Уроках технологии. Оборудование





НазваниеУроках технологии. Оборудование
Дата публикации07.09.2014
Размер47.9 Kb.
ТипУрок
РАЗРАБОТКА УРОКА-ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ (РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»)

2 часа

Тема: Построение чертежей, содержащих сопряжения.

Цель урока: Познакомить учащихся с плавными переходами между поверхностями, встречающимися в технических деталях. Вовлечь учащихся в активное сотрудничество с преподавателем, развивая творческие способности учащихся. Воспитывать самостоятельность на уроках технологии.

Оборудование: интерактивная доска SITRONICS, чертежные инструменты, тетрадь .

Ход урока:

I . Организационный момент:

Контроль посещаемости.

Проверка готовности к уроку

II . Основная часть урока.

Технико-технологические сведения

1. Общие сведения о сопряжении.

В технических деталях часто встречаются плавные переходы между поверхностями. Они усиливают наиболее слабые места, в которых из-за концентрации внутренних напряжений в материале возможно преждевременное разрушение деталей, уменьшают опасность травмирования об острые углы и ребра деталей при сборке машин и при работе на них.

Так, подшипник прямоугольной формы (рис. 1а) имеет опасные углы, острые ребра и ослаблен в местах перехода от стойки к основанию. Эти недостатки устраняются, если переходы между плоскими поверхностями будут плавными (рис. 1 б).



С этой же целью приданы плавные очертания элементам гаечного ключа: головке и местам перехода от головки к рукоятке (рис. 2).



Плавные переходы в очертаниях деталей изображают на чертежах плавными переходами одной линии в другую (рис. 3).

Такие плавные переходы называются сопряжениями, а точки, в которых одна линия переходит в другую, – точками сопряжения.

2. Необходимые условия плавного перехода.

Переход от прямой к окружности будет плавным, если прямая касается окружности (рис. 3 а). Точку сопряжения находят, проведя через центр окружности радиус, перпендикулярный к данной прямой.

Переход от одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются (рис. 3 б). Точку сопряжения находят на прямой, соединяющей центры окружностей.



Точка сопряжения является границей двух линий: здесь кончается одна линия и начинается другая. При обводке чертежа сопрягающиеся линии надо доводить точно до этой границы.

3. Сопряжение сторон угла дугой заданного радиуса.

Такое построение выполняют, например, при вычерчивании шаблона (рис. 4а).

В этом случае сначала находят центры сопряжений (точки О1, О2, О3), для чего проводят по две вспомогательные пересекающиеся прямые, параллельные сторонам соответствующих углов шаблона и на расстояниях, равных радиусам R1, R2, R3 (рис. 4б). Затем находят точки сопряжений (А1, А2, А3 и т.д.), для чего из точек О1, О2 и О3 опускают перпендикуляры на стороны соответствующих углов (рис. 4 в).



Если угол прямой, то центр и точки сопряжения можно построить, пользуясь лишь циркулем (рис. 5 а, б, в).



4. Сопряжение двух параллельных прямых дугой заданного радиуса (R).

Такое построение выполняют, например, при вычерчивании подвески (рис. 6).



Для этого из центра О проводят полуокружность радиуса R (рис.7а) до пресечения с центровой линией в точках А1 и А2. Затем от точек сопряжения А1 и А2 проводят прямые, перпендикулярные диаметру, соединяющему эти точки (рис.7в).

Если задана точка сопряжения на одной из параллельных прямых, например А1 (рис.7 б), то сначала находят центр и радиус дуги. Для этого через точку А1 проводят прямую, перпендикулярную к заданным прямым, и полученный отрезок А1 А2 делят пополам (см. рис ). Найденная точка О – центр сопрягающей дуги, а расстояние ОА1 = ОА2 – её радиус.



5. Сопряжение двух дуг третьей дугой заданного радиуса.

Такие сопряжения приходится выполнять, например, при построении чертежа рычага (рис. 8).



В случае внешнего касания (рис. 9 а, б) центр сопряжения О3 находят на пересечении двух вспомогательных дуг, проведенных из центров О1 и О2, радиусы которых равны сумме радиусов дуг: данной и сопрягающей. Радиус дуги, проведенной из центра О1, равен R1+R 3; радиус дуги, проведенной из центра О2, равен R2+R 3 (рис. 9).

Точки сопряжения А1 и А2 находят в пересечении дуг с прямыми, соединяющими центры данных дуг с центром сопрягающей дуги (рис. 9 б).



В случае внутреннего касания (рис. 9 в, г) центр сопряжения находят также на пересечении двух вспомогательных дуг, проведенных из центров О1 и О2. Но радиусы дуг в этом случае будут равны разности радиусов: сопрягающей дуги и данных, т.е. R4R1 и R4R2 (рис. 9 в).

Точки сопряжения А3 и А4 находят на пересечении дуг с прямыми, проведенными через центры дуг (рис. 9 г).



6. Сопряжение прямой и окружности дугой заданного радиуса.

Данное сопряжение применяется, например, при вычерчивании рычага (рис. 10).



Центр сопряжения в этом случае находят на пересечении вспомогательной дуги, проведенной из центра О1, и вспомогательной прямой, проведенной параллельно данной прямой (рис. 11а).

В случае внешнего касания дуг радиус вспомогательной дуги будет равен сумме радиусов: дуги сопряжения и данной, т.е. R1+R2, а расстояние от данной прямой до вспомогательной – радиусу R2 дуги сопряжения.

Точку сопряжения А1 находят на пересечении прямой, соединяющей центры О1 и О2 с данной окружностью, а точку сопряжения А2 – в основании перпендикуляра, опущенного из центра О2 на данную прямую (рис. 11 б).



В случае внутреннего касания выполняют такое же постоение, но радиус вспомогательной дуги берут равным разности радиусов дуг: сопрягающей и данной.



III. Практические упражнения (по карточкам)

  1. Приложение 1. Дочертите вид спереди сектора, применив правила сопряжения прямой и окружности дугой заданного радиуса и постройте вид слева.



  1. Приложение 2. Выполните чертеж прокладки, применив известные вам правила построения сопряжений.



IV. Подведение итога урока.

  1. Для чего в деталях делают плавные переходы между поверхностями?

  2. Что называется сопряжением? точкой сопряжения?

  3. Какие условия необходимы для осуществления плавного перехода от прямой к окружности и от одной окружности к другой?

  4. Как построить следующее сопряжение:

А) сторон угла дугой радиуса R;

Б) двух окружностей дугой радиуса R;

В) окружности и прямой дугой радиуса R?

VI. Домашнее задание. Выучить конспект лекции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках технологии. Оборудование icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Уроках технологии. Оборудование iconКонспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках...
Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты
Уроках технологии. Оборудование iconПоложение о проведении районного конкурса «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках»
Конкурс «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках» (далее Конкурс) проводится моу дод «Центр дополнительного образования детей»...
Уроках технологии. Оборудование iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Уроках технологии. Оборудование iconПрактическая работа
Вводный урок. Содержание курса технологии за 6 класс. Техника безопасности на уроках технологии
Уроках технологии. Оборудование iconНа уроках английского языка
Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии
Уроках технологии. Оборудование iconАвторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных...
Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках...
Уроках технологии. Оборудование iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
Уроках технологии. Оборудование icon1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7
Уроках технологии. Оборудование iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Уроках технологии. Оборудование icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Уроках технологии. Оборудование iconРекомендации по использованию данной технологии на уроках
Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического...
Уроках технологии. Оборудование iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Уроках технологии. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
Уроках технологии. Оборудование iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Уроках технологии. Оборудование iconВосьмая международная научно-практическая конференция Криогенные...
Восьмая международная научно-практическая конференция «Криогенные технологии и оборудование. Перспективы развития», посвящённая 300-летию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск