Скачать 0.96 Mb.
|
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа № 2» Тамбовского района Методические рекомендации ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МОДЕЛИ «КОЛЛЕДЖ-КЛАСС» Тамбов, 2012 Введение Тесная взаимосвязь образовательной и производственной сфер обусловливает необходимость совместного решения кадровых проблем региона, поскольку именно на региональный рынок труда ориентируются учреждения начального и среднего профессионального образования. В программном документе «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» отмечается, что региональный рынок труда характеризуется несбалансированностью и наличием структурной безработицы. При этом экспертами отмечается недостаточно высокий уровень развития человеческого капитала, характерный для нашего региона. Острой проблемой остается фактор непривлекательности и непопулярности рабочих профессий в молодежной среде. Все перечисленные процессы протекают на фоне экономического развития Тамбовской области, для стабильности которого необходимо наличие квалифицированных рабочих и специалистов развивающихся производственных сфер. Согласно Стратегии развития, социально-экономическую ситуацию в области во многом определяет промышленность. При этом на производство пищевых продуктов приходится наибольший удельный вес общего объема обрабатывающих производств – 26,3%. Как отмечают эксперты, за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объемов, расширения ассортимента, улучшения качества продукции, перевооружения и модернизации действующего производства пищевой и перерабатывающей промышленности. Очевидно, что назрела необходимость решения кадровых проблем, в том числе и в сфере пищевого производства. Решение поставленных задач видится в реализации масштабного проекта, сориентированного, с одной стороны, на решение проблемы кадрового «голода» в обозримой перспективе, с другой, направленного на выстраивание линии личностного и профессионального самоопределения школьников, повышения статуса рабочих специальностей в регионе. Обучение по модели «колледж-класс» дает преимущества, связанные с получением специальности, практических навыков для дальнейшего профессионального совершенствования в условиях экономии времени и средств и становится одним из ведущих ориентиров профессионального становления, выбора профессии. Направление опытно-экспериментальной работы Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева - организация непрерывного профессионального образования по специальности «Технология продукции общественного питания» по программе «колледж-класс». Актуальность выбранной экспериментальной площадки обусловлена тем, что в условиях быстрых темпов роста экономики, развития социально-экономического сектора необходим поиск оптимальных подходов к подготовке специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, в том числе пищевой отрасли. Консолидация образования и представителей бизнес-сообщества позволяет сконцентрировать усилия на освоении программ в рамках непрерывного образования. В контексте непрерывного образования профильного обучение является одним из перспективных и развивающихся направлений, способных подкрепить экономический рост кадровыми ресурсами. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2002 №2783) ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение определяется в Концепции как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Личностно-ориентированная платформа профильного обучения позволяет реализовать на практике ведущие принципы дифференциации и индивидуализации обучения:
Личностно-ориентированный подход в контексте профильного обучения выступает в качестве методологического ориентира педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самообразования и самореализации личности учащегося, опору на его индивидуальность. Основополагающими нормативно-правовыми документами, в рамках которых определяется деятельность опытно-экспериментальной площадки, являются Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2011 г.); Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (с изменениями от 10 марта 2010 года)», Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2009 года № 4 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования» (с изменениями от 24 марта 2009 года); Приказ Министерства образования РФ от 14 ноября 2001 года № 3654 «Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»; приказ управления образования и науки Тамбовской области от 31.08.2009 № 2364 «Об утверждении положения о колледж-классе»; приказ управления образования и науки Тамбовской области от 06.11.2009 № 3004 «О реализации проекта «профильное параллельное обучение на основании договоров с учреждениями начального и среднего профессионального образования (колледж-класс)» в 2009-2010 году»; приказ управления образования и науки области от 20.11.2009 № 3129 «О реализации проекта «Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО-базовая школа» для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона»; приказ управления образования и науки Тамбовской области от 25.01.2011 № 107 «о включении учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ области в состав участников проекта «Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО-базовая школа» для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона»; письмо управления образования и науки области от 11.12.2009 № 11-10/5827 «О проведении мониторинга по реализации проекта «организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие»; письмо управления образования и науки Тамбовской области от 20.01.2011 № 11-10/137 «о проведении мониторинга по реализации экспериметальной площадки «Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО-базовая школа» для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона». Целью организации опытно-экспериментальной площадки является создание оптимальной обучающей среды для повышения качества образования учащихся в условиях интеграции содержания общего образования и среднего профессионального образования. Для решения поставленной цели требовалось решение следующих задач:
Эффективное решение поставленных задач обусловливается достижением следующих результатов реализации программы, имеющих количественные и качественнее характеристики: - расширение возможностей для получения дополнительного образования; - организация профильного обучения с учетом запросов всех участников образовательного процесса, а также с ориентацией на региональный рынок труда; - повышение мобильности, социальной активности учащихся колледжа; - формирование интереса к профессии с учетом жизненной позиции учащегося как одной их ключевых социально-психологических категорий; - удовлетворение потребностей личности в дифференцированных образовательных услугах; - обеспечение социальных гарантий учащихся «колледж-класса» путем перевода на 2 курс колледжа по соответствующей специальности. Выбор направления – осуществление подготовки специалистов для пищевой отрасли региона – продиктован и наличием опыта в сфере подготовки кадров, связанного с участием в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Тамбовская область в 2008, 2009, 2010, 2011 годах становилась победителем конкурсных отборов субъектов РФ по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В 2008 году Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева стал победителем конкурса по отбору государственных образовательных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов сферы общественного питания для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование» (Приказ Министерства образования и науки РФ № 316 от 27 октября 2008 г). Опыт функционирования опытно-экспериментальной площадки показал, что для оптимизации образовательного процесса по модели «колледж-класс» необходимо наличие следующих условий: со стороны нормативно-правового обеспечения: - заключение договора о сотрудничестве в образовательной сфере между школой и колледжем ; со стороны научно-методического обеспечения: - разработка учебных планов; - разработка рабочих программ, календарно-тематических планов, пакета контрольно-измерительных материалов с учетом единой интерпретации общих научных понятий, законов и теорий, методологических вопросов, раскрывающих взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, единых дидактических основ, направленных на формирование ключевых компетенций; со стороны кадрового обеспечения: - высококвалифицированные специалисты для реализации программ среднего профессионального образования; со стороны материально-технического обеспечения: - предоставление материально-технической базы колледжа (учебные мастерские, лаборатория-студия поваров, кондитерский цех, овощной цех, кабинеты специальных дисциплин, библиотека, компьютерный класс). Реализация деятельности колледж-класса по специальности «Технология продукция общественного питания» на базе ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» Решение о выборе базы для реализации опытно-экспериментальной площадки принималось с учетом следующих факторов:
Заявленным требованиям соответствовало МОУ «Цнинская СОШ №2», расположенная в поселке Строитель Тамбовского района. Следующим этапом деятельности выступала договоренность образовательных учреждений и изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность колледж-классов. В результате в 2009 году между Многопрофильным колледжем имени И.Т. Карасева и Цнинской СОШ №2 была достигнута договорённость о сотрудничестве в образовательной сфере, было составлено и утверждено положение о колледж-классах, содержащее цель организации обучения, организации единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего (полного) общего и среднего профессионального образования как основа функционирования колледж-класса, прописаны нормативно-правовые аспекты функционирования колледж-класса, сущность понятия «колледж-класс», механизмы реализации. В рамках профильного обучения был организован колледж-класс по специальности «Технология продукции общественного питания». В качестве предмета этого договора выступают не только условия сотрудничества, но и обеспечение социальной защищённости выпускников школы, которая достигалась за счёт получения аттестата о среднем (полном) общем образовании и окончанием первого курса колледжа с гарантированным переводом на второй курс. В результате совместной работы педагогов МОУ Цнинская СОШ № 2 и инженерно-педагогического состава Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева было сформировано учебно-методическое обеспечение (учебный план, тематические планы, рабочие программы, контрольно-измерительные материалы) по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Правовые отношения между школой и родителями обучающихся регламентированы в следующем порядке: обучающийся зачисляется в колледж-класс на основании заявления родителей и протокола родительского собрания. Со стороны Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева осуществляется кадровое и материально-техническое обеспечение процесса обучения. Обучение выстроено таким образом, что в основное расписание уроков внесены предметы по программе «колледж-класс». Уроки проводятся по субботам как в здании школы, так и на территории колледжа. Преподавателями колледжа в течение года осуществляются экскурсии на предприятия по направлениям обучения, которые являются социальными партнерами колледжа: ООО «Филин», кафе «Ирина», ОАО «Тамбовский хлебозавод», ОАО «Тамбовский хлебокомбинат» и др. Для осуществления деятельности по реализации «колледж-классов» были выделены следующие этапы:
Важнейшее значения для реализации «колледж-классов» имеет мониторинг образовательных потребностей учащихся школы, в частности потребность в функционировании «колледж-классов». В марте 2011 года было проведено анкетирование по трем направлениям: анкетирование учащихся колледж классов, их родителей и работодателей, направленное на выявление потребности в реализации проекта «Школа-колледж-предприятие». Обработка анкет показала, что большинство учащихся положительно оценивают обучение в колледж-классе (см. Диаграмма 1) Всего в анкетировании приняли участие 54 обучающиеся «колледж-класса». Анкетирование родителей было сориентировано на выяснение ключевых вопросов, отражающих представление о необходимости «колледж-классов» для учеников школ. В анкетировании приняли участие 36 человек. Ответы распределились следующим образом (см. Диаграмма 2). В соответствии с ориентацией на рынок труда одним из необходимых условий является осознание потребности работодателей в «колледж-классах». В анкетировании работодателей по данной проблеме приняли участие 6 руководителей предприятия, 1 руководитель кадровой служб и 10 сотрудников предприятия. Ключевыми вопросами анкет можно признать следующие: «Как в целом Вы могли бы оценить сегодня значение функционирования колледж-классов для удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированных кадрах» (см. Диаграмма 3), «Считаете ли Вы, что реализация проекта школа-колледж-предприятие позволит учреждениям СПО в наибольшей степени соответствовать интересам регионального бизнеса?» (см. Диаграмма 4). Приложение 1. «ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании Директор __________ Ю.А.Лямин Совета колледжа Протокол №____ Введено в действие от «__»______2009г. Приказ №______ от ________2009г. ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ПОЛОЖЕНИЕ О КОЛЛЕДЖ-КЛАССЕ Строитель, 2009 1. Общие положения
2. Нормативно-правовые основы реализации модели колледж-класс
2.6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 3654 «Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования». 3. Организация обучения в колледж-классах 3.1. Использование часов вариативной части базисного учебного плана школы для реализации содержания программы среднего профессионального образования на старшей ступени общего образования.
4. Сущность понятия колледж-класс
5. Методическое обеспечение реализации модели колледж - класс
6. Механизм реализации 6.1. Организация колледж - классов осуществляется на основе договоров. 6.2.Договор заключается между ТОГОУ СПО МК и школой. Приложение 2. ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ № __ «_» __________ 20_ г. пос. Строитель Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева» (далее - колледж), в лице директора Бетина Александра Петровича, действующего на основании Устав, с одной стороны, и муниципальное образовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - Школа), в лице директора Черниковой Светланы Вячеславовны, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем. 1. Предмет договора. 1.1. Настоящий договор заключается в соответствии с Положением о колледж-классах. 1.2. Предметом договора является сотрудничество и взаимодействие Колледжа и Школы в сфере профессионального образованияпо специальности 260502 «Технология продукции общественного питания». 1.3.Обеспечение социальной защищенности выпускников школы обеспечивается за счет получения аттестата о среднем (полном) образовании с и окончании первого курса Колледжа с гарантированным переводом на второй курс обучения. 2. Обязательства Школы. 2.1. Обеспечение набора учащихся в колледж-классы. 2.2. разработка учебного плана, интегрированных программ общеобразовательного цикла, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естсественнонаучного цикла. 2.3. Обеспечение преподавания предметов общеобразовательного цикла, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов на уровне требований государственных образовательных стандартов. 2.4. Предоставление в случае необходимости условий для реализации программ дисциплин: материально-техническую базу, кадровый потенциал, информационные ресурсы. 3. Обязательства Колледжа. 3.1. Участие в разработке учебного плана по специальности «Технология продукции общественного питания». 3.2. Разработка программ дисциплин общепрофессионального и специального циклов. 3.3. Предоставление в случае необходимости условий для реализации программ общеобразовательного цикла: материально-техническую базу, кадровый потенциал, информационные ресурсы. 4. Срок действия договора. 4.1. Настоящий договор действует со дня подписания и до 20.06. 2012 г. с возможностью автоматического пролонгирования на следующий год и т.д. 4.2. Решение о внесении изменений и дополнений в договор, расторжение договора принимаются по согласованию сторон. 5. Реквизиты сторон
6. Подписи сторон
Приложение 3. МОУ Цнинская СОШ №2 п.Строитель Тамбовского района Протокол от «___» _________ года №5 родительского собрания учащихся 9-х классов. Повестка: 1. О профориентации выпускников 9-х классов.
Присутствовали: С.В.Черникова, директор школы; А.П.Бетин, директор ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж имени И.Т.Карасева»; Н.И.Уварова, заместитель директора ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж имени И.Т.Карасева», А.А.Воронцова, заместитель директора школы; родители обучающихся 9-х классов в количестве 31 человека, выпускники 9-х классов в количестве 34 человек; классные руководители Сосновскя Л.И., Полянская Е.А., Кузьмичева Л.А. По первому вопросу выступила А.А.Воронцова, заместитель директора школы по УВР, которая рассказала о профориентационной работе в школе. В течение обучения в 9 классе обучающиеся посещали элективный курс «Выбор профессии», на котором знакомились с основами будущих профессий, посетили предприятия п.Строитель. В ходе экскурсий обучающие беседовали с рабочими, узнавали особенности профессий. В течение года на классные часы приглашались специалисты Центра занятости Тамбовского района с информацией о перспективных профессиях в районе. Далее в своем выступлении А.А.Воронцова дала анализ проведенного анкетирования обучающихся 9-х классов, в котором просматривается ориентация большинства детей на технологические специальности. По второму вопросу слушали С.В.Черникову, директора школы, которая рассказала присутствующим об образовательной политике в Тамбовской области, направленной на создание новой модели профориентации школьников «колледж-класс», которая предусматривает обучение на 3 ступени средней школы с одновременным обучением на базе колледжа одной из специальностей. Далее С.В.Черникова сказала, что школа имеет опыт сотрудничества с ВУЗами и колледжами, поэтому в школе имеется соответствующая нормативно-правовая база. По третьему вопросу слово предоставлено А.П.Бетину, директору ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж имени И.Т.Карасева », который рассказал об обновлении материально-технической базы колледжа, приобретении и установке нового технологического оборудования для изготовления пищевых продуктов. В 2011 году на основе двустороннего сотрудничества МОУ Цнинской СОШ №2 и колледжа будет произведен первый выпуск колледж-класса, обучающихся, которого мы будем рады видеть нашими студентами. Согласно предварительным переговорам с МОУ Цнинской СОШ №2 предлагаем присутствующим ученикам обучение по технологическому профилю. И самый немало важный фактор, колледж находится на территории п.Строитель, а значит детям никуда ездить не нужно. Выступила Н.И.Уварова, которая рассказала о предлагаемом учебном плане и предметах, которые рекомендованы для изучения на базе колледж - класса. В разделе разное присутствующие родители задавали вопросы о том, не будет ли обучение в колледж-классе дополнительной нагрузкой на детей, не будет ли уменьшено количество часов на предметы для подготовки к ЕГЭ. На данные вопросы ответила А.А.Воронцова, заместитель директора, которая рассказала об учебном плане школы, разработанном с учетом введения колледж-класса, в котором учтена подготовка к ЕГЭ, а также количество недельной учебной нагрузки школьников не превышает заложенных санитарных норм. Постановили: 1. Продолжить сотрудничество школы по договору с ТОГОУ СПО «Могопрофильный колледж» по программе колледж-класс; 2.Утвердить учебный план колледж-класса;
Председатель собрания: Полянская Е.А. Секретарь: Соколова Л.А. Приложение 4 Директору муниципального общеобразовательного учреждения Цнинской общеобразовательной школы № 2 П. Строитель Тамбовского района С.В. Черниковой __________ (ФИО родителя), проживающего(ей) по адресу: ________________________ ________________________ заявление Прошу принять моего сына/дочь ____________________ (ФИО ребенка) _______ года рождения в _______ класс МОУ Цнинской СОШ № 2 _______________________________ (направленность). Даю согласие, возражаю (нужное подчеркнуть) на обучение сына/дочери по программе «колледжа-класса» по специальности «Технология продукция общественного питания». Дата _______________ (подпись) Приложение 5
Учебный план МОУ Цнинская СОШ № 2 среднее (полное) общее образование (10 А,Б классы)
***Производственная практика осуществляется в летнее время в течение 6 недель (216 часов) после 10 и после 11 класса согласно программе Приложение 6
Учебный план МОУ Цнинская СОШ № 2 среднее (полное) общее образование (11 А,Б классы)
***Производственная практика осуществляется в летнее время в течение 6 недель (216 часов) после 10 и после 11 класса согласно программе Приложение 7 Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «педагогика среднего... Программа курса предусматривает установление связи между отдельными звеньями в системе непрерывного образования: детский сад-школа... | Доклад «Подготовка профессиональных кадров в рамках нового законодательства» Итоги работы отрасли «образование» в целом подведены на областной августовской педагогической конференции 23 августа 2013 года. Более... | ||
Методические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления Общие положения Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления... | Методические рекомендации психологическая подготовка специалистов... Методические рекомендации предназначены для специалистов психологической службы мчс россии | ||
Кандакова Н. А., заместитель директора по научно-методической работе... Методические рекомендации для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения /Составитель В. В. Мешков. – Государственное... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов... Методические рекомендации предназначены для аспирантов, обучающихся по программам высшего образования подготовки научно-педагогических... | ||
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский... | Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | ||
Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | ||
Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету «Разработка и апробация путеводителей по биологии в рамках реализации синергетической модели обучения» | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов... ... | ||
Методические рекомендации Бузулук, 2012 Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические... Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели» | ||
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям... Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский... | Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)... |