Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность





НазваниеМетодическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность
Дата публикации05.08.2013
Размер166 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям



««Утверждаю»

Директор юридического института


___________ Уткин В.А.

«____»___________2003г
Методическая разработка

для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Тема 4. Пожаровзрывобезопасность.


Занятие 4.1. Общие сведения о горении и взрыве.

Методическая разработка

рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета ЮИ

«___»____________ 2003 г

протокол № ___


Томск – 2003

Занятие 4.1.

Общие сведения о горении и взрыве.
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и взрывопожарную классификацию зданий и помещений.
Время – 2 часа.
Метод – лекция.
Место – _______________________________
Учебные материалы, обеспечивающие занятия – плакаты, схемы, наглядные пособия, фильмы.
Литература:

  1. Федеральный закон « О пожарной безопасности.»

  2. Правила пожарной безопасности ( ППБ – 01 –93 ) – 2-е издание. – М: ИНФРА – М, 200. – 240 с.

  3. Нормы государственной противопожарной службы: НПБ 104-95, НПБ 105-95, НПБ 106-95.

  4. Строительные нормы и правила:

СН и П 21-01 97;

ГОСТ 12.1.004 – 91 «Пожарная безопасность»;

ГОСТ 12.1. 010-85 « Взрывобезопасность»;

ГОСТ 12.1 044-89 « Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов»

5. Ковалев С.А., Сердюк В.С.. Уч. Пособие « Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях».

План лекции




Введение ……………………………………………………………………… 5 мин





  1. Основные термины и понятия о пожаровзрывобезопасности……… 15 мин




  1. Общие понятия о горении и взрыве и поражающие факторы………… 40 мин



  1. Пожарно-техническая и взрывопожарная классификация

зданий и помещений ……………………………………………………… 20 мин

Методические указания.
1. Вводная часть занятия проводится согласно общих организационно- методических указаний на тему 4.

2. Основное внимание студентов сосредоточить на требованиях нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

  1. При освещении первого вопроса лекции основные термины дать под диктовку. Термины и определения в области пожарной безопасности должны быть взяты только из нормативных документов.

  2. При изложении второго учебного вопроса особое внимание уделить воздействию поражающих факторов пожара и взрыва на человека, а также на другие объекты.

В той части важно, чтобы студенты поняли, что пожар и взрыв – явления одного и того же процесса – горения.

При наличии учебного фильма рекомендуется демонстрировать его во время изложения второго вопроса.

  1. При изложении третьего вопроса следует заострить внимание студентов на классификации зданий по функциональной пожарной опасности.

  2. В ходе чтения лекции для более точного раскрытия учебных вопросов необходимо приводить примеры по пожарам и взрывам, произошедшим в России и Томской области.

  3. Заключительную часть занятия провести согласно общих организационно-методических указаний на тему 4.


Введение.

Горение – один из важнейших для окружающей природной среды человека физико-химический процесс. В ближайшем будущем человечество в основном будет получать энергию от горения веществ. Огонь сыграл огромную роль в возникновении и развитии цивилизации.


Научное исследование горения началось в 17 веке и определялось как соединение с кислородом горючих веществ. Появление двигателей внутреннего сгорания, развитие взрывного дела, а позднее внедрение реактивных двигателей стимулировало активное развитие науки о горении.

Однако огонь является и источником опасности для человека. Пожары возникают везде: на промышленных объектах, в сельском хозяйстве, жилых помещениях и зданиях и тд.

Каждые 4-5 минут в России происходит один пожар. В дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей, то что было создано несколькими поколениями живущих людей.

Ежегодно на пожарах и взрывах гибну люди, еще больше остается обожженных и калек. Часто опасность пожара и взрыва реализуется по вине самого человека, который не придает серьезного значения защите от этого опасного явления.


  1. Основные термины и понятия. Нормативные акты в области пожаровзрывобезопасности.


Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожаровзрывоопасный объект – объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации (ЧС).

Нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области пожаровзрывобезопасности:

  1. Федеральный закон « О пожарной безопасности.

  2. Правила пожарной безопасности ( ППБ – 01 –93 ) – 2-е издание. – М: ИНФРА – М, 200. – 240 с.

  3. Нормы государственной противопожарной службы: НПБ 104-95, НПБ 105-95, НПБ 106-95.

  4. Строительные нормы и правила:

СН и П 21-01 97;

ГОСТ 12.1.004 – 91 «Пожарная безопасность»;

ГОСТ 12.1. 010-85 « Взрывобезопасность»;

ГОСТ 2.1 044-89 « Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов».
2. Общие понятия о горении и взрыве и их поражающие факторы.
Горение – экзотермическое окислительное взаимодействие горючего вещества с окислителем.

При горении происходит разрыв молекулярных связей, удерживающих атомы в одних молекулах, и образование новых связей в других молекулах, возникающих в ходе реакции веществ.

Число атомов при химической реакции не изменяется, происходит лишь их перегруппировка, которая связана с выделением энергии, например:
2Н2 +О2=2Н2О +484 кдж/моль,

или, С + О2 = СО2 +394 кдж/моль.
Если горючего «много», а окислителя «мало», то говорят смесь богатая, а если наоборот, то бедная.

Если исходные вещества взяты в таком соотношении, что химическое превращение может полностью перевести их в продукты реакции, то такая смесь называется стехиометрической.

Для примера:
СН4 + 2О2 + 2*3,76 N2 = CО2 + 2Н2О + 2*3,76 N2 ,
С ст = 1*100/(1 +2+283,76) =100/10,52 = 9,5 %.
Общая формула определения стехиометрического соотношения:
Сст= 100 / 1+4,84,
Где  - стехиометрический коэффициент, равный:
= Пс + (Пн – По) / 4 + По / 2,
где П число атомов С, Н, О, Х и галоидов в молекуле горючего.

Например, для металла: = 1+1=2, тогда
Сст =100/(1+4,84*2=9,4%.
Переход вещества из начального состояния в конечное характеризуется скоростью химической реакции.

Известно два режима распространения волны реакции в пространстве:

  1. с дозвуковой,

  2. сверхзвуковой скоростями.


Первый режим характеризуется процессами теплопроводности и диффузии (это режим распространения пламени).

Направление распространения пламени

Продукты сгорания свежая смесь

фронт пламени
Второй режим – детонационный – обусловлен быстрым сжатием вещества в ударной волне, которая обеспечивает нагрев вещества.
Следствием горения в зависимости от скорости реакции могут быть:

  1. Пожар – диффузное горение ( скорость горения намного меньше скорости звука),

  2. Взрыв :

  • Дефлаграционное горение (взрыв) ( скорость горения приближается к скорости звука),

  • Детонационное горение (взрыв) ( скорость горения выше скорости звука).


Примечание: Дефлаграционное горение наблюдается в диапазоне от десятков до нескольких сот метров в секунду ( взрывное или дефлаграционное горение), так как скорость горения изменяется в широком диапазоне устанавливаются шесть режимов горения.

Дефлаграция – горение облака с видимой скоростью.


    1. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.



Агрегатное состояние:

  • Газы – вещества, давление насыщенных паров которых при t= 25С и давлении 101,3 кПа превышает 101,3 кПа.

  • Жидкости – вещества, давление насыщенных паров которых при t= 25С и давлении 101,3 кПа меньше 101,3 кПа, а также температура плавления меньше 50С.

  • Твердые вещества и материалы – индивидуальные вещества, температура плавления или капле падения которых больше 50С. а также вещества не имеющие температуру плавления ( древесина, ткани и т.п.).

  • Пыли – диспергиованные твердые вещества и материалы с размером частиц меньше 850 мкм.

Группа горючести:

  • Негорючие (несгораемые) – вещества не способные гореть в воздухе.

  • Трудно горючие (трудно сгораемые) – не способные самостоятельно гореть после удаления источника горения.

  • Горючие (сгораемые) – способные самовозгораться и гореть после удаления источника горения.

Температура вспышки – наименьшая температура конденсированного вещества, при которой образуются пары, способные вспыхивать в воздухе.

Температура воспламенения – наименьшая температура, при которой наблюдается горения после удаления источника.

Температура самовоспламенения – наименьшая температура окружающей среды, при которой наблюдается самовоспламенение вещества.

Концентрационные пределы распространения пламени
Область воспламенения


0% горючего 100% горючего

100 % воздуха НКПВ ВКПВ 0% воздуха

НКПВ (ВКПВ) – минимальное (мах) содержание горючего вещества, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника( нижний(верхний) предел воспламенения).

Коэффициент дымообразования характеризует плотность дыма при пламенном горении или тлении ( термоокислительная деструкция).

Существует три группы материалов:

  • С малой дымообразующей способностью, где Кд = 50 м2кг-1 ;

  • С умеренной дымообразующей способностью, где Кд = 50 …500 м2кг-1;

  • С высокой дымообразующей способностью, где Кд = больше 500 м2кг-1.

Безопасный экспериментальный максимальный зазор (БЭМЗ) – зазор между фланцами оболочки, через который не происходит передача взрыва из оболочки в окружающую среду при любой концентрации горючего в воздухе.

Минимальный ток воспламенения – отношение между минимальным током воспламенения испытуемого газа или пара и минимальным током воспламенения метана.

Для характеристики взрывоопасности среды применяют такие же показатели, что и для взрывоопасности веществ и материалов.

Для классификации взрывоопасных смесей по категориям применяется величина БЭМЗ ( безопасный экспериментальный зазор) и МТВ ( минимальный ток воспламенения).

Дополнительно:

  • Минимальная энергия зажигания и чувствительность к механическому воздействию.




    1. Поражающие факторы пожара и взрыва.


Поражающими факторами пожара и взрыва, воздействующими на людей являются:

  • Пламя и искры ( тепловой (лучистый поток));

  • Повышенная температура окружающей среды;

  • Токсичные продукты горения и термического разложения;

  • Пониженная концентрация кислорода;

  • Воздушная ударная волна;

  • Дым;

  • Осколки и обломки оборудования, конструкции и т.п..

К вторичным проявлениям поражающих факторов относятся:

  • Радиоактивные и химические опасные вещества, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

  • Электрический ток, возникший в результате разрушения изоляции токоведущих частей агрегатов и аппаратов;

  • Огнетушащие вещества.


Пламя и искры (тепловой поток).

Опасные для человека значения лучистых потоков теплового воздействия невелики, время переносимости потока человеком равно:

  • 2.8 кВт/ м2 – 30 с;

  • 3, 5 кВт/ м2 -10 с;

  • 7 кВт/ м2 -5 с;

  • 8,75 кВт/ м2 -3с.


Температура среды.

Наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти.

При температуре выше 100  С – потеря сознания и возможна гибель в течении нескольких минут. Также возможна вероятность получения ожогов 2-ой степени – 30 % поверхности тела, при таком ожоге мала вероятность выжить. Время получения ожогов 2-ой степени при t=71  С – 26 с, при t=100  С – 15 с, при t=176  С – 7 с. Во влажной атмосфере ожог 2-ой степени вызывает t=55  С – 20 с.
Токсичные продукты горения.

Основная причина гибели людей отравление угарным газом ( оксид углерода II ). Угарный газ в 200-300 раз лучше реагирует с гемоглобином крови, чем кислород. Красные кровяные тельца перестает снабжать организм кислородом. Человек становится равнодушным и безучастным, не стремится избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение.
Потеря видимости вследствие задымления.

При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, то есть каждый человек двигается в произвольном направлении.

Пониженная концентрация кислорода.
Понижение кислорода на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация кислорода 14%, при ней теряется координация движения, ухудшается умственное сосредоточение, затрудняется эвакуация людей.
Воздушная ударная волна (ВУВ).

ВУВ может наносить человеку поражение непосредственно и косвенно.

При непосредственном воздействии ВУВ основной причиной возникновения травм является мгновенное повышение давления воздуха, воспринимаемое человеком как резкий удар. При этом тело человека испытывает действие односторонне направленной силы, вызывающей в организме функциональные нарушения и механические повреждения.

Косвенное воздействие ударной волны - удары, нанесенные обломками разрушающихся зданий, сооружений, техники и деревьев и т.п.


    1. Классификация пожаров.


Пожары классифицируются в зависимости от характеристики горючей среды или объекта. Классы пожаров представлены в таблице 1.
Таблица 1.

Класс пожара

Характеристика горючей среды или объекта

А

Обычные твердые горючие материалы ( дерево, уголь, бумага, резина, текстиль и др.)

В

Горючие жидкости и плавящиеся при нагревании материалы ( мазут, стеарин, бензин, лаки, каучук, синтетические материалы)

С

Горючие газы ( водород, ацетилен, углеводороды и др.)

D

Металлы и их сплавы ( калий, натрий, алюминий, магний и др.)

E

Электроустановки, находящиеся под напряжением.




  1. Пожарно-техническая и взрывопожарная классификация зданий и помещений.




    1. Пожарно-техническая классификация зданий ( СНиП 21-01-97).

Пожарно-техническая классификация зданий основывается на разделении зданий и помещений по следующим свойствам:

  1. Способствующих возникновению опасных факторов пожара и его развитию – пожарной опасности;

  2. По свойствам сопротивляемости воздействию пожара и распространению его опасных факторов – огнестойкости ( подразделяются на 1, 2, 3, 4 классы).

1. По пожарной опасности здания делятся на классы:

  • Конструктивной пожарной опасности;

  • Функциональной пожарной опасности.

Класс конструктивной пожарной опасности зданий определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов. Здания по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы С0, С1, С2, С3.


Класс конструктивной пожарной опасности

Класс пожарной опасности строительных конструкций

Несущие элементы (стержневые)

Стены наружные

Стены, перегородки

Стены лестничных клеток

Марши и площадки лестниц

Со

К0

К0

К0

К0

К0

С1

К1

К2

К1

К0

К0

С2

К3

К3

К2

К1

К1

С3

Не нормируются

К1

К3


Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов и зависит от того в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможного пребывания в состоянии сна и т.д.

Здания по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы:

Ф-1. Для проживания людей:

Ф 1.1. детские школьные учреждения, дома престарелых;

Ф 1.2. гостиницы, общежития, дома отдыха, пансионаты;

Ф 1.3. многоквартирные жилые дома;

Ф 1.4. одноквартирные жилые дома.
Ф-2. Зрелищные и культурно-просветительные учреждения:

Ф 2.1. театры, кинотеатры, клубы, цирки, библиотеки;

Ф 2.2. музеи, выставки, танцевальные залы;

Ф 2.3. учреждения, указанные в Ф2.1. на открытом воздухе;

Ф 2.4. . учреждения, указанные в Ф2.2. на открытом воздухе.
Ф-3. Предприятия по обслуживанию населения:

Ф3.1. предприятия торговли;

Ф 3.2. предприятия общественного питания;

Ф 3.3. вокзалы;

Ф 3.4. поликлиники и амбулатории;

Ф 3.5. почты, сберегательные кассы, ателье;

Ф 3.6. физкультурно-оздоровительные комплексы.
Ф-4. Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления:

Ф 4.1. школы, средне специальные учебные заведения;

Ф 4.2. высшие учебные заведения;

Ф 4.3. учреждения органов управления, конторы, офисы;

Ф 4.4. пожарные депо.
Ф-5. Производственные и складские здания:

Ф 5.1. производственные здания;

Ф 5.2. складские здания;

Ф 5.3. сельскохозяйственные здания.

Здания, отнесенные к Ф-5 по взрывопожарной и пожарной опасности делятся на категории согласно НПБ 105-95.

2. По огнестойкости здания делятся по степеням ( I, II, III, IV), они определяются в зависимости от огнестойкости строительных конструкций зданий.


Класс конструктивной пожарной опасности

Класс пожарной опасности строительных конструкций

Несущие элементы (стержневые)

Стены наружные

Стены, перегородки

Лестничные клетки

Внутренние стены

Марши и площадки

I

R 120

RE 30

REJ 60

REJ 120

R 60

II

R45

RE 15

REJ 45

REJ 90

R 45

III

R15

RE 15

REJ 15

REJ 45

R 30

IV

Не нормируются


Классификация строительных конструкций:

  1. по огнестойкости:

  • Показатели несущей способности (R),

  • Потеря целостности (E),

  • Потеря теплоизоляционной способности (J).

( показатели устанавливаются на время поступления одного или последовательно нескольких нумеруемых для данной конструкции признаков предельных состояний, например, REJ 150 – стены, Е60 – окна, EJ 60 – двери.)

  1. по пожарной опасности ( классы):

  • не пожароопасные - К0;

  • мало пожароопасные – К1;

  • умеренно пожароопасные – К2;

  • пожароопасные – К3.




    1. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности ( НПБ 105-95).

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в зависимости от веществ и материалов, находящихся в помещении и принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2.

Категория помещения

Характеристика веществ и материалов, находящихся в помещении

А

Взрывопожароопасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа.

Б

Взрывопожароопасная


Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные и пылевоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

В1 –В4

Пожароопасные


Горючие и трудно горючие жидкости, твердые горючие и трудно горючие вещества и материалы ( в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются , не относятся к категориям А или Б..

Г

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.

Д

Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Заключительная часть.

Заключительную часть занятия провести согласно общим организационно-методическим указаниям и дополнительно выдать старостам групп перечень вопросов для подготовки к тестированию поданной теме; дать задание на самостоятельную подготовку студентов.

Начальник штаба по делам ГО и ЧС

Томского Государственного университета Добродей Г.К.

- -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность...
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование...
Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинарских и практических занятий по дисциплине
Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.)
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Антикризисное управление»...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 22. 04. 2009 г, протокол №12
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях”
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Индивидуальная работа призвана углубить, расширить знания студентов по изучаемому предмету и носит прикладной характер. Студенты...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Индивидуальная работа призвана углубить, расширить знания студентов по изучаемому предмету и носит прикладной характер. Студенты...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
...
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”
Методическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема Пожаровзрывобезопасность iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине...
Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск