Скачать 47.9 Kb.
|
РАЗРАБОТКА УРОКА-ЛЕКЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ (РАЗДЕЛ «ГРАФИКА») 2 часа Тема: Построение чертежей, содержащих сопряжения. Цель урока: Познакомить учащихся с плавными переходами между поверхностями, встречающимися в технических деталях. Вовлечь учащихся в активное сотрудничество с преподавателем, развивая творческие способности учащихся. Воспитывать самостоятельность на уроках технологии. Оборудование: интерактивная доска SITRONICS, чертежные инструменты, тетрадь . Ход урока: I . Организационный момент: Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку II . Основная часть урока. Технико-технологические сведения 1. Общие сведения о сопряжении. В технических деталях часто встречаются плавные переходы между поверхностями. Они усиливают наиболее слабые места, в которых из-за концентрации внутренних напряжений в материале возможно преждевременное разрушение деталей, уменьшают опасность травмирования об острые углы и ребра деталей при сборке машин и при работе на них. Так, подшипник прямоугольной формы (рис. 1а) имеет опасные углы, острые ребра и ослаблен в местах перехода от стойки к основанию. Эти недостатки устраняются, если переходы между плоскими поверхностями будут плавными (рис. 1 б). С этой же целью приданы плавные очертания элементам гаечного ключа: головке и местам перехода от головки к рукоятке (рис. 2). Плавные переходы в очертаниях деталей изображают на чертежах плавными переходами одной линии в другую (рис. 3). Такие плавные переходы называются сопряжениями, а точки, в которых одна линия переходит в другую, – точками сопряжения. 2. Необходимые условия плавного перехода. Переход от прямой к окружности будет плавным, если прямая касается окружности (рис. 3 а). Точку сопряжения находят, проведя через центр окружности радиус, перпендикулярный к данной прямой. Переход от одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются (рис. 3 б). Точку сопряжения находят на прямой, соединяющей центры окружностей. Точка сопряжения является границей двух линий: здесь кончается одна линия и начинается другая. При обводке чертежа сопрягающиеся линии надо доводить точно до этой границы. 3. Сопряжение сторон угла дугой заданного радиуса. Такое построение выполняют, например, при вычерчивании шаблона (рис. 4а). В этом случае сначала находят центры сопряжений (точки О1, О2, О3), для чего проводят по две вспомогательные пересекающиеся прямые, параллельные сторонам соответствующих углов шаблона и на расстояниях, равных радиусам R1, R2, R3 (рис. 4б). Затем находят точки сопряжений (А1, А2, А3 и т.д.), для чего из точек О1, О2 и О3 опускают перпендикуляры на стороны соответствующих углов (рис. 4 в). Если угол прямой, то центр и точки сопряжения можно построить, пользуясь лишь циркулем (рис. 5 а, б, в). 4. Сопряжение двух параллельных прямых дугой заданного радиуса (R). Такое построение выполняют, например, при вычерчивании подвески (рис. 6). Для этого из центра О проводят полуокружность радиуса R (рис.7а) до пресечения с центровой линией в точках А1 и А2. Затем от точек сопряжения А1 и А2 проводят прямые, перпендикулярные диаметру, соединяющему эти точки (рис.7в). Если задана точка сопряжения на одной из параллельных прямых, например А1 (рис.7 б), то сначала находят центр и радиус дуги. Для этого через точку А1 проводят прямую, перпендикулярную к заданным прямым, и полученный отрезок А1 А2 делят пополам (см. рис ). Найденная точка О – центр сопрягающей дуги, а расстояние ОА1 = ОА2 – её радиус. 5. Сопряжение двух дуг третьей дугой заданного радиуса. Такие сопряжения приходится выполнять, например, при построении чертежа рычага (рис. 8). В случае внешнего касания (рис. 9 а, б) центр сопряжения О3 находят на пересечении двух вспомогательных дуг, проведенных из центров О1 и О2, радиусы которых равны сумме радиусов дуг: данной и сопрягающей. Радиус дуги, проведенной из центра О1, равен R1+R 3; радиус дуги, проведенной из центра О2, равен R2+R 3 (рис. 9). Точки сопряжения А1 и А2 находят в пересечении дуг с прямыми, соединяющими центры данных дуг с центром сопрягающей дуги (рис. 9 б). В случае внутреннего касания (рис. 9 в, г) центр сопряжения находят также на пересечении двух вспомогательных дуг, проведенных из центров О1 и О2. Но радиусы дуг в этом случае будут равны разности радиусов: сопрягающей дуги и данных, т.е. R4 – R1 и R4 – R2 (рис. 9 в). Точки сопряжения А3 и А4 находят на пересечении дуг с прямыми, проведенными через центры дуг (рис. 9 г). 6. Сопряжение прямой и окружности дугой заданного радиуса. Данное сопряжение применяется, например, при вычерчивании рычага (рис. 10). Центр сопряжения в этом случае находят на пересечении вспомогательной дуги, проведенной из центра О1, и вспомогательной прямой, проведенной параллельно данной прямой (рис. 11а). В случае внешнего касания дуг радиус вспомогательной дуги будет равен сумме радиусов: дуги сопряжения и данной, т.е. R1+R2, а расстояние от данной прямой до вспомогательной – радиусу R2 дуги сопряжения. Точку сопряжения А1 находят на пересечении прямой, соединяющей центры О1 и О2 с данной окружностью, а точку сопряжения А2 – в основании перпендикуляра, опущенного из центра О2 на данную прямую (рис. 11 б). В случае внутреннего касания выполняют такое же постоение, но радиус вспомогательной дуги берут равным разности радиусов дуг: сопрягающей и данной. III. Практические упражнения (по карточкам)
IV. Подведение итога урока.
А) сторон угла дугой радиуса R; Б) двух окружностей дугой радиуса R; В) окружности и прямой дугой радиуса R? VI. Домашнее задание. Выучить конспект лекции. |
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | Конспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках... Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты | ||
Положение о проведении районного конкурса «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках» Конкурс «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках» (далее Конкурс) проводится моу дод «Центр дополнительного образования детей»... | Моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии | ||
Практическая работа Вводный урок. Содержание курса технологии за 6 класс. Техника безопасности на уроках технологии | На уроках английского языка Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии | ||
Авторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных... Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках... | Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии ... | ||
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 | Методическая разработка использование технологии проектного обучения... Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой... | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Рекомендации по использованию данной технологии на уроках Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического... | ||
Творческая работа Современные образовательные и информационные технологии... Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Восьмая международная научно-практическая конференция Криогенные... Восьмая международная научно-практическая конференция «Криогенные технологии и оборудование. Перспективы развития», посвящённая 300-летию... |