Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Плоскосеминская основная общеобразовательная школа"
Ребрихинского района Алтайского края
Утверждаю
Директор МКОУ
"Плоскосеминская
основная
общеобразовательная
школа"
_______________
Поликарпов А.И. Приказ №___ от "___"
августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРММА
учебного предмета "история" 6класса основного общего
образования, базовый уровень - 70 часов, на 2013-2014 учебный год
составлена на основе авторской программы под редакцией
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен", М.: Просвещение, 2011 г., А.А. Вигасина "Всеобщая история", М.: "Просвещение", 2011 г. Составитель: Игумина И.Н.
учитель истории и обществознания
МКОУ "Плоскосеминская ООШ"
п. Плоскосеминский 2013 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для изучения курса «История» в 6 классе основной общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе:
- Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.);
- Федерального базисного учебного плана (Приказ № 1089 от 09.03.2004 г.);
- Примерной программы основного общего образования по истории (2004 г.);
- Авторской программы под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История» для 6 класса М: «Просвещение» 2011 г., А.Я. Юдовская «Новая история» для 6 класса М: «Просвещение» 2011 г.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса рассчитана на 70 часов (35 учебных недель, 2 часа в неделю). По годовому календарному графику – 68 часов.
Используемые УМК:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2011.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: Просвещение, 2009.
3. электронное издание. Всеобщая история. История Древнего мира. 6 класс.
Цель обучения истории в 6 классе:
Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.
Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. Рабочая программа предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
6. формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения истории на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, предусмотрена проектная деятельность учащихся).
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Содержание (70 часов)
История Средних веков (34 часа)
Введение (1 час)
Понятие "средние века". Хронологические рамки.
Становление средневековой Европы (5 часов)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне VI-XI вв. (3 часа)
Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Образование славянских государств.
Арабы VI-XI вв. (2 часа)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухамед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран Халифата.
Феодалы и крестьяне (2 часа)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Католическая церковь.
Крестовые походы (1 час)
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. католицизм, православие и ислам в эпоху походов. Начало Рекконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Образование централизованных государств (6 часов)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Германия и Италия в XII-XV вв. (2 часа)
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис католической церкви. Папы и императоры.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 часа)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Научные открытия и изобретения.
Культурное наследие Византии.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империя Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовые цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Наследие средних веков в истории человечества (1 час) Россия с древнейших времен до конца 16 в. (36 часов)
Введение (1 час)
Что изучает история Отечества. Исторические источники.
Народы и государства на территории России с древнейших времен до сер. IX в. до н.э. (1 час)
Великое переселение народов. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи. Язычество. Природные условия и занятия предков современных народов России. Родной край в древности.
Древнерусское государство ( вторая половина IX- начало XII вв.) (10 часов)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный устрой, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. "Повесть временных лет" о начале Руси.
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские государства. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. "Русская правда". Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Быт и нравы Древней Руси. Особенности развития древнерусской культуры.
Удельная Русь (середина XII-XIII в.) (4 часа)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. "Слово о полку Игореве".
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба русских земель за сохранение самостоятельности в XIII в. ( 6 часов)
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Русь и Литва. Культура русских земель в период раздробленности.
Московская Русь (13 часов)
Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. "Задонщина".
Теория "Москва - Третий Рим". Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Родной край в 14-16 вв.
Иван Грозный (от реформ Избранной рады к опричнине). Внешняя политика Ивана Грозного. Культура и быт в 15-16 вв.
Учебно-тематический план
«История Средних веков 6 класс»
№ темы
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Введение. Живое средневековье
| 1
| 2
| Становление средневековой Европы
| 5
| 3
| Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
| 3
| 4
| Арабы в VI-XI вв.
| 2
| 5
| Феодалы и крестьяне
| 2
| 6
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе
| 2
| 7
| Католическая церковь в XI-XIII вв. крестовые походы
| 2
| 8
| Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)
| 6
| 9
| Германия и Италия в XII-XV вв.
| 2
| 10
| Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
| 2
| 11
| Культура западной Европы в XI-XV вв.
| 2
| 12
| Народы Азии, Африки, Америки в Средние века
| 4
| 13
| Наследие Средних веков в истории человечества
| 1
|
| Итого:
| 34
| |