Скачать 38.06 Kb.
|
…Чему учит нас История? И может ли она научить нас чему-нибудь? Не повторять прежних ошибок? Но мы их повторяем и ещё повторим с роковой неизбежностью…Гордости? – Но гордиться можно ( и даже это проще!) незнанием Истории .Или это продление жизни, мысленный, зримый лишь воображению путь через столетия? А и познав всю цепь причин и следствий, железную череду этнических смен, взлётов и падений, в которую выстраивается познанная история человечества, можно ли изменить сущее, спасти от гибели усталый народ , перечеркнуть предначертанное природой? Не в этих ли вечных стремлениях перечеркнуть, воспротивиться, возродиться, встать с колен и есть подлинная жизнь, а всё остальное лишь тени ненастных облаков на любимом лике родной земли. У Ганса Христиана Андерсена есть рассказ-притча «Калоши счастья». В Копенгагене, на Восточной улице, как-то вечером собралась интеллигентная компания. А что обычно делают интеллигентные люди, собравшись вместе? Начинают вести умные разговоры. Так было и в этом случае: один советник юстиции стал высказывать ту мысль, что в давние-давние времена, в эпоху Средневековья его предкам жилось куда лучше, чем его соотечественникам в развращенный и меркантильный XIX в.(А мы иногда сравниваем 20век 21) Не слушая возражений, он вышел в прихожую, нечаянно надел волшебные калоши счастья, которые перенесли его прямиком в XVI столетие... Может ли история научить чему-то? Правильна ли знаменитая латинская фраза: История-учительница жизни? Это очень трогательная, но наивная постановка вопроса. На самом деле история ничему не учит. Если бы она учила, мы бы были бы ни здесь, не такими, не в таких обстоятельствах. Так что же такое история и почему она существует? Как мне кажется, история-это зеркало. Мы провели очень много лет в королевстве кривых зеркал. Там плохо и противно. Правды хочется! В чем же цель истории? Вспомним, что писал Пушкин Василию Андреевичу Жуковскому». Ты спрашиваешь меня в чем цель поэзии? Цель поэзии-поэзия». Так вот и я полагаю, что цель истории - история. Это органическое свойство человека знать своё прошлое. Откуда мы? Кто мы? Почему мы такие? В чём наши корни? Какую дорогу мы прошли? Это область человеческой интеллектуальной деятельности, которая так же естественна, как дышать. Признано, что государственных мужей, политиков да и простых людей она ничему не учит. Казалось бы, вот очевидные уроки истории, вот здесь наши предшественники оступались, совершали непоправимые ошибки, а вот тут есть примеры верных решений, героических поступков, идеалы гражданского самопожертвования, государственной мудрости. Но нет... Люди постоянно наступают на одни и те же грабли. Это только кажется, что мир за сто лет серьёзно повзрослел, поумнели и не допускает прежних промахов. Если полистать подшивки журналов и газет столетний давности, то иной раз просто диву даёшься , до чего проблемы конца двух столетий схожи. Вот в Саратовском законодательном собрание не хотят пускать в зал заседаний представителей прессы. И пресса поднимает шум об ущемление гласности. В российской школе ведётся дискуссия об индивидуализации обучения и умственного воспитания. Евгений Правдин ,обозреватель «Исторического вестника» приходит к выводу, что «американские законы далеки от законов цивилизованной страны и американское правосудие далеко от правосудия действительного. В Италии народные массы подавлены налогами. Франция смеётся над личной жизнью президента. В Германии наблюдаются стычки между парламентом и правительством. На юге России опять неурожай. Виновата как всегда погода. В целом как следует из доклада министра финансов ,экономическая жизнь в России здоровая, но есть и неизбежные затруднения. Прямо как сейчас. Только всё это было в 1899году. Мне всегда казалось, что путь человека, его развитие так индивидуальны, обусловлены таким несметным количеством и разнообразием обстоятельств, что любая универсальная схема, прописанная в книге, где заранее обозначен маршрут, — не более чем благое пожелание, повод для умного и милого разговора интеллигентных людей. И наши дети — с разными темпераментами, способностями, основными чертами характера, живущие в разных семейных, социальных, национальных, религиозных обстоятельствах — не могут следовать каким-то абстрактным прописям или образцам, даже самым высоким и прекрасным, изложенным в учебнике или в книге для чтения по истории. Каждому — свой воспитатель. Ведь в целях воспитания любви к своей родине украинцы теперь с малых лет ( учебник истории для 5 класса) усваивают, что их язык древнее санскрита, Иисус был выходцем не из Галилеи, а из Галичины, и первую в мире Конституцию придумал Пилип Орлик, когда предки американцев ещё промышляли заготовкой пушнины на берегах Гудзона( А в этом учебнике нет 1654года когда украинцы просили принять их в состав России) Учат не уроки истории сами по себе, а учим мы с помощью этих уроков, рассказывая о людях и деяниях прошлого. Мне видятся две воспитательные цели, важные и актуальные для всех: помочь каждому настроиться на свой лад и помочь каждому почувствовать живую и личную связь с нашими предками, создавшими великую цивилизацию, утонченную и разнообразную, совершенную и возвышенную культуру. Учит ли нас зеркало чему-нибудь напрямую? Мы сковыриваем памятники, соскабливаем с карты старые имена и названия, проклинаем отошедших вождей. Оглянёшься – ни одного незатоптанного : всё в грязи. Выходит, история ни чему не учит? Тогда зачем история? Знать как было. Очистить зеркало от плевков и грязи. ...А андерсоновский советник юстиции, помыкавшись в Средневековье, оказался снова в родном и милом ему XIX веке. «Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век, который, несмотря на все его пороки и недостатки, все-таки был лучше того, в котором ему только что довелось побывать». Да, как ни крути, а личный опыт определяет все. |
1. Пояснительная записка с. 3 Если история способна научить чему–нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее | К. Г. Жуков Поклонимся великим тем годам… Хотя история, как известно, ничему не учит, но и учиться у себя никому не воспрещает. Тому, конечно, кто хочет чему-нибудь научиться.... | ||
Конспект по обж в 1 классе. Тема урока: Учитель I категории Лицея №1 Сегодня у нас с вами очередная встреча с доброй тетушкой Агнеттой. Чему она нас учит? Какой мудрый совет она нам дала? Давайте прочитаем... | Сайты учебных материалов (книги, учебники, пособия, справочники и т п.) Появляются всевозможные блоги, порталы, сайты отдельных организаций, группируются интернет-сообщества, теперь благодаря Интернету... | ||
Притча о котах и Сокен-сенсее Наверное, в этой притче лучше всего передан Дух самых различных боевых искусств, то, к чему приходят Мастера на своём Пути. Думаю,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Появляются всевозможные блоги, порталы, сайты отдельных организаций, группируются интернет-сообщества, теперь благодаря Интернету... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Появляются всевозможные блоги, порталы, сайты отдельных организаций, группируются интернет-сообщества, теперь благодаря Интернету... | И. Д. Фрумин: у нас сегодня открытие сезона наших регулярных семинаров... Ботсвану и Южную Африку, потому что про Южную Африку еще многие слышали, а, я думаю, что если бы она упоминалась…, а про Ботсвану,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…) | ||
Реферат по теме: «Необыкновенные обыкновенные дроби» Не может быть так, что у нас в стране сложение дробей выполняют по одному правилу, а где-нибудь в Англии по-другому | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Когда я входил в сообщество методологов и игротехников, мой интерес был прежде всего связан с образовательной проблематикой. Сейчас... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сообщение целей урока. Сейчас у нас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на этом уроке? Сегодня мы повторим, чему научились за этот... | В помощь детям и родителям «само собой». Так запоминается главным образом то, что нас живо интересует или вызывает в нас сильное и глубокое чувство. «Я никогда... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?... | Звучит музыка «Чему учат в школе» Эта первая добрая книжка для многих детей – азбука. Она с 1 сентября учила нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему.... |