Способы активизации познавательной деятельности обучающихся





Скачать 37.47 Kb.
НазваниеСпособы активизации познавательной деятельности обучающихся
Дата публикации31.08.2014
Размер37.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. (Выступление на педагогическом совете).

«Если нет охоты учиться –

учение мучительно и бессмысленно».

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке. Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Очень важна на уроке мотивация. Зачем мне это нужно знать?

Хотелось бы рассказать о некоторых приемах, применяемых на моих уроках.

Прием блочного изложения материала по теме «Синтаксис» в 5 классе.

Обучение приемам сжатия текста в 9 классе. Использую материал легкий и доступный, например, сказки.

Лингвоанализ на уроках литературы позволяет учащимся понять и прочувствовать глубину переживаний поэта или писателя, учит вдумываться в каждое слово, каждый звук произведения. Например, что можно сказать о пушкинской строке «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»? Какой смысл вложил великий поэт в эти слова? Александрийский столп обыкновенно связывают с Дворцовой площадью в Петербурге и колонной, поставленной в честь победы в войне 1812 года в эпоху Александра I. Но почему «александрийского», а не «Александровского»? Только глубокий анализ позволит выявить происхождение и смысл этого образа у Пушкина. Поэт знал и употреблял прилагательное «Александровский», но наш эпитет в сочетании с «столпом» означает Александрийскую, то есть Помпееву колонну в Александрии - одно из чудес света античных времен. Дерзость поэта очевидна: он называет свою поэзию восьмым чудом света. И поэзия, настоящая поэзия, объявляется поэтом выше всех рукотворных, материальных памятников культуры.

Большой интерес вызывают у учащихся «Размышления вслед за писателем». Ф.М.Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Лингвоанализ. Интересное домашнее задание. В 10 классе изучаем поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Читаем вступление:

В каком году рассчитывай, в какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

сошлись семь мужиков.

Семь временнообязанных…

Задание. В этом отрывке нужно найти эпитет, который помогает определить, когда происходят события, описанные в поэме.

На своих уроках постоянно опираюсь на межпредметные связи, в частности знания по истории. Всегда утверждаю, что без знания истории нельзя знать литературу, а без знания литературы невозможно написать хорошее эссе по истории и обществознанию.

Находим эпитет временнообязанные и разговор уже идет о 1861 годе, об отмене крепостного права.

Для активизации познавательной деятельности учащихся активно использую и другие виды искусства: живопись, музыку, кино, театр. На этой неделе посмотрели в филармонии мюзикл «Нарспи» по мотивам поэмы К.Иванова. Это произведение мы изучаем по программе чувашской литературы. В ходе обсуждения спектакля речь шла не только о поэме, но и о культуре чувашского народа , о традициях и обычаясь. Я думаю, образы Нарспи и Сетнера останутся в памяти детей на всю жизнь.

Хочу закончить свое выступление словами А. Солженицына : «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце, и через все человеческие сердца…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconIi. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
Активные методы обучения – это способы активизации учебно познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconВид аттестации
Знает: понятийно различные способы структурирования и предъявления учебного материала, способы активизации учебной деятельности
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconА. В. Семенихина учитель информатики
Специфика образовательных технологий активизации личностно-смысловой познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление алгоритма как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся icon«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Способы активизации познавательной деятельности обучающихся icon«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной...
Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности развития обучающихся заставляют педагога вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно – познавательной...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconГ. Братск
«брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной...
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconПриёмы активизации познавательной деятельности воспитанников при...

Способы активизации познавательной деятельности обучающихся iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск