Скачать 238.78 Kb.
|
Программа по черчению для специальных (коррекционных) классов VII вида 8 класс Пояснительная записка В системе воспитания учащихся СКК существенное место принадлежит урокам черчения. Данные уроки в значительной мере служат целям коррекции недостатков развития учащихся СКК, так как они способствуют:
Используя эти возможности, можно построить всю работу таким образом, чтобы уроки черчения стали еще одним средством коррекции. Итак, коррекционная и развивающая направленность уроков черчения - главная особенность и настоятельная необходимость курса черчения для учащихся СКК. Все основные задачи и направления, обусловленные программой В.А. Гервера по черчению, сохраняются. Отличие заключается в подходе к решению этих задач, методах обучения и дозировке заданий. У детей СКК процессы анализа и синтеза замедленны и фрагментарны, пространственные связи и отношения между предметами часто не улавливаются, страдает логическое мышление. Сравнивая на уроках черчения разные изображения, выявляя их существенные признаки и характерные особенности, мы развиваем наглядно-образное мышление ребенка и добиваемся ускорения мыслительных процессов. Но для решения этих задач нужна поурочная целенаправленная система упражнений. Такая система заложена в программе курса. Особенно в таких ее разделах, как метод прямоугольного проецирования, построение аксонометрических изображений, сечения и разрезы. Для достижения нужных результатов необходимо увеличить количество уроков на прохождение этих тем за счет уменьшения времени, отводимого на изучение сборочных и строительных чертежей, которые воспринимаются учащимися СКК с большим трудом. Тематическое планирование по курсу черчение учитывает сокращенное количество часов (одногодичное обучение). Все уроки поделены на пять разделов. Увеличены такие разделы, как «Введение» (1) и «Сечения и разрезы» (4), уменьшен раздел «Чтение и выполнение чертежей» (3). Развитие графических навыков начинается с первых уроков. Полученные в процессе этих занятий умения позволяют ученику спокойно, уверенно и на соответствующем его возможностям уровне справляться в дальнейшем с любым учебным заданием. Но должно пройти достаточно времени, чтобы эти навыки сформировались. Поэтому целесообразно увеличить количество часов на данный пункт программы, выделив его в особый подготовительный раздел, где бы в результате специальных упражнений навыки детей закреплялись и совершенствовались. Раздел «Введение» увеличен до пяти часов. Учащиеся СКК с большим трудом приходят к пониманию последовательности действий, приводящих к построению сечения, когда надо мысленно рассечь предмет секущей плоскостью и затем, развернув вокруг вертикальной оси, получить таким образом нужное изображение. Эта операция оказывается для них сложной и непонятной, и поэтому тема «Сечения и разрезы» (4) требует более длительного времени для своего прохождения, чем это предусмотрено программой массовой школы. Увеличено количество часов с 8 до 12. Благодаря этому дети приобретают определенный опыт работы с секущими плоскостями и навык мыслительных пространственных операций. Увеличение первого и четвертого разделов происходит за счет уменьшения количества часов с 8 до 5 в разделе «Чтение и выполнение чертежей» (материал дается обзорно и графически не выполняется) и в разделе «Сборочные чертежи» с 8 до 4 часов. Раздел 2 «Метод проецирования…» оставлен без изменения. Для поддержания устойчивого интереса к предмету, а также для развития творческого воображения, целесообразно периодически давать специальные задания, при выполнении которых дети смогли бы проявить фантазию и практические навыки, полученные на уроках (см. метод. реком.). Используя свои знания, пусть даже в несколько упрощенном виде, дети получат вкус к проектно-конструкторской работе, что может послужить толчком к дальнейшей самостоятельной деятельности в школе и дома. Защита выполненных проектов и их выставка может выступать как форма подведения итогов и оценка результатов полученных знаний. Учебно-тематический план 8 класс
Содержание программы1. Введение 1.1.Введение. Предмет «Черчение». Значение чертежей в практической деятельности человека. История развития чертежа. Графические изображения. Чертежные инструменты, материалы, принадлежности. Понятия: чертеж, эскиз, схема, развертка, наглядное изображение, графическое изображение. Задание: в рабочей тетради, пользуясь чертежными инструментами, провести вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, а также окружности. Указание к работе: красиво расположить группы линий на листе в тетради. 1.2. Понятие о ЕСКД. Линии чертежа. Понятие о стандартах. Форматы. Основная надпись чертежа. Линии чертежа. Особенности их начертания. Понятия: стандарт, ГОСТ, формат, сплошная толстая основная линия, штриховая, штрихпунктирная тонкая, сплошная тонкая, штрихпунктирная с двумя точками, сплошная волнистая линия. Задание:
1.3. Графическая работа «Линии чертежа». Задание: в рабочей тетради вычертить рамку и графы основной надписи по размерам. Выполнить графический рисунок (орнамент в ромбе, квадрате, круге), используя все линии чертежа по всем правилам их начертания. Указание к работе: красиво расположить орнамент на листе в тетради. 1.4. Чертежный шрифт. Особенности начертания чертежного шрифта. Размеры букв и цифр. Задание: выполнить изображение прописных букв русского алфавита и цифр с 1 до 10 по всем правилам начертания чертежного шрифта. Указание к работе: провести вспомогательные линии под наклоном 75º, начертить сетку. 1.5. Графическая работа «Шрифт». Задание: а) выполнить в рабочей тетради рабочим шрифтом несколько надписей: написать фамилию, имя, название города, номер школы; б) заполнить основную надпись на листе графической работы № 1. 2. Методы проецирования и графические способы построения изображения 2.1. Чертежные размеры. Масштаб. Правила нанесения размеров. Масштаб, его назначение. Понятия: линейные и угловые размеры, размерные линии и числа, выносные линии, масштаб, масштаб уменьшения, увеличения, натуральная величина. Задание: а) начертить в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанести их размеры; б) начертить дуги окружности с радиусом 40, 30, 20 и 10 мм, нанести их размеры. 2.2. Чертежи плоской детали. Задание: перечертить в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение плоской детали (на карточке для каждого учащегося), увеличив его в 2 раза. Нанести необходимые размеры. 2.3. Графическая работа «Чертеж плоской детали». Задание: выполнить чертеж детали по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии, нанести размеры, указать толщину детали надписью. Чертеж оформить по существующим правилам оформления чертежей. Указание к работе:
2.4. Проецирование. Общие сведения о проецировании. Центральное, косоугольное, прямоугольное проецирование. Проецирование на несколько плоскостей проекций. Понятия: проецирование, проекция, плоскость проекций, ось проекций, фронтальная, профильная, горизонтальная проекции. Задание: каждому учащемуся предлагаются карточки, на которых выполнены изображения и чертеж деталей. На наглядном изображении (см. лист 3) стрелками показаны направления проецирования. Проекции детали обозначены цифрами 1, 2, 3. Надо, не перечерчивая чертеж, записать в рабочей тетради: а) какой проекции (обозначенной цифрой) соответствует каждое направление проецирования (обозначенное буквой); б) название проекций 1, 2, 3. 2.5. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Правила расположения видов. Местные виды. Понятия: вид, вид спереди, главный вид, вид сверху, вид слева, местный вид. Задание: а) составить модель из двух спичечных коробков и выполнить ее чертеж. Указание к работе: при построении чертежа соблюдать проекционную связь; б) по карточке, на которой дано изображение проекций модели спичечных коробков, на одной из проекций изображение второй коробки отсутствует – надо дополнить чертеж изображением второй коробочки; в) выполнить проект кузова автомобиля (эскиз выполняется в одной фронтальной проекции). 2.6. Аксонометрические проекции. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Понятия: фронтальная диметрическая проекция, прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрия. Задание: построить фронтальную диметрическую и изометрическую проекции детали (куб со стороной 40 мм). 2.7. Прямоугольная изометрическая проекция. Задание: построить изометрическую проекцию детали по чертежу. 2.8. Технический рисунок. Отличие технического рисунка от аксонометрического изображения. Изометрические проекции окружностей. Понятия: технический рисунок, овал. Задание: а) выполнить технический рисунок окружности диаметром 40мм и овала, соответствующего изображению окружности в изометрической проекции; б) выполнить с натуры технический рисунок детали с цилиндрическим отверстием; в) выполнить технический рисунок детской игрушки в двух (см. лист 4) проекциях в выбранном учеником масштабе и с простановкой габаритных размеров. 3. Чтение и выполнение чертежей 3.1. Анализ геометрической формы предмета. Проекции вершин, ребер, граней предмета. Понятия: усеченный конус, шар, цилиндр, призма, анализ геометрической формы, расчленение формы детали. Задание: а) определить и выделить цветом заданные ребра и грани предмета; б) раскрасить поверхности указанных граней на прямоугольных проекциях теми же цветами, какими они помечены на аксонометрических изображениях. 3.2. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы предметов: вершины, ребра, грани. Задание: выполнить наглядное изображение несложной детали по описанию. Например: начертить деталь, называемую втулкой. Она состоит из конуса и правильной четырехугольной призмы. Общая длина детали – 60 мм. Диаметр основания конуса – 30 мм. Конус располагается посередине призмы. Основание призмы - 50 х 50 мм, высота призмы - мм. 3.3. Определение необходимого и достаточного количества видов, выбор главного вида. Задание: выполнить чертеж отсутствующих проекций детали. 3.4. Выполнение чертежа с использованием геометрических построений. Деление отрезков, углов, окружности на равные части: 3, 4, 6, 10 частей. Понятия: анализ графического состава изображений, графические операции. Задание: а) построить с помощью циркуля правильный шестиугольник, две вершины которого лежат на горизонтальной центровой линии; в) построить с помощью линейки и угольника равносторонний треугольник. 3.5. Сопряжения. Понятия: сопряжение, центр сопряжения, точка сопряжения. Задание: а) выполнить сопряжения тупого, прямого и острого углов; в) выполнить изображение контура шаблона, применив геометрические построения (провести анализ графического состава изображений). Вычерчивание контура шаблона слагается, в основном, из построения угла 60º и сопряжения острого и тупого углов дугами заданных радиусов. 4. Сечения и разрезы 4.1. Понятия о сечениях. Общие сведения о сечениях. Назначение сечений (см. метод. реком.). Задание: найти наглядные изображения простейших деталей по виду и сечению (работа по карточкам). 4.2. Виды и обозначения сечений. Особенности выполнения сечений (см. метод. реком.) Понятия: вынесенные, наложенные сечения. Задание: с натуры выполнить эскиз детали, выявить ее поперечную форму сечением, обозначить его. 4.3. Понятие о разрезах. Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета. Различие между разрезом и сечением. Правила выполнения разрезов. Обозначения разрезов. Задание: по видам и разрезам найти наглядные изображения деталей (работа по карточкам). 4.4. Простые разрезы (фронтальный). Правила выполнения разреза. Задание: построить фронтальный разрез и перечертить вид слева одной из деталей. Нанести размеры (работа по карточкам). 4.5. Простые разрезы (профильный). Особенности выполнения разреза. Задание: а) перечертить главный вид одной из деталей и построить профильный разрез (работа по карточкам), б) на карточке даны изображения фронтального и профильного разрезов (штриховка на них не показана), вид сверху и аксонометрическое изображение. Необходимо дополнить разрезы штриховкой. 4.6. Простые разрезы (горизонтальный). Особенности выполнения разреза. Задание: перечертить главный вид и построить горизонтальный разрез одной из деталей. Нанести размеры (работа по карточкам). 4.7. Соединение вида и разреза. Основные правила, которые соблюдаются при выполнении изображений, содержащих соединение половины вида и половины (см. лист 6) соответствующего разреза. Задание: выполнить соединение половины вида и половины разреза. 4.8. Графическая работа. Задание: выполнить чертеж с фронтальным разрезом домика-прицепа (трейлера). 4.9. Вырезы в прямоугольной изометрической проекции. Задание: (выполняется по карточкам) выполнить вид детали слева, построить целесообразный разрез. 4.10. Графическая работа «Построение трёх видов и объемное изображение детали с разрезом и вырезом». 5. Сборочные чертежи 5.1. Общие сведения об изделии. Спецификация. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры. Условности и упрощения на сборочных чертежах. 5.2. Разъемные и неразъемные соединения. Общие сведения о соединениях деталей. Виды соединений. Стандартные детали. Взаимозаменяемость. Изображение и обозначение болтового соединения. Понятия: фаска; шестигранная, квадратная головка болта; шаг; шайба. Задание: выполнить эскиз болта с шестигранной головкой и нанести размеры: диаметр резьбы 20 мм, длина стержня болта 100 мм, высота фаски 2,5 мм. 5.3. Условные изображения резьбы на чертежах. Изображение и обозначение резьбы. Задание: выполнить изображение отверстия с резьбой. 5.4. Сборочный чертеж с элементами конструирования. Понятие о деталировании, конструировании. Задание: из данной заготовки сконструировать опору для установки в вертикальном положении цилиндрического стержня Ø 30 мм в её верхней части. Предусмотреть, на сколько это возможно, изменение массы опоры (технический рисунок). Требования к уровню подготовки учащихся По окончании изучения курса по предмету черчение учащиеся СКК должны знать:
уметь:
Методические рекомендации При работе по данной программе педагогам, преподающим в СКК, следует соблюдать ряд правил и приемов:
а) построение недостающей проекции по двум заданным изображениям, б) построение недостающих линий чертежа, в) определение и выделение цветом заданных ребер и граней предмета, г) определение проекций точек, д) поиск нужного чертежа к заданному наглядному изображению, е) поиск нужного наглядного изображения по заданному чертежу.
а) раскрасить поверхности указанных граней на прямоугольных проекциях теми же цветами, какими они помечены на аксонометрических изображениях, б) раскрасить аксонометрические проекции по прямоугольным.
а) дается описание несложной детали, состоящей из двух геометрических тел, расположенных друг на друге, например: основание - прямоугольная призма, на ней – куб. Задание: выполнить эскиз в двух проекциях, выполнить наглядное изображение; б) дается описание несложной технической детали, имеющей отверстия по центру и в углах, например: прямоугольная призма с закругленными краями с отверстиями по середине и краям (в центрах сопряжений).
Примерные темы:
|
Образовательная программа для специальных (коррекционных) классов VII вида ... | Программа по физической культуре для специальных (коррекционных) классов VII вида (5 9 кл.) Система физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VII вида объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий... | ||
Методическая разработка урока. Предмет: обж класс: 11 Учебник: Основы... ... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Отчет о проделанной работе за 2006/2007 у г ... | ||
Программа адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных... Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000 | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | ||
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных... Минобразования России от 10. 04. 2002г. №29/ 2065-п и программы «Коррекционно-развивающее обучение для общеобразовательных учреждений»... | Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 7 класс Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования... | Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии... | ||
Рабочая учебная программа специальная (коррекционная) общеобразовательная... Х-хii классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида М., Просвещение... | Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в... «Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната №9 для детей-сирот с отклонениями в развитии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для специальных коррекционных классов VII вида является интегрированным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф (Приказ Министерства образования РФ №29/2065-п от 10. 04. 2002 г.), регионального Базисного учебного плана Вологодской области... |