Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет





Скачать 254.58 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет
Дата публикации05.12.2014
Размер254.58 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
Программа вступительных испытаний для абитуриентов

направления подготовки
46.06.01 Исторические науки и археология

2014 г.

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса
Программа утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин

05 марта 2014 года, протокол № 8.
Этнография, этнология и антропология: Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 46.06.01 История и археология / Сост. Т.Н. Глушкова, А.Б. Панченко. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012.
Программа предназначена для лиц, сдающих вступительный экзамен по направлению подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология.

Настоящая программа вступительных испытаний по этнографии, этнологии и антропологии включает пояснительную записку, в которой определены цель, задачи вступительного испытания, выделены требования к ответам и критерии их оценивания, описана процедура проведения экзамена, представлено содержание программы, дан примерный перечень вопросов и необходимых источников информации, сформулированы методические рекомендации абитуриентам.

Программа вступительного экзамена в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.

© Сургутский государственный педагогический университет, 2014

Пояснительная записка
Общие положения
Программа вступительного экзамена по этнографии, этнологии и антропологии, методические рекомендации, составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

В аспирантуру по направлению подготовки 46.06.01 История и археологи принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и завершившие полный курс обучения по образовательной программе магистратуры или специалитета.

Содержание программы вступительных испытаний для будущих аспирантов соответствует основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую абитуриент освоил за время обучения в вузе и учитывает уровень подготовки выпускников, освоивших образовательные программы по другим специальностям и направлениям подготовки.

Вступительный экзамен по этнографии, этнологии и антропологии является формой проверки профессиональной готовности будущих аспирантов к выполнению профессиональной деятельности и решению комплекса педагогических, творческих, исследовательских задач в исследовательской работе, в сфере школьного и вузовского образования. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности будущих аспирантов к решению широкого комплекса научных, образовательных задач в сфере образования и исследовательской работы.

Вопросы вступительного экзамена соотнесены с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История, направлениям подготовки магистратуры 050100.68 Педагогическое образование/профиль Историческое образование, которую выпускник педагогического вуза освоил за период обучения, а также с требованиями образовательной программы направления подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология.
Цель и задачи вступительного испытания
Цель вступительного экзамена в аспирантуру по этнографии, этнологии и антропологии- оценить готовность будущего аспиранта (выпускника вуза) к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.

Задачи экзамена:

  1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.

  2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.

  3. Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.


Требования к уровню подготовки абитуриентов
На экзамене поступающие должны продемонстрировать:

- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;

- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;

- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности.
Форма и процедура вступительного испытания
Порядок проведения вступительного экзамена в аспирантуру по этнографии, этнологии и антропологии определяется Правилами приема абитуриентов в СурГПУ.

Вступительный экзамен проводится по утвержденному председателем приёмной комиссии СурГПУ расписанию.

Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором СурГПУ.

Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается один из проректоров СурГПУ, в состав комиссии входят не менее двух членов из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих достаточный опыт работы в научной сфере.

Форма вступительного испытания по археологии – экзамен в устной форме.

Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Вступительное испытание в аспирантуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.

Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене абитуриенты могут пользоваться:

  • программой вступительного экзамена в аспирантуру;

  • историческими источниками.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы в соответствии с Правилами приёма абитуриентов в Сургутский государственный педагогический университет.

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.
Характеристика структуры экзаменационного билета
Количество билетов по этнографии, этнологии и антропологии составляет 17, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме выпускной квалификационной работы, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты.

Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер и отражают область предметных знаний: общие вопросы этнографии, классификации этносов и этнических процессов, историю зарубежной и отечественной этнографии, этнический состав различных регионов Земли.

Содержание представленных вопросов позволяет абитуриентам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историко-этнографическом материале.

В рамках общетеоретических вопросов абитуриент должен продемонстрировать:

  • умение давать определения понятий;

  • умение выделять и ранжировать признаки понятий;

  • умение соотносить общенаучные (модель) и специальные понятия;

  • умение сравнивать положения различных отечественных и зарубежных этнографических школ;

  • умение давать оценку историческим явлениям или процессам в соответствии с критериями;

  • знание конкретной характеристики этносов отдельных регионов мира исходя из истории их развития.

Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают весь комплекс вопросов современной этнографической теории, проверяют уровень владения абитуриентами специальными историческими и этнографическими умениями и навыками.
Критерии оценки выполнения экзаменационного задания
Критериями оценки устного ответа поступающего в аспирантуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

  • представлена логичная структура;

  • грамотно определены этнографические понятия;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • выводы аргументированы и структурированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • абитуриент демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках представленного реферата;

«отлично»

 

2.

  • представлена логичная структура;

  • определены этнографические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, но могут быть допущены фактические ошибки;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;

  • выводы аргументированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • абитуриент демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;

«хорошо»


3.

  • имеются фактические ошибки в содержании;

  • могут быть допущены нарушения логики и структуры;

  • этнографические понятия определены не полностью;

  • не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • не выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • представлено собственное методическое творчество;

  • абитуриент демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленного реферата;

«удовлетворительно»


4.

  • допущены грубые фактические и теоретические ошибки;

  • ответ не структурирован, отрывочен, отсутствует логика и доказательность представленных положений;

  • отсутствуют оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • собственное методическое творчество не представлено;

  • абитуриент демонстрирует недостаточный уровень овладения профессиональными умениями в рамках представленных заданий;

  • абитуриент не является на экзамен;

«неудовлетворительно»




Содержание программы
Раздел 1. Теория этнографической науки
Общие вопросы этнографии
Соотношение понятий этнология, история, этнография, культурная и социальная антропология. Эволюция представлений о предмете этнологии. Строение этноса. Исторические типы этноса. Теоретическая разработка и проблема категории «этнос». Взгляды С.М. Широкогорова, Л.Н. Гумилева, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, В.В. Пименова и др.

Этнические общности. Сущность этой категории. Типы этнических общностей. Структура этноса. Этнонимия. Проблема этнических границ. Теории этногенеза. Структура и компоненты этнического самосознания.

Междисциплинарный характер этнографии. Этнопсихология и этносоциология. Этнодемография и этническая картография. Прикладной характер современных этнографических исследований.
Классификации в этнографии, типы этнических процессов
Хозяйственно-культурные типы. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические (историко-культурные) области. Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Основные признаки хозяйственно-культурного типа. Соответствие хозяйственно-культурных типов этапам развития хозяйства.

Географическая классификация: регионы и группы этносов. Антропологическая классификация: антропологический состав современного населения мира. Лингвистическая классификация: языковой состав населения мира. Конфессиональная классификация: религия как элемент культуры этноса.

Этно-эволюционные и этнотрансформационные этносоциальные процессы. Межэтническая напряженность и формы ее проявления. Межэтнические конфликты. Пути предупреждения этнических конфликтов.

Этногенез: его основные определения и концепции. Соотношение понятий этногенеза и этнической истории. Связь этнической истории с социально-экономической, политической, культурной историей народов. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева и ее критика в отечественной этнографии.

Ранние формы религиозных представлений. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Магия. Появление специалистов культа. Шаманизм. Культ предков. Пантеон богов. Складывание религиозных систем (политеистических религий). Ископаемые люди современного типа – кроманьонцы (неоантропы). Биологические особенности и характеристика образа жизни верхнепалеолитического человека. Происхождения Homo sapiens и проблема преемственности. Территории расселения верхнепалеолитических людей, локальные варианты.

Связь факторов формообразования Homo sapiens и расогенеза. Понятие популяции. Раса как совокупность популяций. Морфологические особенности монголоидов, европеоидов, негроидов. Физиологическая специфика рас. Изоляция как главное условие расогенеза. Географические и социальные факторы расообразования..
Раздел 2. История этнографической науки
История зарубежной этнографии
Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в древности и в средние века. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в XVI–XVII вв. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в XVIII – первой половине XIX вв. Предпосылки зарождения и становления антропологии как науки. Ранние эволюционисты.

Общая характеристика эволюционизма, его достоинства и недостатки. Основные направления диффузионизма. Школа «культурных ареалов». Функционализм как способ изучения культур. Особенности структурно-функционального подхода. Социологическое направление в этнологии. Школа Э. Дюркгейма. «Историческая школа» в американской антропологии и Ф. Боас. Школа «культура и личность» и психоанализ. Школа «культура и личность» и этнография детства. Психоаналитическая концепция культуры и личности З. Фрейда. К.Г. Юнг и проблема «коллективного бессознательного» в различных культурах. Основные результаты этнопсихологических исследований. Построение структурно-семиотических моделей функционирования различных явлений бесписьменной культуры как одна из важнейших целей структурной антропологии. Постструктурализм и постмодернизм в этнологии. Интерпретативная антропология К.Гирца.
История отечественной этнографии
Зарождение отечественной этнографической науки. Ранние этнографические описания. Институционализация отечественной этнологии (этнографии). Создание Отделения этнографии Русского географического общества. Разработка теоретических основ этнологии. Мифологическая школа. Развитие этнологического изучения зарубежных стран. Эволюционизм в российской этнологии. Развитие комплексных методов этнологических исследований. Критика эволюционизма.

Отечественная этнология после 1917 г. Развертывание полевых этнологических исследований. Усиление с конца 20-х гг. насаждения вульгарного догматического марксизма в отечественной этнологии. Искоренение инакомыслия. Деградация полевых исследований. Достижения отечественной этнологии. Развитие теории этноса. Зарождение этносоциологии. Отечественная этнология в период Перестройки и в постсоветский период.
Раздел 3. Этнический состав мира
Этническая характеристика народов Европы
Западная Европа. Этнокультурный состав региона. Этногенез и этническая история. Проблемы происхождения и эволюции индоевропейской языковой общности. Современная этнокультурная ситуация в Западной Европе. Миграционные процессы. Национальные меньшинства Западной Европы. Традиционные хозяйственные системы народов Западной Европы и их трансформация в эпоху модернизации.

Центральная Европа. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Численность, расселение и природные условия обитания народов Центральной Европы: история и современное состояние. Традиционные хозяйственные системы народов Центральной Европы и их трансформация в эпоху модернизации. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Центральной Европы: история и современность. Конфликтогенные зоны Центральной Европы. Новейшие межэтнические и межконфессиональные конфликты: причины, угрозы, опыт разрешения. Проблемы демографического и этнокультурного воспроизводства у народов Центральной Европы и этнических меньшинств. Современные социальные проблемы и миграционные процессы Центральной Европы.

Восточные славяне и неславянские народы Восточной Европы. Численность, расселение и природные условия обитания народов Восточной Европы: история и современное состояние. История государственности в Восточной Европе. Политическая антропология Восточной Европы. Мировые религии и особенности их функционирования в регионе. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Восточной Европы: история и современность. Конфликтогенные зоны Восточной Европы. Новейшие межэтнические и межконфессиональные конфликты: причины, угрозы, опыт разрешения. Проблемы демографического и этнокультурного воспроизводства у народов Восточной Европы и этнических меньшинств.
Этническая характеристика народов Северной и Южной Америки
Этническая характеристика населения Северной Америки. Общие сведения о континенте и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные этнокультурные и языковые общности индейцев и эскимосов. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Шаманизм и его специфические формы в Северной Америке. Индейцы и эскимосы в период колонизации и на современном этапе. Ранний период взаимодействия с колонизаторами. Процессы аккультурации. Современные нации. Складывание новых этнических общностей. Процессы культурного взаимодействия переселенцев из Европы, Азии и из других частей света. Этнокультурные характеристики современного населения.

Этническая характеристика населения Южной Америки. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Хозяйственные системы в доколониальный период. Формирование государств в Южной Америке. Автохтонные религиозные системы в Южной Америке. Южная Америка в период колонизации и постколониальный период. Процессы аккультурации в различных автохтонных южноамериканских сообществах. Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Южной Америке. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев из Европы и Африки. Этнокультурные характеристики современного населения Южной Америки. Современные государственные образования и этнокультурные процессы.
Этническая характеристика народов Австралии и Океании
Этническая характеристика населения Австралии. Общие сведения о континенте и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные этнокультурные и языковые общности аборигенов. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Австралийская нация. Проблемы социоантропологического развития переселенцев. Складывание новых этнических общностей. Процессы культурного взаимодействия переселенцев из Европы, Азии и из других частей света. Этнокультурные характеристики современного населения.

Этническая характеристика населения Океании. Этнокультурный состав региона. Проблема освоения человеком островного мира. Этногенез. Хозяйственные системы в доколониальный период. Автохтонные религиозные системы в Океании. Верования и организационные институты. Политеистические религии и институт жречества. Океания в период колонизации и постколониальный период. Процессы аккультурации в различных автохтонных океанийских обществах. Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Океании. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев нового и новейшего времени. Этнокультурные характеристики современного населения Океании. Современные государственные образования и этнокультурные процессы.
Этническая характеристика народов Африки
Этнокультурный состав региона. Этногенез и этническая история. Древнейшие находки ископаемых людей в Африке. Австралопитеки. Олдувайские находки (Танзания). Основные моменты этнической истории африканского континента до прихода европейцев. Колониальный период в истории Африки и его влияние на этническое развитие. Образование независимых государств. Антропологический состав населения Африки. Народы Северной Африки. Особенности хозяйственной деятельности. Материальная и духовная культура. Духовная культура. Этнографическая характеристика пигмеев. Религиозные верования пигмеев. Бушмены и готтентоты. Население Мадагаскара и других островов Индийского океана.

Южная Африка. Хозяйственные системы в доколониальный период. Автохтонные религиозные системы в Африке. Верования и организационные институты. Процессы аккультурации в различных автохтонных африканских обществах. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Складывание новых этнических общностей в Африке. Процессы культурного взаимодействия автохтонного населения и переселенцев нового и новейшего времени. Этнокультурные характеристики современного населения Африки. Современные государственные образования и этнокультурные процессы. Этнополитические конфликты в современной Тропической Африке. Опыт межрасовых и межэтнических контактов.
Этническая характеристика народов Азии
Этническая характеристика населения Юго-Восточной Азии (ЮВА). Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Автохтонные религиозные системы региона, мировые и экзогенные религии. Народы ЮВА в период европейской колонизации и на современном этапе. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов ЮВА и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Этническая характеристика населения Восточной Азии. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Автохтонные религиозные системы региона (традиционные верования, конфуцианство, даосизм, синтоизм) и мировые религии. Восточная Азия в период европейской колониальной экспансии и на современном этапе. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Вестернизация и американизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Восточной Азии и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Этническая характеристика населения Южной Азии. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Кастовая система. Система джаджмани. Индуизм, ислам, буддизм, традиционные верования. Южная Азия в период британской колонизации. Национальные движения и последствия их деятельности. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Вестернизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов Южной Азии и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Народы Центральной Азии и Казахстана. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Традиционные религиозные верования региона и мировые религии (ислам, буддизм). Казахстан и западная часть Центральной Азии в период интеграции в Российское/Советское государство и в постсоветский период. Процессы аккультурации в различных сообществах региона. Формы сопротивления коренного населения политическому и культурному давлению пришлого населения. Вооруженное противодействие и его наиболее впечатляющие примеры (битва за Геок-Тепе). Поиски путей сохранения культурного наследия. Национальные движения и последствия их деятельности. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Межэтнические конфликты. Современные этнокультурные процессы. Аннексия Китаем восточной части Центральной Азии. Процессы аккультурации в различных сообществах региона.

Этническая характеристика населения Ближнего и Среднего Востока (БСВ). Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Ислам и традиционные верования. БСВ в период европейской колониальной экспансии. Национальные движения и последствия их деятельности. Движения за арабское единство. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Исламский радикализм: идеология и организационные формы. Вестернизация. Движения за сохранение культурной идентичности. Современные этнокультурные процессы. Особенности межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов БСВ и современные межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Этническая характеристика народов России
Восточнославянские народы России. Происхождение восточных славян. Основные этапы этнической истории восточных славян. Образование древнерусской народности. Ассимиляция неславянского населения и вхождение части его в древнерусскую народность. Современное расселение русских, украинцев и белорусов. Духовная культура восточных славян. Изменение религиозной ситуации в последние годы. Современные этнокультурные процессы у восточных славян.

Народы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера европейской части России. Общие сведения о регионе и его населении. Происхождение и ранняя история коренного населения. Формирование современного этнического состава. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Элементы тотемизма. Шаманизм. Коренные народы Сибири в период ее освоения русскими и на современном этапе. Ранний период взаимодействия. Процессы аккультурации. Движения сопротивления (военные, религиозные, политические). Процессы культурного взаимодействия переселенцев и коренных народов Сибири. Этнокультурные характеристики современного населения. Современная административная система.

Народы Кавказа. Этнокультурный состав региона. Этногенез. Традиционные хозяйственные системы. Автохтонные религиозные системы региона. Традиционные верования и мировые религии. Кавказ и Закавказье в период интеграции в Российское/Советское государство и в постсоветский период. Процессы аккультурации в различных сообществах региона. Формы сопротивления коренного населения политическому и культурному давлению пришлого населения. Вооруженное противодействие и его наиболее впечатляющие примеры («Кавказские войны»). Поиски мирных путей сохранения культурного наследия. Стремление к национальной интеграции, почвеннические движения и их последствия. Синтетические религии и их социокультурное воздействие. Трансформация традиционных структур, их приспособление к современным условиям. Межэтнические конфликты. Современные этнокультурные процессы.

Фонды оценочных средств
Примерные вопросы


  1. Предмет и задачи этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии.

  2. Соотношение понятий народ, этнос и нация.

  3. Методы этнологического и этнографического исследования.

  4. Виды классификации народов мира.

  5. Этноконфессиональная характеристика народов мира.

  6. Характеристика первобытных верований.

  7. Этногенез и типы этнических процессов.

  8. Расы и расогенез.

  9. Теория хозяйственно-культурных типов и ее аналоги.

  10. Междисциплинарный характер этнологии.

  11. Возникновение этнографии как науки.

  12. Эволюционистская школа в этнографии.

  13. Диффузионистская школа в этнографии.

  14. Функционализм в этнологии.

  15. Историческая школа в этнографии.

  16. Психологическое направление в этнографии.

  17. Структурная антропология.

  18. Основные направления исследований в зарубежной этнологии XX в.

  19. Отечественная этнография до 1917 г.

  20. Отечественная этнография в советский период.

  21. Современное состояние отечественной этнологической науки.

  22. Дискуссии об этничности в современной зарубежной науке.

  23. Этническая характеристика населения Западной и Центральной Европы.

  24. Этническая характеристика населения Восточной Европы.

  25. Этническая характеристика населения Северной Америки.

  26. Этническая характеристика населения Латинской Америки.

  27. Этническая характеристика населения Австралии и Океании.

  28. Этническая характеристика населения Южной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии

  29. Этническая характеристика населения Передней Азии.

  30. Этническая характеристика населения Центральной Азии.

  31. Этническая характеристика населения Северной Африки.

  32. Этническая характеристика населения Южной Африки.

  33. Этническая характеристика населения европейской России.

  34. Этническая характеристика населения Сибири и Дальнего Востока.


Основная литература


  1. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.М., Бурова Е.М. Архивоведение.- М.: «Академия», 2007 – 220 с.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 440 с.

  3. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века / под ред. В.А. Тишкова. – М.: Наука, 2004. – 716 с.

  4. Галустова О.В. Этнопсихология. Конспект лекций. – М.: Приороиздат, 2005. – 160 с.

  5. Гололобов Е.И. История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ вв.). - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 122 с.

  6. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях модернизации общества. – Новосибирск, 2005.

  7. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. Учебно-справочное пособие. – М.: Изд-во Флинта, 2004. – 312 с.

  8. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 381 с.

  9. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. - М.: Наука, 2005. - 805 с.

  10. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. – СПб.: Петрополис, 2007. – 174 с

  11. Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология. – Мн.: Харвест, 2004. – 384 с.

  12. Поляничкина Г.А. Этнография: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 159 с.

  13. Сибирь в составе Российской империи / отв. ред.: Л.М. Дамешек, А.В. Ремнев. - М., 2007.

  14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с.

  15. Тишков В.А. Наука и жизнь. Разговоры с этнографами. – СПб.: Алетейя, 2008. – 175 с.


Дополнительная литература


  1. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

  2. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

  3. Андрианов Б.В. , Марков Г. Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. 1990. № 8.

  4. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1987.

  5. Арутюнян Ю.В.   Этносоциология : учеб. пособие для вузов. М., 1999.

  6. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

  7. Брук С. И. , Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР. М., 1991.

  8. Брук, С.И. Население мира : этнодемографический справ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986.

  9. Геллнер Э. Нации и национализм М., 1992.

  10. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997

  11. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

  12. Концепции зарубежной этнологии: критические этюды. М., 1976.

  13. Культура и быт народов Зарубежной Европы. Этнографические исследования. М., 1967.

  14. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

  15. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  16. Мастюгина, Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение : (учеб. пособие). М., 1997.

  17. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

  18. Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 1988.

  19. Народы России: энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. М, 1994.

  20. Население мира : демогр. справ. / сост. В.А. Борисов. М., 1989.

  21. Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии / отв. ред. В.П. Алексеев. М., 1968.

  22. Садохин А.П.   Этнология: учеб. пособие для студентов вузов по гуманитарным специальностям. М., 2004.

  23. Садохин А.П.   Этнология: Учеб. словарь. для студентов вузов. М., 2002.

  24. Свод этнографических понятий и терминов. Соционормативная культура. М., 1986.

  25. Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М., 1988.

  26. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  27. Токарев С. А. История русской этнографии. М., 1966.

  28. Токарев С. А. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. М., 1958.

  29. Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 1991.

  30. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1984.

  31. Этническая психология и общество. М., 1997.

  32. Этнические процессы в странах Южной Азии. М., 1976.

  33. Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1988.

  34. Этнография народов Сибири / отв. ред. И.Н. Гемуев, Ю.С. Худяков. Новосибирск, 1984.

  35. Этнология: Учеб. пособие для студентов вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. М., 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДепартамент образования и науки ханты-мансийского автономного округа...
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПостановление от 10 ноября 2010 г n 292-п о порядке и условиях оплаты...
Российской Федерации, статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2004 года n 77-оз "Об оплате труда...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconСреднего профессионального образования ханты-мансийского автономного...
Полное наименование учреждения: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconРаспоряжение 15. 08. 2011 №
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconКонкурс на замещение должности директора казённого предприятия Саратовской...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет icon1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг»
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПравительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры Департамент...
Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл)
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПостановление От 30 марта 2012 г. N 117-п об аттестации руководителей...
Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДепартамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconДоклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам...
Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2012 2015 годы (далее – Доклад) подготовлен...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconПриказ №224 Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2010 года №313-о/42 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет icon№1(Р. п- 36) Организация работы гинекологического стационара
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного округа Югры Ханты-Мансийский...
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет iconО порядке проведения конкурса «Учитель года города Когалыма 2014»
Когалыма-2014» (далее – Конкурс) является муниципальным этапом регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск