Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Методические рекомендации к проведению КСР по
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02.ПСИХОЛОГИЯ
для студентов 2 курса, обучающихся по специальностям: 050144 – Дошкольное образование
Преподаватель:
Осипова И.А.
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине «Психология». Данная методическая разработка предназначена для преподавателей психологии и раскрывает тематику, объем контролируемой самостоятельной внеаудиторной работы в рамках стандартов ФГОС СПО НП. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (раздела, МДК): максимальной учебной нагрузки обучающегося – 158
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 105
самостоятельной работы обучающегося - 53 Осваиваемые компетенции (знания и умения)
№ п\п
| Тема КСР
| Содержание деятельности
| Компетенция
(знание\умение)
| ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР 24 часа
| 1
| Самостоятельная работа №1. Создание презентаций
| Тематика презентаций:
Античная психология
Психологические идеи Средневековья
Психологические идеи эпохи Возрождения
Теория Льва Семеновича Выготского,
Развитие отечественной детской психологии в 50-60 годы
Д.Б.Эльконин и его теории
Теория поэтапного формирования умственных действий
Теория Жана Пиаже
Мнемотехника
Теории эмоций
Бессознательное
Сюжетно-ролевая игра
История игрушки
Конфликты
Общение между людьми
Групповое взаимодействие
Нравственное развитие
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У4.Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций
Использование ИКТ в профессиональной деятельности. Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать У8. Исследовательские умения. Анализ оформления, структуры, содержания и презентации. З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З5. Знание современных технологий, концепций и закономерностей психического развития З7. Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений
| 2
| Самостоятельная работа №2. Наблюдение
| Наблюдение за живым объектом по выбору. Составление карты наблюдения.
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У2.Умение разумно оценивать свою деятельность и деятельность обучающихся, принимать решения в различных ситуациях, ориентироваться в ситуациях, применять знания психологии при решении педагогических задач; У5. Умение анализировать, определять критерии для анализа, описывать результаты анализа. Проведение и описание психологических методов изучения психологических особенностей. выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников; У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать У8. Исследовательские умения. Анализ оформления, структуры, содержания и презентации. З1.Знание методов психологии, структуры деятельности и особенностей самостоятельной деятельности человека, показателей качества осуществления деятельности З7. Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений З8. Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности
| 3
| Самостоятельная работа №3. Методы изучения психики человека
| Сделать подборку тестовых материалов для изучения ППП, личностных характеристик детей дошкольного возраста
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У2.Умение разумно оценивать свою деятельность и деятельность обучающихся, принимать решения в различных ситуациях, ориентироваться в ситуациях, применять знания психологии при решении педагогических задач; У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У5. Умение анализировать, определять критерии для анализа, описывать результаты анализа. Проведение и описание психологических методов изучения психологических особенностей. выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников; У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать У8. Исследовательские умения. Анализ оформления, структуры, содержания и презентации. З1.Знание методов психологии, структуры деятельности и особенностей самостоятельной деятельности человека, показателей качества осуществления деятельности З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З6. Знание психологических особенностей обучающихся, возрастной периодизации З7. Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений З8. Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности
| 4
| ИТОГО на 1 семестр
|
| 24
| ВТОРОЙ СЕМЕСТР 29 часов
| 5
| Самостоятельная работа №4. Пренатальное развитие
| Раскрыть стадии пренатального развития. Подобрать материал по методикам развития до рождения.
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников.
| 6
| Самостоятельная работа №5. Онтогенез от 0 до 7 лет
| Составить карту развития ребенка от 0 до 7 лет. Основной источник - Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология.
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З5. Знание современных технологий, концепций и закономерностей психического развития З6. Знание психологических особенностей обучающихся, возрастной периодизации
| 7
| Самостоятельная работа №6. Развивающие игры
| Сделать подборку развивающих игр для детей дошкольного возраста
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У4.Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций
Использование ИКТ в профессиональной деятельности. Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З8. Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности
| 8
| Самостоятельная работа №7. Готовность к обучению в школе
| Подобрать и перечислить методы определения школьной готовности, составить перечень методов и примеры конкретных методик, не менее 8).
| У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития
У4.Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций
Использование ИКТ в профессиональной деятельности. Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З8. Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности
| 9
| ИТОГО на 2 семестр
|
| 29
|
Содержание Тема: Самостоятельная работа №1. Создание презентаций. 10 часов Вид КСР: самостоятельная работа студентов по изучению теоретического учебного материала, создание презентации Форма контроля: индивидуальная и групповая, выборочная презентация, включение материала в экзаменационные вопросы Цель работы:
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
формирования практических (общеучебных и профессиональных) компетенций;
развития исследовательских компетенций;
Тема презентации выбирается студентом самостоятельно. Структура презентации:
Титульный слайд
Оглавление
Основное содержание
Заключение
Готовая презентация сдается в электронном виде на любом виде носителя или по электронной почте. Тематика презентаций:
Античная психология
Психологические идеи Средневековья
Психологические идеи эпохи Возрождения
Теория Льва Семеновича Выготского,
Развитие отечественной детской психологии в 50-60 годы
Д.Б.Эльконин и его теории
Теория поэтапного формирования умственных действий
Теория Жана Пиаже
Мнемотехника
Иллюзии восприятия
Теории эмоций
Творческие способности
Бессознательное
Сюжетно-ролевая игра
История игрушки
Конфликты
Общение между людьми
Групповое взаимодействие
Нравственное развитие
Кризис 3 лет.
Кризис одного года
Подросток и мир.
Адаптация в первом классе
Психологическая роль сказки
«Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций».
Как развить волю.
Влияние семьи и фактора наследственности на развитие человека
Особенности становления самооценки.
Время на выполнение 10 часов внеаудиторной работы Результаты КСР, подлежащие проверке:
З3.Знание способов работы с информацией, видов информации и источников. З5. Знание современных технологий, концепций и закономерностей психического развития З7. Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений У1.Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу У3.Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности, эффективно работать с профессиональной информацией, использовать информацию для развития У4.Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций
Использование ИКТ в профессиональной деятельности. Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию У7. Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать У8. Исследовательские умения. Анализ оформления, структуры, содержания и презентации.
| Грамотный подбор источников для создания презентаций, использование научных источников. Грамотная работа с программами по созданию презентаций.
Содержание презентации отражает все аспекты вопроса.
Работа оформлена по всем правилам и эстетично. Хорошая результативность конечного продукта
Для презентации отобрана адекватная информация.
Показаны умения работы с презентацией
Презентация структурирована и содержательна. Выглядит эстетично.
|
Рекомендуемая литература для подготовки презентации:
Крэйн У. Психология развития человека: 25 главных теорий, 2007
Леонтьев А.А. Словарь Л.С. Выготского, 2014
Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. Учебное пособие, 2014
Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов, 2013
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. «Проспект», Москва, 2010
http://psyjournals.ru/topic/index.shtml - актуальные статьи по теориям развития и возрастной психологии, исследования
Хухлаева О. В., Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. Психология развития и возрастная психология. Учебник. 2014
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Гриф УМО по классическому университетскому образованию, 2009
|