Скачать 72.22 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ГСЭ.В.3.2 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить студентов со спецификой социолингвистической ситуации Кольского Севера, языком и культурой коренного малочисленного народа Мурманской области - саами 2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Тема 1: Коренные народы Севера: вопросы этногенеза и этнической истории Понятие "коренные народы" и "коренные малочисленные народы Севера". Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации. Проблема происхождения саами Кольского полуострова. Изучение истории и этнографии саами в российской и зарубежной науке. Теории о происхождении языка саамов. Тема 2: Традиционное хозяйство и материальная культура саами Традиционные саамские промыслы (оленеводство, охота, рыболовство и собирательство). Источники этнографического описания традиционных хозяйственных занятий саами. Оленеводство как основа этнографической самобытности саами. Точки зрения на происхождение оленеводства. Овцеводство как традиционный саамский промысел. Тема 3: Духовная культура кольских саами История изучения духовной культуры кольских саами. Религиозные воззрения кольских саами. Обряды кольских саами. Музыкальная культура кольских саами Самобытность народно-прикладного искусства кольских саами. Саамские ремесла. Саамские праздники. Тема 4: Саамская литература Саамская литература стран Северного Калотта. Саамская литература кольских саами: жанры, тематика, проблематика Литература российских саами – женская литература. Саамские писатели и поэты (О.Воронова, А.Бажанов, А.Антонова, Ефим Софья, Н. Большакова, Э.Галкина, К.Коркина, О.Перепелица, И.Виноградова, И.Матрехин, Н.Ляшенко). Тема 5: Саамский язык: история изучения и перспективы развития Краткие сведения о саамском языке и истории его изучения. Проблема диалектного членения саамского языка. Положение саамского языка на Кольском полуострове. Тема 6: Этнолингвистические особенности саамского языка Словари саамского языка и их специфика. Лексикографирование культуры в саамских словарях. Культурный компонент лексического значения саамского слова. Лексика традиционных промыслов саами: культурологический комментарий. Лексика духовной культуры саами: этнолингвистические данные. Языковая картина мира саами. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Материал курса предполагает знакомство с источниками (книгами, монографиями, статьями, словарями, произведениями писателей и поэтов). Поэтому очень важно при подготовке к лекционным и практическим занятиям работать в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки и познакомиться с коллекциями Мурманского областного краеведческого музея и его филиала в с.Ловозеро. Необходимо начинать подготовку к занятиям с чтения учебного пособия по курсу, затем работать с рекомендованной литературой, выполнить задания для самостоятельной работы. Для успешного овладения курсом необходимо усвоить терминологию, представлять разные точки зрения на вопросы теории этногенеза и происхождения саами и саамского языка, общаться с носителями саамской культуры, побывать на праздниках и презентациях по саамскому декоративно-прикладному искусству. При подготовке к практическому занятию № 2 (Этнолингвистические особенности саамского языка) необходимо усвоить методику выделения культурного компонента слова, а также принципы представления культуры в двуязычном словаре. Для этого необходимо познакомиться с текстом докторской диссертации О.Н. Иванищевой «Лексикографирование культуры в двуязычном словаре» (СПб., 2005) или с ее монографией «Лексикографирование культуры» (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 136 с.), представленной в фондах Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. Методика выявления культурного компонента значения слова представлена также в кандидатских диссертациях аспирантов и соискателя О.Н. Иванищевой (Садохова М.В. «Номенклатурные названия в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Рычкова Т.А. «Словосочетания, называющие ритуальные действия, в современном русском языке» (Мурманск, 2011); Афанасьева О.В. «Культурно-коннотированные словосочетания в современном русском языке» (Мурманск, 2012)). 4. Список рекомендованной литературы Основная литература: 1. Бакула, В.Б. Религиозная лексика кильдинского диалекта саамского языка: Магистерская диссертация (рукопись). [Текст] / Науч. рук. О.Н. Иванищева. ― Мурманск, 2010. ― 86 с. 2. Иванищева, О.Н. Полевые исследования оленеводческой лексики саамского языка: сопоставительный анализ западных и восточных диалектов (к обоснованию темы) [Текст] / Диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации: сборник статей / науч. ред. О.Н. Иванищева. ― Мурманск: МГПУ, 2008. ― С.25-30. 3. Иванищева, О.Н. Проблемы сохранения языка коренного малочисленного народа Кольского Севера и перспективы двуязычного образования [Текст] // Материалы Международной научной конференции «Двуязычное образование: теория и практика» (26–28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия) / под ред. М.В. Копотева, Е.Ю. Протасовой. — Хельсинки: Хельсинский университет ; СПб. : Златоуст, 2011. — С. 108-109.
Дополнительная литература:
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое... История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа» | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины гсэ.... Макарова Надежда Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического факультета к курсу «Польский язык» | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению... ... |