Скачать 166 Kb.
|
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТШтаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям««Утверждаю»Директор юридического института___________ Уткин В.А. «____»___________2003г Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема 4. Пожаровзрывобезопасность.Занятие 4.1. Общие сведения о горении и взрыве. Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета ЮИ «___»____________ 2003 г протокол № ___ Томск – 2003Занятие 4.1. Общие сведения о горении и взрыве. Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и взрывопожарную классификацию зданий и помещений. Время – 2 часа. Метод – лекция. Место – _______________________________ Учебные материалы, обеспечивающие занятия – плакаты, схемы, наглядные пособия, фильмы. Литература:
СН и П 21-01 97; ГОСТ 12.1.004 – 91 «Пожарная безопасность»; ГОСТ 12.1. 010-85 « Взрывобезопасность»; ГОСТ 12.1 044-89 « Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов» 5. Ковалев С.А., Сердюк В.С.. Уч. Пособие « Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях». План лекцииВведение ……………………………………………………………………… 5 мин
зданий и помещений ……………………………………………………… 20 мин Методические указания. 1. Вводная часть занятия проводится согласно общих организационно- методических указаний на тему 4. 2. Основное внимание студентов сосредоточить на требованиях нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.
В той части важно, чтобы студенты поняли, что пожар и взрыв – явления одного и того же процесса – горения. При наличии учебного фильма рекомендуется демонстрировать его во время изложения второго вопроса.
Введение. Горение – один из важнейших для окружающей природной среды человека физико-химический процесс. В ближайшем будущем человечество в основном будет получать энергию от горения веществ. Огонь сыграл огромную роль в возникновении и развитии цивилизации.Научное исследование горения началось в 17 веке и определялось как соединение с кислородом горючих веществ. Появление двигателей внутреннего сгорания, развитие взрывного дела, а позднее внедрение реактивных двигателей стимулировало активное развитие науки о горении. Однако огонь является и источником опасности для человека. Пожары возникают везде: на промышленных объектах, в сельском хозяйстве, жилых помещениях и зданиях и тд. Каждые 4-5 минут в России происходит один пожар. В дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей, то что было создано несколькими поколениями живущих людей. Ежегодно на пожарах и взрывах гибну люди, еще больше остается обожженных и калек. Часто опасность пожара и взрыва реализуется по вине самого человека, который не придает серьезного значения защите от этого опасного явления.
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Пожаровзрывоопасный объект – объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации (ЧС). Нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области пожаровзрывобезопасности:
СН и П 21-01 97; ГОСТ 12.1.004 – 91 «Пожарная безопасность»; ГОСТ 12.1. 010-85 « Взрывобезопасность»; ГОСТ 2.1 044-89 « Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов». 2. Общие понятия о горении и взрыве и их поражающие факторы. Горение – экзотермическое окислительное взаимодействие горючего вещества с окислителем. При горении происходит разрыв молекулярных связей, удерживающих атомы в одних молекулах, и образование новых связей в других молекулах, возникающих в ходе реакции веществ. Число атомов при химической реакции не изменяется, происходит лишь их перегруппировка, которая связана с выделением энергии, например: 2Н2 +О2=2Н2О +484 кдж/моль, или, С + О2 = СО2 +394 кдж/моль. Если горючего «много», а окислителя «мало», то говорят смесь богатая, а если наоборот, то бедная. Если исходные вещества взяты в таком соотношении, что химическое превращение может полностью перевести их в продукты реакции, то такая смесь называется стехиометрической. Для примера: СН4 + 2О2 + 2*3,76 N2 = CО2 + 2Н2О + 2*3,76 N2 , С ст = 1*100/(1 +2+283,76) =100/10,52 = 9,5 %. Общая формула определения стехиометрического соотношения: Сст= 100 / 1+4,84, Где - стехиометрический коэффициент, равный: = Пс + (Пн – По) / 4 + По / 2, где П число атомов С, Н, О, Х и галоидов в молекуле горючего. Например, для металла: = 1+1=2, тогда Сст =100/(1+4,84*2=9,4%. Переход вещества из начального состояния в конечное характеризуется скоростью химической реакции. Известно два режима распространения волны реакции в пространстве:
Первый режим характеризуется процессами теплопроводности и диффузии (это режим распространения пламени). Направление распространения пламени Продукты сгорания свежая смесь фронт пламени Второй режим – детонационный – обусловлен быстрым сжатием вещества в ударной волне, которая обеспечивает нагрев вещества. Следствием горения в зависимости от скорости реакции могут быть:
Примечание: Дефлаграционное горение наблюдается в диапазоне от десятков до нескольких сот метров в секунду ( взрывное или дефлаграционное горение), так как скорость горения изменяется в широком диапазоне устанавливаются шесть режимов горения. Дефлаграция – горение облака с видимой скоростью.
Агрегатное состояние:
Группа горючести:
Температура вспышки – наименьшая температура конденсированного вещества, при которой образуются пары, способные вспыхивать в воздухе. Температура воспламенения – наименьшая температура, при которой наблюдается горения после удаления источника. Температура самовоспламенения – наименьшая температура окружающей среды, при которой наблюдается самовоспламенение вещества. Концентрационные пределы распространения пламени Область воспламенения 0% горючего 100% горючего 100 % воздуха НКПВ ВКПВ 0% воздуха НКПВ (ВКПВ) – минимальное (мах) содержание горючего вещества, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника( нижний(верхний) предел воспламенения). Коэффициент дымообразования характеризует плотность дыма при пламенном горении или тлении ( термоокислительная деструкция). Существует три группы материалов:
Безопасный экспериментальный максимальный зазор (БЭМЗ) – зазор между фланцами оболочки, через который не происходит передача взрыва из оболочки в окружающую среду при любой концентрации горючего в воздухе. Минимальный ток воспламенения – отношение между минимальным током воспламенения испытуемого газа или пара и минимальным током воспламенения метана. Для характеристики взрывоопасности среды применяют такие же показатели, что и для взрывоопасности веществ и материалов. Для классификации взрывоопасных смесей по категориям применяется величина БЭМЗ ( безопасный экспериментальный зазор) и МТВ ( минимальный ток воспламенения). Дополнительно:
Поражающими факторами пожара и взрыва, воздействующими на людей являются:
К вторичным проявлениям поражающих факторов относятся:
Пламя и искры (тепловой поток). Опасные для человека значения лучистых потоков теплового воздействия невелики, время переносимости потока человеком равно:
Температура среды. Наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. При температуре выше 100 С – потеря сознания и возможна гибель в течении нескольких минут. Также возможна вероятность получения ожогов 2-ой степени – 30 % поверхности тела, при таком ожоге мала вероятность выжить. Время получения ожогов 2-ой степени при t=71 С – 26 с, при t=100 С – 15 с, при t=176 С – 7 с. Во влажной атмосфере ожог 2-ой степени вызывает t=55 С – 20 с. Токсичные продукты горения. Основная причина гибели людей отравление угарным газом ( оксид углерода II ). Угарный газ в 200-300 раз лучше реагирует с гемоглобином крови, чем кислород. Красные кровяные тельца перестает снабжать организм кислородом. Человек становится равнодушным и безучастным, не стремится избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение. Потеря видимости вследствие задымления. При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, то есть каждый человек двигается в произвольном направлении. Пониженная концентрация кислорода. Понижение кислорода на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация кислорода 14%, при ней теряется координация движения, ухудшается умственное сосредоточение, затрудняется эвакуация людей. Воздушная ударная волна (ВУВ). ВУВ может наносить человеку поражение непосредственно и косвенно. При непосредственном воздействии ВУВ основной причиной возникновения травм является мгновенное повышение давления воздуха, воспринимаемое человеком как резкий удар. При этом тело человека испытывает действие односторонне направленной силы, вызывающей в организме функциональные нарушения и механические повреждения. Косвенное воздействие ударной волны - удары, нанесенные обломками разрушающихся зданий, сооружений, техники и деревьев и т.п.
Пожары классифицируются в зависимости от характеристики горючей среды или объекта. Классы пожаров представлены в таблице 1. Таблица 1.
Пожарно-техническая классификация зданий основывается на разделении зданий и помещений по следующим свойствам:
1. По пожарной опасности здания делятся на классы:
Класс конструктивной пожарной опасности зданий определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов. Здания по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы С0, С1, С2, С3.
Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов и зависит от того в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможного пребывания в состоянии сна и т.д. Здания по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы: Ф-1. Для проживания людей: Ф 1.1. детские школьные учреждения, дома престарелых; Ф 1.2. гостиницы, общежития, дома отдыха, пансионаты; Ф 1.3. многоквартирные жилые дома; Ф 1.4. одноквартирные жилые дома. Ф-2. Зрелищные и культурно-просветительные учреждения: Ф 2.1. театры, кинотеатры, клубы, цирки, библиотеки; Ф 2.2. музеи, выставки, танцевальные залы; Ф 2.3. учреждения, указанные в Ф2.1. на открытом воздухе; Ф 2.4. . учреждения, указанные в Ф2.2. на открытом воздухе. Ф-3. Предприятия по обслуживанию населения: Ф3.1. предприятия торговли; Ф 3.2. предприятия общественного питания; Ф 3.3. вокзалы; Ф 3.4. поликлиники и амбулатории; Ф 3.5. почты, сберегательные кассы, ателье; Ф 3.6. физкультурно-оздоровительные комплексы. Ф-4. Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления: Ф 4.1. школы, средне специальные учебные заведения; Ф 4.2. высшие учебные заведения; Ф 4.3. учреждения органов управления, конторы, офисы; Ф 4.4. пожарные депо. Ф-5. Производственные и складские здания: Ф 5.1. производственные здания; Ф 5.2. складские здания; Ф 5.3. сельскохозяйственные здания. Здания, отнесенные к Ф-5 по взрывопожарной и пожарной опасности делятся на категории согласно НПБ 105-95. 2. По огнестойкости здания делятся по степеням ( I, II, III, IV), они определяются в зависимости от огнестойкости строительных конструкций зданий.
Классификация строительных конструкций:
( показатели устанавливаются на время поступления одного или последовательно нескольких нумеруемых для данной конструкции признаков предельных состояний, например, REJ 150 – стены, Е60 – окна, EJ 60 – двери.)
Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в зависимости от веществ и материалов, находящихся в помещении и принимаются в соответствии с таблицей 2. Таблица 2.
Заключительная часть. Заключительную часть занятия провести согласно общим организационно-методическим указаниям и дополнительно выдать старостам групп перечень вопросов для подготовки к тестированию поданной теме; дать задание на самостоятельную подготовку студентов. Начальник штаба по делам ГО и ЧС Томского Государственного университета Добродей Г.К. - - |
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | Методическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность... Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | ||
Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | Методическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ... | ||
Методическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование... Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г | Методическая разработка для проведения семинарских и практических занятий по дисциплине Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.) | ||
Методическая разработка по дисциплине «Антикризисное управление»... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 22. 04. 2009 г, протокол №12 | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях” | ||
Методическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Индивидуальная работа призвана углубить, расширить знания студентов по изучаемому предмету и носит прикладной характер. Студенты... | Методическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Индивидуальная работа призвана углубить, расширить знания студентов по изучаемому предмету и носит прикладной характер. Студенты... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | Методическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности... Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” |