Открытый урок по литературному чтению,
проведенный 12.02.2009 года во 2 «А» классе. Учитель Фадеева С.В. Тема урока: В. Осеева «Хорошее». Цели урока:
познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой «Хорошее»;
способствовать осознанному чтению целыми словами;
развивать речевые умения и творческие способности детей.
Оборудование: карта города Доброты, карточки-задания для учащихся, пословицы, звукозапись песни «Если добрый ты..», портрет В.Осеевой. Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путь в город Доброты. Пройдем по улице Волшебных слов, побываем в библиотеке Внимательного Читателя, отдохнем на Веселой Поляне, побываем в Театре Лучшего Чтеца, прогуляемся в парке Пословиц и завершим свое путешествие на площади Добра.
Проверка домашнего задания.
- Что ж, начнем наше путешествие с улицы Волшебных слов.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор?
- Какое волшебное слово помогло мальчику?
- Как нужно было произносить это слово?
- Почему рассказ В.Осеевой так назван, разве слово может быть волшебным?
- А сейчас проверим, какие волшебные слова вы еще знаете. Ребята прочитают вам стихи, а вы должны досказать последнее слово в стихотворении. Растает ледяная глыба Зазеленеет старый пень,
От слова теплого …. (спасибо) Когда услышит ….(добрый день) Когда нас бранят за шалости, И во Франции, и в Дании
Говорим… (простите, пожалуйста) На прощание говорят … (до свидания)
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы.
Но я еще раз повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Изучение нового материала.
- Продолжим свое знакомство с произведениями В.Осеевой. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Хорошее». Для этого отправимся в библиотеку Внимательного Читателя. Но прежде я хочу прочитать письмо В.Осеевой, обращенное к вам, детям.
Чтение учителем письма В.Осеевой.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
В.Осеева. (Из предисловия к книге:
Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)
Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Хорошее».
- Поэтому пока я читаю рассказ, вы слушайте и думайте.
- Понравился вам рассказ? Чем?
Физкультминутка.
- А теперь отдохнем на Веселой поляне под песню «Если добрый ты..»
Изучение нового материала.
Чтение учащимися рассказа про себя.
Работа по карточкам-заданиям.
1 группа.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Подготовься ответить на вопросы.
3. Определи главную мысль рассказа.
2 группа.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Попытайся представить прочитанное. Мысленно нарисуй иллюстрации к тексту.
3. Дай свою оценку героям произведения и событиям.
3 группа.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Разбей текст на части.
3. Кратко перескажи прочитанное.
Беседа по содержанию по вопросам.
-Сделал ли Юра что-то хорошее?
- Прочитайте, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело.
- О чем попросила сестренка? Что он ей ответил? Прочитайте.
- О чем попросила няня? Что он ей ответил? Прочитайте
- О чем попросил Трезорка Юру? Что он ответил ему? Прочитайте.
-Почему Юрику не удалось сделать хорошего дела?
- Прочитайте, какой вопрос задал Юра маме.
- Как она ему ответила?
- Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
-Почему рассказ так назван?
- Что можно сказать о главном герое рассказа?
- Какие иллюстрации можно нарисовать к рассказу?
- На какие части можно разбить рассказ?
- Составим план к этому рассказу.
План.
1. Юра проснулся.
2. Сестра.
3. Няня.
4. Трезорка.
5. Совет мамы.
- Кратко перескажите рассказ.
Чтение по ролям.
- Отправляемся в Театр Лучшего Чтеца и прочитаем рассказ по ролям.
- Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в театре?
- Какие роли можно выделить в рассказе?
Работа над пословицами.
- Идем в Парк Пословиц.
- Соедините части пословиц.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
- Какая пословица подходит к рассказу? Объясните их смысл. 9. Подведение итогов. Выставление оценок
- Заканчиваем наше путешествие на Площади Добра.
- Чему нас учит рассказ В.Осеевой «Хорошее»?
Домашнее задание. С.93-95 чтение по ролям, пересказ рассказа.
|