ФГОУ ВПО «Национальный государственный Университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
«УТВЕРЖДЕНО» на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
15 апреля 2013 г.,
протокол № 9. Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, д.соц.н., профессор ________ Н. А. Кармаев
| «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НИР
ФГОУ ВПО
«НГУ им. П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург»,
д.экон.н., профессор ________ С. А. Цветков «____»____________2013 г.
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА
Санкт-Петербург
2013
Для допуска к сдаче экзамена по дисциплине «История и философия науки» необходимо выполнить следующие требования. Для аспирантов очной формы обучения на факультете ПНПР:
– посетить не менее 75 % лекций и семинарских занятий или сдать микрозачёты по пропущенным занятиям;
– написать на положительную оценку не менее 4-х текущих контрольных работ по предложенным темам дисциплины;
– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена. Для аспирантов заочной формы обучения на факультете ПНПР и соискателей, прикреплённых к кафедрам НГУ имени П. Ф. Лесгафта, необходимо:
– представить и защитить реферат по одной из предложенных тем дисциплины «История и философия науки» не менее чем за месяц до экзамена;
– иногородним аспирантам и соискателям необходимо предоставить реферат не менее чем за два месяца до дня проведения экзамена по дисциплине; в случае отсутствия замечаний он должен быть защищён не менее чем за месяц до экзамена. Требования к составлению и оформлению реферата
Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем аспиранта (соискателя) и преподавателем, ведущим дисциплину «История и философия науки». Кроме того, тема реферата в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в деканате факультета ПНПР. Титульный лист реферата должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом (см. приложение). Объём реферата – 30 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные. Реферат должен быть структурирован, т.е. должен быть разбит на главы и параграфы, содержать введение и заключение, список литературы. В списке литературы должно содержаться не менее 20 источников по теме реферата.
Тематика контрольных работ
Контрольная работа №1:
Вопрос № 1: специфика научного познания.
Вопрос № 2: логические основы научного исследования.
Контрольная работа №2:
Вопрос № 1: возникновение науки и основные этапы её исторического развития.
Вопрос № 2: особенности современного этапа развития науки.
Контрольная работа №3:
Структура научного знания (эмпирический и теоретический уровни науки, основания науки).
Контрольная работа №4:
Основные этапы развития философии науки. Требования связаны с уровнем овладения представленного в дисциплине теоретического материала, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий философии науки, которые должны служить методологической основой, как при подготовке кандидатской диссертации, так и в дальнейшей научно-исследовательской работе. ВОПРОСЫ1
к экзамену кандидатского минимума
по ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
на 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАЗДЕЛ I
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Особенности науки как формы познания.
Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Этика науки.
Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХΙ века.
Проблема возникновения науки. Преднаука и наука. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Роль Аристотеля в античной науке.
Особенности средневековой науки. Развитие науки в эпоху Возрождения.
Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт).
Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.
Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков.
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
Основные формально-логические законы и формы мышления. Логические приёмы образования научных понятий. Логические основы научной классификации и определения понятий.
Суждение как форма мышления. Классификация суждений. Виды простых и сложных суждений.
Дедуктивные умозаключения и их роль в научном познании.
Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии и их роль в научном познании.
Логическое доказательства, его элементы и правила.
Проблема в цикле научного познания.
Роль гипотезы в научном познании.
Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент.
Теоретический уровень научного исследования.
Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.
Объяснение и предвидение как функции науки.
Понимание в социальных и гуманитарных науках.
Научная дискуссия и её особенности.
Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт как основатель позитивизма. Второй позитивизм (Э. Мах).
Неопозитивистские концепции науки (М. Шлик).
Концепция критического рационализма К. Поппера и зарождение постпозитивизма.
Историческая философия науки Т. Куна.
Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Концепция философии науки П. Фейерабенда.
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ педагогики
(для соискателей учёной степени
кандидата педагогических наук)
Предмет и задачи философии педагогики.
Аксиология педагогики.
Гносеология педагогики.
Методология педагогики.
Периодизация развития философии образования.
Социально-философское истоки и содержание категории «образование».
Категории «воспитание», «обучение» и «образование», их содержание и отражение в системе многоуровневого образования.
Понятие либерального и профессионального образования в истории педагогического процесса. Функции образования как социального института.
Философские идеи античной педагогики.
Исторические и социокультурные причины возникновения средневековых университетов.
Развитие образования в эпоху Возрождения. Итальянский гуманизм.
Идеи образования в эпоху Просвещения.
Теория образования В. фон Гумбольдта.
Идея универсальности образования в истории и философии педагогики.
«Миссия университета» Х. Ортеги-и-Гассета.
«Идея университета» К. Ясперса.
«Наука как призвание и профессия» М. Вебера.
Социология образования К. Маннгейма.
Истоки и содержание «кризиса образования» в XX веке.
Социально-философские основы современного развития образования в России.
Образовательная концепция высшего образования в сфере физической культуры и спорта.
Категория «образование» в педагогике спорта.
Гуманитарный и инструментальный подходы в истории физкультурного образования.
Становление и развитие концепции физкультурного образования в конце ХIХ – начале XX веков. Либеральная модель физкультурного образования П. Ф. Лесгафта.
Изменение концепции физкультурного образования в 30-70 годы XX века. Массовое физкультурное образование и подготовка специалистов в Советской России.
Развитие образования в сфере физической культуры в ХХI веке. Мировоззренческие основы физкультурного образования.
П. Бурдье «Система образования и система мышления».
К. Ясперс «Духовная ситуация времени».
Р. Риккерт «Науки о природе и науки о культуре».
М. Шелер «Формы знания и образование».
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПСИХОЛОГИИ
(для соискателей учёной степени
кандидата психологических наук)
История психологии, её предмет и задачи.
Характеристика принципов психологической науки.
Понимание внутреннего мира человека в учении Августина.
Понятие о внешней и внутренней свободе человека.
Принцип детерминизма и его развитие в психологической науке.
Эволюция психологических категорий в истории психологической науке.
Развитие науки в эпоху Возрождения, понимание души и её функций.
Общая характеристика классического ассоцианизма Дж. Милля.
Соотношение сознания, подсознания, бессознательного в психике человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Развитие идей Г. В. Лейбница о бессознательных областях психики.
Кризис методологии ассоцианизма.
Эволюционная теория Ч. Дарвина и её влияние на развитие психики.
Учение Аристотеля о душе.
Учение о темпераменте Гиппократа.
Проблема психической реальности. Объективизм и субъективизм.
Интериоризация и экстериоризация психического.
Онтологический подход в современной психологии.
Агрессия в аспекте самоопределения индивида.
Конструирование психической реальности в психоанализе З. Фрейда.
Феноменология восприятия М. Мерло-Понти.
Атеизм и марксизм в развитии психологических воззрений советских психологов.
Древние индуистские представления о душе.
Возникновение концепций о биопсихике, социопсихике, космопсихике.
Восточный оккультизм и мистические представления о психике в буддизме и индуизме.
Богословская схоластика о душе.
Психология в эпоху Возрождения.
Религиозное учение о психике.
Учение Л. С. Выготского о культурно-исторической психологии.
Когнитивный подход в эволюционной психологии.
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИИ
(для соискателей учёной степени
кандидата биологических наук)
Предмет философии биологии. Соотношение внутринаучной и философской рефлексии.
Предмет и структура биологического знания. Историческое изменение предмета биологии. Соотношение биологии и других форм знания о живом.
Разделение на науки о духи и науки о природе и статус биологического знания. Проблема «биологической реальности».
Знание о живой природе в античной культуре. Античная фюзика и современная биология.
Преформизм и эпигенез. Исторические формы механицизма и витализма.
Эволюционизм и креационизм: история и современность.
Редукционизм и антиредукционизм в биологии.
Формирование эволюционистской парадигмы. Соотношение ламаркистской и дарвиновской эволюционных теорий.
Эволюционизм как методологический принцип современной биологии. Глобальный эволюционизм.
Проблема уровней организации живого. Методологические установки биологического мышления: организмоцентризм и популяционное мышление.
Проблема телеологии в современной эволюционной теории.
Соотношение микро- и макроэволюции и проблемы верификации и фальсификации.
Проблема направленности эволюционного процесса. Основные направления эволюции.
Проблема жизни в биологии. Различные методологические подходы к пониманию сущности и происхождения жизни.
Философские проблемы антропогенеза: между «голой обезьяной» и образом Бога.
Биология и кибернетика. Общая теория систем. Теоретическая биология.
Биофилософия.
Биоэтика. Проблема альтруизма и эгоизма.
Биоэтика. Проблема эвтаназии.
Социобиология и проблема социальности человека.
Этология человека. Проблема агрессии человека.
Понятие биосферы. Проблема соотношения человека с окружающей средой. Экофилософия. Урбоэкология.
Экология и техническое развитие современной цивилизации. Проблема пределов роста. Концепция устойчивого развития.
Естественное и техническое в отношении человека к живой природе и к самому себе. Проблемы биотехнологий.
Евгеника и проблема биологического совершенствования человека. История и современные проблемы.
Трансгуманизм и перспектива появления пост-человека.
Кризисы и катастрофы в развитии биосферы. Методология катастрофизма Кювье. Экологические кризисы.
Биоэстетика. Естественные основы прекрасного.
Проблема предельных возможностей человеческого организма. Возможности искусственной регуляции таких пределов и спорт больших достижений.
Перспективы человечества. Анализ возможных сценариев развития человечества.
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ МЕДИЦИНЫ
(для соискателей учёной степени
кандидата медицинских наук)
Индийская йога как философская и психофизическая практика.
Традиционная китайская медицина и философские школы Китая.
Древнегреческая натурфилософия и медицинские взгляды Гиппократа.
Терапия души и тела в пифагорейско-платоновской традиции.
Медицинские взгляды Аристотеля и перипатетиков.
Медицина эпохи эллинизма.
Медицинские факультеты в структуре средневековых университетов.
Медицина и алхимия в эпоху Возрождения.
Медицина в системе естествознания Нового времени.
Медицинский аспект в механистической картине мира.
Психофизическая проблема с точки зрения медицины.
Открытия в биологии, химии, технологии, определившие формирование современной медицины.
Эволюция образа врача в культуре.
Традиционная и нетрадиционная медицинская практика.
Клиника как социальный институт.
Медицина и религия.
Медицина и политика.
Медицина и экономика.
Проблемы медицинской этики.
Медицина и спорт.
Философия здорового образа жизни.
Проблема границ медицинского исследования.
Болезни соматические и психические.
Медицина: наука о болезнях или о здоровье?
Патология и норма, проблема определения границы.
Псевдомедицинские практики.
Социальный статус врача в России и мире.
Вклад П. Ф. Лесгафта в медицинскую науку.
Медицина как наука и как практическая деятельность.
Возможности медицины будущего.
Учебно-методическое обеспечение курса |