Скачать 46.07 Kb.
|
Урок по окружающему миру "Слово о погибели Русской земли. Монгольское нашествие", 3-й класс Рыкунова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Цели: Создать образ государственной раздробленности на Руси в 8 веке. Сформировать образные представления учеников о завоевании монголов, о государстве Золотая Орда, о религии ислам. Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность. Пополнять словарный запас учеников. Расширять интеллектуальные способности, логическое мышление, кругозор учащихся. Прививать интерес к истории родного государства. Оборудование: Учебник «Мое Отечество» 3кл. (авт. Д.Д Данилов, С.В. Тырин); карта «Раздробленность русских земель в 8 веке, карта «Завоевание монголов в 8 веке»; гравюра Чингисхана; карточки с вопросами и анаграммой; тест на информационном носители. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Урок начинается со сценки подготовленной детьми. Илья читает книгу: Это вы раздорами и смутой К нам на Русь поганых завели, И с тех пор житья нам нет от лютой Половецкой проклятой земли! Аня: Что ты читаешь? Илья: Книгу неизвестного древнерусского поэта – «Слово о полку Игореве». Про Игоря Святославовича русского князя, который жил, когда русские земли грабили племена половцев-кочевников и приносили много бед людям. А Игорь Святославович зовет князей соединиться и встать все вместе на защиту Русской земли. Аня: А что, в те времена не было единого Русского государства? 3. Постановка проблемной ситуации. Работа идет с картой «Раздробленность русских земель». Дети ориентируются по карте вывешенной на доске и в учебниках на стр.55. Учитель. Посмотрите внимательно на карту. Что можно сказать о Древней Руси, о ее территории? Дети. Она разбита на княжества. У. Назовите и покажите княжества Дети выходят к карте и показывают княжества. - Как вы думаете почему? Дети дают предполагаемые ответы. 4. Совместное открытие нового знания. У. Во времена Древней Руси княжества враждовали, велись братоубийственные войны. Племена половцев-кочевников грабили русские города, села. А распри между князьями не прекращались. Давайте прочитаем основную мысль, выделенную в рамке в учебнике на стр.55. Д. Из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены. У. А почему же тема урока называется: «Слово о погибели русской земли»? Сегодня на уроке нам и предстоит узнать, что же погубило Древнюю Русь. 5. Закрепление нового знания. У. Новые несчастья обрушились на Русь. Учитель рассказывает и показывает территорию монгольских племен на карте и гравюру Чингисхана. - На востоке расположено Монгольское ханство. Среди монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою, жестокостью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Его войска покорили многие страны и народы, и Чингисхана стали называть повелителем вселенной. К доске выходят подготовленные дети, по очереди читают о завоевании монгольского племени. 1 ученик. В1237 году войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана, ханом Батыем, подошли к границам русских земель. 2 ученик. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами. Одна за другой гибли богатырские дружины, сгорали героически защищавшиеся города. Однако завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле. 3 ученик. За спиною завоевателей оставались выжженная земля и безлюдные селенья. Богатейшая страна – Древняя Русь была разорена и захвачена. На восточных границах русских земель, Батый создал свое сильное государство - Золотую Орду. У. Посмотрите на карту стр. 60, находится ли наш город на земле, принадлежавшей Золотой Орде? - Назовите столицу Золотой Орды. Д. Столица – Сарай. У. Русь оказалась под властью Золотой Орды. Русские князья были вынуждены платить дань ордынским ханам. - В Золотой Орде распространилась религия – ислам. - А что это за религия? На этот вопрос вы ответите сами 6. Расширение нового знания. У. Вы самостоятельно прочитаете о религии – ислам в учебнике стр.61. Ответите на вопросы, ответы найдете в анаграмме. Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе выдаются вопросы и анаграмма. Затем выслушиваются ответы. Вопросы:
7. Обобщение знаний. У. Обобщим наши знания по данной теме. Для этого ответьте на вопросы теста. Учитель показывает тест на экране телевизора. Приложение 1. Если в классе нет компьютера и телевизора, можно использовать классную доску. Учащиеся пишут ответы на листочке, после проходит взаимная проверка. Тест. 1. Кто являлся правителем Золотой Орды? а) Чингисхан; б) Батый; 2. Религия, распространившаяся в Золотой Орде. а) Ислам; б) Коран; 3. Бог, в которого верили жители Золотой Орды. а) Мухаммед; б) Аллах; 4. Какое государство образовалось, после победы монгольских завоевателей? а) Монгольское; б) Золотая Орда. 8. Итог. У. Почему Древняя Русь была разбита на княжества? - Почему «погибла Русская земля»? - Что нужно было сделать, чтобы дать отпор монгольским завоевателям? - Кто командовал армией завоевателей? - Какое государство было создано? - Что должны были платить население Руси ордынским ханам? - Какая религия распространилась в Золотой Орде? |
Конспект урока слово о погибели земли Русской… (Тема урока) Федорина Елена Васильевна Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 6класс «Просвещение»; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература 6 класс «Баласс» | Тема урока: «Слово о погибели русской земли» Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «История» по... | Урок по окружающему миру Образовательная система: «Школа 2 100» Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1 | ||
Эпиграфы по теме «Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати» | Моу-новощаповская сош имени П. П. Едунова Открытый урок по окружающему миру Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли) | ||
Урок по окружающему миру на тему «Сокровища земли под охраной человечества» Эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре творения человеческих рук | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы... | Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Идем в гости» Слово учителя: Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» | ||
Конспект по окружающему миру, 1 класс. Тема: «Звери- млекопитающие» Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо... | Рабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л.... «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Рабочая программа по окружающему миру Класс: 2 Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | ||
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс Тема урока: «Какие бывают растения?» Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому... | Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... |