Скачать 0.7 Mb.
|
На правах рукописи ЗИЁЗОДА ТАВАРАЛИ НОЗИМПУР ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук Душанбе - 2011 УДК 37 тадж. + 371 . 012 + 373 Работа выполнена в НИИ педагогических наук Академии образования Таджикистана. Научный консультант: - доктор педагогических наук, академик Академии образования Таджикистана, профессор, заслуженный работник Таджикистана Шарифзода Файзулло Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, академик Академии образования Таджикистана, профессор Зубайдов Убайд доктор педагогических наук, профессор Шоев Нурали Наботович доктор исторических наук, профессор Искандаров Косимшо Ведущая организация: - Таджикский национальный университет Защита состоится «_ »____2012 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д. 047.016.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Академии образования Таджикистана (734024, г.Душанбе, ул.Айни, 45). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Академии образования Таджикистана. Автореферат разослан «_ ___» ________ 2012 года. Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referat_vak@mon.gov.ru 19 декабря 2011 года Учёный секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор Негматов С.Э.
Актуальность проблемы исследования. Переход государства от одного общественно – политического строя к другому предполагает пересмотр старых ценностей, взгляда на них и внедрение той системы нововведений, которая основывается на иных ценностях. Без этого немыслимо развитие республики, которая вступила на демократический путь национального развития. Процесс перехода требует поиска наиболее эффективных и оптимальных путей и средств достижения цели, которые касаются не только создания демократического политического строя и экономики, развивающейся на рыночных отношениях и свободном предпринимательстве, но и системы общественных отношений, в том числе социальной жизни, в которой решающая роль принадлежит образовательной сфере. Актуальность проблемы исследования обусловлена углубляющимися преобразовательными процессами, происходящими в жизни независимого Таджикистана, который уверенной поступью идёт по пути демократизации государства и общества. Эти процессы охватывают в том числе, и образовательную сферу, основным и базовым компонентом которой является общеобразовательная школа. Уровень развития образования, этот важнейший социальный фактор, является ярким показателем общего состояния государства и общества, в которых происходят демократические преобразования. Современный мировой опыт показывает, что эффективное решение проблем политического, экономического и социального характера возможно только в том случае, когда государственная политика в области образования поставлена на надёжную научную основу, когда для её развития создаются такие приоритетные условия, которые соответствуют социально-экономической политике государства и, следовательно, отвечают потребностям развития образования. Становление и развитие суверенного Таджикистана требует осуществления реформы общеобразовательной сферы. Этот процесс в Республике Таджикистан с каждым годом набирает обороты и даёт положительные результаты. В ходе реформы большое внимание уделяется структуре и содержанию образования, использованию новых технологий обучения, в том числе интерактивной методики, которые проникнуты духом гуманизма и демократизации процесса преподавания и изучения учащимися школьных дисциплин. В этом контексте достижения отечественной и зарубежной педагогической науки являются важной теоретической и практической предпосылкой для внедрения в общеобразовательных школах Таджикистана принципов педагогики сотрудничества. Реформа образовательной сферы в Республике Таджикистан непосредственно коснулась каждого школьного предмета, в том числе и истории. А история, как и любая другая наука, не стоит на месте, она развивается и обогащается постоянно, а значит, в её содержании и подходах, в политическом, экономическом и социальном компонентах происходят нововведения и изменения; изменения происходят и в технологии обучения. Структура, содержание, методология и система путей и средств обучения истории в большой степени перешли в современную практику из той истории, которая изучалась в советских школах. Но сегодня в её структуре и содержании произошли изменения. Они выражаются и в исторических знаниях, основанных на гуманизме, и в нацеленности истории на выполнение задач, которые ставят перед школой демократическое государство и гражданское общество. История, как и другие учебные предметы в общеобразовательной школе, выполняет конкретный социальный заказ общества. Она заключается в том, чтобы дать учащимся основы знаний по исторической науке, сформировать их личность на основе гуманистических и демократических ценностей, которые должны быть заложены в содержании школьного исторического образования. Однако в условиях тех требований, которые поставлены перед школой, эту работу невозможно выполнить эффективно только с помощью прежних подходов к школьному историческому образованию. Для достижения цели нужны новые, наиболее эффективные подходы. Они касаются теоретических основ школьного исторического образования, содержания образования, школьных учебных программ, учебно-методических комплексов по истории, центральными элементами которых являются программы, учебники и технология обучения. Школьное историческое образование, как и вся образовательная сфера Таджикистана, сегодня находится в начале пути по обновлению содержания образования, по достижению образовательных и воспитательных целей сферы образования. Причина такого положения кроется как в традициях прошлого, так и в отсутствии научно обоснованных подходов и рекомендаций по построению школьного исторического образования в условиях демократического развития республики. Всё это требует исследования теоретических основ, содержания исторического образования, технологии обучения этой учебной дисциплине. Сегодня как никогда важно, чтобы стандарты образования, учебные программы, учебники и методические пособия по истории были разработаны на уровне современных требований к школьному историческому образованию. Возникает проблема качества перечисленных дидактических средств, и в первую очередь - программы и учебников истории, авторы которых должны быть профессионально компетентными. Итак, весьма актуальной является проблема профессиональной компетентности учителей истории общеобразовательных школ, от которых во многом зависит качество и эффективность преподавания и изучения учащимися истории. Возникает необходимость глубокого и всестороннего знания исторической науки, понимания и восприятия истории как истории цивилизации, её гуманистического характера, высокого профессионального уровня в области педагогики, психологии, философии, социологии, политологии и других гуманитарных наук. Только такой учитель сможет в историческом образовании учащихся добиться успехов. В связи с ролью учителя в учебном процессе встаёт вопрос о его демократических и гуманистических убеждениях. Это краеугольный камень в деле демократизации процесса обучения, изучения истории, формирования демократической личности учащихся. Отсюда следует, что наряду с другими факторами профессиональные и человеческие качества учителя истории являются важными составляющими в деле исторического образования и формирования личности учащихся. Исходя из актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в педагогической науке, мы определили тему диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы. Школьное историческое образование основательно было исследовано в советское время. По данному вопросу значительными являются работы Л.П.Бущика и А.Г.Колоскова. Однако тогда учёные исходили из цели и задач существующего общественно-политического строя. В постсоветское время данная проблема в бывших союзных республиках, ныне суверенных государствах, ставилась в основном на уровне концепций и государственных стандартов образования. Этот процесс продолжается и ныне. В ходе этой работы осуществляется комплексный подход к национальному школьному историческому образованию, который не может быть совершенно одинаковым в разных суверенных государствах. В контексте целей и задач формирования системы школьного исторического образования в Республике Таджикистан следует подчеркнуть те вопросы, над которыми работали учёные в прошлом, и ведётся работа в настоящее время. Значительным фактором в формировании школьного исторического образования является его теоретическое обоснование историками. Эта проблема освещена в работах Н.Бердяева, Э.И.Моносзон, П.С.Лейбенгруб, Ю.К.Бабанского, А.А.Вагина и других. Их работы содержат много положительных моментов, которые и сегодня представляют собой ценность в различных аспектах теории и практики школьного исторического образования. Сегодня в Республике Таджикистан является актуальной проблема совершенствования школьного исторического образования. В этой работе важным являются результаты исследования И.Я.Лернера, П.С.Лейбенгруба, А.Т. Кинкулькина, Л.Н.Боголюбова, А.И.Купцова и других. Они дают важную информацию о советском школьном историческом образовании, из которого следует извлечь положительный опыт. Различным вопросам содержания школьного исторического образования, школьных учебников истории посвящены исследования Г.М.Донского, В.М.Монахова, Л.Н.Боголюбова, О.Ф.Кабардина, В.В.Краевского, Л.Н.Алексашкиной и других учёных и методистов. Отвечая на вопрос, что представляет собой школьный учебник истории, как его нужно разрабатывать и совершенствовать, они в своих работах предложили много полезного в плане улучшения качества учебников и учебного процесса. В разработку и совершенствование школьных учебников истории свой вклад внесли А.В.Мишулин, Е.А.Косминский, А.В.Ефимов, К.В.Базилевич, С.Б.Вахрушин, А.М.Панкратова, А.В.Фохт, И.С.Галкин, Л.И.Зубок, Ф.О.Нотович, В.М.Хвостов, Ю.С.Кукушкин, В.Д.Есаков, Г.М.Донской, О.И.Бахтина, А.П.Невароков, В.А.Онищук, И.Я.Лернер, В.Ф.Паламарчук, В.И.Рывчин, С.Г.Шаповаленко, И.Е.Задорожнюк, Н.К.Алексашкина, Л.Ю.Карабаева, Г.В.Алямовская, Б.А.Литвинский, А.Мухторов, З.Ш.Раджабов, М.М.Яхьёев, Б.А.Казачковский, Г.Е.Беляков, М.Бобохонов, Ф.П.Репа, Г.Хайдаров и другие. Многие из них были авторами учебников истории СССР, всеобщей истории и истории Таджикской ССР. В ряде работ И.Я.Лернера, В.С.Леднёва, В.И.Гинецинского, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина и других учёных освещены общетеоретические проблемы и отдельные вопросы теории и практики содержания исторического образования в школе. Фундаментальное исследование проблемы истории школьного исторического образования в СССР принадлежит советским учёным Л.П.Бущику и А.Г.Колоскову, которые в своих работах раскрыли не только важнейшие вехи советского школьного исторического образования, но и высказали много ценных идей и предложений по его дальнейшему совершенствованию. Важными источниками школьного исторического образования после 1991 года явились учебники истории, разработанные Ю.Якубовым, С.Ходжаевым, А.Мухтаровым, Р.А.Набиевой, Ф.Б.Зикриёевым, Н.Б.Хотамовым, Н.Хакимовым, Т.Н.Зиёевым, Р.Я.Шарифовым, Х.Нуриддиновым, К.Искандаровым, К.Расулиён и Р.Абдуллоевым. Таким образом, многочисленная группа учёных и методистов работала над различными общетеоретическими проблемами в области педагогики, психологии философии, социологии и проблемами, касающимися как общих вопросов школьного образования, так и вопросов школьного исторического образования. Учёт накопленного опыта позволил правильно подойти к теоретическому обоснованию исторического образования, выбору эффективной технологии обучения истории в общеобразовательных школах Республики Таджикистан. Проблема исследования заключается в том, что в советское время в Таджикистане отсутствовала собственная концептуальная система школьного исторического образования, не было достаточного опыта разработки учебных программ и учебников истории. Эта работа входила в компетенцию союзного центра. В условиях государственной независимости Республики Таджикистан было необходимо выработать собственную систему школьного исторического образования, теоретически обоснованную и практически целесообразную, так как без этого невозможно было достичь эффективного школьного исторического образования. Исходя из этого, проблема диссертационного исследования сформулирована как концептуально-дидактическая система школьного исторического образования. Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании формирования школьного исторического образования и технологий его обучения. Объектом исследования является система школьного исторического образования и совершенствование её структуры и содержания в новых условиях. Предметом исследования является теоретическое обоснование школьного исторического образования, эффективные пути и средства его реализации в школе. Изучение истории и теории вопроса, связанное с целью исследования и подкрепленное поисково - констатирующим экспериментом, позволило сформулировать рабочую гипотезу, состоящую в том, что школьное историческое образование учащихся будет более эффективным, если:
Основываясь на цели и гипотезу исследования, были поставлены следующие задачи:
|
Информация Торгпредства Российской Федерации в Республике Таджикистан... Основные политико-экономические события и новости в экономике Республики Таджикистан | Документированная информация составляет основу управления, его эффективность... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
Эффективность урок При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность»... | Республика таджикистан проблемы энергосбережения и использования... Комилов Абдували Хакимович. Директор Агентства по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан | ||
Социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации... Работа выполнена в Институте философии, политологии и права им. А. М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан | Эпизоотологический анализ и меры борьбы с основными гельминто-зоонозами в республике таджикистан Работа выполнена в государственном предприятии Таджикского аграрного университета имени Ш. Шотемура и гну всероссийском научно-исследовательском... | ||
Адаптированные рабочие программы для общеобразовательных учреждений по истории Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности... | Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности... | ||
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования... Работа выполнена на кафедре педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования... | ||
Программа разработана в соответствии с: 2Цели освоения дисциплины... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь Охватывают весь спектр общественных отношений | ||
Приказ Министра образования и науки рк от 09. 2006 г. №481 Об утверждении... Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике | Планеты солнечной системы и Луна. Вещественный состав земной коры Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического... | ||
Программа историко-краеведческого кружка «Верность» История родного края рассматривается как часть отечественной истории, местные события как проявления закономерности исторического... | Положение о республиканском туристско-краеведческом конкурсе для... Конкурс проводится в рамках основного мероприятия «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан»... |