечером почитать интересную книгу……. (Выстраивают пирамиду).
- Вы чувствуете тепло рук?
- Вам приятно это состояние?
- Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами. Садитесь
«Люблю» - мы скажем вам через года,
И также, как сейчас, протянем руки,
Да здравствует семья!
Все: Моя семья!
Ты нам опора в радости и в трудную минуту! - Когда собирается вся семья вместе, когда приезжают родные или, когда в дом приходят гости, ваши мамы стараются угостить их чем- то вкусным, пекут пироги. Наши ученики тоже приготовили торт. Торт с сюрпризом. Внутри каждой дольки лежит предмет и пожелание, которое обязательно сбудется. Ребята подарите свое творение мамам, бабушкам и учителям. (Ребята дарят). - Вот и прочитана последняя страничка нашей книги. Осталось только поблагодарить, тех, кто помогал нам прочитать ее. Вас, дорогие родители и вас дорогие дети, и выразить надежду, что наш урок помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.
- Чтобы семьи жили дружно, счастливо, что для этого нужно? (Мир).
Давайте закончим наш урок песней о мире и счастье. (Песня).
- Спасибо всем за урок! |