Записывается в рабочий лист





Скачать 85.21 Kb.
НазваниеЗаписывается в рабочий лист
Дата публикации10.08.2014
Размер85.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 19

Нравственный поступок

Автор

Шаульская Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МОАУ «СОШ №39» г. Оренбурга

В любом человеке есть всё человеческое: самое лучшее и самое худшее

Л. Лавель

Тема: Нравственный поступок

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

Задачи:

  1. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

  2. Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

  3. Ознакомить учащихся с 5 компонентами нравственного поступка.


Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес. Обсуждение гербов:

- Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего товарища изображено…………..?

- О каких традициях семьи это говорит?

3Актуализация знаний, целеполагание.(слайд).

Учитель рассказывает историю про собак дяди Лени ( пересказ первой части рассказа).(Приложение 1).

Финальная часть рассказа появляется на слайде и читается.(слайд).

Вопросы и задания к тексту:

- Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?

- Дайте оценку поступка мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа?

- У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант.

Названия рассказа записываются в рабочий лист. (задание 1).

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? ( О хороших поступках).

-Поступок, который совершил Юра, называется нравственным поступком . Это тема нашего сегодняшнего разговора. Запишите тему в свой рабочий лист.

Тема урока записывается в рабочий лист.

Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.

4.Словарная работа. (слайд).

Коллективная работа.

-Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова?

- Можно ли действия дяди Лени назвать поступком?

ВЫВОД: Поступок- совершенное действие , не нарушающее правила поведения. Такое действие, которое совершает дядя Леня, называют проступком.

Значение слова «поступок» записывается в рабочий лист (задание 2).

Работа в группах.

-Продолжите словарную работу по группам.

Выполните задания, которые могут понять значение трудного слова « нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист.

1 группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия « нравственный».

2 группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

3 группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

4 группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других (хороших) нравственных поступков, которые могут совершить люди(дети).

Афиширование результатов работы в группах. Результаты групповой работы записываются в рабочий лист.

ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. Нрав, т.е. характер (нрав-характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок-это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

5. Чтение и анализ учебного текста (групповая работа). Составление кластера.

Коллективная работа.

-К нравственному поступку человека ведет несколько шагов. Наша задача -прочитать учебный текст и найти эти важные составляющие(компоненты) хорошего поступка.

- Мы вместе прочитаем первую часть текста и выполним задание. Затем вы продолжите работу в группах.

Чтение отрывка учебного текста о мотивах нравственного поступка. Внесение первого компонента в кластер.

Работа в заготовках кластера в рабочих листах(задание 3).

Работа в группах.

Задания для групп:

Прочитайте отрывок из учебного текста.

Найдите информацию об одном из компонентов нравственного поступка. Укажите в кластере этот компонент.

Представление результатов работы в группах.

Совместное составление кластера.

Работа в заготовках кластера в рабочих листах(задание 3).

ВЫВОД: Нравственный поступок имеет 5 компонентов: мотив(почему я это делаю?)-цель(зачем)-средства(с помощью чего)-действия(что я делаю)-результат(что получилось).

Физминутка

6. Работа с фотографиями в группах.(слайд).

-Внимательно рассмотрите фотографии.

-Какие поступки людей они иллюстрируют?

Задание для групп: Выявите мотив , цель, средства и спрогнозируйте результат нравственного поступка.

Заполнение таблицы в рабочих листах.(задание 4).

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях класса.

7. Найди лишнюю иллюстрацию и обоснуй свое мнение.(слайд ).

-Рассмотрите ряд иллюстраций, на которых изображены мультипликационные герои. Какие поступки они совершают? Найдите одну лишнюю иллюстрацию.

В рабочих листах нужно зачеркнуть цифру лишней иллюстрации(задание 6).

Обоснуйте свой ответ.

8. Упражнение «Незаконченное предложение».(индивидуально),(слайд).

-У вас в рабочих листах даны незаконченные предложения. Прочитайте их внимательно, подумайте какого дополнения они требуют. Вспомните свои поступки и намерения хорошие и допишите предложения.

-Я забочусь о ………………..когда………………

-Я защищаю……………….если вижу что……….

-Я могу…………………………………………….

9. Устное рассуждение по пословице.(слайд).

- Как вы понимаете утверждение « Не всякое действие поступок?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Выстраивайте ответ по модели:

« Не всякое действие можно назвать поступком, так как ………..

Используйте слова: я думаю, я считаю, мне кажется…..

Ответы детей.

Вспомните пословицы, которые учат человека делать нравственные поступки.

10. Рефлексия. Упражнение «Парус».(слайд).

-Представьте, что человеческая жизнь – это судно. Чтобы судно шло вперед надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши хорошие поступки и запишите их на своем парусе.

В рабочих листах выполняется задание 8.

Проверка.

Вывод: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Все это влияет на наш характер и на нашу жизнь. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.

11. Заключение урока.(слайд).

-Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к нравственным поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок-это совершенное действие.

Доброта живет на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

12. Домашнее задание.

1. Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения нравственного поступка. Сделайте вывод.

2. Вместе с родителями обсудите утверждение: «Цель оправдывает средства». Обоснуйте свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ

Как спасён был пёс Малыш

1. У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:

- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…

Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке появляется убитого пса появляется щенок.

Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.

- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!

2. Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.

- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.

Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.

Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы для работы с учащимися

Поступок – совершённое кем-нибудь действие.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения. Провинность.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение //прил. нравственный.

Нрав – характер, совокупность душевных свойств.

Доброта

Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

М.Лукин

Поступок или проступок


Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический...
Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа...
Записывается в рабочий лист iconДата: Приложение 1 Рабочий лист по теме
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект + рабочий лист учащегося открытого урока по теме «Физические свойства металлов»
Записывается в рабочий лист iconРабочий лист «политика и власть»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание №1. Прочтите первый и второй абзацы §41учебника технологии и рассмотрите рис. 83 на стр. 135. В рабочий лист урока внесите...
Записывается в рабочий лист iconОрганизационный момент. Актуализация знаний (карточки, вопросы, тесты)....
Использование презентации при объяснении темы помогает получить наглядную информацию. Для закрепления материала используется рабочий...
Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Записывается в рабочий лист iconУроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,...
Записывается в рабочий лист iconРабочий лист №2. Волшебные сказки
Иван царевич идет путем дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван царевич, а серый...
Записывается в рабочий лист iconРабочий день
Ш 25 Рабочий день студента-медика: Учеб метод пособие / Г. И. Шаранда, И. А. Скачинс-кая. – Мн.: Бгму, 2004. – 27 с
Записывается в рабочий лист iconУчебник по Всеобщей истории 7-8 классы, компьютерная презентация...
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя...
Записывается в рабочий лист iconПостановление от 23 декабря 2013 года №118 Об утверждении схемы водоснабжения...
Деральным законом от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом...
Записывается в рабочий лист iconОбразовательная программа профессионального обучения по 17530 Рабочий зелёного строительства
Профессиональ-ное училище №10 по рабочей профессии 17530 Рабочий зеленого строите-льства представляет собой систему документов, разработанных...
Записывается в рабочий лист iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лист как вегетативный орган высшего растения. Ткани, слагающие лист, их расположение и функции
Записывается в рабочий лист iconТема: Носители информации. Программы и файлы. Рабочий стол Цель:...
Носители информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск