Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009





Скачать 191.72 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009
Дата публикации31.03.2015
Размер191.72 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Психология > Методическая разработка


Федеральное агентство по образованию РФ

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

Факультет психологии

Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени




Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности»


Казань-2009


УДК 378.147.34
Принята на заседании кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций (протокол № 5 от «22» января 2009 года)
Утверждена Редакционно-издательским Советом факультета психологии КГУ (протокол № 2 от «26» января 2009 года)
Утверждена Советом факультета психологии КГУ

(протокол № 6 от «12» февраля 2009 года)


Рецензенты:

Политова С.П.

кандидат психологических наук, доцент каф. психологии кризисных и экстремальных ситуаций КГУ




Пучкова И.М.

кандидат психологических наук, доцент каф. психологии личности КГУ



«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени». Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» / Автор-составитель – кандидат биологических наук Юнусова С.Г. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 20 с.

Методическая разработка составлена в соответствии с учебной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и содержит программу раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени», планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения студентами, темы реферативных и творческих работ. Методическая разработка адресована преподавателям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также студентам высших учебных заведений, изучающим данную дисциплину.


© Юнусова С.Г., 2009


Программа

раздела «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» курса «Безопасность жизнедеятельности»
Чрезвычайные ситуации. Понятие чрезвычайной ситуации. Признаки, классификации чрезвычайных ситуаций – степень внезапности, скорость и масштаб распространения, продолжительность действия, характер и источник происхождения. Правовые основы по обеспечению безопасности личности, общества и государства, отраженные в законодательных актах РФ.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные чрезвычайные ситуации в природе. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Объект, субъект, предмет и методы безопасности жизнедеятельности в природной среде. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

Опасные ситуации в литосфере. Землетрясения, извержения вулканов. Оползни, сели, обвалы, осыпи, просадки пород, абразия, эрозия. Лесные, степные и торфяные пожары.

Опасные ситуации в атмосфере. Бури, ураганы, смерчи. Затяжные ливни, засухи, сильная жара и холод, снегопады и метели.

Опасные ситуации в гидросфере. Тайфуны, цунами, сильные волнения и колебания уровня моря, ветровые нагоны, заторы, зажоры.

Биологические чрезвычайные ситуации. Групповые заболевания, эпидемии, пандемии. Энзоотии, эпизоотии, панзоотии. Эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности в техногенной среде. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах, связаннее с залповым выбросом экологически опасных веществ. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Пожары и взрывы. Гидродинамические аварии. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний.

Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации населения.

Чрезвычайные ситуации социально-психологического характера. Криминальные чрезвычайные ситуации. Общая криминогенная ситуация в городе, области, республике. Нападения на улице. Безопасность на улицах и дорогах. Безопасность в общественном транспорте. Безопасность в квартире и других закрытых помещениях. Зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы. Самооборона и ее правовые основы. Оружие самообороны и порядок его применения.

Чрезвычайные ситуации военного характера. Общая характеристика оружия массового поражения, его особенностей и последствий применения.

Чрезвычайные ситуации при применении ядерного оружия. Поражающие факторы наземного, подземного, воздушного и ядерного взрывов. Поражающие факторы, зоны разрушения и радиационного заражения. Воздействие радиации и электромагнитного импульса. Методы и средства защиты.

Чрезвычайные ситуации при применении химического оружия. Классификация и токсикологические характеристики химического оружия. Зоны и очаги поражения. Методы и средства защиты. Психологические операции, направленные против войск противника и гражданского населения.

Новые виды оружия массового поражения, методы и средства защиты.

Организация защиты населения и территорий. Способы защиты. Защитные сооружения, убежища, укрытия. Организация укрытия персонала и населения в ЧС военного времени. Понятие устойчивости функционирования. Устойчивость функционирования объектов производства (экономики) в условиях мирного и военного времени. Оценка готовности объекта к быстрому восстановлению производства. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов производства в ЧС. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости (толерантности) специалиста, технологического комплекса и системы управления объектом. Требования норм гражданской обороны к промышленным и гражданским объектам. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС, Цели, задачи, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их проведения. Перечень спасательных и неотложных работ. Разведка и оценка обстановки, сложившейся на производственном объекте (в населенном пункте) в результате ЧС. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС. Особенности применения средств индивидуальной защиты и порядка их использования. Мероприятия медицинской и психологической защиты.

Терроризм и агрессия. Основные понятия терроризма, их генезис и содержание. Современное состояние терроризма. Основные черты современного терроризма. Субъекты и объекты террористических действий. Виды и масштабы терроризма. Политический, информационный, экономический, социальный терроризм: «синдром Зомби», «синдром Рембо», «синдром камикадзе-шахэда». Цели и способы террористических актов. Психологический портрет террориста. Психологический портрет жертвы. Правила поведения заложников. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, города, дома. Психология ведения переговоров с террористами.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Способы автономного выживания человека в природе.

Основы автономного существования в различных климато-географических условиях. Правила поведения при вынужденном автономном существовании. Проблемы вынужденного автономного существования. Организация, подготовка и проведение турпоходов. Методика подготовки учащихся по правилам поведения в туристическом походе в различных ситуациях.

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Тема «Управление безопасностью жизнедеятельности»


Цель: получить теоретические знания в области правовых и организационных основ управления безопасностью жизнедеятельности.

Задачи:

  • заслушав доклады, реферативные сообщения по теме семинара ознакомиться с содержанием основных законодательных актов РФ в области безопасности жизнедеятельности;

  • разобрать структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Оборудование: Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты.

Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара.

План семинарского занятия


  • Сообщить очередность выступлений в рамках проблемы, рассматриваемой на семинаре

  • Вопросы со стороны преподавателя и участников семинара.

  • Дискуссия по отдельным вопросам проблемы.

  • Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.



Учебные вопросы семинара


    1. Правовые основы по обеспечению безопасности личности, общества и государства, отраженные в законодательных актах РФ (Конституция РФ, Федеральные Законы РФ «О безопасности», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

    2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

    3. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС.

    4. Понятие чрезвычайной ситуации. Признаки, классификации чрезвычайных ситуаций

Основная литература


Федеральные законы

  1. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ.

  2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

  3. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.

  4. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

  5. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ.

  6. «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.

  7. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ.

  8. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997г. №117-ФЗ.

Постановления правительства

  1. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 г. №738.

  2. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 г. № 1113.

  3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924.


Дополнительная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Арустамова Э.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 496 с.

  2. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие/ Гринин А.С., Новиков В.Н.- М.: Фаир - Пресс, 2002.- 336 с.

  3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 336 с.



Семинарское занятие № 2


Тема «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного характера»

Цель: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями по вопросу ЧС природного характера, необходимых для прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС природного характера по защите населения и персонала.

Задачи:

  • заслушав выступления с докладами, реферативными сообщениями по теме семинара сформировать представление о классификации ЧС природного характера;

  • обсудить теоретические и практические аспекты правил поведения населения в зонах ЧС природного происхождения;

  • Ознакомить студентов с мероприятиями по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС природного происхождения.

Оборудование: Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты.

Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара.

План семинарского занятия


      • В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы (желательно не более 4 групп) из 5-7 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-10 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других групп.

  • Вопросы со стороны преподавателя и участников семинара.

  • Дискуссия по отдельным вопросам проблемы.

  • Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.

      • В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Учебные вопросы семинара


      1. Классификация ЧС природного характера и причины их возникновения.

      2. Характеристики ЧС природного происхождения.

      3. Правила поведения населения в ЧС природного происхождения.

      4. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

      5. Мероприятия по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС природного происхождения.

Основная литература


  1. Шевченко В., Бузин Б. Еще раз о классификации чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. – 2003, № 2. – С. 37-38.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 496 с.

  3. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос-пресс, 2003. – С. 496.

  4. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие/ Гринин А.С., Новиков В.Н. – М.: Фаир - Пресс, 2002. –336с.

  5. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов В.П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.

Дополнительная литература


  1. Кукал З. Природные катастрофы. – М.: Знание, 1985. – 240 с.

  2. Задонина Н.В., Саньков В.А., Леви К.Г. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Природные катастрофы и организация превентивных мероприятий при чрезвычайных ситуациях. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. – Кн. IV. – 86 с.

  3. Задонина Н.В., Дмитриев А.Г., Масальский О.К., Самовольнов И.Н., Медус А.И. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Пособие по обеспечению личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного происхождения. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. – Кн. V. – 102 с.

  4. Мягков С.М., Козлов К.А. Распространенность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России // Вестник МГУ. Серия 5. География, 1993. – №5. – С. 18-23.

  5. Осипов В.И. История природных катастроф на Земле // Вестник Российской Академии Наук. М., 2004. – Т. 74.- № 11. – С. 998-1005.

  6. Природные опасности России: В 6 т. / РАН; МЧС РФ; под общ. ред. В.И. Осипова, С.К. Шойгу. [Т.1]: Природные опасности и общество / Под ред. В.А. Владимирова и др. – М.: Издат. фирма «КРУК», 2002. – 245 с.



Семинарское занятие № 3


Тема «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

Цель: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями в области защиты населения и территорий от ЧС техногенного характера.

Задачи:

  • заслушав выступления с докладами, реферативными сообщениями по теме семинара сформировать представление о классификации ЧС техногенного характера;

        • рассмотреть анатомо-физиологические последствия воздействия на человека поражающих факторов аварий и катастроф;

        • обсудить теоретические и практические аспекты правил поведения населения в зонах ЧС техногенного происхождения;

  • ознакомить студентов с мероприятиями по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС техногенного происхождения.

Оборудование: Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты.

Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара.

План семинарского занятия


  • В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 5 – 7 человек.

  • Каждая группа получает или выбирает (на усмотрение преподавателя) задание, в котором содержатся вопросы (это могут быть ситуационные задачи, вопросы-тесты, вопросы, где необходимо дать то или иное определение по теме семинара, привести конкретные примеры и т.п.).

  • В течение 5-10 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Группа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других групп.

  • В начале опроса организуются выступления по 1 вопросу задания для всех 4 групп, затем по 2 вопросу и т.д. Такая организация опроса преследует цель вовлечь в обсуждение вопросов студентов всех групп, не оставляя ни одну из групп без внимания. За каждый правильно отвеченный вопрос преподаватель выставляет один балл.

  • После выступления каждой группы по вопросам задания могут следовать дополнительные, уточняющие вопросы со стороны преподавателя и участников семинара других групп. Активность студентов поощряется путем добавления за особо интересные вопросы, уточнения и примеры дополнительных баллов.

  • Дискуссия по отдельным проблемным вопросам.

  • В конце занятия - подведение итогов с учетом всех полученных группами баллов.

  • Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.



Учебные вопросы семинара


  1. Причины возникновения и классификация техногенных ЧС. Определение аварии, катастрофы.

  2. Характеристики ЧС техногенного происхождения. ЧС на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО), химически опасных объектах (ХОО), радиационно опасных объектах (РОО), на транспорте, на гидродинамических опасных объектах (ГОО).

  3. Правила поведения населения в ЧС техногенного происхождения.

  4. Планирование, организация и проведение спасательных работ по ликвидации последствий ЧС техногенного происхождения.

  5. Мероприятия по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС техногенного происхождения.

Основная литература


  1. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. и др.; Под ред. Л.А. Муравья – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

  2. Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 349 с.

  3. Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. гос. ун-т. - М.: Акад. Проект: Трикста, 2004. – 473 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 496 с.

  5. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие/ Гринин А.С., Новиков В.Н.-М.: Фаир - Пресс, 2002. – 336 с.

  6. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов В.П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.

  7. Микрюков В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов вузов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 557 с.

  8. Русак О. Н и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Санкт-Петербург; Москва: Лань: Омега-Л, 2007. – 447 с.


Дополнительная литература

  1. Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 – 492 с.

  2. Катастрофы конца XX века / Под ред. В.А. Владимирова – М.: Геополитика, 2001 – 424 с.

  3. Владимиров В. А., Измалков В. И. Катастрофы и экология – М.: ООО «Контакт-Культура», 2000 -380 с.

  4. Владимиров В. А. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учеб. пособие для руковод. состава объектов экон., хранящих и использующих в производстве сжиж. хлор и др. АХОВ. – М., 2000 - 56 с.



Семинарское занятие № 4


Тема «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера»

Цель: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями необходимыми для прогноза и принятия грамотных решений в ЧС социально-психологического характера.

Задачи:

  • заслушав выступления с докладами, реферативными сообщениями по теме семинара, разобрать основные понятия, определения, причины возникновения, прогнозируемые последствия, рекомендации по снижению риска опасных последствий ЧС социально-психологического происхождения.

Оборудование: Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты.

Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара.

План семинарского занятия


  • Сообщить очередность выступлений в рамках проблемы, рассматриваемой на семинаре.

  • Вопросы со стороны преподавателя и участников семинара.

  • Дискуссия по отдельным вопросам проблемы.

  • Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.



Учебные вопросы семинара


  1. ЧС социально-психологического происхождения. Основные понятия, определения, причины возникновения, прогнозируемые последствия, рекомендации по снижению риска опасных последствий.

  2. Криминальная субкультура. Уголовные элементы.

  3. Виктимология – наука о жертве преступления. Ее цели, задачи, основные положения.

  4. Правила и меры безопасного поведения в зонах повышенной криминогенной опасности. Личная безопасность, безопасность жилища, имущества. Самооборона и ее правовые основы. Оружие самообороны и порядок его применения.

  5. Терроризм, массовые беспорядки. Правила поведения заложников. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, города, дома.



Основная литература


  1. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учебник для вузов / Л.А. Михайлов В.П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.

  2. Алексеев А.И., Васильев Ю.В. , Смирнов Г.Г. Как защитить себя от преступника / Новое в жизни, науке и технике. (Серия 10; Право в нашей жизни.). - М, 1999. - С. 25.

  3. Александров Ю. Очерки криминальной субкультуры. – М.: Изд-во «Права человека», 2002.- 152 с.

  4. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы: Справочник практ. Психолога. – М.: Эксмо, 2006.—1007 c.

  5. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности : Учеб. пособие для вузов – М.: Academia, 2004. – 250 с.

  6. Ольшанский Д. В. Психология террора – М., Екатеринбург: Акад. проект: ОППЛ: Деловая книга, 2002 – 319 с.

Дополнительная литература


  1. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 304 с.

  2. Христенко В. Е. Психология поведения жертвы: Учеб. пособие для студентов вузов – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. – 411 с.

  3. Сидоров Б.В. Виктимологический аспект борьбы с мошенничеством: реальность и перспективы: теоретико-прикл. исслед. / под общ. ред. Б. В. Сидорова.— Казань: Отечество, 2006.– 94 с.

  4. Пикулик Г.П. Оружие: приобретение, ношение, хранение / Серия «50 способов» – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.
  5. Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / РАН. Институт государства и права.– М. – 2002, № 6. – С.35-39.

  6. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 173 с.


  7. Юношев А.Т., Гордеева К. С. Угроза теракта. Как защитить себя и своих близких – Ростов-на/Дону: Феникс, 2005.– 315 с.



Семинарское занятие № 5


Тема «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях военного характера»

Цель: Формирование у студентов необходимой теоретической базы в области защиты населения и территорий от оружия массового поражения.

Задачи:

  • изучить современные виды оружия массового поражения (ОМП), воздействие поражающих факторов ОМП на людей, здания, сооружения;

  • познакомить студентов со способами защиты от поражающих факторов ОМП.

Оборудование: Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты, стенды и плакаты по БЖД и ГО.

Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара.

План семинарского занятия


  • Сообщить очередность выступлений в рамках проблемы, рассматриваемой на семинаре

  • Вопросы со стороны преподавателя и участников семинара.

  • Дискуссия по отдельным вопросам проблемы.

  • Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.

Учебные вопросы семинара

  1. Ядерное оружие, его поражающие факторы. Воздействие поражающих факторов на людей, здания, сооружения, технику. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.
  2. Химическое оружие. Классификация и токсические характеристики отравляющих веществ. Зоны заражения и очаги химического поражения.
  3. Бактериологическое оружие, его особенности и защита от него.

  4. Современные виды ОМП (генетическое, геофизическое, метеорологическое, лазерное и т.д.)


  5. Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Оповещение. Эвакуация, рассредоточение. Использование средств индивидуальной защиты, медицинские средства защиты, аптечка индивидуальная АИ-2. Коллективные средства защиты.


Основная литература

  1. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона. Учебник для вузов. Под ред. Д.И. Михайлика. – М.: «Высшая школа», 1986. – 207 с.

  2. Защита объектов народного хозяйства от ОМП / Справочник под ред. Демиденко Г. П. – Киев, 1987 . – 245 с.

  3. Гражданская оборона / Под ред. Е. Шубина. – М.: «Просвещение», 1991 – 154 с.

  4. Защита от оружия массового поражения / Под ред. Мясникова В.В.. – М.: Воен. изд., 1989. – 398 с.

  5. Шапарь В. Б. Психология войн и конфликтов. – Ростов-на/Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

  6. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 288 с.



Дополнительная литература


  1. Федоров Л. А. Химическое оружие в России: История, экология, политика. – М.: Центр эколог. политики России. – 1994.– 120 с.

  2. Франке З. Химия отравляющих веществ. Т.2 / Пер. с нем. И.Т. Пензулаева; под ред. И. Л. Кнунянца, Р.Н. Стерлина.– М.: Химия, 1973. – 407 с.

  3. Благообразов Б. В. Гражданская оборона: средства индивидуальной защиты : Учеб. пособие для студ. вузов – Владивосток: Дальневосточн. гос. техн. рыбохозяйствен. ун-т, 2002. – 74 с.

  4. Энциклопедия современного оружия и боевой техники: В 2 т. Т.1/ Н.Л. Волковский. – СПб.: Полигон: АСТ, 1997.– 375с.



Темы рефератов и творческих работ


  1. ЧС природного характера, возможные на территории Республики Татарстан. Ожидаемые последствия и меры по защите населения.

  2. ЧС техногенного характера на территории Республики Татарстан. Причины их возникновения. Ожидаемые последствия и меры по защите населения.

  3. Аналитический обзор аварии на Чернобыльской АЭС. Уроки и выводы.

  4. Метеорологические стихийные бедствия в Татарстане. Аналитический обзор.

  5. АХОВ, их поражающие свойства, средства и способы защиты от них.

  6. Радиационная безопасность. Анализ аварий на РОО.

  7. Эпидемиологическая безопасность, ее состояние в Республике Татарстан.

  8. Аналитический обзор ЧС природного происхождения в Татарстане.

  9. Аналитический обзор дорожно-транспортных происшествий в Татарстане за 2007-2008 г.г.

  10. Алгоритмы поведения в криминогенных ситуациях, связанных с попыткой воровства, грабежа, нападения, изнасилования и т.д.

  11. Мой жизненный опыт (родственников, знакомых, друзей) по выходу из криминогенной ситуации.

  12. ЧС в моей жизни.

  13. Порядок оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

  14. Устойчивость функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях.

  15. Планирование мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте экономики.

  16. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Способы проведения АСДНР.

  17. Терроризм и агрессия.

  18. Правила поведения заложников.

  19. Психология ведения переговоров с террористами.

  20. Способы автономного выживания человека в природе.

  21. Правила поведения при вынужденном автономном существовании. Проблемы вынужденного автономного существования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Антикризисное управление»...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 22. 04. 2009 г, протокол №12
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка для преподавателей и студентов по проведению...
Рецензенты: проректор по учебной работе Стгма, к м н., доцент Филимонов Ю. А., зав кафедрой общественного здоровья и здравоохранения...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность...
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование...
Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка для проведения семинарских и практических занятий по дисциплине
Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.)
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconУчебно-методическая разработка по дисциплине «Контроль и ревизия»...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка «Интеграция традиционных и современных средств...
Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности» Казань-2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск