Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»





Скачать 412.69 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
страница1/3
Дата публикации03.11.2014
Размер412.69 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01 Введение в языкознание


Программа подготовки специалистов

с присвоением дополнительной квалификации

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

для специальностей 030401.65 История, 050401.65 История,

040201.65 Социология, 040101.65 Социальная работа

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_____________________С.А.Виноградова

Программа учебной дисциплины.

Автор программы: Виноградова С. А.

Рецензенты:

Кобцева С.А., к.п.н., зам.декана факультета филологии и журналистики Мурманского гуманитарного института;

Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английской филологии МГПУ
Пояснительная записка:
Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (3 уровень высшего профессионального образования) и программой подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации (для вузов неязыковых специальностей), разработанной УМО по лингвистическому образованию (неязыковые вузы) в соответствии с Приказом № 1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» выпускникам вузов по специальностям ВПО»

Курс «Введение в языкознание» является начальной теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического кругозора студентов. Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного подхода к оценке языковых явлений и фактов.

Цель курса - начальное знакомство с основными понятиями, идеями и терминами лингвистики, основными проблемами современного общего языкознания, а также некоторыми методами лингвистических исследований.

В процессе изучения курса «введение в языкознание» студентами решается ряд задач, как практических, так и теоретического плана.

К теоретическим задачам относится обеспечение студента знаниями о языке как системе, соотношении языка и речи, языка и мышления, языка и общества, о закономерностях исторического развития языков, происхождении языка, о языке как семиотической системе, основных принципах классификации языков, а также знаниями основных проблем отраслей языкознания, изучающих языковые ярусы: фонологию, лексикологию, морфологию, синтаксис. Изучение курса «Введение в языкознание» способствует решению задачи получения студентом более широкого лингвистического кругозора, ознакомления студентов с основными понятиями и терминами, которые используются при изучении филологических дисциплин, таких как Стилистиа английского языка, Теорграмматика и Лексикология.

После лекций по данной тематике проводятся семинарские занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой, а также выполнению ими самостоятельной работы по написанию рефератов в соответствии с заданной тематикой. В ходе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации преподавателя.

Подготовку к семинарским занятиям существенно облегчает список обязательной и дополнительной литературы с указанием страниц для чтения и конспектирования. В список основной литературы включены все изданные за последние десятилетия учебники и учебные пособия, содержание которых соответствует программе курса и может составить основу его самостоятельного изучения. Тем самым студенту предоставляется возможность использовать тот учебник, которым он располагает. Знакомство с дополнительной литературой для студента не обязательно: он может воспользоваться ею для углубления знаний по той или иной проблеме, для более глубокого анализа материала при выполнении практических заданий. Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных вопросов и практических заданий, которые должны помочь студентам усвоить теорию и способствовать выработке у них навыков анализа конкретного языкового материала на основе теоретических сведений. Текущий контроль знаний преподаватель по своему усмотрению может провести либо в форме устного опроса, либо в форме письменной работы в конце семинарского занятия.

Предложенные темы для рефератов служат формой итогового контроля и могут заменить теоретический вопрос на экзамене. Рефераты предназначены для тех студентов, которые проявили особый интерес к изучаемому курсу, хотят расширить свой лингвистический кругозор. Выбор темы реферата свидетельствует о возможностях студента, степени его интереса и серьезности отношения к предмету. Студенты на семинаре изучают и анализируют лингвистическую карту мира, ответ по которой составляет практическую часть экзамена.

Экзамены проводятся по утвержденным кафедрой билетам, которые, как правило, содержат теоретический вопрос и практическое задание. Экзаменационные вопросы, предложенные в пособии, могут подвергаться изменению, сокращению или дополнению.

Курс рассчитан на 36 аудиторных часа в шестом семестре и заканчивается экзаменом.

Содержание разделов дисциплины:
Тема: Языкознание как наука. Его связь с другими науками
Предмет и задачи языкознания. Речь и язык как объект и предмет языкознания. Язык как общественное явление. Лингвистическая карта мира. Научное изучение отдельных языков и общее языкознание. Разделы языкознания. Структурные компоненты системы языка: звуковой состав, номинативные средства, грамматический строй. Аспектное изучение языка: синхронический, диахронический, сравнительно-исторический, типологический, семиотический. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, географии, философии, психологии, логики, литературоведения. Языкознание и история. Место языкознания среди естественных наук: математики, физики, физиологии, кибернетики, теории информации, теории искусственного интеллекта, биологии.
Тема: Из истории языкознания. Возникновение языкознания
Становление и развитие основных лингвистических традиций. Языкознание в Индии. Грамматика Панини (5-4 вв. до н.э.), датировка древнеиндийских текстов. Яска, Катьяяна, Патанджали. Комментаторский характер позднйшей индийской лингвистики.

Возникновение языкознания в Китае. Теории исправления имен, первый иероглифический словарь, Эр Я. Сю Шень (1в. н.э.).

Возникновение языкознания в Греции. Платон, Аристотель. Языкознание периода эллинизма. Стоики, александрийская школа. Аполлоний Дискол, Дионисий Фракийский. Языкознание в Риме, Марк Теренций Варрон. Грамматика Доната и Присциана.

Арабская лингвистическая традиция.(7в. н.э.). Басра и Куфа. Грамматика Сибавейхи. Ибн Фарис, возникновение интереса к лексикологии.
Тема: Из истории языкознания. Основные этапы развития науки о языке. Современные школы лингвистики
Философская грамматика языка 16-17 веков. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, О.Есперсен. Логический подход к языку, грамматика Пор-Рояля.

Сравнительно-историческое языкознание. Ф.Бопп, Я.Гримм, К.Раск. Первые генеалогические классификации, А.Шлейхер.

Психологическое языкознание. В.Гумбольдт, А.А. Потебня. Младограмматизм, абсолютизация фонетических законов.

Ф. де Соссюр. И.А. Бодуэн-де-Куртене. Ф.Ф. Фортунатов. Возникновение структурной лингвистики. Школы структурализма: копенгагенская, пражская, лондонская, американская. Московская и санкт-петербургская школы.

Современные школы языкознания. Этно- и психолингвистика. Когнитивная лингвистика. Семантика и прагмалингвистика.
Тема: Сущность языка. Его функции
Идеальное и материальное в языке. В.Гумбольдт, Ф.де Соссюр о языке и мышлении.

Биологическое, социальное и индивидуальное в языке.

Язык, речь, речевая деятельность.

Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная (мыслеобразующая), аккумулятивная (накопительная), оценочная, экспрессивная, прагматическая, эмоциональная, эмотивная, строевая. Иерархия функций языка: ведущее положение и единство коммуникативной и экспрессивной функций как определяющих природу человеческого языка.

Вторичные функции языка: аккумулятивная; функция воздействия (прагматическая), эмоциональная (эмотивная) функция; эстетическая функция. Единство функций - отличие человеческого языка от «языка животных». Невербальные средства коммуникации.

Соотношение языка и речи. Что такое язык и что такое речь. Формы существования языка: язык, речь и речевая деятельность. Язык и речь, понятие речевой деятельности: система-норма-узус-речь. Язык и речь в трактовке Ф.де Соссюра. Отечественные и зарубежные лингвисты о языке и речи. Проблема «язык - речь - речевая деятельность».
Тема: Язык и мышление
Язык - «орган, образующий мысль» (В.Гумбольдт). Типы мышления. Практическое. Наглядно-чувственное (образное) мышление. Абстрактное, понятийно-логическое мышление человека - качественный скачок в системе форм отражения: обязательность языковой формы абстрактного мышления. Доминирующая роль абстрактного мышления в высшей нервной деятельности человека.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа. Вопрос о характере и степени влияния языка (формы языка) на мышление и сознание отдельного человека и народа.

Внешняя и внутренняя речь. «Внешняя речь» и коммуникация. «Внутренняя речь» и ее особенности. Процесс перерастания внутренней речи во внешнюю (психолингвистический и педагогический аспекты).

Соотношение категорий языка и мышления. Слово и понятие; высказывание и суждение; категории грамматические и логические. Язык и познание как форма отражения объективной действительности.
Тема: Происхождение языка
Невозможность чисто лингвистического или чисто философского решения проблемы. Использование данных современной антропологии, археологии, этнографии, психологии детской речи, зоопсихологии. Происхождение языка - область научных гипотез. Множественность этих гипотез и попытки их классифицировать:

- логосические теории,

- биологические гипотезы (звукоподражательная, междометная);

- социальные гипотезы (социального договора Л.Нуаре, Г.В.Плеханова; трудовых выкриков), основные положения марксистской теории происхождения языка, сформулированные в работах К.Маркса и Ф.Энгельса.
Тема: Язык как знаковая система
Понятие о семиотике как науке о знаках. Язык как знаковая система особого рода. Вторичные знаковые системы и искусственные языки. Знак и его типы. Два подхода к трактовке термина «знак» и построению знаковой модели (Г.Фреге, Дж.Пирс, Ф. Де Соссюр). Модель знака по Соссюру. Структура означаемого. План выражения и содержания языкового знака. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков. Природа значения языковых знаков и аспекты их плана содержания.

Система и структура языка. Понятие о языковой системе как об упорядоченном множестве элементов языка и о структуре как о сети определенных (иерархических) отношений между этими элементами. Единицы языка и их функции. Понятие уровня (яруса) языка как системы однотипных по функции единиц. Типы отношений между языковыми единицами: иерархические, синтагматические, парадигматические.

Лингвистические антиномии (дихотомии). Синхрония/диахрония, статика/динамика, парадигматика/синтагматика, (ассоциации по сходству и по смежности), социальное/индивидуальное, слушающий/говорящий, язык/речь. Роль этих антиномий в развитии языка. Принцип экономии языковых усилий и тенденция к регулярности языковых процессов.
Тема: Язык и общество
Взаимодействие языка и общества. Язык как историческое явление, связь возникновения и развития языка с возникновением и развитием человеческого общества. Формы существования национальных языков: территориальная и социальная дифференциация языков; устная и письменная формы языка: литературный язык и его стилистическая дифференциация. Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы. Литературно-языковая норма. Понятие обиходно-бытовой речи, профессиональных языков и жаргонов; сленг и арго.
Тема: Закономерности исторического развития языков. Взаимодействие языков
Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества. Внешние факторы и внутренние законы развития языка. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков и формы их взаимодействия. Пути образования национальных языков: языки племен, народностей и национальные языки. Виды языковых контактов: смешение языков (креольские языки и жаргоны), двуязычие (билингвизм), скрещивание языков (понятие о субстрате и суперстрате), сосуществование языков (языковые союзы). Языки межнационального общения: язык и государство, понятие о языковой политике, государственные и официальные языки. Языки международного общения. Естественные (мировые) языки и искусственные (эсперанто).
Тема: Звуковой строй языка (фонетика и фонология)
Акустические свойства звуков речи: высота, сила, длительность; тоны и шумы; тембр.

Артикуляционные параметры звуков речи. Артикуляционная база языка. Артикуляция как совокупная работа органов речи. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные. Деление гласных по ряду, подъему, участию губ и носовой полости. Долгие и краткие гласные. Дифтонги. Деление согласных по способу артикуляции, активному органу и месту артикуляции (по пассивному органу); аффрикаты. Палатализация и смягченные согласные.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы. Своеобразие интонации разных языков.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук. Аллофон и гиперфонема. Фонема и ее варианты и вариации. Перцептивная и сигнификативная функции фонем. Фонологическое содержание фонем, их дифференциальные и интегральные признаки. Фонологические оппозиции и система фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Понятия нейтрализации и архифонемы.
Тема: Лексикология. Фразеология. Семасиология
Слово как основная единица языка и проблемы его определения.

Лексикология - раздел языкознания, изучающий системную организацию словарного состава языка как совокупности слов и значений слов. Разделы лексикологии: ономасиология, теория номинации, семасиология, этимология. Лексикография и ее задачи.

Слово как предмет лексикологии. Аспекты рассмотрения слова: фонетический, морфологический, синтаксический. Обобщающий характер слова. Проблемы определения слова.

Семасиология (семантика) - учение об означаемом знака. Означаемое словесного знака в языке. Сущность лексического значения слова. Номинативная функция слова. Понятие семантического треугольника. Пути развития лексического значения слова. Классификация лексического значения слов.

Понятие лексико-семантической системы языка. Слово как единица лексико-семантической системы языка. Понятие семы и семный состав значения слова. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как системообразующий фактор. Многозначность (полисемия) как система значений слова; понятие лексико-семантического варианта слова.

Лексико-семантические и тематические группировки слов; семантические поля. Омонимия и типы омонимов. Пути возникновения омонимов. Семантические поля. Гиперо-гипонимические группировки. Синонимия по денотату и сигнификату. Стилистическое расслоение словарного состава языка. Терминология и профессиональная лексика. Антонимия. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов. Паронимия. Причины появления паронимов. Использование паронимов в речи.

Исторические изменения лексики. Лексические и семантические архаизмы, историзмы. Неологизмы. Пути возникновения неологизмов. Табу и эвфемизмы. Этимология.

Фразеологизмы. Фразеологический состав языка. Идиоматичность как свойство смыслового преобразования, уникального для данной синтагмы (сочетания слов), и фразеологичность - свойство совместной воспроизводимости на основе идиоматичности, или связанности значений слов, или узуальной устойчивости сочетания. Типы фразеологических единиц. Фразеология в узком и широком объеме (вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях). Вопросы системной организации единиц фразеологического состава (омонимия, синонимия, антонимия). Специфика стилистической дифференциации фразеологизмов (ориентация на разговорную речь).
Тема: Грамматика
Грамматика и ее предмет. Основные единицы грамматического строя: морфема и форма слова (словоформа), словосочетание и предложение.

Понятие морфемы. Морфема как совокупность морфов и сем. Основные типы морфем: корень (лексическая морфема) и аффиксы (грамматические морфемы). Классификация аффиксов по положению в слове: префиксы/ постфиксы (суффиксы/ окончания) и по значению: словообразовательные, словоизменительные.

Грамматическое значение и его отличие от лексического. Сущность грамматических значений - указания на отношения между обозначаемыми явлениями, возможность абстрагированности грамматических значений от действительности, обобщающий характер грамматических значений, обязательность особого формального (материального) показателя этих значений. Способы выражения грамматических значений: флексии (внутренняя и внешняя), супплетивизм, редуплексия, агглютинирующие аффиксы, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация, музыкальный тон. Преимущественное использование отдельных способов выражения грамматических категорий в изучаемом, русском (родном) языках.

Понятие грамматической формы слова, парадигмы и грамматической категории как единства категориального значения и грамматических форм (способов). Различие между грамматическими категориями разных языков. Исторические изменения грамматического строя.

Критерии выделения частей речи. Проблема частей речи как лексико-грамматических разрядов (классов слов). Специфика обобщенного грамматического значения каждой части речи. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный, синтаксический. Система частей речи и ее традиционное основание. Переходность частей речи и роль в этом процессе семантического фактора. Своеобразие каждой части речи в языках разных типов.
Тема: Классификация языков
Принципы классификации языков. Краткие сведения из истории разработки типологической (морфологической) классификации языков. Языки изолирующие и аффиксирующие; агглютинативные и флективные; флективные языки аналитического и синтетического строя; полисинтетические языки.

Генеалогическая классификация. Сравнительно-исторический метод. Понятие родства языков и проявление родства языков в лексике, фонетике, грамматике. Языковая семья, группа, подгруппа. Современная лингвистическая карта мира. Индоевропеская семья языков, ее основные группы. Урало-алтайские, палеоазиатские, тибето-китайские, семитские и кавказские языки.
Тема: Из истории письма
История возникновения письма. Пиктография. Петроглифы Кольского полуостровва. Иероглифика, клинопись. Возникновение первых алфавитов. Принципы составления алфавитов. Орфоэпия и орфография.

Тема: Сравнительно-историческое языкознание
Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языкознание. Сравнительно-исторический метод. Архетип.

Исторические изменения в лексике, фонетическом и грамматическом строе языка. Возникновение сравнительно-исторического метода. Фонетические законы.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Семинар 1: История науки о языке.
1. Возникновение языкознания. Языкознание в Индии, Китае. Арабское языкознание.

2. Греко-римское языкознание.

3. Языкознание эпохи Возрождения.

4. Языкознание XIX-XX веков.
Доклады: - Основные отечественные и зарубежные школы языкознания.(Московская и петербургская школы. Американский структурализм. Пражская школа.)

- Современные лингвистические течения (на выбор: прагмалингвистика, семантика, лингвистика текста, когнитивная лингвистика, фнукциональная грамматика, этнолингвистика)

- Связь языкознания с другими науками: гуманитарными, естественными.
Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001. С.4-22.

  2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С 50-59

Дополнительная литература:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических течений. М., 1998


Семинар 2: Сущность языка.
1. Функции языка. Иерархия функций языка. Вторичные функции.

Единство функций.

2. Соотношение языка и речи. Понятие речевой деятельности.

3. Основные концепции Сущности языка.

Доклады:

- Язык. Речь. Речевая деятельность.

- Принципы речевого общения.

Семинар 2 (продолжение): Язык и мышление.
1.Типы мышления. Доминирующая роль абстрактного мышления в высшей нервной деятельности человека.

2.Соотношение языка и мышления. Учение Гумбольдта. Гипотеза Сепира и Уорфа.
Доклад: - Внешняя и внутренняя речь.

- Отличие человеческого языка от «языка животных».

- Невербальные средства речевой коммуникации.
Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001.С. 22-32.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..


Дополнительная литература:

  1. Будагов Р.П. Что такое общественная сущность языка?//Вопросы языкознания. 1975.№3. С.3-26.

  2. Панфилов В.З. Взаимодействие языка и мышления. М., 1997. С.15-65.

  3. Рубинштейн С.А. Мышление, язык и речь// Вопросы психологи. 1979. №5. С.147-148.

  4. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.



Семинар 3: Теории происхождения языка.


  1. Логосические теории происхождения языка:

- Индия, Китай, Древняя Греция

- Библейская теория происхождения языка, онтологическая теория Флоренского.

2. Теории номинализма:

- Теория трудовых выкриков и социальная теория Ф. Энгельса

- Теория эмоциональных выкриков и междометная теория.

- Теория жестов
Литература:

  1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.2-32.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 2006. С.5-10, 24-34.

  4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2002. С.38-48.

Дополнительная литература:

    1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975, 2001. С.58-61, 183-194.

    2. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики/Труды по языкознанию. М.,1977, с. 40-61,98-173, с. 155-159..


Семинар 4: Язык как знаковая система.


  1. Понятие о семиотике как, науке о знаках.

  2. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.


Доклады: (на выбор) - Лингвистические антиномии (дихотомии).

Взаимодействие языка и общества.

Формы существования национальных языков

Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы.

Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

Семинар 4 (продолжение): Внутреннее устройство языка.


  1. Единицы языка и их функции (фонема, морфема, слово, предложение)

  2. Понятие о языковых уровнях (ярусах).

  3. Понятие системы и структуры. Язык как система. Признаки языковой системы. Динамичность, гетерогенность.

  4. Типы отношений между языковыми единицами. Структура языка.


Доклады: - Типы отношений языковых единиц.

Внешние факторы и внутренние законы развития языка. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков и формы их взаимодействия.
Литература:

  1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.2-32.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.29-41..

  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С.38-48.

Дополнительная литература:

    1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975. С.58-61, 183-194.

    2. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978.

    3. Соссюр де Ф.. Курс общей лингвистики/Труды по языкознанию. М.,1977, с. 40-61,98-173, с. 155-159..

Семинар 5: Звуковой строй языка.


  1. Три аспекта звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционные параметры звуков речи.

  2. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов. Ударение. Его виды. Интонация. Ее элементы и функции.

  3. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Основные фонетические процессы.


Доклады: - Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

- Зарождение письма, основные типы письма.

- Орфография и ее основные принципы.

- Понятие о фонеме. Варианты (аллофоны). Функции фонемы. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Оппозиции фонем. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация. Архифонема.
Литература:

  1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы.. С.36-54, 65-77.

  2. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001. С.66-112.

  3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.43-77, 225-256.

  4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998.С. 157-190, 21-227.

Дополнительная литература:

  1. Фонетика. Фонология //Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990


Семинар 6: Лексико-семантическая система языка.


  1. Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Аспекты рассмотрения слова

  2. Семасиология. Сущность лексического значения. Понятие семантического треугольника. Типы ЛЗ.

  3. Единицы лексико-семантической системы языка. Понятие семы, семный состав ЛЗ. Структура ЛЗ.

  4. Семантическая структура слова. Типы связей в семантической структуре слова.

  5. Семантическая структура словаря. Семантические поля. Гипер-гипонимические группировки.

  6. Синонимия по денотату и сигнификату. Синонимические ряды. Синонимическая доминанта.

  7. Антонимия. Типы антонимов, энантосемия. Паронимия. Причины возникновения паронимов.

  8. Исторические изменения лексики. Этимология. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Табу и эвфемизмы.

  9. Фразеология. Идиоматичность и фразеологичность сочетания. Типы фразеологических единиц.

Доклады: - Фразеология в узком и широком объеме (Вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях).

- Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001. С.112-187.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.109-177.

  3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998.С. 60-165.


Дополнительная литература:

  1. Кунин А.В. Курс фразеологии английского языка. М., 1996.С. 101-134, 46-98.


Семинар 7: Грамматика.
1. Грамматика, ее предмет. Основные единицы грамматического строя.

2. Понятие морфемы. Типы морфем. Классификация аффиксов.

3.Грамматическое значение. Способы выражения грамматических значений. Опрощение, переразложение, изменение по аналогии.

4. Понятие грамматической формы слова, парадигмы и грамматические

категории.

.

Доклад: - Исторические изменения грамматического строя.

- Проблема частей речи. Критерии выделения, категориальные

признаки. Характеристика основных частей речи. переходность частей речи.

- Предложение и словосочетание. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица языка. Части речи и члены предложения. Язык как система систем.

- Соотношение синтетических и аналитических форм в языках разных типов

Литература:

  1. Вендина Т.И. введение в языкознание. М., 2001, 2006. С.187-260..

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С184-212.

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.., 157-219, 277-280; М. 1998, 2000 ,С.125-167

  4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998. С.244-345.

Дополнительная литкратура:

  1. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. С.142-154.

  2. Потебня А.А. Грамматические формы.//Общее языкознание: Хрестоматия. Минск, 1987. С.294-308.


Семинар 8: Классификация языков.
1. Классификация языков по различным принципам.

2. История разработки типологической классификации языков.

3. Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая классификация.

Индо-европейская семья, ее группы. Иные языковые семьи и их распространение в мире.

Доклады (на выбор):

-Германские языки.

-Романские языки.

- Саамский язык.

-Балто-славянские языки.
Литература:

  1. Вендина Т.А. Введение в языкознание. М., 2001.С. 260-280.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001. С.256-268.

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998, 2000 С.221-230.

  4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1998, 2001 С.386-457.

Дополнительная литература:

  1. Берков В.П. Современные германские языки. М., 2001

  2. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1986.

  3. Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000

Практикум : прилагается
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные по­собия, включая (при наличии) их электронные версии:

  • основная;

  • дополнительная.

Основная:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001, 2006.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001.

  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998, 2000..

  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975, 1998, 2000 .С.5-24.

Дополнительная:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических течений. М., 1998

  2. Берков В.П. Современные германские языки. М., 2001.

  3. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.

  4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  5. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1986.

  6. Кунин А.В. Курс фразеологии английского языка.М., 1996.

  7. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

  8. Потебня А.А. Грамматические формы.//Общее языкознание: Хрестоматия. Минск, 1987. С.294-308.

  9. Щерба Л.В. Фонетика французского языка.//История советского языкознания. М., 1988. С. 185-189.

  10. Языки мира: Германские языки. Кельтские языки. М., 2000

  11. И.П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. (http://homepages.tversu.ru/~ips/Students.htm).

  12. http://homepages.tversu.ru/~ips.


Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

  1. Перечень используемых технических средств.

Нет

  1. Перечень используемых пособий.


Лингвистический атлас мира.
Примерный перечень вопросов к экзамену.


  1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи науки о языке, связь языкознания с другими науками.

  2. Язык как общественное явление. Основные функции языка.

  3. Наиболее распространенные идеалистические теории происхождения языка, индивидуалистические и социальные теории.

  4. Язык и речь. Структура языка. Единицы языка и единицы речи.

  5. История общества и развитие языка. Процессы языковой дифференциации и интеграции. Понятие суперстрата и субстрата.

  6. Понятие о внутренних законах развития языка. Общие и частные лингвистические законы.

  7. Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.

  8. Локальная, социальная и функционально-стилистическая дифференциация языка. Литературный язык и его признаки.

  9. Язык и мышление.

  10. Понятие о семиотике как науке о знаках. Знак и его типы. Языковой знак, его свойства и особенности.

  11. Фонетика как наука. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи.

  12. Функциональный аспект звуков речи. Понятие о фонеме. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонологичекие оппозиции и система фонем. Слабые и сильные позиции фонем.

  13. Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

  14. Ударение и его типы. Энклитики и проклитики. Интонация, её элементы и функции.

  15. Основные признаки слова. Лексическое значение слова, предмет и понятие.

  16. Полисемия слова. Виды переносного употребления слов. Типы лексического значения многозначного слова.

  17. Омонимия и ее разновидности и источники. Паронимы.

  18. Антонимы и синонимы как члены тематических групп слов. Типы и источники синонимии.

  19. Причины и основные процессы исторического развития словарного состава языка. Неологизмы и источники их возникновения.

  20. Исторические изменения лексики. Архаизмы. Историзмы. Табу и эвфемизмы.

  21. Лексико-семантическая система языка. Семантические поля, гиперо-гипонимические группировки.

  22. Исконные слова и заимствования. Типы и способы заимствований. Калькирование иноязычных слов.

  23. Мотивированность (немотивированность) названий. Этимология как наука. Случаи деэтимологизации и явления ложной этимологии.

  24. Грамматика как наука. Лексические и грамматические значения слов. Грамматические формы слова и грамматические категории.

  25. Грамматические способы выражения.

  26. Части речи и принципы их разграничения. Система частей речи.

  27. Краткие сведения из истории разработки морфологической (типологической) классификации языков. Языки изолирующего строя.

  28. Языки инкорпорирующие (полисинтетические) и агглютинативные.

  29. Флективные языки (флективно-агглютинативные и фузионные).

  30. Письмо и язык. Основные типы письма. Возникновение и развитие наиболее распространённых алфавитов.

  31. Графика и орфография. Принципы орфографии.

  32. Сравнительно - исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.

  33. Основы генеалогической классификации языков. Лингвистическая карта мира.

  34. Основные этапы развития науки о языке. Возникновение языкознания.

  35. Основные этапы развития науки о языке. Языкознание эпохи Возрождения.

  36. Основные этапы развития науки о языке. Основные школы современного языкознания.



Практическое задание
Определите, к какой из указанных ниже групп языков относится язык, предложенный преподавателем, и в каких странах говорится на нем:

        1. Индоевропейские языки:

1) славянская группа;

2) Балтийская группа;

3) Германская группа;

4) романская группа;

5) Кельтская группа.

        1. Кавказские языки.

        2. Уральские языки

        3. Алтайские языки

  1. Тюркские;

  2. Монгольские


Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии).

На кафедре.

Примерная тематика рефератов.


  1. Основные отечественные и зарубежные школы языкознания, современные лингвистические течения.

  2. Отличие человеческого языка от «языка животных». Невербальные средства речевой коммуникации.

  3. Психолингвистика. Психическая база речевой деятельности.

  4. Внешняя и внутренняя речь.

  5. Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

  6. Денотативный и сигнификативный аспект плана содержания языкового знака.

  7. Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

  8. Фразеология в узком и широком объеме.

  9. Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

  10. Теория вероятностной структуры ЛЗ.

  11. Лексические оппозитивы.

  12. Исторические изменения грамматического строя.

  13. Основные понятия семантики синтаксиса. Аргументно-предикатная теория.

  14. Общественная сущность языка.

  15. Язык и другие семиотические системы.

  16. Принципы речевого общения.

  17. К истокам слова.

  18. Этапы развития письма

  19. Античное языкознание.

  20. Языкознание эпохи Возрождения.

Также смотри темы для самостоятельной работы.
Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине
Преподаватель оценивает присутствие на занятии - 2 балла (всего мах 20), присутствие на семинаре – 2 балла (всего мах. 16), ответы на семинарах – 1-5 (мах – 40) баллов, выполнение самостоятельной работы, написание реферата – 2 балла, прочтение доклада – до 5 баллов, выполнение практических работ по фонетике – 2 балла, грамматике – 2 балла, лексикологии – 2 балла, генеологической классификации языков – до 6 баллов. Тест 1-5 баллов Максимально – 100 баллов. От 80-100 баллов – автомат.

1-20 – 1

20-40 – 2

40 – 60 – 3

60 – 80 - 4
Словарь терминов (глоссарий).
Языкознание — это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Предметом языкознания являются: сущность языка, его происхождение, основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификации языков и др. Как и всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно сложилось в систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconПрограмма учебной дисциплины теория перевода для студентов профессиональной...
Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого...
Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconДополнительной образовательной Программы Переводчик в сфере профессиональной...
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и в этом же году была получена государственная лицензия на право осуществления...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconПрограмма дополнительного (к высшему) образования «переводчик в сфере...
Мпти (Ф) свфу разработана на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника,...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconПрограмма учебной дисциплины
Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 июля 1997 года «О присвоении дополнительной...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 03. Практический курс...
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401. 65 История, 050401. 65 История, 040201. 65 Социология,...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебное пособие по страноведению для студентов, получающих дополнительную...
Морозова О. Н., Носкова С. Э. Deutschland: Geschichte, Politische Ordnung, Wirtschaft. Учебное пособие для студентов отделения «Переводчик...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического...
Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconПримерная учебная программа «Подготовка специалистов центров обработки...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные...
Специальность – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка
Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание Программа подготовки специалистов с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск