Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 279.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.04.2014
Размер279.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
МОУ «Дивовская СОШ»





Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна

Тема: ЧЕЛОВЕК В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

(По творчеству А. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» - опыт ху­дожественного исследования)

Цели урока: способствовать углублению знаний о тотали­тарном режиме, явившемся причиной появления Архипелага ГУ­ЛАГ; подвести учащихся к решению основных нравственных про­блем и пониманию того, что каждый человек ответственен за Ис­торию.

Оборудование: репродукции картин художников Со­ветского периода: «Транспорт налаживается» (1923) Б. Н. Яковле­ва; «Снедь московская: хлеб» (1924) И. И. Машкова; «Новая Моск­ва» (1937) Ю. И. Пиманова; «На стройке новых цехов» (1926) А. Дейнеки; «Колхозный праздник» (1937) С. В. Герасимова); «Ра­бочий и колхозница» скульптура В. И. Мухиной; «Вся Россия» И. Глазунова.

Ксерокопии фотографий: портрет Ленина; портрет Сталина (желательно, разных лет, в разных исторических ситуациях); А. И. Солженицына (можно использовать документальный матери­ал в книге В. А. Чалмаева «Александр Солженицын. Жизнь и твор­чество»); Соловки, расстрелянные в Виннице и другой редкий до­кументальный матер

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

1-я группа: Выборка материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».

1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чув­ства, мысли.

2. «Простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека.

3. Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы необходимо оформить в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ): из отверстия сточной трубы хлещет поток (или потоки) бу­рого цвета. На них проставлены год и условное символическое изображение происходящего. Например, 1918 г. («чистка» церк­вей) - нарисуем церковный купол; говорим о продразверстке - на­рисуем мешок с пшеницей; говорим о «социальной профилакти­ке» - царский герб и т. д.

4. Выпишите строчки, характеризующие отношение автора к слабостям человека.

2-я группа: Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каме­неет».

1. На географической карте СССР составьте схему расши­рения лагерей по всем областям СССР.

2. Кратко о Соловках. Издевательства.

3. Почему автор показывает нам реальные судьбы людей, находящихся постоянно в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как че­ловек к этому приспосабливается. (Главы «Туземный быт», «При­дурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Корабли Архи­пелага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи, цепи...».)

3-я группа. По главе «Восхожденне».

1. Парадоксы выживания.

2. Слова доктора Бориса Корнфельда. По главе «Замордованная воля».

3. Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы?

Индивидуальное задание: по главам «Прилагерный мир», «Мы строим».

1. Почему был выгоден труд заключенных?

2. В качестве наглядности на большом листе бумаги со­ставьте список работ, выполненных заключеннымииал в приложении к «Архипелагу ГУЛАГ».

Географическая карта СССР

Ход урока

Свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа.

А. К. Толстой

Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

В. О. Ключевский

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Оговоримся сразу, наша задача - не выносить приговор, не судить категорично и жестко бросать оскорбления в адрес прошлого. Нет.

Задача урока - увидеть судьбу человеческой личности в тоталитарном государстве, уродующем, убивающем внутренний мир человека.

Задача - увидеть путь к спасению.

Итогом нашего семинара будут ответы на в о п р о с ы:

- В какой мере каждый из нас ответственен за Историю?

- К чему призывает А. И. Солженицын?

...Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседство­вало, все было рядом - аресты, лагеря, упоение «коммунистиче­ской мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздни­ки в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни...

Учитель. (Запись на доске). Что же такое тоталитаризм?

Тоталитаризм (от лат. tоtаlis - весь, целый, полный} - одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни. В XX веке ярко выраженным воплощением тоталитаризма были и являются фашистcкие режимы (в Германии, Италии, Чили и др.) Понятие тоталитаризма используется антикоммунистической пропагандой для клеветы на общественный строй в странах социализма. (Философский словарь, 1986 г.)

Дома вы должны были сделать выборку материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».

1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чув­ства, мысли.

Выступление 1-й группы учащихся.

1. Выступление начинается с диалога:

- Вы арестованы!! „
Песня прерывается.

-Я-а??Зачто?!?-

вопрос, миллионы раз повторенный... и никогда не полу­чивший ответа.

Что такое арест? «Это прямой удар молнии», «духовное со­трясение», «переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое». Вас «выволакивают как куль, а калитку «в прошлую жизнь захлопывают навсегда»

- Это ошибка! Разберутся! Там же люди.

И человек идет безропотно, ничего не понимая.

«Арест - это резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это - взламывание, вспарывание, сброс, срыв со стен... вытряхивание... разрывание». Именно ночью арестуемый в полусон­ной беспомощности, его домочадцы в ужасе, ближние соседи тоже, а дальше и не знают, скольких увезли. При этом чекисты велят аре­стованному спускаться на цыпочках - чтобы соседи не слышали. Впрочем, «аресты разнообразны по форме. Крупным чинам, воен­ным... порой давали сперва новое назначение, а в пути арестовы­вали. Например, симпатичнейший молодой человек:

-Вы не узнаете меня, Петр Иванович? - Как будто нет, хотя...

- Ну, как же, как же, я вам напомню... одну минутку... отойдемте.

И - навсегда или на 10 лет».

Или: незнакомец кричит вам, распахивая руки:

- Керюха! Сколько лет, сколько зим?!... Ну, отойдем в сто­ронку, чтоб людям не мешать.

А в сторонке-то как раз «Победа» подъехала...

Вас арестовывает монтер, вас арестовывает велосипедист, вас арестовывает кондуктор, шофер такси или... возлюбленный (приставленный следить за вами оперативник, он же и арестует).

2. Знакомство со словарной статьей из толкового словаря.

Канализация - система каналов и труб для удаления нечис­тот.

. Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы вы оформили в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ):

- Еще в 1918 г. В. И. Ленин провозгласил общую единую цель «очистки земли российской от всяких вредных насекомых».

Аресты, тюрьмы... и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди, став теперь отброса­ми... «Напор то выше проектного, то ниже», но никогда не прекра­щался.

Три самых больших потока, распиравших некогда «зловон­ные трубы... тюремной канализации»:

поток 1929-30 гг. (поток, «протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков. Но мужики - народ бессловесный, бесписьменный, ни жалоб не написали, ни мемуаров. Пролился этот поток, всосался в вечную мерзлоту»);

поток 1937-38 гг. («когда бранят произвол культа, то упи­раются именно в него, потому что прихватил этот поток людей с положением, с образованием... и все теперь пишут, говорят, вспо­минают».);

поток 1944-46 гг. («гнали по сточным трубам целые нации и еще миллионы побывавших в плену, увезенных в Германию на­сильно и вернувшихся» на родину). Это потоки, но были и «ручей­ки». Очистку взяла на себя ВЧК - «Часовой Революции». Практи­ковали внесудебную расправу.

(Устное сообщение продолжается с демонстрацией схе­мы, содержащей следующую информацию):

1918 г.

«... Начали потрошить и вытряхивать мощи святых угодни­ков и отбирать церковную утварь». При этом чекисты курили в церкви и уж, конечно, не снимали шапок, а взявший череп препо­добного Саввы стал плевать в него. Было и другое». («Закон-ребенок».)

«В защиту... вспыхивали народные волнения... колоколили набаты... православные бежали кто с палками, естественно, прихо­дилось кого арестовывать, кого расходовать на месте».

1919-1920 гг.

Заговоры раскрывались гроздьями.

«... гребли в тюрьму Интеллигенцию: все научные круги, университетские, литературные...»

«С января продразверстка..., встретили... сопротивление де­ревни. Обильный поток арестованных (не считая расстрелянных на месте)». Знаменитый расстрел тамбовского восстания.

1921г.

Приказ ВЧК от 8. 1.21: «...репрессии усилить!» Практиковались аресты студентов за «критику порядков». Расширились аресты инопартийцев (кто не большевик - обречен).

1922 г.

«ВЧК, только переназванная в ГПУ, решила вмешаться в дела церковные: сменить руководство, да такое поставить, которое одно ухо наставляло бы к небу, а другое к Лубянке». Арестован патриарх Тихон - слал послания комиссарам, священству, пастве, обличающие уничтожение невинных, разорение страны («Закон-ребенок»). Проведены громкие церковные процессы с расстрелами. Коренное уничтожение религии все 20-е и 30-е годы - одна из важных целей НКВД-ГПУ. Сажали всех, кто не присягал новой власти; за воспитание детей в религиозном духе давали 10 лет (КРА). Правда, можно было отречься от религии...

1925 г.

Поток за «сокрытие соцпроисхождения», за «бывшее соцположение». «Брали и дворянские семьи, и попросту окончивших университет. ЧК никогда не ошибается!»

1927 г.

«Перетряхивают» всех бывших, сажают анархистов, эсеров, меньшевиков, интеллигенцию... и называют это «социальной про­филактикой».

«Эта оздоровительная работа полным ходом пошла... и сра­зу... показала пролетариату все причины... хозяйственных неудач и недостач». Конечно, вредительство!

Билеты на поезд не достать? Вредительство на железных дорогах. Перебои со светом? Вредительство. Керосина не доста­нешь? Вредительство в нефтяной промышленности. Не во что одеться рабочему человеку? Вредительство текстильщиков. «Ме­таллургическая, военная, машиностроительная, химическая, горно­рудная... - всюду гнойные нарывы вредительства!

Так в несколько лет сломали хребет старой русской инже­нерии, составлявшей славу нашей страны...»

1928

«Золотой» поток нэпманов (предпринимателей). Здесь свой интерес: государству нужно золото.

1929-1930 гг

Поток раскулаченных, просто не желающих вступать в колхоз, всех тех, кто составлял суть деревни, ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть. Схватывали семьями (гнездами), без иму­щества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.

А города ничего бы и не заметили, если бы не потрясший их трехлетний странный голод - голод без засухи и без войны.

Учитель. «Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют поверхностную цветущую жизнь».

Отрывок из песни «Москва майская» на слова Лебедева – Кумача: (1937). «Кипучая, могучая, никем непобедимая...Страна моя, Москва моя – ты самая любимая..»

Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он до­бился главного: вся советская общественность поняла - страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и всего-навсего одна статья УК была применена в атаке на народ. Пятьдесят вось­мая. Измена Родине «Сталин добавил невиданные сроки по этой статье: 15, 20, и 25 лет».

«Был нанесен крушащий удар по верхам партии, советского управления и самого НКВД». И вот картинка этих лет.
Выступает заранее подготовленный ученик с выразитель­ным чтением отрывка. На стене - портрет Сталина:

Идет партийная конференция. Ее ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце... обращение пре­данности товарищу Сталину. Все встают. В маленьком зале хлещут аплодисменты.

Три минуты, четыре минуты, пять минут - они все еще бурные. Но уже болят ладони. Однако: кто же первый осмелится прекратить? 7 минут!8 минут!.. Они погибли! Они пропали! Еще в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, - но в президиуме?!

9 минут! 10 минут! Озираясь друг на друга со слабой наде­ждой, изображая восторг, руководители района будут аплодиро­вать... Безумие!.. И директор бумажной фабрики на 11-й минуте «опускается на свое место в президиуме. И о, чудо! Все разом на том же хлопке прекращают и тоже са­дятся. Они спасены!

В ту же ночь директор бумажной фабрики был арестован. Ему мотают 10 лет, а следователь напоминает;

- И никогда не бросайте аплодировать первым!

1940- 1941 гг.

Поток жен за неотказ от мужей.

Поток окруженцев (это те самые, кого первыми провожали на войну, кому досталось встретить тяжелейшие танковые удары немцев и в общем хаосе сколько-то времени провести в окружении и выйти оттуда). 58-1-6 10 лет.

1943-1946 гг.

Гражданские, побывавшие под немцами или у немцев. 58-1-а.

Военнослужащие, побывавшие в плену. 58-1-6. «Провинились» целые нации: калмыки, чечены, ингуши, балкары, карачаевцы, крымские татары - их в 24 часа переселяли в Сибирь, в Казахстан, на Север.

1948-1949-1950 гг.

Повторники. («Это вы сидели?» - «Я». - «Получите еще де­сять».)

Поток детей врагов народа (растут ведь - мстить еще заду­мают). Опять национальные «ручейки».

Вот частные случаи («политические», «враги народа»):

Студент донес, что лектор цитирует Ленина и Маркса, а Сталина не цитирует - и лектор уже не приходит на очередную лекцию.

* У техника-электрика оборвался на его участке провод высокого напряжения., 20 лет.

* Шесть геологов «за намеренное неоткрытие олова в не­драх на случай прихода немцев» (донос). По десять лет.

* Надежда Юденич арестована за фамилию. Через 9 меся­цев установили, что не родственница. Выпустили (ну, там ерунда: за это время от волнения умерла мать).

Полуграмотный печник любил в свободное время распи­сываться - это возвышало его перед самим собой. Расписывался на газетах. Его газету с росчерком по лицу Сталина обнаружили сосе­ди. 10 лет.

* Водопроводчик выключал в своей комнате репродуктор всякий раз, когда читали письма Сталину. Сосед донес. 8 лет.

* ЧС - жены, не отрекшиеся от мужей. 8 лет (без права пе­реписки).

* Братья Борушко приехали из Польши еще мальчиками к своим родным. Теперь юношами они получили 10 лет.

* 1941 г., начало войны, паника. Кто не бежал, не эвакуи­ровался из Москвы, а остался в городе, покинутом советской вла­стью - 58-10; солдаты, побывавшие в плену - 58-1; любой гражда­нин, побывавший под оккупацией -

«Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ...»

Учитель. «Песня о Роди­не».

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда непод­готовленного человека» следствие пытается «согнуть, протащить через узкую трубу, где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он о другом кон­це...»

Достаточно личных признаний обвиняемого, а добывались они двумя методами, «простейшими приемами», которые «сламы­вают волю и личность арестанта».

2.Охарактеризуйте «простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека.



п/п


Методы психические


Методы физические


1


2


3


1


«Ночью» (именно ночью арест и допрос, человек податливей)


«Звуковой способ» (посадить подслед­ственного метров за шесть-восемь и заставить все громко говорить и повто­рять. Или два следователя, сделав из картона два рупора, кричат в уши аре­станту: «Сознавайся, гад!» Арестант оглушается, иногда теряет слух)


2


Убеждение в искреннем тоне» («Срок ты получишь все равно, сознавайся. Будешь сопротив­ляться - здоровье только поте­ряешь. Подписывай»)


Щекотка (например, птичьим пером в носу - будто сверлят в мозг)


3


«Грубая брань» (особенно для людей воспитанных, изнежен­ных действует отлично)


«Гасить папиросу о кожу»


4


«Удар психологическим кон­трастом» (один следователь рвет и терзает, другой любез­ный, называет по имени-отчеству, обещает)


«Световой способ» (в камере (или бок­се) круглосуточно светит непомерно яркая лампочка, на допросе направляют комнатные прожекторы - воспаляются веки, это очень больно)





5


«Унижение» (например, аре­стованную в боксе закрыли го­лой, а надзиратели мужчины стали заглядывать в глазок, сме­яться, обсуждать ее)


«Заставляют стоять на коленях» по 12,

24, 48 часов. (Молодого арестанта по­ставили на колени, следователь измо­чился ему в лицо! И что же? Не взятый ничем другим, молодой человек был этим сломлен. Значит, и на гордых хо­рошо действует...)


6


«Запугивание»


Просто стоять (падаешь, уснув, тебя поднимают, и пока не ослабеет человек и не подпишет протокол)


7




«Бессоница»


8


«Ложь» (например, протоколы с показаниями на вас, с подделан­ными подписями друзей и близ­ких)


«Клопиной бокс»


9


Игра на привязанности к близким. («Дочь арестуем!», «У тебя ведь жена и дети?»)


«Карцер» (холодный или с водой по щиколотку)


10




«Голод»


11




«Битье»


12




«Машинки для зажимания ногтей»


13




«Смирительная рубашка».


14




«Перелом позвоночника»


15




«Взнуздание» («ласточка»)


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск