Скачать 52.2 Kb.
|
Слово о гибели Русской земли Урок 8 Цели:
Учебник: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир «Моё Отечество». 3 класс. Приемы и стратегии: «Прогнозирование по названию», чтение с остановками, таблица ЗХУ. I. Стадия вызова. – Мы заканчиваем изучение раздела, посвященного эпохе Древней Руси, а насколько точно вы запомнили ключевые понятия темы, проверим по результату самостоятельной работы. Задание: соедините с помощью стрелок даты и названия исторических событий по смыслу. (Работа на индивидуальных карточках, взаимопроверка в парах) (1 слайд). (Приложение 1) – Какими событиями наших предков мы можем гордиться? – Как вы думаете, кто опаснее был для Руси – степняки-кочевники или рыцари? Почему? – Какую фразу произнес Александр Невский перед пленёнными рыцарями? Слово учителя: Богата наша страна. Одним из важнейших богатств являются реки. У каждой из рек своя слава. Одна славится родниками и чистой водой, другая – крупной рыбой. Но по-настоящему известной становится река, когда к ней прикасается история. Кто-то удачно придумал представлять историю в виде реки времени, проплыв по которой можно узнать какие важные события произошли в истории страны. Обратите внимание, в конце VIII века река резко изменила своё течение, стала мелкой, огромные камни мешают её течению. (Чтение учителем отрывка из учебника с. 42..Слайд из презентации. Звучит «Слово о погибели Русской земли» в исполнении М. Трошина) (2 слайд) Много веков назад неизвестный автор, горюя о разорении Родины, написал «Слово о погибели Русской земли». «Но почему о погибели?!» – воскликнули Анюта и Илюша. – Что удивило Анюту и Илюшу? – Какое вы заметили противоречие? – Какой вопрос возникает? (С какой бедой не справились жители Древней Руси?) (2 слайд) Тема нашего урока так и звучит «Слово о погибели русской земли». Выскажите свои предположения. (Прогнозирование по названию) – Можно ли набеги половцев и события на северо-западе считать погибелью? Поищите ответ на реке времени. Какое событие произошло в ХIII веке? (Русь не справилась с Батыевым нашествием.) Это видно по тому, как река круто изменяет направление, хотя до этого успешно справлялась с другими врагами (3 слайд). Возможно, какие-то беды ослабили Русь. Заполните таблицу. (4 слайд) Предлагаю проверить наши предположения. Посмотрите на карту учебника с. 43 и ответьте, была ли Русь единственным государством? Что означают стрелки? Как же и почему не справилась сильная и богатая Древняя Русь с новым врагом мы и должны узнать на уроке. II. Стадия содержания. 1. Обратите внимание на две карты. (5 слайд) Сравните карты. В чём разница? (Одна и та же территория с названием Русь на первой карте закрашена одним цветом, а на второй – разными цветами.) – О чём это говорит? (Единое государство распалось на несколько отдельных государств, наверное, в каждом из которых есть своя столица, своё правительство, своя армия) – Почему это произошло и к чему привело? Прочитайте текст учебника «И пошёл брат на брата» с. 43-44 и ответьте на вопрос. Заполните 3 столбик таблицы. (Работа в парах). Вывод: Войны между князьями привели к разобщению, а затем и разорению русских земель самими же жителями Руси, ослаблению русского войска. (6 слайд) 2. По этому поводу хочется вспомнить сказку Л.Н.Толстого «Веник» (Инсценирование сказки группой ребят) (Приложение 2) – Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. О каком уроке идёт речь? 3. Продолжим заполнение таблицы «Враги Древней Руси», начатой на прошлом уроке. Прочитаем текст на с. 44 с остановками, записывая информацию в таблицу 3 строку. (В результате получилась таблица) (7 слайд), (8 слайд). Слово учителя: В начале XIII века заканчивалась эпоха крестовых походов – военного натиска Запада на Восток, В это время мир был потрясён появлением огромного государства в Азии – империи Чингисхана. Для народов Восточной Европы нашествие монголов стало подобно огненному смерчу, уничтожавшему достижения европейской цивилизации. Послушайте сообщения ребят о великих правителях этого народа. (9 слайд) 4. Посмотрите на карту на с. 43. (10 слайд) – Что означают стрелки на карте? Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель? Чтение учителем текста на с. 45, 47 «Новое государство на просторах России». Дополните таблицу №1. – Какое государство образовалось на восточных границах русских земель? – Что значит, Русь оказалась под властью Золотой Орды? Слово учителя: Итогом походов Батыя 1237–1242 годов стал захват монголами огромных земель. Русь, южнее степи от Урала до Дуная , Закавказье, Крым – всё это вошло в новое государство хана Батыя, вскоре ставшее независимым и получившее на Руси название Золотая Орда. По названию одного из монгольских племен все население орды стали называть « татарами». Подобно огненному смерчу захватывали монголы русские города.После нашествия Батыя Русь оказалась под властью Золотой орды. А что это значит? (Чтение отрывка из учебника, с. 47). Слово учителя: Подавив сопративление Руси и жестоко разорив её,Батый создал свою систему конроля над покорённой страной. Жить в лесах ордынцы не могли. Им нужны были степи и пастбища для коней. Поэтому Батый не ввел прямое ордынское управление , а превратил русских князей в своих вассалов (подчиненных), оставив за ними право управлять своими княжествами. Но, князья должны были теперь получать право на свое княжение у хана в Орде. При этом хан мог в любой момент сместить непокорного князя.Кроме этого ханы требовали ежегодной дани (налога) от всех русских княжеств. Даже земли, не завоеванные Батыем, например Новгород, обязаны были платить эту дань. . – Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду? (11 слайд) (Деньги, меха, люди, зерно, скот – всё это в огромных количествах шло в Сарай (в столицу Золотой орды), истощая русские земли.) Рисунок в учебнике, с. 45. Заполните таблицу до конца. Таблица (12 слайд). Слово учителя: Последствия нашествия монголов для Руси очень тяжелы. Страна обеднела, и значительная часть населения была полность разорена. Ордынское иго иссушило душу Руси, не давало ей свободно развиваться дальше. Итоги. (13 слайд) III. Стадия рефлексии. – Напиши письмо от своего имени русским людям ХII века. Чего ты им пожелаешь, о чём предупредишь? (Работа на индивидуальных листочках. Обсуждение в группах. Одно письмо от группы зачитывается.) IV. Домашнее задание.
|
Тема урока: «Слово о погибели русской земли» Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «История» по... | Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы | ||
Конспект урока «История азбуки» Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | Конспект урока. Организационная информация Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека» Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | ||
Урок по окружающему миру "Слово о погибели Русской земли. Монгольское нашествие", 3-й класс Завоевании монголов, о государстве Золотая Орда, о религии ислам. Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность.... | Урок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения... Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
«Богатыри земли русской» Ней Руси. Урок проводится в игровой форме квн. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 6... | Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... |