Учитель истории средней школы №17





Скачать 79.22 Kb.
НазваниеУчитель истории средней школы №17
Дата публикации20.09.2014
Размер79.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Манджиева Ольга Николаевна,

учитель истории средней школы №17.

10.03.2008.
ДО И ПОСЛЕ…

(Размышления по поводу Устного журнала «Эхо Холокоста»).
Годы работы в школе все более формируют во мне стойкое убеждение в том, что наиглавнейший стержневой момент любого воспитательного мероприятия - что было до него и что будет после.

На экзамене по обществознанию в моём гуманитарном 9б классе летом прошлого года присутствовала руководитель городского МО обществоведов Тугусова С.А. По завершении экзамена беседа о содержании учебных дисциплин естественным образом перешла к разговору о досуге наших учащихся – о донимающих наши микрорайоны потасовках между различными подростковыми группировками. Когда речь зашла о городском семинаре на базе нашей школы в будущем году я и предложила Светлане Алексеевне реализовать его содержание и форму через лежащую на поверхности проблематику. Необходимо начинать с себя. Мы, учителя, должны создать педагогическую среду и условия, в которых учащиеся разных школ захотели бы реализовать себя в совместном сотрудничестве. Ведь чаще школы города соперничают: в спорте, в олимпиадах, в многочисленных конкурсах, а чиновников от образования интересуют количество призовых мест, грамот, медалей учебных заведений. Здоровая конкуренция, несомненно, нужна, и сейчас умение быть успешным актуально как никогда. Но гораздо труднее в наше время привить ребёнку такие важные человеческие качества как сострадание к чужому человеку, понимание его боли – телесной и душевной. Ещё более сложным представляется уровень человеческого общения, когда молодые люди самостоятельно возлагают ответственность за другого человека на себя. Этот уровень общения ведёт нас к умению работать в команде, к умению вести за собой и при необходимости - подчиняться. Но основы этих действий в цивилизованном мире могут быть только демократическими и правовыми. Если этого нет, то приходим к попранию прав человека, к попранию самой человеческой жизни. Об этом нам может рассказать не очень далёкая от нас трагическая история нашего Отечества.

Эти горькие, драматичные страницы нам также небесполезно познавать вместе, в тесном сотрудничестве. С этими мыслями мы со Светланой Алексеевной договорились в будущем учебном году провести общее коллективное творческое дело.

А через некоторое время после этого разговора мне посчастливилось побывать на подмосковной VIII летней сессии Международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (в июне – июле 2007 г.). Темы «Коллаборационизм» и «Холокост» все ещё белые пятна в школьных учебниках и пособиях. Поэтому я с интересом слушала все лекции, с полной отдачей сотрудничала с коллегами на практикумах. С чувством удовлетворения и благодарности я покидала семинар. Благодаря руководителям курсов Алле Гербер и Илье Альтману семинар был насыщенным и эффективным. Мы, увозя в свои школы немало книг и методических пособий, уезжали с мыслью, что тема Холокоста найдёт теперь более содержательное отражение на наших уроках и во внеурочной деятельности.

И в новом 2007 – 08 учебном году, планируя своё участие в городском семинаре учителей истории и обществознания «Толерантность – путь к гражданскому обществу», мы вместе с десятыми классами нашей и 20-ой школы стали готовиться к проведению устного журнала «Эхо Холокоста».

Несомненно, цель такого устного журнала должна быть комплексной:

- познакомить учащихся старших классов с историей и сущностью Холокоста; с трагическими фактами Холокоста на территории СССР, на территории Калмыкии;

- продолжить формирование умения работать с историческими источниками – документами о Холокосте; с литературой – документальной и художественной;

- развивать навыки интерпретации исторических событий через их осмысление в художественных образах – стихотворениях, рисунках;

- способствовать созданию условий для формирования фундаментальных ценностей современности – толерантности, социальной активности, гражданской ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей страны, человечества.

К устному журналу были подготовлены стенд с документами, книжная выставка, рисунки учащихся. Стенд «Холокост. Шоа. Катастрофа. 1933 – 1945. Документы» был оформлен благодаря пакету документов, который нам предоставили в Центре «Холокост».

Книжная выставка была также представлена книгами, которые были привезены из Центра и Фонда «Холокост». Мы смогли пополнить эту выставку книгами республиканской библиотеки. Это книги В. Гроссмана, И. Эренбурга, С. Смирнова, А. Рыбакова, а также «Черная книга».

Следует отметить, что крупные высокие буквы к названию устного журнала «Эхо Холокоста» подготовила мама учащегося 10б класса А.Э. Букаева, директор ателье, художник, вполне загруженный своими делами профессионал. Вместе с тем, это мама, всегда бескорыстно помогающая школе. Алевтина Эрнестовна оформила стилизованные буквы в шрифте иврита и добавила в них вкрапления стекающих капель крови и элементы колючей проволоки. Сопереживание трагедии еврейского народа в период Холокоста рождается даже когда просто смотришь на эти буквы.

Устный журнал «Эхо Холокоста» мы составили из четырёх страниц: «Бабий Яр», «Освенцим Аушвиц», «Сопротивление отверженных», «Праведники народов мира». Озвучивали страницы журнала учащиеся десятых классов нашей школы.

В содержание устного журнала был введён совершенно уникальный материал о трагедии Холокоста на территории Калмыкии. Саша Мухаринов (на первой странице устного журнала) рассказывает о расстреле евреев на городской окраине, близ Элистинского аэродрома в сентябре 1942 года. Это был элистинский Бабий Яр. Только иное место, иное время, иные масштабы. Саша начал писать исследовательскую работу и часть архивного материала найденного им и прозвучала на страницах журнала.

На третьей странице журнала Наташа Саномпилова рассказала о Праведнике народов мира, проживающей в Элисте Екатерине Никитичне Винниковой-Какотко. Её семья спасла Иду Борисовну Сапиро и двух её сыновей от смерти во время Холокоста в Ростовской области. Катя Быстрикова рассказала о Прасковье Перовой, спасшей от расстрела в калмыцком селе Троицкое еврейскую семью Виктора Григорьевича Пергамента, его супругу и троих детей. Это факты из исследовательской работы нашей выпускницы Виктории Поканиновой «На послевоенных перекрёстках России», занявшей III место в VIII Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» (май 2007 г.).

20 февраля 2008 г. в актовом зале школы №17 г. Элиста Республики Калмыкия этот устный журнал был представлен всем тем, кто неравнодушен к историческому прошлому и разделяет тревогу по поводу будущего своего Отечества.

Среди них были учителя истории городских школ, учащиеся, их родители. В прослушивании и сопереживании каждой страницы журнала приняли живейшее участие все десятиклассники нашей школы – это 10а,б,в,г классы, а также 10б гуманитарный класс из 20-ой школы г. Элиста (соседнего 6 микрорайона).

Многие девушки и юноши, напряженно слушавшие этот рассказ со сцены - страница за страницей, скорее всего с этой информацией ранее никогда не сталкивались. Учащиеся и учителя неподдельно сопереживали всему, что они видели на обыкновенной школьной сцене. Увиденное и услышанное со сцены, всех находившихся в зале потрясло. Устный журнал, как мне сказали коллеги, прошёл на едином дыхании. Закрылась его последняя четвёртая страница. Ученики покинули сцену. В зале воцарилась напряженная тишина. Мы (мои ученики и я) за кулисами замерли от волнения и, наверное, оттого, что и не знали, что далее делать. Спокойно сойти в зал со сцены (как ранее предполагалось) было очень неловко, стояла напряжённая тишина. Тишину прервали аплодисменты и вновь зал на некоторое время скованно замер. Никто, из более чем 200 учащихся и учителей, не смог просто подняться и уйти. Пришлось мне выйти и экспромтом сказать ещё несколько слов: о знании Холокоста нашими современниками – взрослыми и детьми, о фобиях сегодняшнего дня, о путях выхода из тупика бездуховности; привести примеры потрясающей бесчеловечности и звериной жестокости наших сверстников (события января – февраля 2008 года); призвать к гуманному и социально – ответственному поведению детей, находившихся в зале; сказать о том, что часто история - это конфликты личностей и государств и путь к миру; сказать о том, что и у нас в городе есть подростковые группировки жестоко пытающиеся поделить между собой «неизвестно что»; сказать о том, что сегодня, 20 февраля 2008 года, в этом школьном зале мы, учителя и учащиеся разных школ города, все вместе говорим о такой актуальной теме как «Холокост» и убеждаемся, что путь к плодотворному сотрудничеству лежит только через толерантность.

Взрослые и дети подходили к стендам, просматривали документы, интересовались книгами, обменивались впечатлениями, просили поделиться материалами по теме «Холокост». Руководитель городского МО историков и обществоведов Тугусова Светлана Алексеевна предложила подготовить методическую разработку по данной тематике. 14-ая элистинская школа (учитель истории Лидия Хулхачиевна Болдырева) попросила нас показать этот устный журнал в их школе в Неделе общественных дисциплин.

Такой Устный журнал – это серьёзный и глубокий разговор с детьми, это откровение. И к нему мы с учениками шли вместе. До этого устного журнала с каждым из десятых классов время от времени мною составлялся разговор об истории Холокоста, о корнях антисемитизма, о современных фобиях. Мы с учениками в ходе познавательных заданий пытались искать пути разрешения современных конфликтов. Учащиеся думали над тем как они поступили бы на месте молодой русской женщины Татьяны Сапуновой, попытавшейся сорвать позорный плакат с призывом к убийству евреев в 2002 году на Киевском шоссе Подмосковья. Были очень эмоциональные споры, были самые разные позиции (задание к параграфу №17 «Нации и межнациональные отношения» по обществознанию в 10 классе), но и не нашлось среди учеников циников равнодушных к этой проблеме. Так постепенно я готовила учащихся к адекватному восприятию содержания устного журнала «Эхо Холокоста», задавая соответствующую теме высокую нравственную планку. Это было до…

Что будет после? Что унесут в своих головах и сердцах учащиеся, выйдя из стен школьного актового зала? Вскорости в суете будней забудут всё, что видели и слышали здесь? Или их интеллект отпечатает услышанную информацию, срефлексировав вопросами, а в сердце надолго останется эмоциональная заноза. Если бы так.

Приложение

О. Н. Манджиева со своими учениками из средней школы №17 г. Элисты показали свой устный журнал «Эхо Холокоста» в школе № 14. В актовом зале школы были два 10-х и два 11-х класса. Также была оформлена книжная выставка и стенд с документами, поделились всем, чем могли.

Уважаемая Ольга Николаевна!

МОУ «СОШ №14» г. Элиста выражает Вам благодарность и признательность за презентацию проекта «Эхо Холокоста».

Тема, избранная Вами, сегодня очень актуальна. Наша толерантность, терпимость, сострадание друг к другу всегда должны присутствовать там, где происходят политические катаклизмы истории. Будущие поколения должны понимать, что в сегодняшнем мире, наряду с его сложностями, противоречиями, существует мир доброты и гуманизма, мир солидарности и сострадания. Именно мы, старшее поколение, говоря об этом молодежи, утверждаем, что на земле не должно твориться зло, несправедливость.

Новое поколение должно строить свое будущее на принципах равноправия, на основе гуманных идей, оно не должно допустить никакого нарушения прав человека, чтобы не получить то, о чем сегодня говорили Ваши воспитанники в своих выступлениях.

Мы также выражаем благодарность учащимся 10-х классов СШ № 17 г. Элиста за то, что они откликнулись на наше приглашение. Эта встреча дает уверенность в том, что, если наше молодое поколение говорит об этом сегодня, то в будущем в мире будет все меньше фактов нарушения прав человека, ущемления его интересов, проявлений геноцида.

Желаем Вам, Ольга Николаевна, Вашим близким и Вашим ученикам успехов во всем, всего самого доброго, здоровья, удач на благо нашего общества.

Директор МОУ «Средняя школа №14» г. Элиста Эрендженов А.В.

10 марта 2008г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель истории средней школы №17 icon«Конституционные права и национальные конфликты» Автор: Кузнецов...
«Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера»
Учитель истории средней школы №17 iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Учитель истории средней школы №17 iconКонспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века
Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна, учитель истории и географии средней школы №5, город Костанай, Республика Казахстан
Учитель истории средней школы №17 iconОпубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Учитель истории средней школы №17 iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
Учитель истории средней школы №17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Учитель истории средней школы №17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Учитель истории средней школы №17 iconТема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Учитель истории средней школы №17 iconУрок разработан с использованием икт для учащихся 9-х классов в рамках...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Учитель истории средней школы №17 iconОбразовательная программа по школьному курсу «Обществознание» для...
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Учитель истории средней школы №17 icon1. Развитие Казахстана в первой половине XVIII в Задание Дополните текст
...
Учитель истории средней школы №17 iconКлинико-иммунологическая характеристика больных атопическим дерматитом...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Учитель истории средней школы №17 iconМетодические рекомендации подготовка кадров для пищевой отрасли региона...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Учитель истории средней школы №17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Учитель истории средней школы №17 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского...
Учитель истории средней школы №17 iconИсследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории...
I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск