Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 г. Томска
(МКОУ ВСОШ № 4 г. Томска)
Работа на всероссийский Фестиваль IT-УРОКОВ
Урок-презентация по истории Средних веков
в 6 классе
по теме
«Древние германцы и Римская империя»
Автор:
учитель истории и основ права
Тарасов Олег Александрович
Технологическая карта урока «Древние германцы и Римская империя»
Предмет
| История Средних веков
| Класс
| 6
| Количество занятий
| 1 занятие (1 час)
| Тип урока
| Изучение нового материала
| Технология
| Урок с использованием ИКТ
| Оборудование
| компьютер, мультимедийная презентация «Древние германцы и Римская империя», учебник Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс, карты Расселение племен, Великое переселение народов
| Тема урока
| «Древние германцы и Римская империя»
| Цель урока:
| Сформировать представления о жизни и занятиях германцев.
Сформировать представления о жизни и занятиях германцев.
Выявить последствия Великого переселения народов
| Основные понятия, термины и даты.
| Старейшина, знать, государство, Великое переселение народов
| План урока
| 1. Занятие и быт древних германцев
2. Появление неравенства у германцев
3. Великое переселение народов
4. Религия германцев
| Планируемые результаты
| Личностные УУД
| Метапредметные УУД
| Предметные УУД
| - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
| Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- проводить анализ учебного материала;
- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД:
- уметь четко и связно отвечать на вопросы.
| -применять понятийный аппарат;
- знать основные даты;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- аргументировать свое отношение к событиям;
- анализировать историческую информацию.
| Дидактические задачи этапов урока
| Организационный
| Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Постановка учебной проблемы
| Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
| Формулирование проблемы, планирование деятельности
| Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
| Презентация полученных результатов
(открытие нового знания)
| Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.
| Рефлексия учебной деятельности
| Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
| Карта урока Комментарий
хода урока
| Время
(мин)
| № слайдов
| Развитие личностных качеств и психических процессов
| Репродуктивные формы деятельности
| Продуктивные формы деятельности
| I. Организационный момент
| 2 минут
| Презентация POWER POINT
Слайд № 2
| Внимание
| Ученики получают тетрадь, ручку, учебник, атлас, бланки с вопросами. Затем открывают тетрадь, повторяют прошлую тему урока.
| II. Актуализация знаний и постановка проблемы
| 4 минут
| Презентация POWER POINT
Слайд № 3
| Внимание, речь, память, мышление
| Ученики по очереди отвечают на вопросы ранее изученной темы. После ответа учеников, учитель ставит проблему нового урока, его цель.
| III. Изучение нового материала
| 26 минут
| Презентация POWER POINT Слайды 4 - 26
| Внимание, речь, память, мышление
| Ученики работают с интерактивной доской и раздаточным материалом.
| 1. Занятие и быт древних германцев
| 10 минут
| Презентация POWER POINT Слайды 6 - 17
| Внимание, речь, память, мышление
| Учитель рассказывает, как жили древние германцы, ученики делают записи в тетрадях
| 2. Появление неравенства у германцев
| 6 минут
| Презентация POWER POINT Слайды 18 - 20
| Внимание, речь, память, мышление
| Учитель рассказывает, как появилось социальное неравенство у германцев, ученики делают записи в тетрадях
| 3. Великое переселение народов
| 6 минут
| Презентация POWER POINT Слайды 21 - 24
| Внимание, речь, память, мышление
| Учитель рассказывает о массовом переселении народов в Раннее Средневековье, ученики работают с учебником, Приложением № 1 и делают записи в тетрадях. Просмотр документального фильма про Аттилу
| 4. Религия германцев
| 4 минуты
| Презентация POWER POINT Слайд 25
| Внимание, речь, память, мышление
| Учитель рассказывает о верованиях древних германцев, ученики делают записи в тетрадях
| IV. Обобщение изученного материала
| 4 минут
| Кластер
| Внимание, речь, память, мышление
| Ученики работают с кластером
| V. Рефлексия.
| 3 мин
| Презентация POWER POINT Слайд 28
| Внимание, память, ясная речь, мышление
| Учитель задают вопросы по пройденной теме, ученики отвечают на вопросы.
| VI. Подведение итогов урока
| 1 мин.
|
| Внимание, организованность
| Учитель объявляет и выставляет оценки за урок. Ученики сдают авторучки, тетради, учебники, бланки с ответами на вопросы
| Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя, положительный настрой на работу, проверка готовности к уроку. Так занятие проводится в вечерней школе, урок длится 40 минут, ученики получают тетради, авторучки, учебники в школе (в отряд их им никто не дает, не принесут потом).
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
Работа с презентацией (слайд № 4).
Примерный ответ учащегося
История Средних веков – это вторая часть Всемирной истории, после истории Древнего мира. Она охватывает довольно большой период времени с V по XV век. Этот исторический период приходит на смену истории Древнего мира, а вслед за ним наступает эпоха нового времени, т.е. он находится как бы посередине ленты времени. Отсюда его другое название – Средние века.
После устного ответа учеников на вопросы учитель продолжает. В ходе изучения нового материала мы ознакомимся с тем, как жили люди в этот период времени: что они ценили, что нового изобрели, почему продолжали воевать между собой. А более глубокому пониманию этих вопросов поможет знакомство с различными историческими источниками по истории Средних веков.
Таким образом, мы будем продолжать изучение того, как жили люди, но в новых исторических условиях.
III. Изучение нового материала
План урока
Занятия и быт древних германцев
Появление неравенства у германцев
Великое переселение народов
Религия германцев
1. Презентация (слайды № 6-17) В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота.
Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание. Германцы собирали его в новолуние и полнолуние: они верили, что эти дни самые счастливые для решения дел. На собрание германцы сходились не сразу, а в течение двух-трех дней, так как жили они в удаленных друг от друга поселениях, откуда к месту сбора приходилось пробираться через леса и болота. На самом собрании рядовые германцы рассаживались кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени. Кто-либо из них, после того как жрецы восстанавливали тишину, выступал и выдвигал предложения выносимые на обсуждение собрания. Если предложение не нравилось, его отвергали шумными возгласами, а если нравилось – потрясали копьями.
2. Презентация (слайды № 18-20) В начале нашей эры у германцев появляется неравенство.
- Вспомните, что называется неравенством? (Примерный ответ: появление людей богатых и бедных)
Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми и знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.
Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.
3. Презентация (слайды № 21-24) С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т.е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу VI века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту. (Слайд № 22)
Прочитайте два первых абзаца учебника на странице 16-17.
- Скажите, что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать).
4. Презентация (слайды № 25-26)
Суровая природа дикой лесистой страны порождала у древних германцев образы их могучих и грозных богов. От них зависело все: смена дня и ночи, плодородие земли, дожди и ветры. Когда бушевали весенние грозы, и небо прорезала молния, говорили, что это бог Тор бросает свой каменный молот.
В дни религиозных праздников никто не смел, браться за оружие и омрачать раздорами праздник.
Непонятные и грозные явления природы германцы пытались объяснить волей таинственных богов и духов. Они верили в злых великанов-разрушителей. Им казалось, что всякий лесной ручей, поток и водопад находился под покровительством нимфы, над каждым деревом витала незримая фея, на лугах плясали эльфы, а в горных теснинах жили бородатые карлики-гномы, оберегающие сокровенные богатства гор и отвечающие на голоса людей дразнящим эхом.
Древние германцы считали убежищем своих богов священные рощи. Там они приносили своим богам жертвы и иногда в угоду им обрекали на смерть пленников.
IV. Обобщение изученного материала
В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную империю и Западную. В 476 году Западная Римская империя пала. Это выразилось в упадке хозяйства (рабы не были заинтересованы в результатах своего труда), большинство крестьян было разорено; обострение классовой борьбы (выступления рабов и крестьян); ослабление римского войска; вторжение варваров.
Поэтому к началу VI века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи (слайд № 23). Германцы создали здесь свои государства.
V. Рефлексия
Ученики отвечают на вопросы (слайд № 28) и сдают технологические карты.
VI. Подведение итогов
Учитель выставляет и объявляет оценки ответившим на вопросы, собирает тетради, ручки, учебники; задает домашнее задание.
Список литературы:
Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 272 с.
Книга для чтения по истории Средних веков / Под ред. В.П. Будановой. – М.: Астрель, 2006. – 640 с.
Осокин Н.А. История Средних веков. – Мн.: Харвест, 2003. – 672 с.
Томпсон Э. Гунны. Грозные воины степей. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.- 256 с. |