Скачать 171.96 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН АРХЕОЛОГИЯ Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология 2014 г. Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса Программа утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин 5 марта 2014 года, протокол № 8. Археология: Программа вступительных испытаний для абитуриентов направления подготовки 46.06.01 История и археология / Сост. Т.Н. Глушкова, О.Н. Стафеев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. Программа предназначена для лиц, сдающих вступительный экзамен по направлению подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология. Настоящая программа вступительных испытаний по археологии включает пояснительную записку, в которой определены цель, задачи вступительного испытания, выделены требования к ответам и критерии их оценивания, описана процедура проведения экзамена, представлено содержание программы, дан примерный перечень вопросов и необходимых источников информации, сформулированы методические рекомендации абитуриентам. Программа вступительного экзамена в аспирантуру разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры. . © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 Пояснительная записка Общие положения Программа вступительного экзамена в аспирантуру по археологии, методические рекомендации, составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации. В аспирантуру по направлению подготовки 46.06.01 История и археология принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и завершившие полный курс обучения по образовательной программе магистратуры или специалитета. Содержание программы вступительных испытаний для будущих аспирантов соответствует основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую абитуриент освоил за время обучения в вузе и учитывает уровень подготовки выпускников, освоивших образовательные программы по другим специальностям и направлениям подготовки. Вступительный экзамен по археологии является формой проверки профессиональной готовности будущих аспирантов к выполнению профессиональной деятельности и решению комплекса педагогических, творческих, исследовательских задач в исследовательской работе, в сфере школьного и вузовского образования. Экзамен имеет интегрированный и комплексный характер, что позволит определить уровень теоретической и практической готовности будущих аспирантов к решению широкого комплекса научных, образовательных задач в сфере образования и исследовательской работы. Вопросы вступительного испытания соотнесены с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История, направлениям подготовки магистратуры 050100.68 Педагогическое образование/профиль Историческое образование, которую выпускник педагогического вуза освоил за период обучения, а также с требованиями образовательной программы направления подготовки аспирантуры 46.06.01 История и археология. Цель и задачи вступительного испытания Цель вступительного испытания в аспирантуру по направлению подготовки 46.06.01 История и археология - оценить готовность абитуриента к организации и осуществлению научно-исследовательской работы. Задачи экзамена:
Требования к уровню подготовки абитуриентов Вступительный экзамен в аспирантуру по направлению подготовки 46.06.01 История и археология является одной из форм проверки профессиональной готовности абитуриента к решению комплекса профессиональных задач. На экзамене поступающие должны продемонстрировать: - способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме; - способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников; - способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности. Форма и процедура вступительного испытания Порядок проведения вступительного экзамена в аспирантуру по археологии определяется Правилами приема абитуриентов в СурГПУ. Вступительный экзамен проводится по утвержденному председателем приёмной комиссии СурГПУ расписанию. Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза. Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором СурГПУ. Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается один из проректоров СурГПУ, в состав комиссии входят не менее двух членов из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих достаточный опыт работы в научной сфере. Форма вступительного испытания по археологии – экзамен в устной форме. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме. Вступительное испытание в аспирантуру проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек. Для подготовки к ответу на вопросы междисциплинарного вступительного экзамена абитуриенту отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут. На экзамене абитуриенты могут пользоваться:
Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми абитуриентами группы в соответствии с Правилами приёма абитуриентов в Сургутский государственный педагогический университет. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья: допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором); поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний; поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами. Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья: а) для слепых: - задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; - письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20); в) для глухих и слабослышащих: - обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме. Характеристика структуры экзаменационного билета Количество билетов по истории и методике преподавания составляет 15, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме выпускной квалификационной работы, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты. Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер и отражают область предметных знаний: предмет курса археологии, понятийный аппарат археологии как науки, история ее развития, методика исследований, характеристика наиболее известных археологических культур в рамках принятой периодизации. Содержание представленных вопросов позволяет абитуриентам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историческом материале. В рамках общетеоретических вопросов абитуриент должен продемонстрировать:
Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают весь древний период истории, проверяют уровень владения абитуриентами специальными историческими умениями и навыками. Критерии оценки выполнения экзаменационного задания Критериями оценки устного ответа поступающего в аспирантуру являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др. Результаты экзамена определяются по 5-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Содержание программы Раздел 1. Теория современной археологии Предмет и задачи археологии. Место среди других дисциплин. Понятие «археологический источник», его свойства. Понятие «артефакт», виды артефактов. Понятие «археологическая культура», критерии выделения. Археологическая культура и этнос. Понятие «археологический памятник». Виды археологических памятников. Методы археологических исследований. Три уровня методов. Полевые методы в археологии. Методы извлечения информации из археологических источников. Методы интерпретации информации. Периодизация и датировка в археологии. Первобытное искусство: проблема происхождения по данным археологии. Раздел 2. Историография современной археологии Этапы развития археологии в России. Возникновение и начальный этап развития русской археологии. Демократический период развития русской археологии. Централизация и идеологизация науки, внедрение принципов марксистской идеологии. Современный период. Методологические и теоретические проблемы современной археологии История изучения каменного и бронзового веков в отечественной археологии. Центры изучения эпохи камня в нашей стране. Личности исследователей. История изучения раннего железного века в отечественной историографии. Раскопки скифских памятников в дореволюционной России. Изучение номадистики в советский период. Раскопки «замерзших» могил Алтая. Современные вопросы в изучении раннего железного века в российской археологии. История изучения средневековой археологии в отечественной историографии. Развитие археологии средневековья. Изучение археологических памятников славян, тюрок, финно-угорская археология. Современные вопросы археологии средневековья. Раздел 3. Традиционные технологии древности: основные виды, их характеристика, источниковедческие возможности Технология обработки камня. Технология керамического производства: этапы, источники, методы изучения. Технология бронзолитейного производства: этапы, тенденции, локальные особенности. Технология железоделательного производства. Роль железных орудий в производстве и железного оружия в военном деле. Раздел 4. Общая характеристика археологических культур на территории России эпохи камня – раннего железного века Археологические памятники Евразии эпохи палеолита и мезолита. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита. Неолит Западной Сибири. Понятие «энеолит». Энеолитические культуры Восточной Европы и Северной Азии. Бронзовый век – новый этап социально-экономического развития древних обществ. Бронзовый век Западной Сибири. Бронзовый век лесной полосы России и евразийских степей: сравнительная характеристика. Ранний железный век: общая характеристика археологических культур на территории России, локальные особенности, связи с сопредельными территориями. Культура скифов и сарматов. Раздел 5. Становление государственности. Археологические памятники раннего железного века - средневековья Становление древнейшей государственности. Археология тюрок. Античные государства Северного Причерноморья. Этногенез восточных славян по археологическим данным. Археология древних и средневековых русских городов. Фонды оценочных средств Примерные вопросы
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... ... | Высшего профессионального образования ханты-мансийского автономного... ... | ||
Департамент образования и науки ханты-мансийского автономного округа... Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки | Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное... Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту... | ||
Постановление от 10 ноября 2010 г n 292-п о порядке и условиях оплаты... Российской Федерации, статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2004 года n 77-оз "Об оплате труда... | Среднего профессионального образования ханты-мансийского автономного... Полное наименование учреждения: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры... | ||
Распоряжение 15. 08. 2011 № Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту... | Конкурс на замещение должности директора казённого предприятия Саратовской... Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту... | ||
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту... | Правительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры Департамент... Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Мы славим мужество и подвиг Ваш» (7 – 1 кл) | ||
Постановление От 30 марта 2012 г. N 117-п об аттестации руководителей... Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в целях повышения эффективности работы государственных учреждений, подведомственных Департаменту... | Департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного... Методические материалы для студентов дневного отделения | ||
Доклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам... Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2012 2015 годы (далее – Доклад) подготовлен... | Приказ №224 Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2010 года №313-о/42 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию... | ||
№1(Р. п- 36) Организация работы гинекологического стационара Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного округа Югры Ханты-Мансийский... | О порядке проведения конкурса «Учитель года города Когалыма 2014» Когалыма-2014» (далее – Конкурс) является муниципальным этапом регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства... |