Рекомендации по использованию данной технологии на уроках





Скачать 96.96 Kb.
НазваниеРекомендации по использованию данной технологии на уроках
Дата публикации01.08.2014
Размер96.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

  1. Рекомендации по использованию данной технологии на уроках.

Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического обеспечения занятий.

В процессе обучения следует учитывать индивидуальные особенности (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно развивая их интеллект, пространственное мышление, способности, обеспечивая переход на новый, более высокий уровень развития.

Признаки критического мышления

• Выделять в тексте, факте основное.

• Поиск альтернатив.

• Использовать аргументы при доказательствах и опровержениях.

• Стройность и цельность рассуждений.

• Критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям…

• Готовность к самостоятельной работе.

• Стремление к всесторонней осведомленности, грамотности.

• Наблюдательность.

• Открытость.

Акценты целей ТРКМ

• Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

• Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

• Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

• Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Фазы технологии

Дидактические особенности технологии

• Обучение направлено на:

1) формирование обобщенных ЗУН и способов мышления;

2) умение работать в группе;

3) умение графически оформить текстовый материал;

4) умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

5) умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

• Имеется возможность интеграции отдельных дисциплин.

• Создаются условия для вариативности и дифференциации.

• Формируется направленность на самоорганизацию и самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование, потребность в рефлексии.

Инструментарий ТРКМ (приёмы и стратегии)

1. Прием «Задавание вопросов»

Среди методов развития человеческих способностей Кант выделял искусство задавать вопросы и находить на них правильные ответы. «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности, — писал Кант.

Закрытые вопросы:

• Ориентированы на проверку фактического знания.

• Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов.

• Направляют мысль обучаемого.

• Обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.

Открытые вопросы:

• Строятся на основе фактического знания.

• Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом.

• Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск.

• Требуют более глубокого обдумывания темы.

• Побуждают студентов конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос.

• Обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом .

• Вопросы почему часто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации.

• Вопросы каким образом ведут к решению проблемы и синтезу информации.

• Вопросы который ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии.

• Возможно использование других ключевых слов, но реже.

2. Стратегия работы с текстом Донны Огл

Приемы обучения:

• Ключевые термины.

• Заполнение таблицы «ЗЖУ.

Знаю(чтомызнаем) Хочу узнать(что мы хотим узнать) Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать)

3. Прием «Графические схемы»

• С использованием графических схем можно представить всю проблему целиком, увидеть ее «с высоты птичьего полета».

• Графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру проблемы.

• Когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи.

• Повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи: человеческого мозгу всегда нужны графические образы.

• С использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

4.Понятие «кластер»

Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, скопление.

Кла́стер (англ.cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Построение «кластеров»

В центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных- слова, раскрывающие смысл ключевого.

С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

5.Приём «Синквейн»

Синквейн - это стихотворение из пяти строк.

1._____________________________________________________

(первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. _____________________________________________________

(вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. ___________________________________________________

(третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. ____________________________________________

(четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. ____________________________________________

(пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы).

Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы

1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Пример использования.

Литература 6 класс. Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко).

Учитель предлагает детям рассказать, что они знают о М.Зощенко (парная работа). Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о Зощенко, ответы на которые хотелось бы узнать.

знаю Хочу узнать узнал Источники информации

Писатель – юморист

Автор рассказов «Галоша», «Монтер», «Великие путешественники» Где родился?

Какой была семья?

Как он создавал свои произведения?

Что больше всего ценил в людях? Учитель

Произведения писателя

учебник

Чтение учебника и индивидуально заполняют графу «узнал». Обсуждение информации.

Рефлексия : творческая работа «Что имел ввиду Л.Утесов, называя Зощенко «большим человеком»?

2. Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интересный диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Пример использования смотрите в практическом разделе.

3. «Верные – неверные утверждения». Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.

Предлагаю утверждения к творчеству А.П. Чехова в 10 классе.

- написал пьесу «Чайка» (В)

- музей Чехова находится в Ялте (в)

- ему принадлежит рассказ «Муму» (Н)

- настоящее имя Антоша Чехонте (в)

4. На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения. Например, можно прогнозировать тему произведения через связь с живописью.

Из предложенных репродукций нужно выбрать ту, которая соответствует идее произведения, и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии вновь обращаемся к этому приему. Задаем вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение и почему? (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).

5. Для осмысления содержания текста используется прием чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет. Интересно такой прием использовать при изучении новеллы Ги де Мопассан «Ожерелье» 8 класс, при изучении современной литературы в 11 классе (Н.Садур «Ведьмины слезки», В.Дегтев «Выбор», Е.Замятин «Дракон»), при анализе главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Было бы ошибочно думать, что использование этого приема возможно только при изучении художественных произведений малых форм. При изучении романа «Война и мир» Л.Н. Толстого можно предложить задание проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

6. Чтобы снять проблему конспектирования, можно использовать прием «Чтение с пометками INSERT». Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу.

V – знал раньше

+ - новое

- противоречит тому, что я думал

? - непонятно

! - интересно

7. Прием «Двойной дневник». По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

(Пример использования в практическом разделе).

8. Приемы устной и письменной рефлексии.

Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту.

• Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

• Какие предположения подтвердились?

• Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

• Самая плохая новость, что…

• Я понял…

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу.

9. Прием «Напиши письмо» (Письмо от лица Раскольникова, страничка из дневника Базарова).

10 «Составление телеграммы.» Учит отбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде.

Например: Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева! (телеграмма Маргариты с бала Сатаны).

11. Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

Например: Ленский

Романтичный, влюбленный

Сочиняет, любит, ревнует

От делать нечего друзья.

Скучает, играет, ищет.

Эгоистичный, разочарованный

Онегин.

12. Прием «Нарисуй счастье». Этот прием дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ.

Можно дать задание нарисовать месть, добро, зло. ( Нарисовать совесть после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

13. Прием «Письмо по кругу».

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА КАЖДЫЙ УРОК:

1. Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений.

2. Начинайте задания в общей формулировке, это вам поможет:

  • увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности;

  • создать ситуацию помощи менее успевающим учащимся через сильных;

  • сформулировать задание более конкретно.

3. Держите паузу после постановки задания.

4. Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика.

5. Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.

6. Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания.

7. Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников.

8. Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения, на какие моменты нужно обратить внимание.

9. Правильное выразительное чтение на любом уроке.

10.Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по использованию авторских цифровых образовательных...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconНа уроках английского языка
Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconИспользование модульной технологии на уроках истории и обществознания
Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной,...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных...
Методические рекомендации адресованы учителям, методистам и научным сотрудникам, занимающихся вопросами информатизации образования...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютерного оборудования на уроках в начальной школе
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат»
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодические рекомендации по использованию технологии исуд в учебно-воспитательном процессе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Орехово-Зуево Московской области
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconРекомендации по использованию судовых станций автоматической идентификационнОЙ
Рекомендации по использованию судовых станций автоматической идентификационной системы (ais) для решения задач предупреждения столкновений...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconМетодическая разработка по использованию нестандартного инвентаря...
В данной методической разработке предложены рекомендации по изготовлению нестандартного инвентаря, а также интересные игры, эстафеты...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconУроках технологии. Оборудование
Цель урока: Познакомить учащихся с плавными переходами между поверхностями, встречающимися в технических деталях. Вовлечь учащихся...
Рекомендации по использованию данной технологии на уроках iconКонспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках...
Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск