Утверждено





Скачать 183.14 Kb.
НазваниеУтверждено
Дата публикации30.12.2014
Размер183.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ







УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Бурятского филиала

ОУП «АТиСО»

08 июня 2011 г. (Протокол № 7)



Рабочая программа учебной дисциплины

Отечественная история

по специальности

030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация:

Юрист
Форма обучения

заочная
Улан-Удэ, 2011
Составитель: к.и.н., доц. Башинова Т.Д.

Рецензент: д.и.н. Данилов С.В.

Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04 апреля 2011 г. № 6)

1. Цели освоения дисциплины:
Цель: теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов к проектированию и реализации процесса интеллектуально-исторического и историко-культурного саморазвития и самосовершенствования, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

Задачи:

  • сформировать представление о необходимости и важности знания российской истории;

  • выявить место истории в системе общественно-гуманитарных наук;

  • дать представление об основных источниках, методах изучения и функциях истории;

  • познакомить будущих специалистов с особенностями российской цивилизации и отечественной историей, показать ее тесную связь с мировой историей и культурой.


2. Место дисциплины в структуре учебного плана:
Учебная дисциплина «Отечественная история» относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам образовательного стандарта. Знания, приобретенные в ходе изучения истории, готовят студента к освоению профессиональных навыков.

Дисциплина формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции. На основе исторических знаний строится научная теория общественного развития. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими одну из сторон общественной жизни, «Отечественная история» объемлет всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономика, социология, политология и другие науки могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, позволяющего выявить тенденции общественного развития. Изучение дисциплины «История» в вузе характеризует научный подход с акцентом на теоретическое знание, предполагающий понимание наиболее общих закономерностей исторического процесса, владение научными принципами и методами исторического анализа.



  1. Требования к уровню освоения дисциплины

«Отечественная история»:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные исторические категории, исторические школы;

  • этапы исторического развития России, место и роль России в истории

человечества и в современном мире;

  • роль истории как мировоззрения, общую методологию исторического познания;

  • принципы научного исследования истории: объективности, историзма, социального подхода, альтернативности;

  • особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей;

  • факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также самобытные черты исторического развития России;

  • возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.

Уметь:

  • критически осмысливать накопленную историческую информацию, вырабатывать собственное аргументированное мнение;

  • извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

  • излагать результаты своей учебной и исследовательской работы;

  • применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;

  • сопоставлять различные точки зрения и оценки исторических событий и личности;

  • противостоять заведомым искажениям и фальсификациям исторических событий и процессов;

  • оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий.

Владеть:

  • методами составления текстов научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, творческие эссе) с использованием различных приемов компрессии текста;

  • методами анализа исторических и современных событий и процессов, политического и экономического контекста образовательных, профессиональных и социальных ситуаций;

  • навыками устного и письменного аргументированного изложения собственной позиции на исторические темы;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

  • навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;

  • навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде;

  • навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.


4. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов.




п/п

Название раздела, темы




Заочная

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная

подготовка

Лекции

Практические

занятия


в интерактивной форме




1

2

3

4

5

6

7

1

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

6

1








5

2

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

6

1









5

3

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

4











4

4

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

4











4

5

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

6











6

6

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

4




1






3

7

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

4




1




3

8

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

2




1






1

9

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

4




1





3

10

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

4

1








3

11

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

4

1








3

12

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

4

1







3

13

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

4












4

14

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

4

1








3

Всего часов

60

6

4





50


6. Образовательные технологии.
При проведении занятий по данной дисциплине используются как традиционные технологии (тематические лекции, семинары-практики), так и инновационно-проектные (коллоквиум по проблемным вопросам, пошаговое решение задания, деловые игры, научно-практические исследования по проблемным вопросам), применение которых зависит от рассматриваемой темы.

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Рабочая программа учебной дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает в себя задания для контрольных работ, тестовые задания, вопросы к экзамену. По данной дисциплине предусмотрены аудиторные и самостоятельные работы студентов, контрольная работа и экзамен.

Используемые формы текущего контроля: защита контрольных работ, тестирование.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Перечень вопросов к экзамену

  1. Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей ( кон. IХ- сер. Х вв.).

  2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Политический и социальный строй (X-XI вв.).

  3. Принятие христианства на Руси и его влияние на древнерусскую культуру.

  4. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

  5. Русские княжества и земли в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество.

  6. Новгородская феодальная республика и ее социально-политическое устройство.

  7. Монголо-татарское иго и его роль в истории российского государства.

  8. Образование московского государства: геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Иван Калита.

  9. Основные этапы образования централизованного государства (от Ивана Калиты до Ивана III).

  10. Историческое значение образования централизованного российского государства.

  11. Россия ХVI в. Становление сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Избранная Рада. Реформа государственного аппарата.

  12. Реформы Ивана Грозного в 50-е годы ХVI в. Военная, церковная и судебная реформы.

  13. Опричнина и ее исторические последствия.

  14. Цели, основные направления, итоги внешней политики Ивана Грозного.

  15. «Смутное время» в России. Пути выхода из него.

  16. Дальнейшее укрепление самодержавной власти XVII в. Первые Романовы (Михаил Федорович, Алексей Михайлович).

  17. Причины, задачи, основные направления реформ Петра I. «Великое посольство».

  18. Реформы Петра I: военные, социальные, налоговые.

  19. Реформы Петра I: государственного аппарата, церковные, в области культуры и образования.

  20. Реформы Петра I: экономические, торговые и финансовые.

  21. Европеизация и деспотизм в реформах Петра I. Дискуссии о последствиях реформ и личности Петра I.

  22. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России. Либеральные реформы Екатерины II.

  23. Внешняя политика России в XVIII в. (от Петра I до Павла I).

  24. Реформы государственного управления Александра I - проекты и реальность.

  25. Декабристы. Идеология, цели, методы борьбы. «Русская правда» П. Пестеля, «Конституция» Н. Муравьева.

  26. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.

  27. Крестьянская реформа 1861 г. (подготовка, основные черты, итоги, значение).

  28. Буржуазные реформы 60-70 гг. годов XIX в. Земская и городская реформы.

  29. Судебная, церковная и военная реформы 60-70-х гг. ХIХ в.

  30. Историческое значение буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в. Итоги и последствия.

  31. Общественные движения 60-70-х гг. XIX в. Идеология и тактика революционного народничества.

  32. Кризис российского самодержавия конца XIX - начала XX в. и пути выхода из него. Экономическая политика С.Ю. Витте.

  33. Расстановка классовых и политических сил накануне революции 1905- 1907 гг. Задачи, характер, особенности, движущие силы, основные этапы революции, итоги.

  34. Столыпинский план модернизации России. Итоги и последствия.

  35. Причины и характер первой мировой войны. Назревание революционной ситуации в России в ходе первой мировой войны.

  36. Февральская революция 1917 г. Формирование новых властных структур. Двоевластие.

  37. Октябрьская революция: что это было?

  38. Установление Советской власти в России. Первые декреты Советской власти. Образование СНК.

  39. Гражданская война и интервенция в России (1918-1920). Причины, основные этапы, итоги.

  40. Экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».

  41. НЭП: замысел, сущность, итоги.

  42. Особенности индустриализации в СССР. Экономические и социальные итоги и последствия индустриализации.

  43. Коллективизация сельского хозяйства. Экономические и социальные итоги и последствия политики сплошной коллективизации.

  44. Тоталитарный политический режим в СССР: общее и особенное. Массовые политические репрессии.

  45. СССР в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

  46. Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике (1945-1953 гг.).

  47. Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1953-1964 гг.).

  48. Экономика СССР в 1965-1985 гг. Завершение индустриализации или застой?

  49. СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 80-х годов, «Перестройка»).

  50. Россия на перепутье (1991-2005 гг.). Внутренняя и внешняя политика.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература


  1. Вернадский Г. Русская история. – М., 1997.

  2. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М., 1997.

  3. Головатенко А. История России. Спорные проблемы. М., 2005.

  4. Данилов А. А., Леонов С. В. и др. История России. В
    2-х т. М., 2004.

  5. Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. М., 2005.

  6. История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2004.

  7. История России с древнейших времен до конца XX в.: В 3 кн. /Отв. ред. А.Н.Сахаров. - М., 2006.

  8. История России с древнейших времен до начала ХХI века. Т.1-3. Под ред. акад. РАН Л. В. Милова. М., 2006

  9. Козьменко В.М. «История России IX-XX». М., 2003

  10. Ключевский В.О. Полный курс лекций в трех книгах. М., 2002.

  11. Кулешов С.В. Россия в системе мировых цивилизаций. М.,2001

  12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2004.

  13. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.

  14. Мунчаев Ш. М. Отечественная история. М., 2004

  15. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 2001.


Дополнительная

16.Алексеев И. Русский народ и государство. – М., 1998.

17.Булдаков В.П. и др. Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны? Прерывность и непрерывность в отечественной истории XX века. – М., 1993.

18.Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX –XVI вв. – М., 1991; ХУП-ХУШ вв. - М., 1994; XIX век. - М., 1995.

19.Великие государственные деятели России. //Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

20.Власть и реформы. От самодержавной к Советской России.- СПб., 1996.

21.Заичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история. Популярный очерк IX – середина XVIII вв. – М., 1992.

22.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра П. – М., 1994.

23.Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. – М., 1996.

24.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв.: В 2 кн.//Сост.: С.В. Мироненко. – М., 1991.

25.История предпринимательства в России. Кн.1-2. – М., 2000.

26.Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. – М., 1997.

27.Конотопов М.В., Сметании С.И. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. – М., 2000.

28.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

29.Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993.

30.Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. – М., 1997.

31.Романовы: Исторические портреты: В 2 кн. –М., 1997.

32.Российская государственность: тысячелетний опыт. – М., 1999.

33.Российские реформаторы, XIX – начало XX вв. – М., 1995.

34.Боханов А.Н., Захарова Л.Г., Мироненко С.В. и др. Российские самодержцы. 1801 – 1917, – М., 1994.

35.Рязанов В. Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX –XX вв. – СПб., 1998.

36.Скрынников Р.Г. История Российская IX –XVII вв. – М., 1997.

37.Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. /Общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1997.

38.Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998.
8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
Электронные учебные материал и прикладные компьютерные программы по дисциплине в целом или ее отдельным разделам представлены на сайте - ЭБС «Академия труда и социальных отношений».
www.istrodina.com – Исторический журнал «Родина».

www.rushist.clow.ru –Словарь по истории России: книги, рефераты, энциклопедии.

www.history.pu.ru –Исторический факультет СПбГУ

www.istorya.ru – История России. Всемирная, мировая история. Об истории

www.edu.ru –каталог образовательных Интернет-ресурсов

www.nivestik.ru – Интернет-ресурсы по истории постсоветской России
9. Материально-техническое оснащение дисциплины:


  • аудитория;

  • компьютерный класс;

  • учебный фонд;

  • мультимедийное оснащение;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск