Скачать 0.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02.Основы теории изучаемого языка ТЕОРГРАММАТИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401.65 История, 050401.65 История, 040201.65 Социология, 040101.65 Социальная работа Утверждено на заседании кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии и журналистики (протокол №___от________2009г.) Зав. кафедрой______________________С.А.Виноградова Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1. АВТОР: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии и журналистики МГПУ Беличенко Еленой Александровной. 1.2. РЕЦЕЗЕНТЫ: кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой романо-германских языков МГПУ Курганова Н.И.; кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка МГИ Кускова С.В. 1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (3 уровень высшего профессионального образования) и программой подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации (для вузов неязыковых специальностей), разработанной УМО по лингвистическому образованию (неязыковые вузы) в соответствии с Приказом № 1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» выпускникам вузов по специальностям ВПО» Целью курса теоретической грамматики является описание грамматического строя английского языка в свете общих принципов лингвистики Основными задачами курса являются:
Изучение дисциплины способствует формированию целостного подхода к пониманию процессов функционирования языка и неразрывности как единого целого комплекса “язык-речь”. С этой точки зрения предполагается разъяснение основных положений, научных понятий и терминов теоретической грамматики с целью применения полученных знаний непосредственно на практике, при проведении научных исследований, а также с целью повышения уровня лингвистической компетенции студентов в целом. Структурно курс разделен на две части: морфологию и синтаксис. Изучение курса осуществляется на лекциях и семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой и написании рефератов. Итоговые результаты работы учащихся оцениваются в процессе проведения экзамена по дисциплине. Программа разработана на основе теоретических трудов и разработок следующих авторов: Bloch M.Y. A Course in Theoretical English Grammar, Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика английского языка, Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику, Ilyish B.А. The Structure of Modern English. и др. Рабочая программа составлена на основе соответствующих требований государственного стандарта, а также на основе рекомендованных УМО по лингвистике учебников и учебных пособий по теоретической грамматике в целом или отдельно по разделам морфологии и синтаксиса. 1.6.2. Содержание разделов дисциплины Содержание дисциплины «Теорграмматика » Введение Цели, задачи и структура курса. Грамматическая теория: морфология и синтаксис. Уровни и единицы языка. Основные грамматические единицы – морфема, словоформа, предложение. Морфологическая классификация языков. Синтаксические и аналитические формы Грамматические категории и грамматические формы Грамматическая категория: словоформа, формокласс, грамматическое значение, маркированный и немаркированный члены оппозиции. Факторы, влияющие на модификацию грамматического значения категории. Специфика грамматических значений и принципиальное отсутствие разницы между грамматическим и лексическим значениями в понятийном плане и релевантность разницы в плане формы выражения. Способы выражения грамматических значений. Грамматическое значение служебных слов, словосочетаний, структуры предложений. Грамматическое значение, выраженное словоформой. Выявление грамматических форм слова в теории оппозиций. Грамматическая категория как система привативных оппозиций формоклассов, объединяющих словоформы с общеродовым и противоположным видовым значением. Привативный характер оппозиции и маркированный и немаркированный члены оппозиции. Характеристика немаркированного члена как способного в определенных условиях выражать всю область значения грамматической категории. Особенности формального плана выражения немаркированного члена – нулевая морфема. Принципы выделения грамматических категорий: наличие содержания, выраженного формой, соотнесенность с противопоставленным содержанием другой формы в рамках одной категории, невозможность выражения противопоставленных значений одной категории в одной и той же словоформе, возможность выражения одной и той же словоформой значений разных формоклассов разных категорий. Инвариантное значение грамматической категории и факторы, влияющие на модификацию значения категории: зависимые грамматические значения /лексико-грамматические значения/ и систематизированный контекст. Лексикализация грамматических флексий как результат взаимодействия грамматических и лексических факторов. Теория частей речи Классы слов в лексикологии и грамматике. Логико-семантические основания деления слов языка на морфо-синтаксические классы. Основные причины спорности существующих классификаций частей речи:
Перечень основных классификаций слов языка и критериев, лежащих в них на основе: грамматическая концепция А.А Шахматова, учение Ф.Ф.Фортунова о грамматических классах слов, концепции Л.В.Щербы, Г.Суита, О.Есперсена, дистибуционная система классов слов Ч.Фриза. Служебные части речи в классификации Ч.Фриза. Полевая структура части речи: ядро и периферия. Субкатегоризация слов речи как отражение полевой структуры частей речи. Дискуссионные проблемы английских частей речи. Правомерность выделения слов категории состояния и герундия как частей речи. Герундий как часть речи или формокласс, или грамматический разряд в рамках глагола. Существительное как часть речи Общие характеристики существительного как части речи. Проблема субкатегоризации существительного. Дополнительные критерии выделения существительных - деривационный и коллокативный /коллокационный/. Грамматические категории существительного 1. Категория числа категория числа как грамматический способ выражения семантической категории количества. Мотивированность форм категории числа в рамках исчисляемых существительных и немотивированность в рамках неисчисляемых существительных. Алломорфы, реализующие морфемы множественного и немножественного формоклассов. Немножественный формокласс, выражающий, как немаркированный член грамматической категории, не только единичность, но и отсутствие количественных характеристик, и неопределенно- большое количество. Взаимодействие лексико-грамматического значения существительных и грамматической категории, приводящее к лексикализации исходно-грамматических форм. 2. Категория падежа проблема категории падежа в английском существительном: наличие или отсутствие категории падежа, различные трактовки количества формоклассов - от двух до неопределенно-большого количества. Причины отказа от категории падежа в английском языке: способность морфемы родительного падежа функционировать в качестве синтаксического элемента, оформляющего синтагмы и клаузы, что подвергает сомнению его природу как морфемы. Возможные теоретические интерпретации данного явления английского языка: омонимия двух языковых единиц - морфемы категории падежа и синтаксического элемента; отсутствие морфемы и, следовательно, категории падежа, и наличие синтаксического элемента, способного модифицировать как отдельные слова, так и синтаксические образования; постулирование наличия категории, более узкой, чем падеж, действующей в рамках атрибутного словосочетания. Родительный падеж /при наличии двучленной категории падежа в английском языке/ как маркированный член грамматической оппозиции и его значения. Неправномерность постулирования падежных форм, выражаемых сочетаниями существительного с предлогом или порядком слов. 3. Проблема грамматической категории рода в английском языке Семантическая категория рода как отражение биологического пола и грамматическая категория рода. Способы выражения биологического пола различными языковыми средствами. Взгляд М.Блоха на категорию рода в английском языке. 4. Категория /определенности/ неопределенности английского существительного Возможность интерпретации сочетания существительного и артикля как аналитической формы слова и постулирования грамматической категории, представленной оппозицией трех словоформ: определенный артикль + существительное, неопределенный артикль + существительное, нулевой артикль + существительное. Статус артикля как слова или морфемы как решающей для постулирования грамматической категории. Инвариантные и контекстуально-обусловленные значения артиклей. Роль артикля как дейктической единицы в коммуникации. |
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание... Кобцева С. А., к п н., зам декана факультета филологии и журналистики Мурманского гуманитарного института | Программа учебной дисциплины теория перевода для студентов профессиональной... Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной... | ||
Программа дополнительного (к высшему) образования «переводчик в сфере... Мпти (Ф) свфу разработана на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника,... | Дополнительной образовательной Программы Переводчик в сфере профессиональной... «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и в этом же году была получена государственная лицензия на право осуществления... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 03. Практический курс... «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401. 65 История, 050401. 65 История, 040201. 65 Социология,... | Программа учебной дисциплины Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04 июля 1997 года «О присвоении дополнительной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого... Учебная программа по предмету «Лексикология» составлена кандидатом филологических наук, зав кафедрой английского языка и английской... | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | ||
Учебное пособие по страноведению для студентов, получающих дополнительную... Морозова О. Н., Носкова С. Э. Deutschland: Geschichte, Politische Ordnung, Wirtschaft. Учебное пособие для студентов отделения «Переводчик... | Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 Теория социологии... Паламарчук Максим Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | М. В. Карапетян лекции по теоретической грамматике английского языка владимир Предлагаемые в пособии лекции разрабатывались автором с 2004 года и читались во Владимирском государственном университете студентам,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное... Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |