Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект)





НазваниеСоциально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект)
страница1/7
Дата публикации16.10.2014
Размер0.78 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7


На правах рукописи

ШОМУРАДОВ Хасан Рузиевич


Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан

(историко-педагогический аспект)

13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Рязань 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор БЕЛЯЕВА Валентина Александровна
доктор педагогических наук, профессор, ЛЕЛЬЧИЦКИЙ Игорь Давидович

доктор педагогических наук, профессор ПОЗДНЯКОВА Оксана Константиновна

Ведущая организация: Коломенский государственный педагогический институт

Защита состоится 25 сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212 212 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при государственном образовательном учреждении высшего профессиональ­ного образования «Рязанский государственный университет имени С А Есенина» по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. № 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени СА. Есенина».
Автореферат разослан «___»________2007 года.

Ученый секретарь
диссертационного совета Кирьяков Б.С.

Общая характеристика работы
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для реше­ния насущных социально-педагогических проблем современного образова­ния необходимо не только научное обоснование, но и взвешенное использо­вание опыта прошлого на основе историко-педагогического изучения со­стояния целостной системы высшего образования, лучшие элементы которой при условии творческого подхода могут найти применение и сегодня, и в перспективе. Чтобы осуществить использование отечественного опыта высшего образования в интересах сегодняшнего дня, необходимо осмыслить этот опыт, вычленить его теоретическую основу, сравнить его с аналогичными фактами, явлениями и процессами и предложить способы его реализации.

В наши дни социальное, политическое и экономическое значение системы высшего образования в Таджикистане очень велико Высшее образова­ние приобрело характер весьма диверсифицированной социально-органи­зационной деятельности, от успешности которой зависят ближайшие пер­спективы развития общества Стоящая перед вузами задача системной модернизации нуждается в свою очередь в научно-методическом, технологиче­ском и организационном обеспечении. Чтобы ответить вызову времени, высшему образованию приходится уточнять и обновлять свои цели, содер­жание, методы и организационные формы. Для модернизации высшего обра­зования предстоит разработать и реализовать программу повышения профес­сионального и социального статуса вузовских преподавателей, программу совершенствования системы их подготовки, программу повышения квалифи­кации, усовершенствования и переподготовки педагогических кадров всех типов и уровней.

Целевые установки, учебный материал в структуре обновляемого высшего профессионального образования должны жестко соответствовать, во-первых, социальным целям и ожиданиям, во-вторых, специфике и структуре рынка труда и престижу различных профессий.

Таджикистан после гражданской братоубийственной войны остро нуждается в молодых педагогических кадрах высшей квалификации, в том числе с ученой степенью. В общеобразовательных школах республики не хватает около 9 тыс. учителей. Ежегодно из-за крайне низкого уровня жизни много педагогических работников уходят из профессии, мигрируют в СНГ.

В решении социально-педагогических проблем и смежных с ними актуальных вопросов, стоящих перед системой высшей школы. Таджикистана, весьма значительная роль отводится историко-педагогическим исследовани­ям, нацеленным на применение позитивного отечественного опыта к совре­менным условиям.

Философия образования как область самосознания педагогики опирается на исторические факты, явления и процессы, чтобы сделать проверенный вре­менем опыт отечественной высшей школы своим надежным эмпирическим базисом. К сожалению, философия истории педагогики еще недостаточно представлена в историографии высшей школы Таджикистана. Между тем потребность в теоретических исследованиях, обобщающих накопленный отечествен­ной школой огромный опыт решения образовательных проблем, особенно в об­ласти подготовки национальных кадров высшей квалификации, очень велика.

В диссертации представлен научный анализ исторического опыта строительства и функционирования системы высшей школы Таджикистана, необходимого для определения реальной роли государства, его структур и институтов в подготовке национальных кадров высшей квалификации. Решение этой задачи способствует развитию и совершенствованию образования, приближению целей и задач высшей школы к потребностям общества. Без такого промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в интересующей нас сфере деятельности.

Целостному научному осмыслению социально-педагогических проблем в системе высшего образования способствует изучение его особенно­стей и в послереволюционный период, и в постсоветскую эпоху, поскольку ряд его нынешних социально-педагогических проблем имеет глубокие исто­рические корни.

Представляет интерес механизм взаимодействия государственной, общественной и частной образовательных инициатив, традиций диверсифика­ции системы подготовки кадров специалистов, поиски решения проблем культурного взаимодействия различных социальных сил и ресурсов в сфере образования. Изучение истории становления и развития системы высшего образования, анализ ее структурных элементов, принципов организации спо­собствует постижению исторических закономерностей в данной сфере.

В настоящей диссертационной работе перечисленные проблемы разрешаются средствами теоретико-исторического, историко-педагогического исследования.

Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин истории таджикского народа, истории образования, философии образования, теории и истории высшего образования, социологии, культурологии и др. С учетом такого подхода правомерно утвер­ждать, что в Таджикистане накоплен огромный пласт информации.

В многочисленных работах, затрагивающих проблемы системы высшего образования, можно выделить исследование следующих вопросов:

— Анализ и оценка состояния и развития системы высшего образования и статистические данные (Л. А. Вербицкая, В. М. Зуев, В. Ф. Мануйлов, А. Я. Савельев, Б. А. Сазонов, Е. А. Сергеев, В. И. Степанов и др.),

— Стратегия и методология развития целостной системы высшей школы (А. П. Лиферов, В Л Матросов, Н. Д. Подуфалов, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, С. Б. Смирнов, И. П. Фирова и др.),

— Управление государственными и негосударственными вузами (В. В. Глухое, В. П. Гриднев, Е. А. Лебедева, В. Г. Пищулин, Ю. В. Попов, Ю. М. Сидоркин, О. И. Соколова, Т. Г. Шарухина и др.),

— Экономические проблемы государственных и негосударственных вузов и пути их решения (С. Дж. Комилов, В. Н. Ларионов, М. Л. Левицкий, М. Н. Нурмахмадов, X. У. Умаров, В. В. Чекмарев и др.),

— Многоуровневая система подготовки кадров в вузах (В. Н. Гончаров, Н. Э. Касаткина, В. Г. Кинелев, В. П. Колесов, Ю. В. Мячин, Е. С. Никитина, А. И. Панарин, X. П. Пирумшоев, Л. А. Чистякова и др.),

— Воспитательная система и отдельные виды воспитания студенчества в условиях вузовского образования (Н. Б. Архангельская, С. Г. Бандаев, В. А. Бе­ляева, О. С. Васильева, А. Н. Джуринский, И. Д. Лельчицкий, А. Н. Нуров, А. В. Суворова, X. Д. Шамбезаде и др.),

— Педагогические методы, приемы и учебные технологии в вузе (А. Е. Богоявленская, И. Р. Васильева, В. М. Видгоф, Е. А. Калинина, А. А. Калмыков, А. В. Карпенко, И. С. Ладенко, О. К. Позднякова, В. А. Садовничий, Б. А. Тахохов и др.),

— Процесс вхождения вузов России и Таджикистана в мировое образовательное пространство (В. И. Байденко, Ю. С. Давыдов, Е. Н. Карачарова, К. Б. Кадыров, В. И. Колесников, Г. А. Лукичев, X. О. Одинаев, Р. И. Хашимов, Н. П. Щербаков и др.),

— Интегративные процессы в СНГ (С. К. Бондырева, В. А. Зернов, Д. И. Иванов, Т. Е. Исаева, К. К. Колин, В. С. Крюков, М. Н. Кубанова, Г. П. Лесников, А. П. Лиферов, А. А. Макаров и др.),

— Инновационные процессы и проблемы управления ими (К. Л. Вазина, Н. С. Глуханюк, И. В. Ильинский, А. Г. Кармаев, А. П. Клепов, Г. И. Лукин, В. Ю. Тюрина, В. Е. Шукшунов, 3. Ш. Шарифов и др.),

— Мониторинг и управление качеством образования (Г. Г. Кадамцева, С. Дж. Комилов, Н. Ш. Никитина, А. В. Никоноров, М. М. Поташник, X. Ф. Фа­киров и др.),

— Принципы и способы отбора содержания образования, проблемы трансдисциплинарности, фундаментальности, базовости и специализации в структуре вузовской и послевузовской подготовки (X. А. Асозода, С. Г. Бандаев, Г. А. Бордовский, Н. А. Веретенникова, В. С. Меськов, А. Н. Нуров, Б. Р. Ра­химов, Е. М. Шендерей и др.),

— Индивидуализация высшего образования, проблемы системы в прошлом и настоящем (С. Г. Антонова, С. И. Архангельский, Н. В. Асташкина, А. А. Вербицкий, М. С. Имомов, М. И. Илолов, К. Р. Расулов, И.Л. Тупайло, А. Ю. Тупицын, Л. Г. Тюрина и др.),

— Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования, преемственность образовательных профессиональных программ и смеж­ные проблемы (А. Н. Бекренев, М. Е. Добрускин, У. 3. Зубайдов, В. С. Кагерманьян, А. Я. Савельев, Ф. Ш. Шарипов и др.),

— Концептуальные, управленческие, организационные, методические проблемы вузовской науки и ее участие в образовательном процессе (В. А. Васенин, И. И. Горлов, К. И. Зубков, Д. К. Кабутон, К. Б. Кадиров, В. Н. Набиев, С. О. Одинаев, Т. К. Тагиров, Х. У. Умаров, П. П. Фролкин и др.),

— Специфика негосударственных образовательных учреждений в системе высшей школы, принципы формирования, структура, правовой статус, кадровое обеспечение, управление качеством образования, проблемы (Е. А. Орачева, В. А. Солоницын, Ю. В. Фалеев, М. Н. Швецов и др.),

— Проблемы профессиональной, психологической и методической подго­товки вузовских преподавателей, кадровый потенциал высшей школы в целом (А. Л. Бусыгина, А. К. Быков, И. А. Колесникова, А. В. Коржуев, Л. Н. Макарова, А. В. Морозов, Л. И. Романкова, Д. И. Фельдштейн, О. В. Шабанова и др.),

— Вопросы истории становления и развития высшего образования (В. И. Боголюбов, Б. С. Гершунский, И. X. Каримова, В. Г. Кинелев, М. И. Кондаков, И. И. Легостаев, М. Ф. Меняев, Н. Р. Мерганова, В. М. Монахов, А. Я. Са­вельев, В. А. Трайнев и др.),

— Применение современных информационных технологий и средств дос­тавки учебной информации в образовательный процесс вузов (А. А. Андреев, Я. А. Ваграменко, А. П. Егоршин, М. П. Карпенко, В. П. Кащицин, В. Г. Кинелев, А. П. Лиферов, Н. В. Маслова, В. П. Тихомиров, А. Н. Тихонов и др.).

Вопросы истории становления и развития высшего образования в Таджикистане рассматриваются в работах С. А. Абдуллаева, Б. Г. Гафурова, К. Б. Кадырова, С. Р. Раджабова, 3. Ш. Раджабова, Р. Ю. Юсуфбекова, Э. Я. Ямакова, М. Р. Шукурова, А. А. Шарипова и др., а его прогнозирование — в исследованиях Д. К. Кабутовой, М. Л. Лутфуллоева, Ф. Ш. Шарифова и др.

Применение современных информационных технологий и средств доставки учебной информации в образовательном процессе вузов изучается А. А. Андреевым, Я. А. Ваграменко, А. П. Егоршиным, М. П. Карпенко, В. П. Кащициным, В. Г. Кинелевым, А. П. Лиферовым, Н. В. Масловой, В. С. Меськовым, В. И. Солдаткиным, В. П. Тихомировым, А. Н. Тихоновым и др.

В диссертационном исследовании широко использовалась зарубежная научная литература (переводная и оригинальная). В центре внимания автора находились издания, посвященные организации и функционированию ведущих высших учебных заведений зарубежных стран, объединений вузов, образова­тельных консорциумов и т. п. Особый научный интерес представляют работы по вопросам высшего образования зарубежных исследователей Р. Арав, Дж. Боата, С. Брайана, А. Ведемейра, Г. Глиссона, Р. Деллинга, Д. Кигана, С. Купера, Л. Ланга, Дж. Лимита, М. Любове, К. Олера, Б. Холмберга и др.

Как свидетельствует проведенное аналитическое исследование, отечественная теория существенно отстает от практики интенсивного внедрения современных информационных технологий, средств и методов обучения в образовательный процесс вузов республики.

В основу диссертации положены многочисленные документы по вопросам строительства высшей школы и деятельности органов народного об­разования в Таджикистане.

Система высшего образования — своеобразная модель общественных отношений. Сложная, открытая, обладающая потенциалом, она способна создать новый тип специалистов для новой социальной реальности, если преодолеет синдром «усовершенствования», склонность к эволюционным по ха­рактеру частным реформам и встанет на путь конструктивных преобразова­ний содержания подготовки специалиста в целом. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также собственный опыт, накопленный в процессе практической деятельности в системе высшего образования, определили выбор темы исследования «Соци­ально-педагогические проблемы развития системы высшего образова­ния в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект)».

Проблема исследования сформулирована нами следующим образом вы­явление социально-педагогических проблем в системе высшего образования в Республике Таджикистан со второй половины 1920-х гг. до начала XXI в.

Многолетнее изучение образовательной практики позволило выделить ряд противоречий:

— между развивающимися инновационными процессами и традиционно сложившимися стилем и методами управления высшим образованием, где все еще преобладает авторитарный, «разрешительно-запретительный» подход,

— разнонаправленными интересами и ценностями преподавателей, студентов, родителей, социально-экономической среды и необходимостью создания согласованных социально-педагогических условий для развития гуманистической парадигмы высшего образования,

— необходимостью перехода системы высшего образования от режима функционирования к режиму развития и недостаточностью разработок условий и механизмов этою перехода, слабым использованием новых информа­ционных технологий для обеспечения обратной связи между субъектами об­разовательного процесса и системой управления высшим образованием,

— необходимостью расширения инновационных процессов в системе высшего образования и недостаточной подготовленностью части педагогических и управленческих кадров к инновационной деятельности,

— изменением социокультурной ситуации, возрастанием спроса на специалистов и образовательные услуги, необходимостью консолидации всех общественных и властных структур в развитии системы высшего образования и раздробленностью образовательного пространства, отсутствием приоритетности в формировании образованного общества, пронизывающего функционирование всех общественных систем.

Кроме того, саморазвитие высших образовательных учреждений в устой­чивом инновационном режиме сдерживается недостаточной разработанностью историко-педагогических, теоретико-методологических, содержательных, про­цессуальных, технологических и прогностических аспектов управления данным процессом, что и составляет проблему исследования Решение указанной проблемы определило цель диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в изучении и выявлении социально-педагогической проблемы в системе высшей школы Таджикистана на основе историко-педагогического анализа

Исследование направлено на решение следующих задач:

1. Осуществить научный анализ исторических тенденций формирования системы высшего образования в Республике Таджикистан.

2. Выявить социально-педагогические предпосылки возникновения, становления, функционирования и развития инновационных процессов в системе высшего образования.

3. Охарактеризовать современное состояние социально-педагогической проблемы в историко-педагогической литературе и исследованиях, задачи развития инновационных процессов в системе высшего образования в современных условиях Таджикистана.

4. Проанализировать теоретико-методологические концепции модернизации высшего образования в рассматриваемый период.

5. Изучить зарубежный опыт высшего образования с целью возможного применения в отечественной образовательной практике.

6. Изучить историко-правовое содержание и целенаправленность государственной образовательной политики Таджикистана.

7. Проанализировать модернизацию системы высшего образования в контексте проводимых в республике социально-экономических реформ.

8. Изучить опыт международного сотрудничества вузов республики в исследуемый период.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconУвр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив
А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconРеспублика таджикистан проблемы энергосбережения и использования...
Комилов Абдували Хакимович. Директор Агентства по строительству и архитектуре при Правительстве Республики Таджикистан
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconСоциально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации...
Работа выполнена в Институте философии, политологии и права им. А. М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconПсихолого-педагогические проблемы дезадаптации первоклассников-шестилеток
Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленка, г. Полтава
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconКонкурс «Формула успеха» 23 человека (педагоги). Окружной уровень:...
...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля)
«История России ХХ в.», «Актуальные проблемы историко-культурного знания», «Когнитивные проблемы историко-культурного познания»,...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconИнформация Торгпредства Российской Федерации в Республике Таджикистан...
Основные политико-экономические события и новости в экономике Республики Таджикистан
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания...
Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconНационализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт...
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconМетодические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы...
Перечислите основные актуальные проблемы специальной психологии. Законспектируйте статью: Малофеев Н. Н. «Стратегия и тактика переходного...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconРетроспективный аспект формирования Системы национальных счетов
Она используется в большинстве стран-членов ООН в качестве статистической модели рыночной экономики. Особенно стоит отметить активное...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconПриглашают принять участие в ежегодной межрегиональной научно-практической...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconСервер под бухгалтерию
Рф федеральное агентство по образованию РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский...
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) iconТаварали нозимпур теоретическая обоснованность и практическая эффективность...
Охватывают в том числе, и образовательную сферу, основным и базовым компонентом которой является общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск