Скачать 113.42 Kb.
|
МБОУ «Верхнелащинская СОШ Буинского муниципального района РТ» Выступление на районном семинаре учителей химии и биологии 25.01.2012г Место выступления: МБОУ «СОШ№1 г.Буинска РТ» «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся» Учитель биологии: Григорьев Сергей Витальевич. 2012г. Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся. «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» Л. Н. Толстой В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходится работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога. Глава I. Нестандартные уроки. 1.1 Сущность понятия нестандартные уроки на уроках биологии. В отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход нестандартные уроки как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, презентаций, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, диспуты и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др. Второй подход трактует нестандартные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нестандартные уроки как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). 1.2. Типы нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». 8. Интегрированные уроки. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков: Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д. Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д. Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т. Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д. 1.3. Рекомендации по проведению нестандартных уроков. 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. За последние годы мы с вами можем наблюдать огромный прорыв в области различных наук, а особенно в развитии информационных технологий. И так, как школьное образование является основной ступенью успеха в дальнейшей жизни, потому что именно в школьных стенах дети приобретают главные умения и навыки, то информационно коммуникационные технологии (ИКТ) должны широко применяться в современной педагогической практике. Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наша школа была в числе первых в районе образовательных учреждений, подключившихся к глобальным телекоммуникационным сетям. Также школа освоила мультимедийные технологии, стала применять их в учебном процессе. Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В их числе:
В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время эффективно работают электронные учебники и программы:
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация является наиболее эффективной формой представления материала на уроке биологии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Урок, сделанный в программе Microsoft Power Point, позволяет использовать короткие видеофрагменты, анимацию, музыку, кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учеников. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также для контроля знаний. Например: тесты, самостоятельные и контрольные работы, биологические диктанты и др. Применение презентаций на уроке позволяет мне:
На уроках для снижения утомляемости использую не только динамические паузы, но и смену видов деятельности учащихся: работу в группах, проектную деятельность, работу в парах, диспуты, заседания круглых столов, суды, конгрессы, экскурсии, работу с мультимедийными презентациями и интерактивной доской. Кабинет биологии в нашей школе оборудован компьютером, мультимедийным проектором и широкоформатным экраном. Большой экран позволяет демонстрировать все подготовленные мной компьютерные аудио- и видеоматериалы. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки. Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности и формирования коммуникативной компетентности ученика. В современной методике не может быть «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и вместе с тем взыскательным человеком. И в этой работе у учителя есть много «помощников», среди которых значимое место следует отвести информационно-коммуникационным и здоровьесберегающим технологиям. Прежде всего, я хочу сказать, что каждый преподаватель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. И применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Будь им 11 или 17 лет, игра всегда вызывает у них интерес. И эту заинтересованность я вижу, когда только произношу слова: «Давайте поиграем!» или «В качестве обобщения изученной темы я предлагаю вам следующую игру!». Я обозначаю условия игры, и оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса. Я вижу азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к предмету биологии в целом. По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру. Я всегда стараюсь включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность меняю, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд или ребусы, тему урока слушают очень внимательно, потому что каждый из них, даже слабоуспевающим ученикам, хочет поучаствовать в игре и ответить правильно, и как они сами говорят: «не ударить лицом в грязь перед своими одноклассниками». На своих уроках я применяю игры, которые занимают 5, 10 или максимум 15 минут урочного времени. Заключение. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ интерактивными досками, проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся и запоминаются учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого. Приложения. |
Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о... | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 | ||
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации... | ||
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. (Выступление на педагогическом совете) | Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Нетрадиционные формы опроса учащихся, как средство активизации познавательной активности учащихся» | Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | ||
Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | «Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся» | ||
Как средство активизации познавательной деятельности учащихся в контексте... Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Д. Ушинский писал, что... | «Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка как средство... | ||
«Нетрадиционные формы уроков один из способов активизации познавательного интереса учащихся» «Нетрадиционные формы уроков – один из способов активизации познавательного интереса учащихся» | Доклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий... ... | ||
Викторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний" Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся | Классный час «Мечта о небе» Цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими... |