РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ», 6 КЛАСС. УЧИТЕЛЬ: КУЧЕРЕНКО Ю.В.
Пояснительная записка
Класс – 6.
Количество часов в неделю – 2, в год – 32
Учебник – Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В.«История средних веков» 6 класс. – Просвещение, 2010.
Базовый уровень.
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Контурная карта – Атлас «История средних веков» с комплектом контурных карт. – Издательство «Просвещение».
Задача курса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Цели курса:
сформировать целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.
Основные умения:
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Методическая литература.
1. Васильев А.А. История Средних веков. М.: Республика, 1994.
2. Давыдов О.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних
веков. 6 класс. М.: Экзамен, 2006. Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся представлена в учебнике.
№
урока
| Кол-во
часов
| Тема урока
| Обоснование
| Контроль
| 1
| 1
| Начало эпохи Средневековья.
| Введение, 1
| опрос
| 2
| 1
| Варварские королевства в V- VIII веках.
| 2
| опрос
| 3
| 1
| Империя Карла Великого и ее распад.
| 3
| к/карта
| 4
| 1
| Новая волна завоеваний.
| 4
| опрос
| 5
| 1
| Культура Средневековья и христианство в V — X веках.
| 5
| доклады
| 6
| 1
| Византийская империя: между Европой и Азией.
| 6
| тест
| 7
| 1
| Южнославянские государства в VI - XI веках. Культура Византии и южных славян.
| 7,8
| доклады
| 8
| 1
| Возникновение ислама.
| 9
| опрос
| 9
| 1
| Завоевания арабов и их культура.
| 10,11
| карта
| 10
| 1
| Средневековая картина мира.
| 12
| опрос
| 11
| 1
| Феодальное общество.
| 13
| доклады
| 12
|
| В молитвах за род человеческий: духовенство.
| 14
| опрос
| 13
| 1
| В битвах за веру, честь и славу: рыцарство
| 15
| опрос
| 14
| 1
| В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство.
| 16
| Опрос
| 15
| 1
| В борьбе за вольности и права: горожане.
| 17
| Мини
сочинения
| 16
| 1
| В поисках истины: еретики.
| 18
| Сам. раб.
| 17
| 1
| Крестовые походы.
| 19
| к/карта
| 18
| 1
| Англия и Франция в XI -XIII веках.
| 20
| тест
| 19
| 1
| Столетняя война и торжество королевской власти.
| 21
| опрос
| 20
| 1
| Германия и Священная Римская империя в X - XV веках.
| 22
| опрос
| 21
| 1
| Государства западных славян.
| 23
| К/карта
| 22
| 1
| Итальянские государства в XI -XV веках.
| 24
| тест
| 23
| 1
| Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста.
| 25
| опрос
| 24
| 1
| Искусство, литература, образование и наука в Средние века.
| 26, 27
| Мини
сочинения
| 25
| 1
| Раннее Возрождение.
| 28
| опрос
| 26
| 1
| Турки-османы против христианского мира.
| 29,30
| к/карта
| 27
| 1
| Монголы и Китай в Средние века.
| 31,32
| доклады
| 28
| 1
| Япония и Индия в средние века.
| 33,34
| доклады
| 29
| 1
| Государства доколумбовой Америки.
| 35
| тест
| 30
| 1
| Урок - обобщения.
|
| Контр.
раб.
|
резерв – 2 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Пояснительная записка
Класс – 6
Количество часов в неделю – 2, в год – 36
Учебник – А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца ХVI в. 6 класс» – Просвещение – 2009.
Базовый уровень.
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. – Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Цель курса: формировать у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи курса:
способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся,
содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны,
стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Основные умения:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль;
рассматривать общественные явления в развитии;
анализировать исторические явления, процессы, факты и систематизировать информацию;
определять свою личную точку зрения;
уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Методическая литература.
Смирнова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М.: Экзамен.2011.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Мысль, 2005.
История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX века. М.: Издательсво политической литературы, 1991.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль,1993.
Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир:Чингиз-хан. Личность и эпоха. М.: Восточная литература, 1995.
Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся представлена в учебнике.
№ урока
| Тема урока
| Дата проведения
| Кол-во часов
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
| Домашнее задание
|
| Введение в историю России.
|
| 1
| Дать понятие о курсе, рассмотреть принципы построения учебного материала, познакомить с учебником.
| История России, классификация языков. Источники по истории России.
| Читать введение, термины учить.
| Тема 1. Русь Древняя (10ч.)
|
| Восточные славяне
|
| 1
| Рассмотреть происхождение восточных славян, их занятия, верования, Рассмотреть территории расселения восточныхславян процесс разложения родового строя,
| Родовой строй, орудия труда, микролиты, распад первобытного общества.
| §1, работа в ТПО
|
| Восточные славяне в древности и их соседи.
|
| 1
| Рассмотреть происхождение и верования соседей восточных славян. Развивать навыки самостоятельной работы, развивать картографические умения и навыки.
| Община, язычество, колонизация.
| §2, работа в ТПО
|
| Формирование Древнерусского государства.
|
| 1
| Определить причины возникновения неравенства среди славян, и усиления власти князей, развивать навыки работы в паре.
| Норманны, варяги, Рюрик, торговый путь «из варяг в греки».
| §3, работа в ТПО
|
| Первые русские князья.
|
| 1
| Рассмотреть процесс образования древнерусского государства и его внутреннюю организацию.
| Князь Олег. правление Игоря и Ольги. Уроки и погосты.
| §4, таблица первые князья, документ, стр. 35-36.
|
| Владимир Святославич. Крещение Руси.
|
| 1
| Выделить основные итоги княжения Владимира, развивать навыки работы в паре.
| Крещение Руси, христианство.
| §5,вопрос 4 письменно
|
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
|
| 1
| Определить причины расцвета древнерусского государства, рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику русского государства в правление Ярослава.
| Дружина, династические браки, Ярослав Мудрый.
| §6., работа в ТПО
| 8
| Культура Древней Руси.
|
| 1
| Выявить особенности культуры древней Руси. Рассмотреть письменность, грамоту и литературу, зодчество и изо.
| Зодчество, миниатюры, фрески, эмаль.
| §7, таблица по произведениям культуры и искусства.
| 9
| Быт и нравы Древней Руси
|
| 1
| Рассмотреть процесс создания древнерусской народности и основные слои древнерусского населения.
| Общество, древнерусская народность, митрополит
| §8, задание 5 письменно
| 10
| Урок-обобщения
|
| 1
| Обобщить и систематизировать знания истории Древнерусского государства в 9 – 12 веках, развивать навыки индивидуальной работы.
| Рюриковичи, древнерусское государство, древнерусская народность.
| §1-8, работа в ТПО
| 11
| Урок рубежного контроля
|
| 1
| Контрольная работа
|
| §1-8.
| Тема 2. Политическая раздробленность на Руси .(10 ч.)
| 12
| Начало раздробления Древнерусского государства.
|
| 1
| Рассмотреть экономические и политические причины распада Древнерусского государства.
| Раздробленность, усобицы, уделы.
| §9, стр.78 – 83, документ.
| 13
| Главные политические центры Руси
|
| 1
| Рассмотреть особенности развития Владимиро-суздальского княжества и оценить политику князей.
| Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
| §10-11, стр. 84-89, работа в ТПО
| 14
| Главные политические центры Руси.
|
| 1
| Рассмотреть особенности развития Новгородской республики, основные занятия населения и категории населения, развивать навыки работы в группе.
| Артели, республика, архиепископ.
| §10-11, стр.89-94, работа в ТПО
| 15
| Нашествие с Востока.
|
| 1
| Выделить основные направления взаимоотношений Руси и Орды в 13 веке.
| Битва на Калке, Чингисхан, поход на Новгород.
| §12, работа в ТПО
| 16
| Борьба Руси с западными завоевателями
|
| 1
| Рассмотреть взаимоотношения русского государства и Швеции. Развивать навыки работы в группе.
| Шведы, ледовое побоище, крестоносцы, невская битва.
| §13, карта, документ, стр. 113-114.
| 17
| Русь и Золотая Орда.
|
| 1
| Выделить причины образования Золотой Орды, проследить за распространением владычества Орды над Русью.
| Батый, баскаки, ярлык, пайдзе, агрессия.
| §14, задание 6 письменно.
| 18
| Русь и Литва.
|
| 1
| Рассмотреть причины образования нового государства в Восточной Европе.
| Литовско-русское государство, диалекты, русская, белорусская, украинская народности.
| §15,задание 2, стр. 127
| 19
| Культура русских земель
|
| 1
| Определить сходство и различие в развитии культуры русских княжеств.
| Зодчество и памятники, летописание.
| §16, таблица, документ стр.136-138.
| 20
| Урок-обобщения
|
| 1
| Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретённые во время изучения раздробленности в Древнерусском государстве.
| Золотая Орда, раздробленность, уния, Литва, Шведы.
| §9-16, работа в ТПО
| 21
| Урок рубежного контроля
|
| 1
| Контрольная работа
|
| §9-16
| Тема 3. Русь Московская (13ч.)
| 22
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
|
| 1
| Определить причины и предпосылки усиления Московского княжества, рассмотреть политическое устройство Руси и борьбу за великое княжение.
| Иван Калита, слобода, возвышение Москвы.
| §17,, вопросы, стр.146., задание 4 письменно.
| 23
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
|
| 1
| Рассмотреть причины объединения русских земель вокруг Москвы.
| Куликовская битва, Дмитрий Донской.
| §18, работа в ТПО
| 24
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – нач.XV века
|
| 1
| Рассмотреть причины Московской усобицы, последствия унии Литвы и Польши.
| Феодальная война, Тамерлан, уния.
| §19, работа в ТПО
| 25
| Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.
|
| 1
| Рассмотреть завершение объединения русских земель и создание независимого государства.
| Иван III, Стояние на реке Уре.
| §20, работа в ТПО
| 26
| Московское государство в конце 15 - начале 16 века.
|
| 1
| Рассмотреть основные социальные слои общества, развивать навыки работы в паре.
| Кормление, местничество, помещик.
| §21, работа в ТПО
| 27
| Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века.
|
| 1
| Определить значение церкви в жизни русского государства, развивать духовную культуру личности.
| Дьякон, старец, благотворительность.
| §22, вопрос 6.
| 28
| Начало правления Ивана 4.
|
| 1
| Дать представление о первых реформах, проведённых Иваном 4 и его сподвижниками, оценить личность Ивана 4, развивать навыки индивидуальной работы.
| Царь, стрельцы, волость
| §23, работа в ТПО
| 29
| Реформы Избранной рады.
|
| 1
| Объяснить систему государственного устройства, которая оформилась при Иване 4.
| Избранная рада
| §23, документ, работа в ТПО
| 30
| Внешняя политика Ивана 4
|
| 1
| Рассмотреть основные направления внешней политики Ивана Грозного, развивать картографические умения и навыки.
| Ливонская война
| §24,работа в ТПО
| 31
| Опричнина
|
| 1
| Дать понятие об опричнине, рассмотреть последствия опричнины.
| Опричнина
| §25, задание 4 .
| 32
| Архитектура и живопись в 14 – 16 веках.
|
| 1
| Выделить основные направления в развитии культуры Московского государства в 16 веке, развивать навыки работы в паре.
| Архитектура, живопись.
| §27, работа в ТПО
| 33
| Быт 15-16 вв.
|
| 1
| Охарактеризовать бытовые условия 15-16 вв., развивать навыки самостоятельной работы.
| Кафтан, полати, харчевня.
| §28, вопросы и задания стр. 55.
| 34
| Урок-обобщения
|
| 1
| Систематизировать знания по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках».
| Возвышение Москвы, распад золотой орды, внутренняя и внешняя политика Руси.
| Повторить термины и даты для самостоятельной работы.
| 35
| Урок итогового контроля по курсу «История России с древнейших времён до начала 16 века».
|
| 1
| Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретённые в курсе изучения «Истории России с древнейших времён до начала 16 века».
|
|
|
Резерв 1 час |