Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова





Скачать 112.91 Kb.
НазваниеРазработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова
Дата публикации12.10.2014
Размер112.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Библиотечный открытый урок литературного чтения в 4 классе

МБОУ «Гимназия №8 с. Ножай –Юрт Ножай-Юртовского муниципального района»

Разработала и провела

учитель начальной школы А.Д.Магамедова

ТЕМА: «ХОРОШАЯ КНИГА - ТВОЙ ДРУГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
Цели: привить любовь к книгам, воспитать интерес к чтению; развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание; познакомить обучающихся с историей возникновения письменности и книг, научить правильно обращаться с книгами.

Подготовительная работа: наглядные пособия: плакаты с пословицами, выставка детских рисунков, подборка книг, рисунок Мудрой Совы, костюмы книжек (имитированные обложки книг).

Место проведения: библиотека МБОУ «Гимназия №8»

Ход урока

  1. Вводное слово учителя.

Учитель: - Ребята, где мы сейчас находимся? (в библиотеке)

Учитель: Да, сегодня мы с вами проведём наш урок литературного чтения в библиотеке нашей Гимназии №8.

- Поэтому и разговор у нас пойдет о чем, ребята? (О книгах.) Тема нашего занятия — «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь».

Да, о книгах, а еще о том, как появились первые книги, для чего они нужны нам, как с ними надо обращаться, и конечно же о любимых наших писателях и о много другом.

Сегодня мы послушаем стихи о книгах, которые будете читать вы сами, посмотрим сценку, проведем конкурс «Кто больше знает пословиц о книгах».

Будем отгадывать загадки и многое другое, не менее интересное.

- Ребята, на прошлом уроке, я дала задание некоторым детям подготовить небольшие выступления о происхождении письменности, о появлении первых книг и о появлении первых библиотек. Давайте послушаем их.
II Путешествие в мир книг

Выступление подготовленных обучающихся.

1-й ученик:

История книги своими корнями уходит в далёкое прошлое. Разные народы - по разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, пергамент, папирус.

Слово книга происходит от церковно – славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо.

2-й ученик: В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. В последствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события. История возникновения книг на Руси связана с подвигом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, родившихся в городе Фессалонике (Солунь). В 863 г. братья отправились в Моравию к князю Ростиславу, просившему прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Кирилл и Мефодий с помощью своих учеников составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие и другие священные книги.

3-й ученик: И вот, во 2 веке нашей эры в Китае изобрели Бумагу. Это был более дешёвый материал. Бумагу изобрёл ЦАЙ ЛУНЬ. Бумагу стали делать из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Однако, китайцы более 800 лет хранили тайну производства бумаги.

Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

4-й ученик: Для написания книг в разных странах стали создавать целые мастерские – скриптории, где переписывались самые важные события. Работа эта считалась очень важной и почётной. Первыми создателями рукописных книг стали монахи. Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с шестнадцатого века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на неё нитями. Сушили чернила, присыпая их песком. Художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинным произведением искусства и стоили очень дорого.

Учитель: - Ребята, давайте мы с вами вспомним из курса ОЭРК и СЭ о создании священной для всех мусульман книге – КОРАНЕ.

Ученик: Как считают мусульмане, ангел Джабраил передавал Священный Коран пророку Мухаммаду в течении 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого пророка, а потом стали записывать на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. В последствии, весь текст Корана записали в виде отдельной книги.

Учитель: - Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

- А что же означает слово «библиотека»? (Ответы учащихся)

      Учитель: -   В переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище», «библиотека» - это «хранилище книг».

          Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса ІІ1  археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В Древнем Египте были библиотеки, которые назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. Как вы уже поняли, писали египтяне свои книги на папирусе.
 Учитель: - Ребята, сегодня на урок к нам пришла Мудрая Сова. Как вы думаете, почему её назвали Мудрой? (ответы обучающихся». Живёт она в лесном книжном царстве - мудром государстве. Дорогу в это царство покажут вам ваши верные слуги — буквы. Будьте все активными участниками конкурсов, чтецами, художниками, санитарами книг и вы попадете в это сказочное царство вместе с ними.
5-й ученик: Сколько звезд на небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в реке, —

Столько книг на земле!

Есть - с ладошку они.

Есть — большие тома,

Проживают они

Вместе с нами в домах.
Учитель: Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот много знает».

И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, ее просторах, лучших людях и их достижениях, о добре и зле, о правде и лжи. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге

(Входит книга и обращается к детям.)

Книга: Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом — это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, что бы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна.

Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Учитель: Но часто, дети, бывает, к сожалению, и так.
6-й ученик: У скворца Гришки

Жили-были книжки —

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты — как мочала,

На листках — каракули.

Книжки горько плакали,

Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове —

Вместо книжки стало две.

7-й ученик:

В географии Скворцова

Нарисована корова

И написано: «Сия География моя

Кто возьмет ее без спросу,

Тот останется без носу!»

— Как нам быть? — спросили книжки,

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

— Вот что, книжки, убежим!

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

— Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

— Умолкни, старый минус, —

Сказали братья Гримм, —

И больше не серди нас

Брюзжанием своим!

Бежим в библиотеку

В свободный наш приют, —

Там книжки человеку

В обиду не дадут!



Учитель: Пошли книжки в библиотеку, а попали — в книжную больницу.
8-й ученик: Вышли книжки из больницы:


Починили им страницы,

Переплеты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

Каждой полку указали:
Стал задачник в сотый ряд,

Где задачники стоят.

А Тимур с командой вместе

Занял полку номер двести.

Словом, каждый старый том

Отыскал свой новый дом.



Учитель: Лицо школьника — это его книги. И в этом убедитесь, когда посмотрите сценку.

(Выходят две ученицы. Их костюмы — обложки книг. Одна красиво оформлена, а другая — рваная, растрепанная.)

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

— Ну, как твои делишки? —

Одна спросила у другой.

— Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки... Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей...

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облаках!

А у тебя целы бока?

— Твои мне не знаком муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, о них

И говорить-то неприлично...

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»

— Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

(М. Ильин. «Две книжки»)
Учитель: Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к книгам. Как же надо правильно обращаться с книгами? (Надо беречь книги».) Правильно, молодцы!
III. Конкурс пословиц о книгах

Учитель: А теперь давайте, ребята, проведем конкурс пословиц! Сейчас вы разделитесь на 3 группы. У вас на столах половинки пословиц о книгах. Вам необходимо быстренько соединить правильно две половинки, чтобы получилась целая пословица. Кто первым закончит поднимет руку.

- А какие вы знаете пословицы о книгах? (Ребята говорят пословицы.)

- Ой, сколько вы знаете пословиц! Молодцы, ребята!
IV. Конкурс загадок

Учитель: А следующий конкурс — конкурс загадок. Послушайте и постарайтесь отгадать, что это такое:

1.Снаружи смотришь —

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем:

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют это дом?

Попробуй, угадай! {Библиотека.)

2. Хоть и не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешками.

Разговаривает с нами терпеливым языком. (Книга.)

3. Говорит она беззвучно, а понятно

И не скучно, ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

4.Белое поле, черное семя, кто его сеет,

Тот и умнеет. (Книга.)

Учитель: Молодцы, ребята! Мудрая Сова просто в восторге. Будет ей, что рассказать своим сказочным друзьям о том, какие вы умные и хорошие читатели.
V. Конкурс знатоков книг

Учитель: А теперь мы проверим, насколько хорошо вы знаете книжки. Угадайте, из каких произведений эти слова:

1.«У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу.»

(Конёк-Горбунок Пётр.П.Ершов)

2. «Пошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы». (Сказка «Лисичка - сестричка и Серый волк»)

3. «Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела, Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого»

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. «Не пей, братец, теленочком станешь!»

(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5. «Роза, хотя и была срезана прежде, чем начать осыпаться, чувствовала, что её срезали недаром. Ёе поставили в отдельном бокале у маленького гробика ».

(В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»)

6. «Обещала наша королева, целую корзину золота тому, кто принесет во дворец корзину подснежников».

(С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

7. «Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь».

(Русская народная сказка «Каша из топора»)

8. «Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало».

(П.П.Бажов «Серебряное копытце)

9. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных».

(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
Учитель: Да, ребята, нет сомненья, что вы — прекрасные читатели. Мудрой Сове не пришлось за вас краснеть, она осталась вами очень довольна!

Учитель:Мы очень много говорили сегодня о книге. А знаете ли вы ребята, кто пишет для вас эти замечательные сказки и рассказы? Кто мне ответит? (Ответы учеников.)

- Да, действительно, это писатели. А каких детских писателей вы знаете? Если подзабыли авторов, посмотрите на эту коллекцию книг, может быть, она вам поможет. (Дети называют фамилии писателей.) Так давайте скажем большое спасибо всем тем, что делает для нас книги - верных наших друзей на всю жизнь!

Ученик:

Я всех людей, что трудятся над книгой,

Люблю, и уважаю, и ценю.

А книги — у меня уже их много

На книжной полке бережно храню —

Покамест книгой сделается книга,

Огромный путь пройти она должна,

И сколько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она!

И станет жить в народе книга эта,

Беседуя с читателем своим.

Источник радости, источник жизни, знания,

Люби ее! Читать давай другим!

(Куддае Мухаммади)
VI. Подведение итогов, рефликсия.

Учитель: Вот, ребята, наше занятие и подошло к концу.

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового вы для себя узнали сегодня? (Ответы детей.)

- Как надо обращаться с книгами?

— Будете ли вы много читать?

— Убедили ли мы вас в том, что это необходимо?

Мы расстаемся с вами, но ненадолго! До следующей встречи! Мудрая Сова прощается с вами до следующей встречи. До свидания!
Пословицы и поговорки о книгах и чтении

Книга - друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читать - скуки не знать.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Одна книга тысячу людей учит.

С книгою жить – век не тужить.

Дом без книги – день без солнца.
Афоризмы знаменитых людей о книге и чтении
«Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.»

Джозеф Конрад
«Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать.» Джордж Тревельян
«Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?» Карл Краус
«Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.» Вольтер
«Иной читатель подобен губке: хорошо впитывает воду.» Леонид Леонидов
«Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает.» Пшекруй
«Образованный человек никогда не читает – он перечитывает.» Жорж Элгози
«Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами.» Георг Кристоф Лихтенберг
«Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство.» Николай Александрович Рубакин
«Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.» Эдмунд Берк
«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.» Франсуа Фенелон
«Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.» Сенека Луций Анней (Младший)

«Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.
«Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия». Цицерон

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.» Шопенгауэр А.
«Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.» Бэкон Ф.
«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Декарт
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дидро Д.
«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.» Аддисон Д.
«Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял.» Монтескье



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconУрок разработала и провела: учитель моу сош п. Солидарность Елецкого района
На экран выводится презентация проекта урока, выполненная в программе Power Point
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconУрок разработала и провела учитель высшей категории
Открытый урок «Вычисление площади криволинейной трапеции с помощью определенного интеграла»
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаев
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок в 6 а классе разработала и провела учитель технологии мбоу «сош №9» г. Чебоксары Малкова Н. В
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconСценарий литературного вечера разработала и провела учитель литературы мбоу «Дохновичскя сош»
Поэтому основным методическим приемом в данной работе стал хронологический принцип, знакомый студентам начальных курсов по школьному...
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconКонспект урока по математике
Составила и провела учитель I квалификационной категории Куединской средней общеобразовательной школы №1- базовой школы, Власова...
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconУрок -игра «Слабое звено» учитель математики мбоу «Гимназия №8 с....
Мбоу «Гимназия №8 с. Ножай-Юрт Ножай-Юртовского муниципального района» Магамедова Патимат Мухадиевна
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconРазработала и провела Дементьева Е. А. От солдата до генерала
Воспитывать интерес к героическому прошлому своего народа; чувство патриотизма; любовь к родному краю
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconРазработка урока литературного чтения в 4 классе по учебнику Климановой...
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconРазработала и провела
Оформление: птицы- голуби, цифры 1941-1945, плакат «9 мая- день Победы», исторические цифры о трагедии войны
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений»
Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь
Разработала и провела учитель начальной школы А. Д. Магамедова iconУрок в 5 классе Разработала и провела
Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск