Церковь без стен





НазваниеЦерковь без стен
страница1/15
Дата публикации18.07.2013
Размер2.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ЦЕРКОВЬ БЕЗ СТЕН
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ

ДЖИМ ПЕТЕРСОН


ISBN: 5-88869-005-8 (рус.) ISBN: 0-8910-96639 (англ.)

Перевод с английского

Jim Petersen Church without Walls

Джим Петерсен

Церковь без стен / Пер. с англ. - СПб.: "Мирт", 1995. - 256 с.

Все выдержки Ветхого и Нового Заветов взяты из Синодального издания Библии.

(c)1992 by Jim Petersen All rights reserved. (c) Русское издание: издательство "Мирт", 1995


ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Современное общество и библейская истина

Глава 1. Изменения в американском образе жизни

Шесть факторов, определяющих жизнь Америки в настоящее время

Присоединяйтесь к Божьим людям

Глава 2. Современное общество: как оно возникло и куда идет

Августин (354-431 н. э.) и Средневековье

Эпоха Просвещения: век разума (1600 - конец 1700-х)

Новые времена (конец 1700-х - по настоящее время)

Мировые войны

Посмотрите, что грядет!

"Новая эра"

Пятьсот лет в пятнадцати стихах

Глава 3. Божьи люди в обществе. Почему мы здесь?

Божьи люди и заблудший мир: почему мы здесь?

Сущность служения
Часть II. От Деяний Апостолов к современности: исторический обзор

Глава 4. Как распространялось Евангелие? Исторический подход к Новому Завету

От Иерусалима до Антиохии

Деятельность Апостолов: Деяния, гл. 13-28

Функция апостолов

Реальные возможности Божьих людей: Послания

Глава 5. От Игнатия до пуритан: 95-1620 гг. от Р. X.

Преследования и ереси извне; ереси и разделения изнутри

Что бы сделали вы?

Отцы церкви и апологеты

Что им надлежало сделать?

От средневековой церкви к Реформации: 600-1517

Ранние реформаторы

Заключение

От Реформации к пуританам: 1517-1628

Как продвигалось дело у пуритан?

Что произошло - что не произошло?

Что такое церковь, по мнению деятелей Реформации?

Глава 6. Церковь в Америке

В тени прошлого

От "батюшки" и "матушки" к демографическим анализам

Как к этому относиться

Скрытая сторона вопроса

Возвращение нашей мобильности

Незавершенная Реформация

Голоса лидеров

Заключение
Часть III. Образцы для будущего

Глава 7. Свобода и разнообразие: пример первого столетия

"Во-первых, Иудею"

"Потом и Еллину"

Поворотное событие, повлиявшее на судьбу благовестия

Уроки первого столетия

Глава 8. К свободе и разнообразию

Неискоренимый этноцентризм

Свобода - это противовес нашему этноцентризму

Традиции и традиционализм

Традиционализм и церковь в Америке

Форма и функция

Глава 9. Новые границы церкви

Наше уменьшение Библии

Наше суженное понимание церкви

Что такое церковь?

Изменение границ

Глава 10. Божий народ в постмодернистской Америке

Постмодернистская мысль: что она несет людям?

Новые "вещественные начала мира"

Пора выйти из-за кулис!

Итак, с чем мы столкнулись?

Глава 11. Наши задачи

Нести свидетельство о Христе

Право верующих свидетельствовать и исцелять

Движущие силы духовного преобразования

Глава 12. Восстановление нашей мобильности

Апостольская команда

Задача апостольской команды

Распространение Евангелия на местах

Маленькие лодки

Что станет с нами?

Искусство вносить изменения

Принципы нововведений

Три желательных решения

Последнее обращение к нашим лидерам

Об авторе


ПРИЗНАНИЕ

За прошедшие годы моя жена Мардж внесла не меньший вклад в наше служение, чем я. Мы вместе пережили все то, о чем я написал. Однако писать книгу - удел одного человека. Я знаю, что кропотливый труд над рукописью на целые месяцы нарушил привычный ритм нашей совместной работы. Но она никогда не жаловалась. Она всегда подбадривала меня.

Мне хотелось бы также выразить признательность Сью Глиб, с которой я проработал последние шестнадцать лет, за многократное исправление текста, пока он не приобрел свой окончательный вид. Она работала с удивительным вдохновением.

Мой друг и наставник Джейк Барнетт был рядом со мной с первых дней работы над этой книгой. Кажется, в 1981 году мы впервые составили план книги. Он помогал мне отрабатывать и редактировать каждую строку моей рукописи. Очень помогли мне также Дональд Макгилкрайст, Ос Гиннесс и Гленн Макмэн своими советами и дополнениями. Мне было исключительно интересно работать с моим редактором Карен Хинкли. Она сразу поняла, что я хочу сказать в этой книге, и помогла мне достичь этой цели.

ОТ АВТОРА
Тезисы этой книги созревали по мере того, как мы с женой и еще с одной супружеской парой начинали служение среди молодых бразильских ученых. Люди, обращавшиеся к вере, не могли, да и не должны были, как я вынужден был признать, воспринимать те церковные традиции, представителями которых мы были. Отождествление с нашими традициями смущало их, так как приводило к конфликту с окружающими, что в свою очередь препятствовало распространению Евангелия среди них.

Мои личные представления о церкви оказались несостоятельными в сложившейся ситуации. То, что происходило с этими молодыми бразильцами, было, несомненно, делом рук Господа. Просто мне не удавалось сочетать это с моими представлениями о церкви. Я чувствовал себя как Апостол Петр в доме Корнилия!

Передо мной стоял выбор. Можно было оставить этих людей, поскольку они отказывались разделить мою позицию, и обратиться к другим социальным группам, менее чувствительным к иноземным формам; либо продолжать общение с ними, испытывая напряжение от сознания, что приходится иметь дело с неотвратимыми последствиями. В конце концов я был вынужден признать, что на самом деле у меня не было никакого выбора, и, не без опасений, расстался с привычными и удобными взглядами, позволив этим молодым обращенным увлечь себя в неизведанные дали.

Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что самое невероятное из всего, что произошло, было то, что я вообще пытался сопротивляться. Последовавшие затем годы были бесценными: я учился у моих друзей, используя при этом собственный религиозный опыт. Я скоро осознал, что ограничения, которые мы стремимся преодолеть, составляют неотъемлемую часть церковной традиции, представителем которой являюсь и я сам. Полагаю, что в большинстве случаев церковь живет с подобными ограничениями. Это и побудило меня написать данную книгу. Ее содержание годами выстраивалось в моем сознании. Несколько раз мне казалось, что уже можно взяться за перо, однако я рад, что сделал это только сейчас. Раньше я не был готов. И сейчас еще не готов. Но я повинуюсь чувству, которое подсказывает мне, что откладывать больше нельзя.

Надеюсь, что я уже достаточно далеко ушел в моих размышлениях, чтобы увлечь вас в обсуждение вопросов, которые я поднимаю в своей книге, и вместе мы найдем какой-нибудь выход.

Сейчас, когда я пишу эти строки, меня мучит еще одно сомнение. Мой предмет имеет отношение к тому, что так дорого сердцу Бога, а именно - к людям. В тот день, когда умер Христос, Бог в целом показал нам Свое отношение к людям. Обещания, которые Он дает обратившимся к Нему, находятся в пределах веры. Я на священной земле и отдаю себе в этом отчет. Когда я писал эту книгу, то молился, чтобы слова мои вдохновляли и просвещали, чтобы читатель получил ясное представление о том, что дает нам Христос и в чем смысл нашей жизни.

Кое-что из того, о чем я пишу, возможно, будет звучать противоречиво. Я этого не хотел. Я стремился быть искренним и говорить истину, как я ее понимаю.

Зарубежные читатели заметят, что я имею в виду прежде всего американскую культуру. Тем не менее выводы, которые я делаю на основе изложения истории североамериканской церкви с 1628 года по настоящее время, имеют прямое отношение и к протестантским церквям в Европе, а также к церквям, основанным западными протестантскими миссионерами в других странах. Надеюсь, что "американизмы" не станут непреодолимым барьером для зарубежных читателей.

Я в большом долгу перед теми авторами, сочинения которых я широко цитирую в своей книге. Я неоднократно обращался к работе Аллана Блума "Погружение в сон американского сознания", Пола Джонсона "История христианства", которая особенно часто используется в главах 2 и 5. В главе 5 я также обращаюсь к "Истории христианства" Кеннета Скотта Латуретта.

Итак, эта книга о церкви. Я обнаружил, что одна из сложностей работы над данной темой состоит в точном использовании слова "церковь". В обыденном смысле слово "церковь" используется по отношению к христианам, объединенным и организованным в рамках общей структуры. Иногда при этом подразумевается территориальная организация, иногда речь идет о том, что мы называем деноминацией, - в таком случае сюда включаются все территориальные группы. Хотя я не могу согласиться с тем, что такое определение церкви правильно, использование этого слова в подобном понимании столь широко распространено, что было бы нереальным попытаться изменить сложившееся положение дел.

Все это означает, что я должен не только выработать новое определение, но и найти слово, которое выражает его сущностное значение. Я думаю, что слово "экклесия", употребляемое в Новом Завете, характеризует "Божьих людей, в которых постоянно пребывает Святой Дух, которые преобразились и получили дар служения своим братьям и сестрам и всему неверующему миру". Я буду употреблять в основном термин "Божьи люди", используя, в зависимости от контекста, другие подходящие синонимы.

Понятие "Божьи люди" употребляется мною по отношению к библейским временам, а также для обозначения более широкого понятия, которое я ввожу. Слово "церковь" используется мною по отношению к организованным церковным структурам, существовавшим со времен Отцов церкви, когда стало изменяться определение церкви, и существующим поныне, а также в нашем современном понимании и использовании этого слова. Иногда на страницах книги это слово включает в себя и то, и другое понятие, так как не всегда легко их разграничивать.

Понятие "Божьи люди" относится ко всем Его людям, где бы они ни находились в жизни, в мире и в любой форме или в любой организации. Я не хочу исключать многие христианские группы, у которых особые задачи в мире и в Теле, равно как и тех христиан, которые живут вне церковных организаций.

Обычное определение церкви оставляет слишком многие функции Тела за скобками и, следовательно, вне церкви. Например, если мы говорим об участии христиан в повседневных делах людей, среди которых они живут, то очевидно, что церковь не может быть там. Наше суженное определение исключает подобного рода деятельность, а мне бы хотелось обязательно включить ее.

Бесспорно, одна из целей данной книги состоит в том, чтобы расширить наши представления о церкви. Я верю, что, прочитав мою книгу, вы согласитесь с тем, что сделать это необходимо.

Я уверен, что в конечном счете церковь, даже когда мы используем определение "Божьи люди", не вмещает всего того, что делает Бог. Существует более масштабная действительность, которая требует нашего внимания, - это Царство Божье.

Мне кажется странным, что упоминание о Царстве Божьем, которое занимает такое важное место в Новом Завете, столь редко встречается в наши дни. Благая Весть о Царстве Божьем и была посланием, которое принес Иисус (см. Мф. 4:23; 9:35). Именно это послание, как говорит Иисус, "проповедано будет... по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24:14). Именно это провозглашал Апостол Павел язычникам (см. Деян. 20:25; 28:23). Евангелие Царства - это "камень", о котором сказал Иисус: "На сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф. 16:18).

В Новом Завете содержится гораздо больше упоминаний о Царстве Божьем, или Царстве Небесном, чем о церкви или церквях. Я не хочу сказать, что церковь не представляет важности; просто это далеко не все, есть нечто, более великое. Когда проповедуется Благая Весть о Царстве - рождается церковь. Когда же мы сосредоточиваем все свое внимание на построении церкви, мы неизбежно повторяем знакомые нам формы.

Разговор о Царстве Божьем - это тема уже другой книги. Возможно, когда-нибудь она будет написана. Темой данной книги являются люди Бога.

ЧАСТЬ I

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА
Глава 1

ИЗМЕНЕНИЯ В АМЕРИКАНСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
В своей книге "Открытие будущего" Джоэл Баркер рассказывает историю кварцевых часов. До второй мировой войны швейцарцы удерживали в своих руках 90% мирового рынка часов. В 1970-х они все еще контролировали 60% рынка. К началу 1980-х их доля на рынке упала ниже 10%. С 1979 по 1982 год количество людей, занятых в производстве часов, сократилось с 65.000 до 15.000. Основным фактором внезапного развала мировой промышленности стало изобретение кварцевых часов.

По иронии судьбы, именно швейцарец изобрел кварцевые часы. В 1967 году в Федеральном исследовательском центре в Нефшателе был произведен первый образец таких часов. Они были представлены швейцарским промышленникам, но те не проявили к ним никакого интереса!

Не сохранилось никакого документального свидетельства о реакции часовщиков на это событие, но в статье ив журнала "Форчен" от 14 января 1980 года приводится следующее объяснение случившемуся:

"Виною оказалась негибкость мышления швейцарских часовщиков. Они попросту отказались использовать одно из величайших технологических открытий в истории счета времени -изобретение электронных часов... Швейцарские компании были так преданы традиционной технологии, что не могли - или не желали - увидеть новые возможности, открываемые электронной революцией".

Швейцарские часовщики знали часы. Их часы были лучшими в мире. У часов есть колесики, рычаги, привод, пружины. Они тикают. У кварцевых часов ничего этого не было. Швейцарцы не смогли разглядеть потенциальные возможности этого изобретения.

В итоге изобретатели выставили свое открытие на международной торговой ярмарке. Там часовщики точно также проигнорировали новый товар. Его потенциальные возможности разглядели две фирмы: "Сейко" и "Тексас Инструментс", ранее не занимавшиеся производством часов. Что произошло дальше, хорошо известно.

Швейцарские часовщики относились к своей профессии с позиции определенной парадигмы*. "Парадигма - это ряд предположений, которые предусматривают достаточно целесообразные повседневные задачи и исследования в данной области". От установки человека зависит, что он видит - или не видит. Швейцарские часовщики потеряли рынок из-за того, что они знали, или думали, что знали, что такое часы. Только люди, ранее не занимавшиеся производством часов, смогли разглядеть потенциальные возможности нового изобретения. Такое случается часто в силу инертности мышления. Желание перемен должно возникнуть раньше, чем мы сможем поменять установку.
(*Парадигма [от гр. paradigma - пример, образец] - теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.)
История кварцевых часов - это сравнительно небольшой пример смены парадигмы. Множество таких перемен, совершавшихся в течение истории, постоянно изменяли взгляды людей на мир и жизнь. Урок для нас состоит в том, что все мы видим наши миры через собственные очки. Мы действуем в соответствии с определенной парадигмой и вкладываем в этот шаблон все, с чем сталкиваемся в мире. Нам трудно представить себе, что при помощи других "очков" мы бы увидели все совершенно в ином свете.

Когда мы смотрим на церковь, мы видим ее сквозь призму традиционной парадигмы. Например, все мы знаем, что в церкви есть алтарь, кафедра, скамьи, священнослужители. Нам трудно вообразить себе церковь, в которой бы не было хотя бы одного из этих привычных атрибутов.

Но что если вдруг, по какой-либо причине окажется невозможным иметь их в церкви? Прекратит ли церковь свое существование, или мы вынуждены будем изменить свою установку и приспособиться к новым условиям? Божьи люди начинали свою деятельность совсем в иной обстановке и делали свое дело весьма неплохо. А Божьи люди в Юго-Восточной Азии уже целых 40 лет обходятся без этих атрибутов церкви.

Христиане из Восточной Азии излагают историю со своей точки зрения. В октябре 1949 года к власти в стране пришли коммунисты. Все миссионеры-иностранцы были высланы, а местные лидеры, обученные ими, были либо убиты, либо помещены в тюрьмы. В 1957 году те, кто упорно не желал отказываться от своей веры, были сосланы в тюремные лагеря. Все официально существующие церкви находились под контролем властей и с 1966 по 1976 годы были закрыты. Оставшиеся в живых христиане были вынуждены изменить свое представление о церкви. Они действительно выжили, и за прошедшие 40 лет их число возросло с 5 до 50 миллионов.

Вы спрашиваете, почему мы вообще затрагиваем эту тему? Ведь коммунизм исчезает, и в этой стране больше нет угрозы преследований христиан. Мы не имеем ничего против алтарей, кафедр и скамей. В чем же дело?

Действительно, именно в результате преследований произошла вынужденная смена парадигмы у верующих Восточной Азии. Но существуют другие, не столь очевидные причины, которые могут побудить американскую церковь перейти от алтарей, кафедр, скамей и священнослужителей к формам, о которых мы никогда всерьез не задумывались. Позвольте мне рассказать историю из личного опыта о том, как происходит смена парадигмы.

В 1963 году мы с женой переехали в Бразилию на служение. Наше представление о церкви было весьма упрощенным. Церковь представлялась нам некоей общей суммой всех территориальных церквей, существующих в мире, где проповедуется благодать по вере. Мне казалось, что я - часть "надцерковной" группы людей, которые помогают другим параллельно с церковью. Итак, я видел свою задачу в том, чтобы приводить заблудших, наставлять их в вере, учить их делать то, что я делаю, вовлекать их в церкви и затем двигаться дальше. Нашим вкладом должен был быть новый плод, который даст, как мы думали, дополнительную силу и энергию существующей церкви. К тому времени протестантская церковь насчитывала примерно 5% населения Бразилии.

Начинать пришлось с нуля. Мы абсолютно никого не знали в этой стране. Поэтому для меня было большим искушением сначала обратиться к церкви. Я бы мог организовать эти 5% населения, как мне казалось. Но вскоре я был вынужден признать, что это было бы глупо с моей стороны. Прежде всего мне надо было перестроить самого себя в условиях новой культуры! Все, что я мог предложить церкви - это религиозную теорию другой страны. Поэтому мы решили обратиться непосредственно к 95% населения, учась на собственном опыте.

Приступая к нашей работе, мы должны были принять еще целый ряд решений. В какой город нам ехать? С какими людьми начать работать: с семьями, молодыми рабочими, военными или студентами? По ряду причин мы остановили свой выбор на студентах.

Эти решения неожиданно принесли нам огромную пользу. Благодаря тому, что мы начали работать с неверующими, наша культурная адаптация происходила с помощью людей, которых мы пытались достичь. Мы увидели Бразилию такой, какой видели ее они, а не такой, какой она предстает человеку, уже воспринявшему традиционное религиозное мировоззрение. Это был свежий взгляд. В стране только что совершилась революция. Студенчество было политизировано, большинство склонялось к марксизму. Вследствие этого они отвергали любые социальные институты, будь то государственные или церковные.

Установив первые контакты, мы увидели, что люди чрезвычайно подозрительно относятся ко всяким организованным структурам; они даже отказывались от книг и других печатных материалов. Поэтому мы исключили все, кроме Библии, и предлагали нашим новым друзьям просто немного почитать Писание, чтобы определить, есть ли там что-либо ценное для них. Мы старались показать им, что понимаем и принимаем их неверие. Постепенно люди начали приходить к Христу.

В это же время я сблизился с одним пастором немецкой лютеранской церкви в Бразилии. В те годы европейское либеральное богословие* контролировало эту церковь. Вследствие этого многие подвергали сомнению Библию и личность Христа. Пастор остро ощущал обстановку духовной пустоты, порожденную либеральным богословием, и просил меня помочь ему. Так как около 3 миллионов человек в Бразилии официально принадлежали этой деноминации**, наша совместная деятельность оказалась очень плодотворной. Тысячи людей откликнулись на наши разъяснения Евангелия. Мы научили обращенных, чтобы они могли дальше нести Слово Божье.
(*Либералыюе богословие - возникло в протестантизме в XIX веке. Либеральные теологи поставили вопрос о соотношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критический метод. В историческом аспекте рассматривалось соотношение религии и культуры; буржуазный прогресс оценивался как путь к осуществлению Царства Божьего, в христианстве подчеркивалась этическая доктрина.)

(**Деноминация - в религиоведении этот термин употребляется для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, а иногда как синоним вероисповедания, конфессии.)

Неожиданно для себя мы дали начало развитию двух движений: первое из них охватило тех бразильцев, которые не причисляли себя к какой-либо церкви, второе - тех, кто уже соединил свою жизнь с церковью. Мы называли их "нерелигиозные христиане" и "религиозные христиане". И вот настало время, когда мы решились объединить обе группы. Это был полный провал.

Мы планировали провести вместе выходные дни и пригласили примерно около 150 человек из этих движений. В конце первого дня все отправились в соседний ресторан под открытым небом. Сразу же образовалось две компании: "религиозных христиан" и "нерелигиозных христиан". Первые пели гимны и читали религиозные стихи, вторые танцевали самбу и пили пиво. Колкие реплики сыпались со всех сторон! Ни одна из групп не признавала за другой права на место в Царстве Божьем.

Размышляя над сложившимся положением, мы поняли, что попытки объединить этих людей приведут к тому, что каждая из групп утратит свою самобытность и в результате и те, и другие лишатся своих неверующих друзей. Одна группа не могла жить без алтарей, кафедр, церковных скамеек и священников, другая не могла примириться со всем этим. Мы решили продолжать нашу работу по взаимодействию обеих групп лишь на уровне лидеров, предоставив рядовым членам право следовать собственным путем. Таким образом нам удалось сохранить тенденции к движению в обеих группах. Но все же проблема осталась.

Мой план привести секуляризованных** верующих в лоно существующей церкви потерпел неудачу. Мы не знали, что делать: число секуляризованных людей, пришедших к Христу, все возрастало, а идти им было некуда. И в социальном, и в культурном плане они принадлежали другому миру. Оканчивая университеты, они разъезжались по всей стране. У нас не было иного выбора, и мы продолжали отвечать на их духовные запросы, поскольку они стремились строить свои жизни по Слову Божьему. В течение последующих 20 лет мы неустанно, с Библией в руках, нащупывали свой путь в будущее, стремясь сохранить целостность и активность обоих движений.
(* *Секуляризация [от лат. saecularis - светский, мирской] - освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности).)
По мере того как деятельность миссии распространялась на другие латиноамериканские страны и я, соответственно включался в работу в этих местах, все, что я знал, - или полагал, что знаю, - продолжало изменяться. Каждая страна оказывалась настолько своеобразной, что я вынужден был признать - мой бразильский опыт неприменим даже в сопредельных с Бразилией странах. Фактически я видел, что попытка перенести опыт из одних конкретных условий в другие не дает результата: то, что было выражением свободомыслия в одной стране, нередко становилось заурядностью в другой. Такое разнообразие опыта подтолкнуло меня к новому изучению Библии и людей. Основной вопрос состоял в следующем: "Каким образом должны Божьи люди выражать себя, если им необходимо быть плодотворными в любой культурной и религиозной среде, существующей в мире?" Мы в долгу не только перед людьми другой культуры, но и перед нашими же недостигнутыми согражданами. Это долг Божьих людей, и мы еще не полностью осознали его.

Итак, эта книга появилась на свет под воздействием того, что я вижу в американской культуре и в американской церкви. Немало говорят и пишут о колоссальных переменах в американском обществе. Я полагаю, что происходящие перемены говорят сами за себя. В нашем обществе совершается несколько крупных перемен одновременно, но я не вижу, чтобы церковь должным образом реагировала на это. Мы заняты "косметическими" переделками, а наши основные понятия остаются неизменными. Мы по-прежнему думаем: "алтари, кафедры, скамьи и священники". Безусловно, это мышление благотворно сказывается на тех из нас, кто наследует церковную традицию, и на некоторых, кто пока не имеет таких корней. Однако мы еще не задавались вопросом, насколько трудно сделать Слово Божье по-настоящему доступным и действенным для всего общества. Можем ли мы определить реальные потребности людей и идти в наш мир, чтобы оказать на него влияние?
ШЕСТЬ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЖИЗНЬ АМЕРИКИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В следующих разделах речь пойдет о некоторых факторах, которые обусловливают основные перемены, происходящие в обществе в настоящее время, и которые, безусловно, в том или ином плане оказывают огромное влияние на церковь. Есть и другие факторы, но шесть, выделенных мною, - из числа наиважнейших. Они оказывают на нас влияние независимо от нашей расовой принадлежности, профессии, финансового положения или места жительства.
1. Наш взгляд на истину становится все более релятивистским*

Возможно, самая важная перемена, происходящая сейчас в Америке, - это наше отношение к истине. Профессор Аллан Блум уже свыше 40 лет занимается вопросами социальной психологии. Свою книгу "Погружение в сон американского сознания" он начинает словами: "Каждый профессор может быть абсолютно уверен в одном: практически все студенты, поступающие в университет, верят, или по крайней мере утверждают, что верят, в то, что истина относительна... Относительность истины - это не теоретический взгляд, а моральный постулат".
(*Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. В современной западной философии релятивизм проявляется в отрицании объективных исторических законов. Итак, человек вынужден начинать свою жизнь, основываясь на случайном наборе ценностей, заимствованных у родителей, из средств массовой информации, у любимого учителя, из кино и т. д. Он или она вступает на жизненный путь - и тут все начинает разваливаться. Остановка, обращение к новым ценностям - и новая попытка. К счастью, жизнь достаточно коротка, и человеку дано пережить не так уж много подобных крушений. В чем причина? В отсутствии основополагающей истины.)
Блум утверждает, что если мы не можем ничего принять как истину, то мы вообще не в состоянии продвинуться дальше в наших умопостроениях. Другой вывод состоит в том, что релятивизм делает жизнь человека чрезвычайно трудной, полной серьезных потрясений. Причина кроется в том, что такие понятия, как "истинно - ложно", "морально - аморально" утратили свой смысл. "Добро" - это то, что, по мнению человека, идет ему на пользу. Роберт Белла пишет в своей книге "Сердечные склонности": "Как могут меняться предпочтения человека, так может изменяться и представление о добре. Даже самые глубокие нравственные ценности рассматриваются как вопрос личных предпочтений. Действительно, основной моральный принцип состоит в том, чтобы каждый человек мог добиваться того, что представляется ему желанным". Есть только два ограничения: не навязывай свои предпочтения другим и не вреди Матери-природе.

Несмотря на то, что релятивизм приносит людям множество страданий, он быстро распространяется и становится преобладающим мировоззрением в нашем обществе.
2. Долгосрочные прогнозы, предрекающие прогрессирующее "движение вниз"

В 1983 году Национальная комиссия по образованию приводила высказывание одного из исследователей: "Впервые в истории нашей страны новое поколение не превзойдет, не сравняется и даже не приблизится к уровню образования своих родителей". Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что средний американский ребенок имеет все шансы родиться в бедности и вырасти в неполной семье. Но даже многие из тех, кто родился и вырос в благополучной семье и получил университетское образование, неминуемо столкнутся с ухудшением финансового положения. Развал нашей системы образования в сочетании с нехваткой рабочих мест и безработицей серьезным образом влияют на наше будущее. "Социологи называют это явление "движением вниз". Они подразумевают, что молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, не будут иметь ни дохода, ни социального положения, которые бы ли-у их родителей. Почти точно можно предсказать, что этот образ жизни не принесет им удовлетворения".

Когда мы сопоставляем этот прогноз сокращения наших возможностей с непомерными федеральными долгами, исчисляемыми многими триллионами долларов, сам собой напрашивается вывод о том, что благополучная жизнь, которую многие принимают как должное, очень скоро закончится.
3. Время начинает цениться очень дорого

Журнал "Тайм" опубликовал статью под названием "Как Америка оказалась в цейтноте". Коротко говоря, речь шла о том, что новая технология, породившая революцию в информации, не смогла предоставить то количество свободного времени, которое она обещала. Наоборот, мы все больше обнаруживаем, что наши многочисленные приспособления, экономящие время, по сути ускоряют темп жизни. Мы просто наполняем освобождающееся время новой работой. Машины управляют нами. Наши автомобили снабжены телефонами, мы поддерживаем связь через наушники даже на борту самолета и получаем всю необходимую информацию здесь и сейчас благодаря факсу.

Однако технический прогресс не единственный виновник. Далее в статье говорится о том, что нехватка времени, которую мы переживаем, есть также следствие наших экономических планов. Семейный бюджет, необходимый для поддерживания нормального уровня жизни, как выясняется, может быть обеспечен только в том случае, если работают два человека. "Самым важным фактором, обусловливающим катастрофическое сокращение свободного времени в обществе, стало почти полное исчезновение домохозяек... Особенно страдают от нехватки времени неполные семьи".8 Неизбежно вовлекаются в выполнение "взрослой" работы и дети школьного возраста, поскольку они тоже участвуют в этом марафоне.

В то же время не только стремление поддерживать типичный для среднего американца образ жизни стало причиной дефицита времени. Когда был введен подоходный налог, он составлял 0,5%. Мы хорошо знаем, каков его уровень сегодня. Высокие налоги, дорогостоящие страховки, непосильная стоимость образования - все это вместе усиливает гнет, которому подвергается наше поколение.

Американцы были вынуждены продавать свое время. В результате они лишились времени, которое раньше тратили на отдых и на общение с детьми. Поллстер Лу Хэррис как-то сказал: "Время... может стать самым дорогим товаром в мире". Парадокс состоит, однако, в том, что этот товар оказался не очень-то выгодным. Экономист Роберт Д. Шапиро сообщает, что "с 1970 по 1990 год, несмотря на то, что количество работающих матерей, имеющих детей в возрасте до пяти лет, возросло с 29% до 51%, средний доход семьи с маленькими детьми остался неизменным".
4. Погоня за самовыражением

Ванда Урбанска, выступая от имени своего поколения -двадцатилетних 1980-х годов, пишет: "Мы - поколение, выросшее на гамбургерах из стандартных коробок и на диетической пепси, без домашней пищи и цельного молока. Мы -единственное поколение, которое ни в чем не испытывает уверенности.... так и не научившееся доверять - ни любви, ни супружеству, ни собственным детям, ни религиозным или светским институтам, которым некогда безоглядно доверяли предшествующие поколения". Вместо этого, "мы сузили наш взгляд на мир до малюсенькой щелки, сквозь которую созерцаем нашу жизнь, дом, карьеру, собственное тело, увлечения. Мы постоянно находимся в напряжении, полны недоверия, испытываем чувство неловкости... нам более привычно чувство опустошенности, вызванное разводом, чем чувство уверенности в будущем, сопряженное со счастливой семейной жизнью".

Этот уход в себя не столько проявление нарциссизма (самолюбование и потребность вызывать восхищение), сколько выражение разочарования во всем, что не вмещается в наш личный мир. Наше поколение бесконечно обманывали. За последние 20 лет мы испытали величайший политический скандал в истории Америки; мы прошли через глубокий экономический кризис; религиозные деятели дискредитировали религиозные институты; наши учителя не сумели дать нам образование, а родители были увлечены собственными проблемами. Ничего удивительного, что выросшее поколение замкнулось в себе.

И они вынуждены за это расплачиваться неспособностью устанавливать и поддерживать отношения ни с супругом, ни в семье, ни с друзьями.
5. Перемены в семье

Именно "феминизм* привел женщин на рынок труда, хотя удерживает их там прежде всего экономика". Для многих женщин недостаточно быть только женой и матерью.
(*Феминизм - женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами.)
"Женщины стремятся к финансовой независимости и успеху за пределами своих семей, а это означает, что их матери, скорее всего, не были для них образцом для подражания. Эта проблема затрагивает и молодых мужчин. Если женщины не хотят быть хранительницами очага, то мужчины отказываются от роли добытчиков и, в свою очередь, оказываются перед лицом свободного выбора - кем быть". Возможно, проблема новой ролевой идентификации мужчины и женщины станет одной из самых сложных проблем в обществе в 90-е годы.

Жертвами этой новой идентификации оказываются дети. Джудит Мэк, директор службы социальной помощи в Калифорнийском университете, отмечает, что самые сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться в психотерапевтической практике, возникают в семьях, где родители настолько поглощены сиюминутными проблемами собственной жизни, что практически не находят времени для общения с детьми. Этим детям предоставляли все возможные условия, включая длительную терапию, однако единственное, что им действительно было нужно, - это родители. "У таких детей не хватает эмоциональных сил даже на то, чтобы самостоятельно справляться с проблемами школьной жизни", - заявляет Мэк.

Важнейшую роль в этом играет нехватка времени. "Произошел колоссальный перенос времени из сферы домашней жизни в сферу работы", - пишет историк Барбара Уайтхед. Она приводит результаты исследований, доказывающих, что сегодня родители тратят на 40% меньше времени на общение с детьми, чем предшествовавшее поколение; эта статистика "свидетельствует о существенном сокращении внимания к детям в обществе. Дело не только в том, что матери постоянно пребывают в состоянии усталости. Время имеет и культурное значение. Если возможны менеджеры, решающие вопрос в течение одной минуты, то подобных родителей не бывает.

Если родители не находятся рядом с детьми, помогая им в выборе жизненных ценностей, в действие вступают другие силы - наркотики, телевидение, улица, сверстники".
6. Усиление тенденций личностно и социально деструктивного* поведения

В прошлом году Чак Уэнгер, директор Всемирной спортивной миссии, обратился ко мне с просьбой принять участие в работе миссии с учащимися старших классов. Он показал мне пачку открыток, которые прислали им со всех концов страны. Подростки писали главным образом о трех основных проблемах: наркотики, сексуальное насилие и самоубийство. Разница между сельскими и городскими школами, как мне сказали, весьма незначительна.
(*Деструктивный - разрушительный, неплодотворный.)

Эпидемия наркомании - это результат вседозволенности, имевшей место в 60-е годы. Употребление наркотиков было распространенным пороком джазистов и других представителей богемы. Теперь это превратилось в недуг, поразивший нацию. Неизменные спутники торговли и употребления наркотиков -преступность и насилие. Согласно отчетам, в 1990-м году в США произошло 25.000 убийств. Мы живем в страхе. Мы запираем двери на прочные засовы и волнуемся за наших детей, когда они уходят играть в парк по соседству. Почему наши дети так легко становятся добычей местных наркоманов? Давайте внимательнее приглядимся к обществу, описанному в этой книге, и причины подобного деструктивного поведения станут нам ясны.

Я мог бы подробно остановиться и на других важных факторах, влияющих на социальные изменения, - на информационной революции, урбанизации, этническом смешении, последствиях взрыва деторождаемости. Но того, что уже сказано, достаточно для подтверждения нашей точки зрения. Один стиль жизни уходит, другой появляется.
Присоединяйтесь к Божьим людям
Когда мы размышляем обо всех этих тенденциях, перед нашими глазами встает картина нации в беде, которая сражается с целым сонмом сил, несущих смерть. Эти силы уже востребовали миллионы жертв - ими стали люди, чьи жизни оказались так или иначе разбиты. Это ущербное общество.

Христиане имеют двойное гражданство - в Царстве Божьем и в той стране, в которой они живут. Возникает неизбежный вопрос: в чем состоит наша ответственность перед этим миром? Для нас, как и для всех, этот мир распадается на части, и нередко мы едва в состоянии справиться со своими собственными проблемами. И тем не менее Господь призывает нас не ограничиваться только своей жизнью. Он намеренно послал нас в этот мир, сделав нас его солью, светом и добрым семенем. Иисус молился Отцу Своему: "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин. 17:18). Божьи люди посланы для того, чтобы излечивать, просвещать и дарить жизнь. Но как мы это делаем? До сего дня решения, которые предлагались нами, были поверхностными и эпизодическими.

Мы стремимся ухватиться за все, что может принести пользу. Так, мы научились использовать технику. Церковь приобрела опыт работы со средствами массовой информации, распространяя информацию столь же ловко, как другие дельцы на рынке. Конечно, это может оказаться полезным, но благодаря этому мы поверили в то, что подобная деятельность сама по себе уже есть служение. Если нам удалось передать информацию, значит, мы сделали свое дело.

Другая тенденция состоит в том, что решение вопроса связано с увеличением количества людей, несущих служение. Как только мы сталкиваемся с необходимостью где-либо помочь, мы прежде всего стремимся направить туда нового пастора, "чтобы он что-нибудь сделал". И с этого момента он, и только он, несет ответственность. Кажется, мы уверены, что любая проблема может быть решена путем увеличения персонала.

Эта книга - о Божьих людях в этом мире. Это попытка отказаться от прагматизма*, который подсказывает: "Все идет хорошо, если наши ряды растут". Это призыв внимательно приглядеться к изменяющемуся миру, который испытывает глубочайшую, агонизирующую боль от нерешенных проблем. Это призыв покончить с привычной рутиной, обратиться к Писанию, чтобы по-новому понять то, что сказано о Божьих людях и их предназначении в такие времена, которые мы сегодня переживаем. Я обращаю эти мысли к вам с молитвой, чтобы Господь привел всех нас к более полному пониманию Его воли в тех вопросах, которые мы будем обсуждать, а затем - к совершению той работы, которую Он нам заповедовал.
(*Прагматизм - истинным считается не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Церковь без стен iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса рабочая программа составлена на основе
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником «Литература. 8 класс. «Дом...
Церковь без стен iconКостецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии
Современные религиозные организации (неохристианские религиозные объединения («Свидетели Иеговы», Церковь Мормонов), неоориентальные...
Церковь без стен iconЦерковь Покрова Божией Матери в Черкизово
Черкизово построена в 1903 г по проекту архитектора Десятова Владимира Павловича. Церковь расположена на берегу р. Клязьма. По стилю...
Церковь без стен iconЦерковь и государство в конце XV начале XVI века
Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую...
Церковь без стен iconПредпосылки заключения Брестской унии
Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном...
Церковь без стен iconКомиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100»....
Церковь без стен iconКомиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100»....
Церковь без стен iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры»
Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская...
Церковь без стен iconУчебник : «Дом без стен». Учебник литературы для учащихся 8-ых классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (Баласс, 2006). Рабочая программа учебной дисциплины разработана...
Церковь без стен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает всех, но достигается только отбором, отделением и обособлением. Среди падения и гибели человечества Бог воздвиг священный...
Церковь без стен iconСтатус для вконтакте и facebook
Мой хороших знакомый Кир Ященко проводит бесплатный онлайн-тренинг «13-ая зарплата из интернет без вложений». О том, как зарабатывать...
Церковь без стен iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Церковь без стен iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что в свою очередь немыслимо без восстановления связи времен, без развития...
Церковь без стен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О, как прекрасно это слово – мама! Всё на земле от материнских рук! М. Горький писал: без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,...
Церковь без стен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти...
Церковь без стен iconТы уроки сделал?
На сцене – пещера, очаг, бивни мамонтов. Классную доску заменяет одна из стен пещеры. Ученики в шкурах переговариваются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск