ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ
|
|
| УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом
Бурятского филиала
ОУП «АТиСО»
08 июня 2011 г. (Протокол № 7)
|
Рабочая программа учебной дисциплины
Отечественная история
по специальности
030501.65 «Юриспруденция»
Квалификация:
Юрист Форма обучения
заочная Улан-Удэ, 2011 Составитель: к.и.н., доц. Башинова Т.Д.
Рецензент: д.и.н. Данилов С.В.
Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04 апреля 2011 г. № 6)
1. Цели освоения дисциплины: Цель: теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов к проектированию и реализации процесса интеллектуально-исторического и историко-культурного саморазвития и самосовершенствования, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.
Задачи:
сформировать представление о необходимости и важности знания российской истории;
выявить место истории в системе общественно-гуманитарных наук;
дать представление об основных источниках, методах изучения и функциях истории;
познакомить будущих специалистов с особенностями российской цивилизации и отечественной историей, показать ее тесную связь с мировой историей и культурой.
2. Место дисциплины в структуре учебного плана: Учебная дисциплина «Отечественная история» относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам образовательного стандарта. Знания, приобретенные в ходе изучения истории, готовят студента к освоению профессиональных навыков.
Дисциплина формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции. На основе исторических знаний строится научная теория общественного развития. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими одну из сторон общественной жизни, «Отечественная история» объемлет всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономика, социология, политология и другие науки могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, позволяющего выявить тенденции общественного развития. Изучение дисциплины «История» в вузе характеризует научный подход с акцентом на теоретическое знание, предполагающий понимание наиболее общих закономерностей исторического процесса, владение научными принципами и методами исторического анализа.
Требования к уровню освоения дисциплины
«Отечественная история»: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные исторические категории, исторические школы;
этапы исторического развития России, место и роль России в истории
человечества и в современном мире;
роль истории как мировоззрения, общую методологию исторического познания;
принципы научного исследования истории: объективности, историзма, социального подхода, альтернативности;
особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей;
факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также самобытные черты исторического развития России;
возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.
Уметь:
критически осмысливать накопленную историческую информацию, вырабатывать собственное аргументированное мнение;
извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников;
излагать результаты своей учебной и исследовательской работы;
применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;
сопоставлять различные точки зрения и оценки исторических событий и личности;
противостоять заведомым искажениям и фальсификациям исторических событий и процессов;
оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий.
Владеть:
методами составления текстов научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, творческие эссе) с использованием различных приемов компрессии текста;
методами анализа исторических и современных событий и процессов, политического и экономического контекста образовательных, профессиональных и социальных ситуаций;
навыками устного и письменного аргументированного изложения собственной позиции на исторические темы;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;
навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде;
навыками исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
4. Структура и содержание дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов.
№
п/п
| Название раздела, темы
|
| Заочная
| Всего
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная
подготовка
| Лекции
| Практические
занятия
|
в интерактивной форме
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
| 6
| 1
|
|
|
5
| 2
| Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
| 6
| 1
|
|
|
5
| 3
| Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
| 4
|
|
|
|
4
| 4
| Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.
| 4
|
|
|
|
4
| 5
| Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
| 6
|
|
|
|
6
| 6
| Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
| 4
|
| 1
|
|
3
| 7
| Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
| 4
|
| 1
|
| 3
| 8
| Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
| 2
|
| 1
|
|
1
| 9
| СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
| 4
|
| 1
|
|
3
| 10
| Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
| 4
| 1
|
|
|
3
| 11
| Попытки осуществления политических и экономических реформ.
| 4
| 1
|
|
|
3
| 12
| НТР и ее влияние на ход общественного развития.
| 4
| 1
|
|
| 3
| 13
| СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
| 4
|
|
|
|
4
| 14
| Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
| 4
| 1
|
|
|
3
| Всего часов
| 60
| 6
| 4
|
|
50
|
6. Образовательные технологии. При проведении занятий по данной дисциплине используются как традиционные технологии (тематические лекции, семинары-практики), так и инновационно-проектные (коллоквиум по проблемным вопросам, пошаговое решение задания, деловые игры, научно-практические исследования по проблемным вопросам), применение которых зависит от рассматриваемой темы.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает в себя задания для контрольных работ, тестовые задания, вопросы к экзамену. По данной дисциплине предусмотрены аудиторные и самостоятельные работы студентов, контрольная работа и экзамен.
Используемые формы текущего контроля: защита контрольных работ, тестирование.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Перечень вопросов к экзамену
Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей ( кон. IХ- сер. Х вв.).
Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Политический и социальный строй (X-XI вв.).
Принятие христианства на Руси и его влияние на древнерусскую культуру.
Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.
Русские княжества и земли в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская феодальная республика и ее социально-политическое устройство.
Монголо-татарское иго и его роль в истории российского государства.
Образование московского государства: геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Иван Калита.
Основные этапы образования централизованного государства (от Ивана Калиты до Ивана III).
Историческое значение образования централизованного российского государства.
Россия ХVI в. Становление сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Избранная Рада. Реформа государственного аппарата.
Реформы Ивана Грозного в 50-е годы ХVI в. Военная, церковная и судебная реформы.
Опричнина и ее исторические последствия.
Цели, основные направления, итоги внешней политики Ивана Грозного.
«Смутное время» в России. Пути выхода из него.
Дальнейшее укрепление самодержавной власти XVII в. Первые Романовы (Михаил Федорович, Алексей Михайлович).
Причины, задачи, основные направления реформ Петра I. «Великое посольство».
Реформы Петра I: военные, социальные, налоговые.
Реформы Петра I: государственного аппарата, церковные, в области культуры и образования.
Реформы Петра I: экономические, торговые и финансовые.
Европеизация и деспотизм в реформах Петра I. Дискуссии о последствиях реформ и личности Петра I.
Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России. Либеральные реформы Екатерины II.
Внешняя политика России в XVIII в. (от Петра I до Павла I).
Реформы государственного управления Александра I - проекты и реальность.
Декабристы. Идеология, цели, методы борьбы. «Русская правда» П. Пестеля, «Конституция» Н. Муравьева.
Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
Крестьянская реформа 1861 г. (подготовка, основные черты, итоги, значение).
Буржуазные реформы 60-70 гг. годов XIX в. Земская и городская реформы.
Судебная, церковная и военная реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Историческое значение буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в. Итоги и последствия.
Общественные движения 60-70-х гг. XIX в. Идеология и тактика революционного народничества.
Кризис российского самодержавия конца XIX - начала XX в. и пути выхода из него. Экономическая политика С.Ю. Витте.
Расстановка классовых и политических сил накануне революции 1905- 1907 гг. Задачи, характер, особенности, движущие силы, основные этапы революции, итоги.
Столыпинский план модернизации России. Итоги и последствия.
Причины и характер первой мировой войны. Назревание революционной ситуации в России в ходе первой мировой войны.
Февральская революция 1917 г. Формирование новых властных структур. Двоевластие.
Октябрьская революция: что это было?
Установление Советской власти в России. Первые декреты Советской власти. Образование СНК.
Гражданская война и интервенция в России (1918-1920). Причины, основные этапы, итоги.
Экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
НЭП: замысел, сущность, итоги.
Особенности индустриализации в СССР. Экономические и социальные итоги и последствия индустриализации.
Коллективизация сельского хозяйства. Экономические и социальные итоги и последствия политики сплошной коллективизации.
Тоталитарный политический режим в СССР: общее и особенное. Массовые политические репрессии.
СССР в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).
Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике (1945-1953 гг.).
Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1953-1964 гг.).
Экономика СССР в 1965-1985 гг. Завершение индустриализации или застой?
СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 80-х годов, «Перестройка»).
Россия на перепутье (1991-2005 гг.). Внутренняя и внешняя политика.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
Вернадский Г. Русская история. – М., 1997.
Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М., 1997.
Головатенко А. История России. Спорные проблемы. М., 2005.
Данилов А. А., Леонов С. В. и др. История России. В 2-х т. М., 2004.
Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. М., 2005.
История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2004.
История России с древнейших времен до конца XX в.: В 3 кн. /Отв. ред. А.Н.Сахаров. - М., 2006.
История России с древнейших времен до начала ХХI века. Т.1-3. Под ред. акад. РАН Л. В. Милова. М., 2006
Козьменко В.М. «История России IX-XX». М., 2003
Ключевский В.О. Полный курс лекций в трех книгах. М., 2002.
Кулешов С.В. Россия в системе мировых цивилизаций. М.,2001
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2004.
Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.
Мунчаев Ш. М. Отечественная история. М., 2004
Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 2001.
Дополнительная
16.Алексеев И. Русский народ и государство. – М., 1998.
17.Булдаков В.П. и др. Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны? Прерывность и непрерывность в отечественной истории XX века. – М., 1993.
18.Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX –XVI вв. – М., 1991; ХУП-ХУШ вв. - М., 1994; XIX век. - М., 1995.
19.Великие государственные деятели России. //Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.
20.Власть и реформы. От самодержавной к Советской России.- СПб., 1996.
21.Заичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история. Популярный очерк IX – середина XVIII вв. – М., 1992.
22.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра П. – М., 1994.
23.Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. – М., 1996.
24.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв.: В 2 кн.//Сост.: С.В. Мироненко. – М., 1991.
25.История предпринимательства в России. Кн.1-2. – М., 2000.
26.Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. – М., 1997.
27.Конотопов М.В., Сметании С.И. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. – М., 2000.
28.Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.
29.Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993.
30.Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. – М., 1997.
31.Романовы: Исторические портреты: В 2 кн. –М., 1997.
32.Российская государственность: тысячелетний опыт. – М., 1999.
33.Российские реформаторы, XIX – начало XX вв. – М., 1995.
34.Боханов А.Н., Захарова Л.Г., Мироненко С.В. и др. Российские самодержцы. 1801 – 1917, – М., 1994.
35.Рязанов В. Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX –XX вв. – СПб., 1998.
36.Скрынников Р.Г. История Российская IX –XVII вв. – М., 1997.
37.Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. /Общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1997.
38.Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998. 8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Электронные учебные материал и прикладные компьютерные программы по дисциплине в целом или ее отдельным разделам представлены на сайте - ЭБС «Академия труда и социальных отношений». www.istrodina.com – Исторический журнал «Родина».
www.rushist.clow.ru –Словарь по истории России: книги, рефераты, энциклопедии.
www.history.pu.ru –Исторический факультет СПбГУ
www.istorya.ru – История России. Всемирная, мировая история. Об истории
www.edu.ru –каталог образовательных Интернет-ресурсов
www.nivestik.ru – Интернет-ресурсы по истории постсоветской России 9. Материально-техническое оснащение дисциплины:
аудитория;
компьютерный класс;
учебный фонд;
мультимедийное оснащение;
|