Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи





НазваниеМоу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи
Дата публикации07.07.2013
Размер77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МОУ Сысоевская средняя школа им.С.Р.Суворова

Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи

материалы выступления на II Республиканской научно-практической конференции

«Йыван Кырла лудмаш»

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ИСТОРИИ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Автор: Окунева Ирина Михайловна

учитель марийского, русского

языков и литературы

Добрый день, уважаемые участники конференции. Я рада приветствовать вас на сернурской земле, на земле, которая взрастила таких талантливых людей, как Йыван Кырля . Мне вдвойне приятно выступать в этой аудитории, потому что я выросла в одном из красивейших мест Сернурского района – деревне Большая Гора, родине Ильи Ивановича Россыгина. А сейчас я работаю в Сысоевской средней школе, которая носит имя первого героя из мари – Сергея Романовича Суворова. Хочу рассказать о роли краеведения в своей работе.

Свою дорогу в жизнь человек начинает с родительского порога. Какое воспитание он получит в детстве и какие качества передадут ему взрослые, таким он и станет. Издавна семья в Росси несла огромную воспитательную функцию. Главной задачей семьи являлось историко-патриотическое воспитание, которое опиралось на духовное начало. Последующее поколение было взращено на примере предыдущего поколения. Так укреплялась связь между поколениями, сохранялись традиции рода на протяжении несколько веков. В 20 веке многие традиции такой семьи были утрачены. Сегодняшняя утрата традиционных ценностей создает реальную угрозу будущему России. Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. В большинстве своем все, что заложено в человеке, заложено его родителями. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Только в семье человек может быть по настоящему счастлив, обрести мир в душе, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизируются его нравственные качества, здесь созревает личность.

Важным слагаемым семейного счастья является знание своей родословной. У русского народа существует поговорка «Иван, не помнящий родства». Так говорят о тех, которые не видят дальше своего носа, т.е. не знают своих родственников, не поминают их, если они уже умерли. Не знать своих предков стыдно, это не делает чести никому, ведь история каждого из нас начинается не с рождения, а задолго до этого. У каждого из нас глубокие корни. Эти корни питают нас, дают силы на новые свершения. А мы с вами лишь маленькие веточки. Если изучать свою родословную, то можно почувствовать, как корни уходят глубоко в землю, а дерево становится могучим. Чтобы жить долго и счастливо, надо почитать, любить своих родителей, родителей своих родителей и так далее.

Я разработала и внедрила в воспитательный процесс программу «Школа семейной духовной культуры на традициях марийского народа». Она является частью комплексной программы воспитания духовной культуры детей, родителей и педагогов нашей школы.

Данный опыт является актуальным, так как представляет конкретные пути реализации основополагающего документа в области образования – «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».

Занятия по предлагаемой программе направлены на содействие защиты духовного здоровья детей, развитие и углубление духовно-нравственного аспекта в семейном воспитании на основе лучших традиций марийского народа.

В рамках этой программы, были разработаны многочисленные занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся с привлечением родителей.

Сегодня я хочу остановиться лишь на одном направлении работы – изучении родословной. На уроках марийского языка мы создаем небольшое генеологическое древо. Но это лишь начало большого труда, который мы продолжаем на занятиях во внеурочное время. Работа, безусловно, ведется совместно с родителями. Учащиеся не только узнают имена своих родственников, но и собирают документальные факты их биографии.

Целью такой работы мы считаем создание собственного архива о своей семье.

Преследуя данную цель, мы решаем ряд задач:

  • Изучить историю Родину на примере своей семьи; проследить, как отдельные личности участвуют в исторических процессах;

  • Укрепить связь между разными поколениями ;

  • Воспитание патриотических чувств.

Особенно интересной мне показалась работа Соловьевой Марии. Ей была собрана объемная папка с фотографиями, газетными статьями, воспоминаниями о роде Соловьевых из деревни Большая Вочерма.

Краеведческая традиция в семье существует давно. В начал 20 века начал собирать семейный архив Соловьев Андрей Васильевич, и, как говорил Алексей Романович Соловьев (учительи краевед), по нему можно проследить историю всего Савакского края. Прожил он 78 лет скромно, честно, достойно.И плотничал, и столярил, землю обрабатывал, словом, был мастером на все руки. Сохранились документы о службе в царской армии и фотография молодого Андрея Васильевича в форме, удостоверение о браке с Анной Тимофеевной Суворовой. Уже после его смерти его дочери Зоя и Лидия получили справку о признании их пострадавшими от политических репрессий, а репрессирован он был на основании постановления президиума Нижкрайраисполкома от 6 августа 1930 года.

Эти материалы сохранила внучка Андрея Васильевича- Татьяна Александровна Макарова.

Больщой интерес представляют и материалы о братьях Александре Романовиче и Алексее Романович. Они оба посвятили свою жизнь детям, так как были учителями. Своим трудом заслужили звание –Заслуженный учитель школы МАССР, но о каждом из них хочется рассказать особо. Александр Романович участвовал в ВОВ, сражался с бендеровцами. В мирное время закончил литературный факультет и работал директором Сардаяльской школы, а затем в Мосаринской школе. Он был делегатом Всесоюзного съезда учителей 1968 года в Москве. Ветеран труда. Имел медали: «За победу над Германией», «Медаль Жукова», юбилейные военные медали. Его также отметили знаком «Фронтовик 1941-1945г.г.». Александр Романович имел похвальные грамоты Министерства Просвещения, Института усовершенствования учителей, Областного комитета и другие благодарственные грамоты.

Алексей Романович, закончив Мари-Биляморское педучилище, много лет проработал учителем сначала в Пумаринской школе, затем в Арборской школе. Работая директором Арборской школы, он создал прославленный народный ансамбль «Арбор вел», кроме того Алексей Романович известен в нашей республике как краевед. Он создал ряд работ об истории родного края ио знаменитых людях, в том числе и о Соловьевых. Его знают как одного из организаторов Костра Дружбы между 3 районами соседних краев: Малмыжского района Кировской области, Балтасинского района Татарии и Мари-Турекского района Марий Эл. Первый Костер был зажжен в на территории Малмыжского района, второй - на территории Балтасинского района, а третий - на териитории Арборской школы, где и работал Алексей Романович. Не гаснет Костер, зажженный рукой Алексея Романовича, а память об этом замечательном человеке остается на долгие годы.

Семейные реликвии хранит также Виктор Степанович Соловьев- Доктор философских наук, Академик Российской Академии социальных наук, Заслуженный работник науки МАССР. Недавно вышел в свет библиографический указатель МарГУ с писанием его трудов и биографией.

Его отец Степан Сергеевич был уителем физики и математики, Работал Марий Туреке, в Елеево.участвовал в ВОВ, попал в плен, а после войны был сослан в Сибирь.

Брат Степана Сергеевича Иван Сергеевич был очень известным учителем. Закончив Мари-Биляморское педучилище, он учил детей в Мари-Возармаше, Сардаяле, Олорах, Мари-Китне, Мари-Туреке. В 1936-37 годах работал вместе с профессором Н.Т. Пенгитовым в Мари-Туреке. Он автор букваря для детей мари, по которому учились дети с 1938-39 года, иллюстрации к книгам он готовил сам, так как замечательно рисовал. Алексей Романович вспоминал,как Иван Сергеевич умел подражать почти всем певчим птицам в лесах и на лугах. Старожилы Большой Вочармы вспоминают, что он ходил в школу в Пумарь прямо через лес, хотя были кругом дороги. Если бы не война Иван Сергеевич много сделал бы для детей, но, к сожалению, он пропал на войне. Последним, кто видел Соловьева, был сосед Николай Петрович Якимов. Он говорил, что Иван Сергеевич не мог выжить, потому что был сильно ранен. Незадолго до этого из письма он узнал , что его жена Зоя Егоровна родила сына, и посоветовал назвать его Веней. В сквере Мари-Турекской школы, на памятнике погибшим в ВОВ учителям и ученикам есть и его имя. Его сын Вениамин Иванович работал врачом-стоматологом в п. Оршанка, ему присвоено звание Заслуженный врач Республики Марий Эл. Теперь и он на пенсии. Старшая дочь Вениамина Ивановича врач, а младшая, также как и дед, стала учителем.

Брат Ивана Сергеевича- Петр Сергеевич тоже участник ВОВ. Он участник обороны Советского Заполярья, вернулся с войны и в мирное время трудился в родном колхозе.

Нельзя не отметить их сестру Екатерину Сергеевну. Она является прототипом Унавий-любимой девушки С.Р.Суворова. Война забрала у нее любимого человека, в 1941году умирает мать, поэтому она живет у Степана, благодаря которому она и становится учителем. А в 1946 году Екатерина выходит замуж за Петра Григорьевича Созонова. Их дочь Виолетта Петровна тоже пошла по стопам матери и дяди. Она Отличник народного просвещения, Почетный работник народного образования. Уже больше 30 лет работает учителем русского языка и литературы в Сардаяльской школе. Вместе с мужем Иваном Ивановичем Арбузовым они воспитали дочь Катю и сына Андрея.

Еще один очень уважаемый сын Савакского края – Владимир Петрович Соловьев. Он прожил 73 года. Но как много он успел сделать за свою жизнь. Больше полувека он отдал сельскому хозяйству. Хозяйственную работу совмещал с общественной, был депутатом местного совета.за многолетний труд Владимир Петрович получил ряд правительственных наград:

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

  • Медаль «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»

  • Медаль «Ветеран Труда»

  • Медаль «Ветеран труда»

Был удостоен Почетных грамот:

  • Президиума Верховного Совета МАССР от 8 октября 1973 года «За высокие показатели в труде», а от 20 октября 1977 года «За достижения высоких урожаев зерновых культур»

  • Комитета народного контроля СССР «За активную работу в органах народного контроля» и др.

В 1979 году Владимиру Петровичу Указом Верховного Совета МАССР присвоено звание «Заслуженный агроном МАССР» и вручена Почетная грамота.

Наша работа создана на основе материалов, собранных в течение нескольких лет. В ходе сбора материала велась переписка с несколькими семьями, выходцами из семьи Соловьевых, которые владеют уникальными рукописями, документами, фотографиями и письмами. Были использованы материалы Мари-Турекского архива. Работа показала, что наш Савакский край дал много Родине много талантливых, трудолюбивых сыновей и дочерей. Немалую долю которых составляют выходцы рода Соловьевых. Молодое поколение этой династии , я надеюсь, буду достойны памяти своих предков.

В заключении хочу сказать, что создание родословной трудное, но благородное дело, которое необходимо, прежде всего, молодому поколению. Современная молодежь испытывает негативное воздействие окружающей дествительности и порой не находит правильных ориентиров жизни. Пусть на роду не было знаменитостей, но, зная свои корни, изучив положительный пример своих предков, ребенок испытает гордость, почувствует уверенность в своих силах. Поэтому я просто призываю педагогов, воспитателей искать выход к духовности детей через изучение родословной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconЭлективного курса
Моу «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconМинистерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconЦентр удмуртской культуры д. Большой- карлыган Мари-Турекского района...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПубличный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная...
Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПрограмма развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа»
Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи icon«Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Параньгинского района Республики Марий Эл
Духовно-нравственное воспитание учащихся Муниципального образовательного учреждения
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconУрок изучения нового материала
Моу «Нежнурская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района Республики Марий Эл
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Осенняя погода. Осенние краски», проведенного Кудряшовой Л. А. учителем мбоу «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconРеферат Тема: «Наглядность и её роль на уроках марийского языка»
Моу «Красногорская средняя общеобразовательная школа №1» Звениговского района Республики Марий Эл
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПубличный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconС золотая степь советского района саратовской области программа духовно-нравственного воспитания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconПлан учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная...
Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского...
Моу сысоевская средняя школа им. С. Р. Суворова Мари-Турекского района Республики Марий Эл Изучение родословной – одно из направлений духовно-нравственного воспитания молодежи iconКонкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного...
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск