Скачать 117 Kb.
|
Нефедова Елена Владимировна учитель биологии первой категории 40 лет Тарасова Галина Леонидовна учитель обществознания второй категории 37 лет МОУ «Гимназия № 58» г. Саратов 2013г. Аннотация Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Возникновение жизни на Земле" позволяет повысить мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассмотреть понятия, которые используются в разных предметных областях. Использование презентации при объяснении темы помогает получить наглядную информацию. Для закрепления материала используется рабочий лист. Интегрированный урок биологии и обществознания по теме "Возникновение жизни на Земле". Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле. Задачи:
Методы: беседа, сообщения учащихся. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки, рабочий лист (приложение 1),презентация ( приложение 2) . План урока
Ход урока
В это же время некоторые ученики работают по карточкам. Карточка №1. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.
Ответ: 1 – Д; 2 – А; 3 – Е; 4 – В; 5 – Б; 6 – Г. Карточка № 2. 1) Ответьте на вопрос: Возможно ли сейчас образование жизни небиологическим путем? (Нет, так как любые органические вещества будут поглощены гетеротрофами). 2) Вставьте пропущенные слова в предложения: Земля и другие планеты Солнечной системы образовались из газово-пылевого облака около________ лет тому назад. (4,5 млрд) Возможность небиологического синтеза органических соединений доказывается тем, что они обнаружены в _____________ пространстве.(космическом) Образование разнообразных органических соединений из неорганических веществ было закономерным процессом ___________ эволюции.(химической) Молекулы различных веществ объединялись, образовывали многомолекулярные комплексы - ___________ , окруженные водной оболочкой, отделяющей их содержимое от основного раствора. (коацерваты) Появление первых клеточных организмов положило начало ___________ эволюции. (биологической) Закончить актуализацию знаний можно тестами: Тесты для повторения темы : «Возникновение жизни на Земле» Выберите правильные варианты ответов: 1. Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов? а) Дарвин б) Пастер в) Ламарк 2. Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею: а) возникновение живых организмов из неживых тел б) возникновение живого от живого в) создания живого высшими силами 3. Согласно биохимической теории жизнь: а) существовала всегда б) занесена на нашу планету из вне в) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам 4. В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта? а) он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли. б) он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли. в) он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли. 5. Какая реакция лежит в основе образования аммиака? а) реакция углекислого газа с азотом б) реакция воды с азотом в) реакция водорода с азотом Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – в, 5 – в. Критерии оценивания тестовой работы: «5»: 80 – 100 % от общего числа баллов, «4»: 70 - 75 %, «3»: 50 - 65 %.
« Появление многоклеточных организмов») слайд № 7. Прослушав сообщения учащиеся обсуждают материал.
Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязи между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Всё происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Вопрос: Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Изучение нового материала «Возникновение жизни в мифологической, философской и научной картинах мира» 1. Как описан в мифах различных народов мир до его сотворения(слайд №8 - 9) 2. Человек и общество в ранних мифах ( слайды № 10 - 16) 3. Первые философские учения (сообщение учащегося по теме « Первые философские учения) IV. Закрепление (приложение № 1) 1.Тесты для закрепления темы «Начальные этапы развития жизни» Выберите правильные варианты ответов: 1. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были; а) анаэробными гетеротрофами; б) анаэробными фототрофами; в) аэробными гетеротрофами. 2. Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания и способу питания были; а) анаэробными гетеротрофами; б) анаэробными фототрофами; в) аэробными гетеротрофами. 3. Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к: а) началу абиогенного синтеза органических веществ и прекращению ультрафиолетового излучения; б) началу абиогенного синтеза органических веществ и усилению ультрафиолетового излучения; в) прекращение абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения. 4. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых: а) органических веществ, синтезированных абиогенным путем; б) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ; в) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов; 5. С момента начала биологической эволюции на Земле скорость эволюционного процесса: а) не изменялась; б) постоянно возрастала; в) постоянно убывала; 6. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, стало: а) появление новых клеток – прокариот; б) появление первых клеток – эукариот; в) возникновение фотосинтеза у анаэробных прокариот; Правильные ответы: 1 –а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – в. Критерии оценивания тестовой работы: «5»: 80 – 100 % от общего числа баллов, «4»: 70 - 75 %, «3»: 50 - 65 %. 2. Дать определения следующим терминам: работа на рабочем листе Миф , мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство. Ответы: Миф – это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях. Мифологическое сознание – древнейший тип общественного сознания человека. Общественное сознание определяет то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, как его объясняем, и какое место в мире мы определяем для самих себя. Даосизм — сначала философское учение в Китае (IV—III вв. до н.э.), а затем религия (II в. н.э.), которая в V в. становится господствующей религией, в недрах которой было много разных сект. Даосизм в современном виде представляет из себя религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа. Буддизм - одна из древнейших мировых религий. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу, многочисленные религиозные институты, искусство, систему образования. Конфуцианство- этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тыс 3. Соотнести имя философа и направление в философской мысли:
Ответы: Монизм- 1,6,12; Дуализм – 3,5,10; Материализм – 4,8,9; Идеализм - 2,7,11 4. Работа с текстом (подготовка к выполнению заданий части С). Миф, сказка, предание При размежевании сказки и мифа современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит… ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно. Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчество, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример – многие древне-греческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т.е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ. Вопросы и задания: 1.Чем сказка отличается от мифа? 2. Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод. Ответы :
Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчество, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания, провести грань между этими рассказами (т.е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ. V. Домашнее задание Общая биология -- § 4.16, вопросы после § Обществознание – составить презентацию на тему : 1 вариант - «Созидательные мифы» 2 вариант – «Схатологические мифы» Подведение итогов урока. 1.Оценить степень реализации поставленной на уроке цели. 2.Оценить работу учеников во время урока. Использованная литература: 1. Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.- 2-е изд, стереотип./ авт. сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Г.И Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания 10 – 11 классы./ - М.: Аквариум, 1998. 3. Н.И. Сонин, Т.А. Козлова Рабочая тетрадь для учителя. Общая биология 10 – 11 классы. М.: Дрофа, 2001. 4. А.И. Немировский «Мифы и легенды народов Греции». М., Мир книги, 2006. Интернет – ресурсы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного... | Организационный момент. Проверка подготовленности – актуализация опорных знаний Давайте вспомним строение побега. Я даю характеристику органа, а вы называете его и отмечаете на рисунке | ||
План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы... Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов» | Урока: Организационный момент Актуализация знаний: левая часть уравнения- исходные вещества, правая продукты реакции; простые вещества, сложные вещества | ||
”жизнь на земле” Закрепление основных понятий темы: клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуализация знаний. Создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Урок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий.... «… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационный момент. Актуализация по теме «Координаты. Координатная прямая» (определение готовности к дальнейшей работе) | ||
Урока I. Организационный момент Этот урок? Что нового вы узнали? | Мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, вопросы викторины.... Цель: познакомить учащихся с некоторыми формами жизни в море, млекопитающими Черного моря, рассказать о праздновании Всемирного дня... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуализация знаний (теоретический опрос учащихся по предыдущим темам с целью подготовки к изучению нового материала, решение задач... | Урок изучение нового материала по теме «Озера» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: текстовый редактор Word, презентация в программе PowerPoint | ||
Урока. Организационный момент ... | Урока. Организационный момент ... | ||
Урок направлен на развитие критического мышления через письмо, чтение... Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Проблемы динамики, кинематики и изучение небесных тел Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... |