Скачать 42.23 Kb.
|
Конспект занятий на тему «Пусть древо жизни вечно зеленеет». Сенченкова Н.Д., педагог дополнительного образования Цель занятия: развивать у школьников интерес к родословной своей семьи, стремление искать свои корни на основе архивных материалов, воспоминаний родственников. Задачи: воспитать в детях чувство патриотизма, гордости за своих родных и близких, сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности. Ход занятий: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Сегодня мы будем говорить о родственниках, близких и дальних. В настоящее время семья теряет свое главное предназначение – быть домашним очагом и хранителем семейных традиций. Издавна люди интересовались, но, к сожалению, интерес к истории своей семьи с каждым годом угасает. Мы стараемся возродить стремление школьников узнать как можно глубже жизнь своих родственников. Наш музей помогает им соприкоснуться с миром прадедов, благодаря предметам старого быта, архивным документам, старинным фотографиям. В музее есть уникальная коллекция учебников 1914-1960 годов 20 века, по которым учились близкие и дальние родственники наших учеников. Сегодня у нас в гостях представители школьных династий Клейман, Басовых, Брынских, Федаш. Ребята младших классов принимали участие в конкурсе «Первый копейчанин в моем роду», в котором призовое место заняла ученица 3-го класса Кулахметова Алина. Дети прочитают нам сегодня свои интересные рассказы. Изучение истории семьи невозможно без составления генеалогического древа. О своих поисках расскажут ученики 4-го класса. Итак, слово М.Л.Клейману (рассказ о сыновьях, учениках школы № 44). У Кирилла Брынских школу закончил папа, а бабушка, Нина Михайловна, Заслуженный учитель РФ, много лет возглавляет педагогический коллектив. Кирилл подготовил маленький рассказ о своих родных. (Отрывок из его рассказа). «Школьная жизнь у моего папы была очень интересной. Он занимался спортом, собирал металлолом и макулатуру, участвовал в школьных мероприятиях. Моя бабушка – директор школы. Я очень люблю ее и постараюсь быть достойным продолжением нашей династии». У Ани Басовой в школе № 44 учились мама, тетя, двоюродные сестры. Аня принесла на занятие почетные грамоты, фотографии, табеля успеваемости своих родственников. О большой и дружной семье Федаш написал самый младший ее представитель Игорь, ученик 3-го класса: «Глава рода Федаш – мой прадед Матвей Федорович. В 1947 году его семья приехала в Копейск с Западной Украины. Все мужчины рода Федаш работали на шахтах, трудовой стаж наших родственников – 227 лет. Я с гордостью ношу фамилию Федаш». А вот что рассказала нам Кулахметова Алина: «В голодные 30 годы, после смерти родителей, маленького Раиса с 4-летнего возраста отдали в детский дом. 22 июня 1941 года его отправили в ремесленное училище, после окончания, которого 3 года работал на металлургическом комбинате в Магнитогорске. Демобилизовавшись из армии, прадед приехал в Копейск. У него была долгая трудовая жизнь. С 1984 года он на пенсии, но живет интересно и разнообразно. Прадедушка имеет много трудовых наград. Я люблю и горжусь им». 2 часть занятия посвящена образовательной программе «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Она способствует восприятию в детях чувства патриотизма, гордости за своих родных и близких, формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, любви к своей малой родине, России. Цель программы: воспитание гуманного, просвещенного человека, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящийся к истории своей страны, занимающего активную жизненную позицию. В настоящее время в общественном сознании обесценились такие понятия как «дом», «честность», «нравственность», «порядочность». Этому способствуют средства массовой информации. Воспитание гражданственности становится одной из важнейших функций государства. «Гражданственность, - утверждал В.А.Сухомлинский, это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека». Он рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. К содержанию понятия гражданственность можно отнести: - проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; - сознательное выполнение гражданских обязанностей; - стремление развивать общественные ценности. Чувство гражданственности сопряжено с чувством гордости за историю своей страны, ее традиции, навыки, обычаи. Гражданственность тесно связана с патриотизмом, которое определяется как нравственное качество, выражающееся в любви и преданности своей родине. Именно советский патриотизм сыграл огромную роль в Великой Отечественной войне. Раздел «Моя семья» знакомит с появлением первых людей по библейским сюжетам, заселение земли новыми семьями – потомками Адама и Евы, с возникновением семьи в первобытном обществе и т.д. Раздел «Моя школа» посвящен истории школы № 44, первому директору, учителям-ветеранам педагогического труда. Раздел «Мой город» уносит детей в прошлое, когда на Копях появились первые шахты и знакомит школьников с Копейском, с развитием города в 20-30 годы, с копейчанами - героями фронта и тыла, послевоенным развитием города. Из раздела «Мой край» дети узнают о географическом положении Челябинской области, полезных ископаемых, населении, реках, озерах и т.д. Раздел «Моя Россия» знакомит детей с историческим прошлым и настоящим нашей родины. Раздел «Моя армия» уводит школьников к истокам создания русской армии, рассказывает о значении в жизни человека современной армии. Таким образом, программа способствует воспитанию любви к своей малой родине, России, а так же формирует гражданскую позицию современного школьника. Литература: Шеффер О.Р. «Методики воспитания гражданственности и патриотизма у учащихся в процессе обучения», Монография, Челябинск, 2002 г. Шеффер О.Р. «Возможности гражданского курса для решения задач гражданского патриотического и нравственного воспитания учащихся», Челябинск, 2001 г. |