Скачать 145.59 Kb.
|
I. Программа дисциплины “История воздухоплавания и авиации в России” Предлагаемая программа является базовой основой для изучения накопленных отечественной и зарубежной наукой знаний в области воздухоплавания и авиации. Программа отражает требования к изучению дисциплины. В ней сформулированы конкретные цели и задачи обучения, структура и тематика курса. На изучение «Истории воздухоплавания и авиации» отведено 32 часа аудиторных занятий: 12 лекций (24 ч.) и 4 семинара (8 ч.). Форма контроля – зачет. Дисциплина изучается на первом курсе в течение одного семестра.
1.1. Цель преподавания дисциплины. Дать студентам целостное представление об истории воздухоплавания и авиации в России, месте и роли этой дисциплины в системе гуманитарного знания; раскрыть основные направления становления и развития отечественной авиационной науки и техники. 1.2. Задачи изучения дисциплины. Необходимый комплекс знаний и умений, которыми должен овладеть обучаемый. Иметь целостное представление об основных этапах истории воздухоплавания и авиации в России; развития авиационной науки и техники, деятельности выдающихся авиаконструкторов и ученых, их вкладе в авиационную науку. Знать важнейшие теоретические проблемы, главные события и факты истории воздухоплавания и авиации в общем контексте истории России. Уметь излагать и анализировать основные проблемы истории воздухоплавания и авиации России в устной и письменной форме, в форме докладов и рефератов. Уметь самостоятельно работать со специальной и справочной литературой по изучаемой дисциплине. 2. Программа дисциплины. Тема 1. Развитие идеи полета в России. Основные направления становления воздухоплавания (40-е гг. XVIII в. - 1916 г.) Предмет, задачи, содержание и структура курса. Его место среди изучаемых в вузе гуманитарных дисциплин. Основные источники и литература. Исторические источники (летописи, былины, легенды и др.). Первые полеты воздушных шаров в России. Работы М.В. Ломоносова по созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Полет на воздушном шаре с научными целями академика А.Д. Захарова и Робертсона. Первые российские воздухоплаватели (Кашинский, Ильинская, А. Леде, В. Берг и др.). Проекты управляемых аэростатов Н. Архангельского, Д. Черносвитова, И. Третесского, К.И. Константинова, Н.М. Соковнина и др. Творческие поиски российских изобретателей в области разработки летательных аппаратов тяжелее воздуха. Попытки конструирования орнитоптеров (Я.И. Краевский, В.Д. Спицын и др.). Электролет А.Н. Лодыгина. Воздушные велосипеды и воздушные змеи русских конструкторов. Зарождение планеризма (А. Снегирев, Н.А. Арендт). Первые воздухоплавательные организации. Русское общество воздухоплавания. VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Вопросы воздухоплавания на Х съезде русских врачей и естествоиспытателей. Становление российского военного воздухоплавания. Создание Комиссии по вопросу о применении аэростатов в военных целях. Учреждение Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек в военных целях. Учебный воздухоплавательный парк (УВП) и его деятельность. Всероссийская промышленно- художественная выставка в Нижнем Новгороде и воздухоплавание. Военное воздухоплавание в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.). Первые российские дирижабли. Строительство эллингов. Тема 2. Зарождение авиации и авиационной науки в России (70-е гг. XIX в. - 1916 г.) Становление авиационной науки в России. Аэродинамические опыты и исследования М.А. Рыкачева, Д.И. Менделеева, С.К. Джевецкого, Д.К. Чернова и др. Н.Е. Жуковский - основоположник авиационной науки. Работы К.Э. Циолковского, С.А. Чаплыгина и др. российских ученых в области аэродинамики, ракетодинамики и авиации. Научно-исследовательские центры, созданные в России Н.Е. Жуковским и его учениками. Зарождение отечественной авиации. А.Ф. Можайский - создатель первого отечественного самолета. Первые российские авиаконструкторы. Самолеты конструкции А.С. Кудашева, Е.С. Федорова, Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского и др. Гидросамолеты Д.П. Григоровича. Авиационные двигатели русских конструкторов: А.Г. Уфимцева, Ф.Г. Калепа и др. Тяжелые многомоторные самолеты и их конструкторы. И.И. Сикорский, В.А. Слесарев. Парашюты Г.Е. Котельникова. Подготовка авиационных кадров. Первые российские авиаклубы и авиационные школы. Учреждение Всероссийского аэроклуба (ВАК). Вступление ВАК в ФАИ. Первые русские авиаторы: М.Н. Ефимов, П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин, А.А. Васильев, Г.В. Алехнович, Л.В. Зверева, К.К. Арцеулов, Л.А. Голанчикова, Я.И. Нагурский и др. Тема 3. Становление отечественной гражданской авиации. ГВФ в годы первых пятилеток (1917-1940 гг.) Состояние отечественной авиации после октября 1917 г. Формирование нового аппарата управления воздушным флотом. Первые воздушные сообщения. Создание Комиссии по тяжелой авиации (КОМТА). Декрет СНК от 17 января 1921 г. “О воздушных передвижениях”. Учреждение Инспекции гражданского воздушного флота (ГВФ). Опытное конструирование и производство первых отечественных учебных и пассажирских самолетов, авиамоторов. Авиаконструкторы: А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, А.А. Пороховщиков, В.Н. Хиони. Постановление Совета Труда и Обороны от 9 февраля 1923 г. Роль общественных организаций (ОДВФ, Авиохима, Осоавиахима) в развитии советской военной и гражданской авиации. Первые республиканские коммерческие производственные предприятия гражданской авиации: Добролет, Укрвоздухпуть, Закавиа. Открытие постоянных авиалиний. Расширение международных связей ГВФ. “Положение о гражданской авиации” Совета Труда и Обороны от 28 июля 1927 г. Подготовка авиационных кадров. Создание отечественной авиационной промышленности. Переход к массовому серийному производству самолетов и двигателей отечественных конструкций. Основные направления применения ГА в годы первых пятилеток в народном хозяйстве. Освоение северных и восточно-сибирских трасс. Роль ГВФ в освоении районов Крайнего Севера. Изменение организационной структуры ГВФ. Создание Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при СНК. Вступление Советского Союза в члены Международной авиационной федерации (ФАИ). Мировые рекорды советских летчиков. Беспосадочный перелет В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова из Москвы в США через Северный полюс. Присвоение Гражданскому воздушному флоту СССР наименования “Аэрофлот”. Установление праздника “День Воздушного Флота СССР”. Научные исследования и конструкторская деятельность в эти годы А.Н. Туполева, К.А. Калинина, Н.Н. Поликарпова, В.Б. Шаврова, А.С. Яковлева, В.М. Петлякова. Учебные заведения в системе ГВФ и подготовка кадров. Тема 4. Гражданский воздушный флот в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1941-1955 гг.) Начало войны. Программа мобилизации всех сил страны на борьбу с врагом. Переподчинение Аэрофлота в оперативном отношении. Основные направления деятельности авиаподразделений ГВФ на фронте и в тылу. Полеты за линию фронта в партизанские отряды. Помощь ГВФ Красной Армии в подготовке и проведении важнейших военных операций и сражений (битва за Москву, Сталинградская битва, Белорусская, Ясско-Кишиневская операции и др.). Боевые и трудовые подвиги авиаторов и работников ГВФ. Приказ ГУ ГВФ “О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы и использования авиатехники и кадров военной авиации в ГВФ, о разработке развития ГВФ в послевоенный период” (7 апреля 1944 г.). Трудности послевоенного времени в деятельности ГВФ. Закон “О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.”. Основные задачи ГА в четвертой пятилетке. Введение званий, знаков различия для высшего, старшего и среднего командного и технического состава Аэрофлота (февраль 1950 г.). Оснащение Аэрофлота новой авиационной техникой. Роль конструкторских бюро С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, А.С. Яковлева в создании и введении в эксплуатацию новых пассажирских самолетов (Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-12 и др.). Деятельность ОКБ, возглавляемых М.Л. Милем, Н.И. Камовым по разработке вертолетов для ГА. Ту-104 - новый этап в развитии авиатехники. Создание новых авиатрасс, реконструкция и строительство аэропортов. Рост международных воздушных сообщений. Вклад НИИ ГВФ в развитие ГА и обеспечение безопасности полетов, в вопросы охраны здоровья и повышения работоспособности авиаспециалистов и летного состава. Увеличение объема научно-исследовательских работ. Развитие учебно-производственной базы по подготовке квалифицированных кадров. Тема 5. Начало внедрения реактивной техники. Технический прогресс и дальнейшее развитие гражданской авиации (1956-1980 гг.) Начало внедрения реактивной техники в ГА. Переподготовка летных и инженерно-технических кадров. Переоборудование и постройка новых аэропортов, создание современных аэронавигационных средств, радионавигационного оборудования воздушных трасс. Ввод в эксплуатацию самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. Увеличение объема воздушных перевозок. Оснащение аэропортов и воздушных трасс новыми радиотехническими и светотехническими средствами, радиолокационными системами, обеспечивающими более оперативное и качественное руководство движением самолетов в сложных метеоусловиях. Гражданская авиация в 60-70-е годы. Создание Министерства гражданской авиации (27 июля 1964 г.). Учреждение Центра научной организации труда (ЦНОТ). Увеличение пропускной способности воздушных линий и аэропортов. Выход на воздушные линии самолетов Ту-124, Ан-24. Массовое поступление в Аэрофлот новой реактивной техники. Образование транспортного управления международных воздушных линий (ТУ МВЛ) ГА (февраль 1964 г.). Создание Управления внешних сношений, на которое возлагались функции по развитию и совершенствованию международных воздушных сообщений СССР (1967 г.). Вступление в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и деятельность в ее составе. Основание МИИГА (июнь 1971 г.). Работа по повышению безопасности полетов. Образование Государственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР (Госавианадзор) и Государственного авиационного регистра гражданской авиации СССР (Госавиарегистр). Новый Устав о дисциплине работников ГА (май 1975 г.). Деятельность ГосНИИГА по проведению научных исследований и испытаний авиатехники. Работа по обеспечению регулярности и безопасности полетов. Укрепление связи учебных заведений с производственными предприятиями. Поступление в эксплуатацию Ил-86, Як-42, Ан-28, Ту-144, Ил-76 и др. Развитие воздушного транспорта в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вклад авиаторов в разведку и освоение природных ресурсов, развитие сельского хозяйства, лесного хозяйства. Тема 6. Отечественная гражданская авиация в 80-е - 90-е гг. ХХ в. – нач. XXI в. Основные тенденции развития Аэрофлота в 80-е годы. Экономические и организационные трудности. Переход Аэрофлота к рыночным отношениям. Внедрение новых механизмов хозяйствования. Структурные преобразования в ГА. Ликвидация монополии Аэрофлота на перевозки и создание авиакомпаний с различными формами собственности. Упразднение Министерства ГА. Перестроечные процессы в наземных службах, отраслевой науке, учебных заведениях ГА. Ввод в эксплуатацию Ил-96-300, Ту-204 и др. воздушных судов. Сокращение объема авиаперевозок и применения ГА в хозяйственных отраслях. Лизинг авиационной техники. Ведущие российские авиакомпании: «Аэрофлот – Российские авиакомпании», «Уральские авиалинии», «Красноярские авиалинии» («Крайс-Эйр»), «Волга-Днепр» и др. Крупнейшие аэрофлоты Российской Федерации. Совершенствование управления воздушным движением. Перспективы развития авиационной науки в начале XXI в. Подготовка специалистов для ГА. Высшие и средние учебные заведения отечественной гражданской авиации. Участие ГА России в международных авиасалонах и выставках. Международные аэрокосмические салоны и выставки в гг. Жуковском и Москве. Литература: Авиация в России. М.: Машиностроение, 1988. Артемьев А.А. Гражданская авиация России. - Кемерово, 2003. Гражданская авиация России. - М.: Военный Парад, 2004. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. - М.: Воздушный транспорт, 1989. История отечественной гражданской авиации. - М.: Воздушный транспорт, 1996. Карпова Л.И. История авиации и космонавтики. Часть I. История воздухоплавания и авиации. - М.: МГТУ ГА, 2005. Самые знаменитые авиаконструкторы России. - М.: Вече, 2004. Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. - М.: Военное издательство, 1990. Соболев Д.А. История самолетов. Начальный период. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995. II. Планы семинарских занятий Тема: Развитие идеи полета в России. Зарождение авиации и авиационной науки (40-е гг. XVIII в. - 1916 г.) - 4 часа Первое занятие Вопросы:
Темы теоретических сообщений и творческих работ:
Второе занятие
Темы теоретических сообщений и творческих работ:
Литература: Голубев В.В. Жуковский. - М.: ИКИ, 2002. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М.: Воздушный транспорт, 1989. История отечественной гражданской авиации. - М., 1996, глава 1. Карпова Л.И. История авиации и космонавтики: Ч.1. История воздухоплавания и авиации. - М.: МГТУ ГА, 2005. Самые знаменитые авиаконструкторы России. - М.: Вече, 2004. Соболев Д.А. История самолетов. Начальный период. – М, 1995, глава 2, глава 8. Тема: Становление и развитие отечественной гражданской авиации (1917-1980-е гг.) - 2 часа Вопросы:
Темы теоретических сообщений и творческих работ:
Литература: Артемьев А.А. Гражданская авиация России. - Кемерово, 2003. Гражданская авиация России. - М.: Военный Парад, 2004. История отечественной гражданской авиации. - М.: 1996, главы 2, 3, 4, 5, 6. Карпова Л.И. История авиации и космонавтики. Ч.1. - М.: МГТУ ГА, 2005. Самые знаменитые авиаконструкторы России. - М.: Вече, 2004. Тема: Отечественная гражданская авиация в 80-е - 90-е гг. ХХ в. Вопросы:
Темы теоретических сообщений и творческих работ:
Литература: Артемьев А.А. Гражданская авиация России. Кемерово, 2003. Гражданская авиация России. М.: Военный Парад, 2004 История отечественной гражданской авиации. М.: 1996, глава 9. Карпова Л.И. История авиации и космонавтики. Ч.1.М.: МГТУ ГА, 2005. Московский государственный технический университет гражданской авиации: 25 лет./ Под ред. В.Г. Воробьева. М.: МГТУ ГА, 1996, с. 5-37. Ш. Вопросы для подготовки к зачету
СОДЕРЖАНИЕI. Программа дисциплины ……………………………………………….. 3 П. Планы семинарских занятий ………………………………………… 13 Ш. Вопросы для подготовки к зачёту……………………………………18 |
Международная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им.... Охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств,... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России... Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История | Приказ 28 марта 1991 г. Москва №65 об утверждении руководства по... В связи с необходимостью совершенствования поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации центром "Авиаоргпроект"... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы | ||
Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов... В связи с необходимостью совершенствования поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации центром "Авиаоргпроект"... | Загладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для... | ||
Доклад директора / публичный отчет России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Методика преподавания бурятского языка раздел 1 России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч | Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История... Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... |