Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития РФСтавропольская государственная медицинская академияКафедра общественного здоровья и здравоохранения МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» Ставрополь 2004 Ставропольская государственная медицинская академияКафедра общественного здоровья и здравоохранения Л.Л. Максименко МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» Ставрополь 2004 г. УДК 614 (075.8) БКК 51.1(2)я73 С30 Составитель: Максименко Л.Л. Рецензенты: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Филимонов Ю.А., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФУВ, профессор Шибков Н.А. Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины». – Ставрополь: СтГМА, 2004. - с. Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» составлена на основе типовой «Программы по истории медицины» для студентов медицинских вузов (1997), утвержденной МЗ РФ. Изложена история развития медицины от первобытного общества до современности. При этом большое внимание уделяется истории отечественной медицины. Предназначается для студентов всех факультетов, преподавателей вуза, практикующих врачей. Задачи преподавания общего курса истории медицины:
Общий план проведения семинарских занятий
Занятие 1 Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Общая методика проведения семинарских занятий по истории медицины, рекомендации к выбору тем и написанию рефератов (2 часа). Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины как наукой и предметом преподавания. Раскрыть цели и задачи преподавания дисциплины. Задачи занятия:
Контрольные вопросы для подготовки
Содержание занятия История медицины – это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний. Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы её развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма. История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых. Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний. Цель изучения истории медицины: - поставить прошлое на службу настоящему - расширить знания врачей и студентов в области медицины - увидеть перспективу развития медицины Задачи изучения истории медицины: - Достоверное освещение истории медицины, - Изучение истории отечественной медицины, - Воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств. Периодизация истории медицины В истории развития медицины как науки различают: - историю медицины первобытного общества, - историю медицины Древнего мира, - историю медицины эпохи средневековья, - историю медицины нового времени, - историю медицины новейшего времени. Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы. На первом занятии преподаватель знакомит студентов с методикой проведения семинарских занятий, распределяет темы докладов, дает план их подготовки, методику написания. При подготовке доклада студенты используют не только обязательную литературу, но и первоисточники, указанные по теме. Доклад оформляется в виде реферата объемом 3-5 страниц машинописного текста (на 10 минут). В реферате должны найти отражение характерные черты эпохи, в которой жил и работал ученый, важнейшие данные из его биографии, вклад ученого в развитие той или иной области медицины, его общественно-педагогическая деятельность, значение его трудов. В конце реферата приводится перечень использованной литературы. Каждое последующее занятие начинается с вводного слова преподавателя, в котором дается краткая характеристика эпохи, разбираются общие вопросы. На занятии преподаватель осуществляет контроль усвоения лекционной тематики, проводит устный опрос и письменный контроль знаний. Основная литература
Дополнительная литература
Занятие 2-3 Тема: Основы медицинской этики и медицинской деонтологии, биоэтика (4 часа) Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с основными вопросами медицинской этики и деонтологии, сутью взаимоотношений между врачом и пациентом, правами пациента, моралью врача Задачи занятия:
Содержание занятия Медицинская этика - совокупность норм поведения и морали медицинских работников, является частью общей морали. Морально-этические правила поведения врача неизбежно являются отражением не только специфики врачебной специальности, но и особенностей того общества, в котором он живет и работает. Основные этические принципы врача, построенные на основе демократической морали, изложены в "Клятве врача России". Наряду с термином медицинская этика часто применяется термин деонтология. Деонтология происходит от греческого deon – должное, долг и logos – учение, т.е. учение о должном. Медицинская деонтология определяется как выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики, носит более конкретный характер и имеет специфику определенных врачебных специальностей (деонтология хирурга, педиатра, стоматолога и др.) Врачебная специальность имеет свои, весьма важные особенности, которые делают необходимым в наших условиях обсуждение морально-этических проблем. Высокая ответственность врача, берущего на себя заботы о предупреждении и лечении болезней, заставляют постоянно думать о том, чтобы всегда быть готовым помочь больному, уметь психологически правильно строить свои контакты с больными людьми, их родственниками, товарищами по работе, со своими учителями, содействовать дальнейшему развитию медицины. Понимание врачебного долга, как дела жизни, характерно для медиков. Морально-этические принципы врачебной деятельности были изложены в трудах Гиппократа. Клятва Гиппократа Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Значение врачебного долга по отношению к больному нигде не было поднято на такую высоту, как в отечественной медицине. А.П.Чехов, будучи сам прекрасным врачом-гуманистом, писал: "Профессия врача - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и помыслов, не всякий способен на это". Видные научные деятели: М..Я. Мудров, Н.И.Пирогов, В.М.Бехтерев, Н.А.Семашко и др. уделяли большое внимание соблюдению и дальнейшему развитию норм и принципов медицинской этики. Постоянное совершенствование системы медицинской помощи в нашей стране и неустанно нарастающие возможности оказания ее на самом высоком уровне обязывают врача использовать эти преимущества в максимальном объеме, с полным осознанием своей ответственности не только перед больным, но и перед всем обществом. Основные этические принципы врача, построенные на основе демократической морали, изложены в «Клятве врача России» КЛЯТВА ВРАЧА РОССИИ Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача Торжественно клянусь: - чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям; - никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений; - никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека; - в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого; - направлять лечение больных к их выгоде, сообразно с моими сила ми и возможностями; - не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показать пути для осуществления подобного замысла; - умолчать о том, чтобы я не увидел и не услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной; - почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах; - постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передовая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам; - в необходимых случаях прибегать к советам коллег более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям; - быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара. Во второй половине двадцатого века в связи с достижениями в биологии и медицине, внедрением новых медицинских технологий (изучение структуры генома человека, новых репродуктивных технологий, реаниматологии, трансплантологии) врач иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречие с нормами традиционной медицинской этики (неопределенность последствий внедрения новых технологий). Большое внимание к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом, к разработке новых моделей этих взаимоотношений. Так возникли предпосылки к развитию биоэтики. Биоэтика изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины. При определении тактики решения различных проблем медицинской этики и биоэтики основываются на таких известных документах, как «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989). В нашей стране принят целый ряд законов РФ, направленных на защиту основных прав граждан в области здравоохранения. Важнейшим законом являются «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), включающие в себя немало прогрессивных и гуманных норм, в частности, специальные статьи посвящены правам пациента, медицинской тайне, эвтаназии, аборту, новой репродуктивной технологии, проведению экспериментов и др. Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)
Основная литература
Дополнительная литература
ЗАНЯТИЕ 4-5 |
Методическая разработка для преподавателей и студентов База тестовых... Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов при организации и проведении занятий по дисциплине «Информатика» для... | Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | ||
Методическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование... Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г | Методические рекомендации к проведению кср по учебной дисциплине... Методическая разработка предназначена для преподавателей психологии и раскрывает тематику, объем контролируемой самостоятельной внеаудиторной... | ||
Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность... Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
Методическая разработка для проведения семинарских и практических занятий по дисциплине Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.) | Методическая разработка по дисциплине «Антикризисное управление»... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 22. 04. 2009 г, протокол №12 | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов... Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного... |