Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации20.02.2014
Размер0.96 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методика проведения уроков литературы в 11 классе

по теме «Основные литературные течения и направления
Серебряного века»


(опыт применения технологии мастерских
и технологии проблемного обучения)

Колкова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Екатерининская СОШ»

Третьяковского района
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
Цель литературы как учебного предмета заключается в приобщении к общечеловеческим духовным ценностям, развитии внутреннего мира ребёнка, формировании системы нравственных ориентиров.

Задачей литературного образования является воспитание и развитие квалифицированного1 читателя через создание на уроках литературы условий, при которых будут сформированы основные умения и навыки репродуктивно – конструктивной и творческой деятельности учащихся.

Эта образовательная задача обусловила становление идеи данного опыта, которая заключается в применении развивающих технологий на уроках литературы для создания условий формирования творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Актуальность данного опыта определяется попыткой разрешить противоречия между ориентацией нового содержания образования на развитие творческих способностей личности и традиционными формами, ориентированными на передачу готовых знаний, между коллективным обучением и индивидуальным развитием личности.

В качестве теоретического основания опыта могут быть приняты ассоциативно–рефлекторная теория деятельности (Павлов, Сеченов), теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин), теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов).

Опыт можно считать передовым, так как он соответствует требованиям содержания нового образования, выдвигает учащегося в качестве субъекта деятельности и делает процесс познания приоритетным. Опыт открыт для разработки, продуктивен по сравнению с традиционными формами обучения.

Для реализации идеи была разработана методика проведения уроков литературы в 11 классе по теме «Основные литературные течения и направления Серебряного века».

Актуальность выбора в качестве объекта методики темы «Основные литературные течения и направления Серебряного века» определяется сложностью целевого отбора литературного материала с учётом количества часов, предусмотренных школьным планом, инвариантностью структурного подхода к раскрытию темы, необходимостью адаптировать материал так, чтобы при всей сложности теоретических положений суметь заинтересовать школьную аудиторию, не упрощая содержательной стороны проблемы.

Содержательным аспектом методики является знакомство с характеристикой литературного процесса в России конца XIX – начала XXв., выявление специфики творчества поэтов Серебряного века, актуализация проблемы соотнесения свободы творческой личности и требований общества, подвижка к самостоятельному творчеству, экстраполяция морально-нравственных моделей с учётом современной жизни. Формальный аспект методики определяется принципами развивающею обучения, делающими учащегося субъектом деятельности. Продуктивными, позволяющими сочетать сложность содержательной стороны объекта методики и принципы развивающего обучения в его изучении являются технология мастерских и технология проблемного обучения. Технология мастерских опирается на идею свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, теорию нравственного самоусовершенствования Л.Н.Толстого, психологию гуманизма Л.С.Выготского. Применение технологии актуально, так как современная личностно - ориентированная образовательная парадигма нацелена на формирование саморазвивающейся личности, способной к рефлексии и самостроительству.

Цель технологии – предоставление учащимся технологических средств для познавательной, воспитательной, развивающей подвижки.

Концепция технологии базируется на сотрудничестве.

Особенностью технологического построения учебного процесса является разработка блоков деятельности, компоненты которых зависят от содержания темы и способов работы учащихся (см. приложение 1). Технология является продуктивным способом организации работы учеников в составе малой группы при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый характер деятельности.

Необходимыми элементами технологии являются индукция, самоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, конструирование решения проблемы.

Применение технологии мастерских результативно на уроках семинарского типа. Формы деятельности на таких уроках разнообразны: индивидуальные (самоконструкция), групповые (социоконструкция, социализация), коллективные (достижение общей цели в сотрудничестве).

Для организации поисково-познавательной деятельности необходимыми факторами являются:

- наличие деления класса на группы во главе с консультантом, который осуществляет связь с учителем – мастером, обеспечивает контроль за реализацией уровней блока деятельности в группе, оказывает помощь, участвует в рефлексии по поводу деятельности группы и каждого её члена;

- наличие временного отрезка, в течение которого группа реализует в процессе подготовительной самостоятельной работы первую часть блока деятельности (см.схему 1).

Использование технологии мастерских позволяет решить актуальную для села проблему: отсутствие необходимого количества художественной, справочной, научной литературы. Подбор источников или составление списка рекомендуемой литературы для групп осуществляет учитель, исходя из наличия книг в сельской, школьной и личной библиотеке с учетом дифференцирования заданий, которое обусловлено дроблением проблемы урока на составляющие. Это не снижает образовательного эффекта урока, так как технология нацелена на создание условий для само- и взаимообразования в ходе усвоения, анализа информации и обмена ею.

Технология обеспечивает здоровьесберегающий эффект за счет уменьшения нагрузки на ученика (объемная тема дробится на составляющие), оптимального индивидуального режима работы, создания положительной мотивации деятельности, поскольку результат личностных усилий способствует успешности работы всей группы.

Трудоёмкость технологии заключается в необходимости психологической перестройки с ориентацией на индивидуально – коллективную деятельность, в поэтапном формировании и развитии навыков самостоятельной работы с литературными и научными источниками, воспитании потребности в самореализации и готовности к полилогу.

Новизна технологии определяется возможностью саморазвития личности через социальную коррекцию, через поэтапное формирование знаний об окружающем мире.

Относительная трудоёмкость технологии мастерских заставила обратиться к освоению технологии проблемного обучения, которая базируется на создании под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению в рамках урока, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Существует классификация проблемных ситуаций по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по методическим особенностям.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Педагогическая проблемная ситуация представляет собой организацию учебного процесса учителем, психологическая ситуация касается деятельности учеников и разрешается индивидуально.

Технологическая схема проблемного обучения представляет собой четыре этапа:

- осознание проблемной ситуации;

- формулировка конкретной проблемы;

- выдвижение гипотезы;

- моделирование решения проблемы.

Трудоёмкость технологии проблемного обучения заключается в необходимости адаптации материала в виде цепочки проблемных ситуаций; в создании на уроке атмосферы, благоприятной для возникновения у учащихся потребности в самореализации. Новизна технологии выражается в формировании проблемного мышления через эмоциональное и интеллектуальное затруднение, как способа постижения окружающей действительности.

Использование технологии мастерских и технологии проблемного обучения в качестве двух взаимосвязанных элементов одной методики повышает эффективность познавательной деятельности, комплексно развивает навыки индивидуальной и коллективной творческой работы, позволяет использовать компьютерные презентации как форму создания социоконструкций, интегрировать ИКТ в образовательный процесс (использование Интернет ресурсов при подготовке к уроку, выстраивание зачетных уроков с опорой на работу с компьютером).

Результативность использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы заключается в повышении уровня самостоятельности, самодеятельности учащихся. Формируется положительное отношение к учебному предмету, труду за счет осознания критерия полезности и востребованности деятельности учащегося на уроке. Совершенствуется культура совместного труда, появляется открытость и критичность по отношению к чужому мнению, закрепляются навыки сотрудничества. Благодаря созданию условий для овладения способами деятельности на основе актуализации личностного опыта, содействию в формировании положительной я-концепции, происходит переход от репродуктивно-конструктивного к творческому уровню качества знаний. Это проявляется в свободе выбора пути решения проблемы, в рефлексии по поводу добытых знаний, в самовыражении через рисунки, стихи, сочинения, в умении экстраполировать нравственные модели на конкретный жизненный материал. Длительность функционирования опыта – 7 лет.

О результативности применения технологий свидетельствуют следующие показатели:

-процент качества знаний по литературе 2004-2005уч.г. 2005-2006уч.г. 2006-2007уч.г.

67% 83,9% 85,5%

при 100% успеваемости;

-процент качества знаний по предмету среди выпускников

2004-2005уч.г. 2005-2006уч.г. 2006-2007уч.г.

68% 80% 89%

при 100% успеваемости;

-количество медалистов

2004-2005уч.г. 2005-2006уч.г. 2006-2007уч.г.

0 чел. 3 чел.(серебро) 1 чел.(золото)
Свидетельством перехода от репродуктивно-конструктивного к творческому уровню качества знаний может являться факт создания учащимися собственных стихотворных текстов. Лучшие опыты вошли в сборник стихотворений начинающих «Шаг в небо» (2001-2007г.), который хранится в школьном музее и периодически пополняется.

Введение.

Актуальность темы «Основные литературные течения и направления Серебряного века» определяется уникальной возможностью проникнуть посредством знакомства с поэтическими произведениями в сознание и мироощущение творческой личности, оказавшейся на рубеже эпох, погружённой в круговорот событий мирового масштаба, ощутившей причастность к возникновению культуры новой эпохи. Кризисность и переломность исторического контекста обострили интерес к проблемам общечеловеческого масштаба, к «вечным» вопросам о сущности бытия, о познаваемости мира и месте человека в нём, о сосуществовании добра и зла, о непреходящей ценности милосердия, веры, любви, о таинстве рождения и смерти. Жизненный и творческий опыт мастеров, пропустивших через свою душу эпоху, имеет для нас двоякую ценность: во-первых, причастность к творчеству поэтов Серебряного века расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус, помогает становлению духовной, гуманной, гармоничной личности; во-вторых, совпадение витков исторического развития, порубежность веков, заставляет нас, вступивших в XXI век, с особенным интересом вглядываться в общественные, культурные процессы периода Серебряного века, чутко вслушиваться в поэтическое слово, отразившее надежды, разочарования, предвиденья людей, чьё творчество открыто было всем потрясениям века. В стихах В. Брюсова, Н. Гумилёва, А.Ахматовой молодое поколение напряжённо ищет ответы на вопросы о соотнесении личного, индивидуалистического и социального, патриотического, о том, каким должен стать человек, чтобы уважать себя и быть достойным уважения окружающих. Задача учителя определяется стремлением помочь состояться знакомству формирующейся личности с поэтическим откровением гения, стимулировать и направлять труд души, созидающей себя.

Цели и задачи данной работы заключаются в том, чтобы охарактеризовать особенности Серебряного века русской поэзии, рассказать об основных литературных течениях и направлениях этого периода, о роли, которую эти течения и направления сыграли в общем развитии литературного процесса начала века; определить роль системы уроков по теме «Основные литературные течения и направления Серебряного века» в контексте литературного образования школьников, описать методику проведения уроков по данной теме.

Целям и задачам подчинена структура данной работы. Введение определяет актуальность темы, цели и задачи, поставленные автором. Глава «Из истории вопроса» содержит материал, характеризующий предпосылки возникновения Серебряного века русской поэзии, поясняющий творческие процессы, происходящие в рамках периода; формирующий представление об основных литературных течениях и направлениях Серебряного века.

Глава «Методика проведения уроков по теме «Основные течения и направления Серебряного века» раскрывает значение системы уроков по данной теме для общего литературного образования и развития школьников, описывает методику проведения уроков, содержит анализ уроков и даёт представление о деятельности учащихся в рамках данной темы.

Заключение содержит основные выводы по теме.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск