№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата провед.
План/фактич
|
1
| Вводный урок
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья
| Называть хронологические рамки средневековья. Умение работать с лентой времени.
Умение анализировать ист. источники и делать выводы.
| Сопоставление хронологических рамок «древнего мира» и «средних веков».
Проанализировать рис. в уч.
| Вводная часть
|
|
Тема 1. Становление средневековой Европы(5 ч.)
|
2
| Древние германцы и Римская империя.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Занятия, хозяйственное и общественное устройство древних германцев ( по Тациту)Верования древних германцев.
| Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи.
| Показать взаимосвязь веры в богов, с одной стороны и природных условий и занятий германцев, с другой стороны
| §1
| 6-10.09
|
3
| Королевство франков и христианская церковь.
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков.
| Умение использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.
| Сравнить власть короля и власть вождя
| §2
| 6-10.09
|
4
| Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| 1
| Урок-практикум
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| На основе изученного материала определять причины и следствия событий
| Причины распада империи и причины феодальной раздробленности
| §3
| 13-17.09
|
5
| Западная Европа в IX- XI веках.
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.
| Умение рассказывать. Умение использовать дополнит. материал по теме
| ?
|
| 13-17.09
|
6
| Культура Западной Европы в раннее средневековье.
| 1
| Урок-практикум
| Представления о мире в средние века. Каролингское Возрождение. Литература
| Умение работать с текстами.
| ?
| §5
| 20-24.09
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XIвв.(3 ч.)
|
7
| Византия при Юстиниане.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Территория, хозяйство, государственное устройство. Византийские императоры.
| Сравнение с Западной Римской империей
| Почему Восточная Римская империя сохранила свою целостность, а Византия укрепила её государственность ?
| §6
| 20-24.09
|
8
| Культура Византии.
| 1
| Изучение нового материала
| Культура Византии
| Умение анализировать и сравнивать исторические факты
| Сравнение развития культуры в Западной Европе и в Византии
| §7
| 27-1.10
|
9
| Образование славянских государств
| 1
| Лабораторная работа
| Образование славянских государств
| Умение самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план
| Выполнение заданий в Рабочей тетради
| §8
| 27-1.10
|
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв.(2 ч.)
|
10
| Возникновение ислама. Арабский Халифат.
| 1
| Изучение нового материала
| Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племён. Завоевательные войны арабов.
| Умение объяснять влияние природного фактора на образ жизни, занятия и историю. Знание основ вероучения ислама, понимание его роли в создании Арабского государства. Умение объяснить причины распада Арабского халифата.
| Работа с контурными картами.
Подготовка сообщений о развитии образования, науки и литературы
| §9
| 4-8.10
|
11
| Культура стран Халифата.
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений (практикум)
| Образование, наука, литература, искусство, медицина
| Рассказывать о развитии культуры в странах халифата
| Выделить особенности и ценности культуры Арабского Востока
| §10
| 4-8.10
|
Тема 4. Средневековое европейское общество(7ч.)
|
12
| В рыцарском замке.
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Жизнь и быт феодалов. Рыцарство. Турниры, гербы.
| Умение раскрывать суть отношений внутри феодального класса. Описывать условия, образ жизни, занятия феодала с помощью текста , иллюстраций в учебнике и доп. материала
| Составление рассказа «День феодала»
| §11
Составление проектов
| 11-15.10
|
13
| Средневековая деревня и её обитатели.
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Феодальные отношения: повинности натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян
| Описывать условия и образ жизни, занятия зависимого крестьянина
| Сравнение положения зависимого крестьянина с положением раба, выполнение заданий в Рабочей тетради
| §12
| 11-15.10
|
14-15
| Формирование средневековых городов.
Средневековый город-центр ремесла и торговли
| 2
| Изучение нового материала
| Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Зарождение демократических порядков
| Умение объяснять логическую связь между развитием хозяйства, феодальными отношениями и возникновением городов как поселений ремесленников. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему управления в городе
| Составить рассказ «Средневековый город»
| §13
|
|
16
| Горожане и их образ жизни.
| 1
| Комбинированный урок
| Городское самоуправление. Городские ремёсла и ремесленники. Ремесленные цехи. Торговля, ярмарки. Гильдии. Жизнь и быт горожан.
| Знать основные понятия, понимать особенности ремесла как производства. Уметь объяснять изменение роли ремесленного цеха со временем. Понимать особенности ср.век. торговли
| Сравнить натуральное и товарное хозяйство
| §14
|
|
17
| Могущество папской власти.
| 1
| Изучение нового материала
| Разделение христианства на католицизм и православие. Источники богатства церкви. Короли и церковь. Ереси и преследование еретиков.
| Объяснять причины раскола христианской церкви, источники богатства. Раскрывать причины возникновения ересей.
| Выполнение заданий в Рабочей тетради
| §15
|
|
18
| Крестовые походы.
| 1
| Изучение нового материала
| Крестовые походы и их последствия
| Раскрывать причины и последствия
| Определение участников крестовых походов
| §16
|
|
19
| Средневековое европейское общество.
| 1
| Урок контроля
|
|
| Проверочная работа по теме
|
|
|
Тема 5. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века).6час
|
20
| Как происходилообъединение Франции
| 1
| Изучение нового материала
| Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским папой. Генеральные Штаты.
| Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Называть характерные черты сословно-представительной монархии
| Почему королевская власть пользовалась поддержкой тех или иных слоёв населения?
| §17
|
|
21
| Что англичане считают началом своих свобод
| 1
| Комбинированный урок
| Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент.
| Умение сравнивать
| Выявить общее и особенное в сословной монархии Франции и Англии
| §18
| 15-19.11
|
22
| Столетняя война.
| 1
| Комбинированный урок
| Причины, основные события, итоги. Жанна Д' Арк
| Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность
| Выполнение заданий на контурной карте и рассказать о событиях войны с помощью карты
| §19
|
|
23
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
| 1
| Лабораторная работа
| Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
| Называть причины, цели восставших, действия и итоги
| Сравнение восстаний (составление таблицы)
| §20
|
|
24
| Усиление королевской власти во Франции и Англии.
| 1
| Изучение нового материала
| Завершение объединения Франции и усиление королевской власти. Война Алой и Белой Роз. Установление сильной центральной власти в Англии.
| Объяснить причины укрепления централизованного государства во Франции и в Англии.
| Выявить существенные черты централизованного государства . Сравнение центр.гос-в в Англии и во Франции
| §21
|
|
25
| Реконкиста и государства на Пиренейском полуострове.
| 1
| Комбинированный урок
| Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста.
| Показывать на карте государства Пиренейского полуострова. Объяснять понятие «реконкиста» и причины образования сам. гос-в: Испании и Португалии
| Сравнение кортесов с парламентом и генеральными штатами
| §22
|
|
Тема 6. Германия и Италия в XII-XV веках. (1час)
|
26
| Усиление власти князей в Германии.
Расцвет итальянских городов.
| 1
| Лабораторная работа
| Политическое развитие Германии. Политическая раздробленность. Натиск на Восток. Особенности развития Италии в XI-XVвв. Культура итальянских городов.
| Умение анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное
| Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло центр.гос-во
| §23-24
|
|
Тема 7. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.(2 час)
|
27
| Гуситское движение в Чехии.
| 1
| Изучение нового материала
| Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус. Ян Жижка. Значение гуситского движения
| Объяснять понятия темы, характер нац. Движения в Чехии. Ход и результаты
| Охарактеризовать взгляды Яна Гуса. Раскрыть причины успехов таборитов
| §25
|
|
28
| Завоевание Византии турками-османами.
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений (практикум)
| Турки-османы и их завоевания на Балканах. Падение Византии.
| Умение работать с текстом учебника
| Выполнение заданий в Рабочей тетради
| §26
|
|
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XV веках.(2 час)
|
29
| Образование, философия
Литература.
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Представление средневекового человека о мире. Сословный характер культуры. Быт и праздники. Наука и образование. Университеты. Церковные школы
Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
| Умение работать с текстом
| Показать изменения, произошедшие по сравнению с ранним средневековьем
| §27
|
|
30
| Искусство.
Возрождение в Италии.
Научные открытия и изобретения
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Романский и готический стили в архитектуре. Скульптура и живопись Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство Раннего Возрождения
Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатанья
| Раскрывать особенности стилей, умение работать с разными источниками информации
| Использование мультимедиа-презентаций
| §28
|
|
Тема 9. Восток в средние века.(2 час)
|
31
| Средневековый Китай. Индия.
| 1
| Изучение нового материала
| Китай в IV-VII вв. Китайская империя. Культура Китая и её влияние на мировую культуру. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
| Понимать особенности развития . Рассказывать о развитии и значении культуры
| Выполнение заданий в Рабочей тетради
| §31,
32
|
|
32
| Цивилизация доколумбовой Америки.
| 1
| Изучение нового материала
| Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Культура доколумбовой Америки, её общемировая значимость
| Понимать особенности развития . Рассказывать о развитии и значении культуры
| Работа с мультимедиа-презентацией.
| §33
|
|